Эксплуатация стреловых кранов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксплуатация стреловых кранов



 

Установка стреловых самоходных кранов производится на спла­нированной и подготовленной площадке с учетом категории грунта. Кран должен быть установлен на утрамбованной с плотным осно­ванием площадке, угол наклона которой не превышает 3°. На свеженасыпанный грунт, трубо- и газопроводы устанавливать кран запрещается. Кран устанавливается на все четыре опоры, под ко­торые должны быть подложены инвентарные подкладки. При ус­тановке крана на опоры и освобождении его от опор крановщику запрещается находиться в кабине.

Расстояние от поворотной части крана до строений, штабе­лей и других предметов должно быть не менее 1 м. Установка стреловых самоходных кранов вблизи траншей и котлованов, как правило, зависит от качества грунта и глубины котлована. Ори­ентировочно это расстояние равно глубине котлована плюс 1 м, т.е. L > Нк + 1, где L — расстояние от основания откоса до ближайших опор крана (м); Нк — глубина котлована (м). Эти расстояния должны быть приведены на лицевой стороне путевого диета крана. В случае если это расстояние будет меньше, то откос должен быть укреплен.

При работе самоходного стрелового крана возникает зона, где можно получить травму от падающего груза. Эта зона называется Опасной. Опасная зона определяется наибольшим вылетом (Lmax) плюс 0,6 длины наибольшего груза (L,v) плюс расстояние, зави­сящее от высоты подъема груза (отлет). Отлет равен 0,3 высоты подъе­ма (Н) плюс 1 м, т.е. размер опасной зоны равен Lmax + 0,6Lгр+ отлет; отлет равен 0,3 Н + 1 м. Вылетом грузоподъемных кранов называется расстояние по горизонтали от оси вращения поворот­ной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа.

Опасная зона при работе башенного крана определяется выле­том плюс половина длины наибольшего груза плюс расстояние, зависящее от высоты подъема груза (отлет), т.е. опасная зона рав­на Lmax + 0,5 Lгр + отлет.

Глубина котлована, м............До 10 10...20 20...70 70... 100

Отлет, м...................................До4 4...7 7...10 10...15

Опасной зоной на перекрытии строящихся зданий является зона под стрелой на высоте до 2,3 м.

При установке башенных и козловых кранов расстояние по горизонтали между выступающими частями этих кранов и строе­ниями, штабелями грузов и другими предметами, расположен­ными на высоте до 2 м от уровня земли, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2 м — не менее 400 мм.

Производство погрузочно-разгрузочных работ кранами, как правило, выполняется по разработанным технологическим кар­там. К строповке грузов допускаются только обученные и аттесто­ванные стропальщики, обеспеченные отличительными знаками (повязками). Строповка производится в соответствии со схемами строповки, которые должны быть вывешены в местах производ­ства работ или выданы на руки стропальщикам и крановщикам. Необходимо: обеспечить стропальщика испытанными и маркиро­ванными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой надлежащей грузоподъемности; определить площадки и места скла­дирования грузов, оборудовать их необходимыми прокладками и другой технологической оснасткой; установить порядок обмена сигналами между крановщиком и стропальщиком.

На месте производства работ не допускается нахождение лиц, не имеющих отношение к производимой работе. Стропальщик не должен находиться возле груза, если он поднят на высоту более 1 м. Не допускается нахождение людей в автомашинах, в полува­гонах, на железнодорожных платформах при погрузке или раз­грузке их. При подъеме груза он предварительно поднимается на высоту не более 200...300 мм для проверки правильности стро­повки и надежности действия тормозов.

При производстве работ по подъему (опусканию) грузов из колодцев, траншей, котлованов необходимо убедиться в доста­точной длине каната. Следить за тем, чтобы на барабане остава­лось не менее 1,5 витка каната. Перед подъемом груза надо опус­тить крюк без груза. Стропальщик в колодце, траншее, котловане не должен находиться под грузом.

Подъем баллонов со сжатым газом допускается только в спе­циальном запирающемся контейнере, предохраняющем баллоны от возможных толчков и падения. Крюки кранов и стропов долж­ны иметь предохранительные замки, исключающие расцепление.

Подъем баллонов, заполненных ядовитыми газами, допуска­ется лишь кранами, у которых механизм подъема груза и измене­ние вылета оборудованы двумя тормозами.

Установка и работа самоходных кранов ближе 30 м от ЛЭП напряжением более 42 В должны производиться при соблюдении следующих условий:

издается приказ о работе вблизи ЛЭП;

крановщику выдается наряд-допуск на руки перед началом ра­боты и проводится инструктаж;

установка и работа крана производятся под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство ра­бот кранами;

ответственный за безопасное производство работ должен ука­зать крановщику место установки крана и произвести запись в вахтенном журнале или путевом листе: «Установку крана прове­рил. Работу разрешаю»;

при производстве работ краном в охранной зоне ЛЭП наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения орга­низации, эксплуатирующей ЛЭП;

в путевом листе крановщика должен стоять штамп о запреще­нии самовольной установки крана для работ вблизи ЛЭП.

Все краны, направляемые на объекты производства работ, должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин (кранов) (ПУГЭК). Они должны быть оборудованы приборами и устройствами безопас­ности.

Стреловые самоходные краны должны иметь (рис. 12.3):

концевые выключатели: механизма подъема грузозахватного органа в его верхнем и нижнем положениях; механизма измене­ния вылета в крайних положениях стрелы;

ограничитель грузоподъемности;

указатель грузоподъемности и вылета;

указатель угла наклона крана (креномер);

прибор, включающий звуковой сигнал при приближении стре­лы крана к линии электропередач;

звуковой сигнальный прибор.

Рис. 12.3. Размещение приборов и устройств, обеспечивающих безопасную работу самоходных кранов:

1 — указатель угла подъема стрелы: 2 — датчик усилий ограничителя грузоподъемности; 3 — датчик ограничителя подъема стрелы; 4 — панель сигнализации ограничителя грузоподъемности; 5 - релейный блок ограничителя грузоподъемности; б — ограничитель высоты подъема крюка (груза); 7 — предохранительное устройство от запрокидывания стрелы; 8~ звуковой сигнал; 9 — креномер; 10 — прибор сигнализации и отключения крана при работе вблизи линий электропередач

 

Рис. 12.4. Размещение приборов и устройств, обеспечивающих безопасную работу башенного крана:

 

1 — прибор сигнализации и отключения крана вблизи линий электропередач; 2 — анемометр; 3 — датчик усилий ограничителя грузоподъемности; 4 — датчик ограничителя угла подъема стрелы: 5 — концевой выключатель ограничителя высоты подъема крюка (груза); 6 — звуковой сигнал; 7 — концевой выключатель ограничителя поворота башни; 8 — панель сигнализации ограничителя грузоподъемности; 9 — релейный блок ограничителя грузоподъемности: 10 — концевой выключатель ограничителя передвижения крана; 11 — инвентарная путевая линейка; 12 — тупиковые упоры; 13- противоугонные устройства

 

Башенные краны должны иметь (рис. 12.4):

концевые выключатели: механизма подъема грузозахватного органа в его верхнем и нижнем положениях; механизма измене­ния вылета в крайних положениях стрелы; механизма передвиже­ния крана и тележки (каретки);

ограничитель грузоподъемности;

анемометр;

нулевую блокировку контроллеров;

звуковой сигнальный прибор;

приспособление для запирания в отключенном положении ру­бильника (выключателя), подающего напряжение на гибкий ка­бель;

противоугонные захваты;

опорные детали;

упоры и буфера;

аварийный выключатель;

приспособление для запирания на замок вводного устройства и панели управления.

Все краны перед эксплуатацией должны быть подвергнуты тех­ническому освидетельствованию, которое проводится не реже одного раза в 3 года.

При полном техническом освидетельствовании кран подвергает­ся: осмотру; статическому испытанию; динамическому испытанию.

Перед техническим освидетельствованием ответственный за исправное состояние кранов составляет акт предварительного ос­мотра крана, где отражается состояние металлоконструкций, крю­ка, состояние изоляции, заземления и др. При осмотре крана про­веряется состояние надзора и обслуживания, техническая доку­ментация, техническое состояние крана (металлоконструкции, механизмы, тормоза, приборы безопасности, канаты и др.).

Статическим испытанием проверяется прочность крана, которая проводится нагрузкой, на 25 % превышающей его грузоподъем­ность, в течение 10 мин при поднятии груза на высоту 100...200 мм. При статическом испытании стреловый самоходный кран уста­навливают на ровной горизонтальной площадке с плотным осно­ванием на все дополнительные опоры и прочные инвентарные подкладки. Стрела ставится в положение наименьшей устойчиво­сти (перпендикулярно оси крана).

Динамическое испытание крана проводится нагрузкой, на 10 % Превышающей грузоподъемность крана, с целью проверки дей­ствия его механизмов и тормозов. Техническое освидетельствова­ние кранов проводят ИТР, ответственные по надзору, с участием ИТР, ответственных за содержание крана в исправном состоянии. Результаты технического освидетельствования заносятся в пас­порт грузоподъемной машины. При испытании проводятся мно­гократные подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов машины, предусмотренных инструкцией по эксплуатации.

В процессе эксплуатации СГЗП и тары владелец должен пери­одически проводить их осмотр в следующие сроки:

траверс, клещей и других захватов и тары — каждый месяц;

стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней;

редко используемых СГЗП — перед выдачей их в работу.

Осмотр стропов и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией, определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели, а также методы устранения обнаруженных повреждений.

После ремонта или изготовления СГЗП должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. Сведения об изготовлении СГЗП и тары должны заноситься в журнал. В журнале указываются наи­менования СГЗП и тары, грузоподъемность, номер сертификата на примененный материал, результаты испытания СГЗП или ос­мотра тары. СГЗП должны снабжаться клеймом или биркой с ука­занием номера, грузоподъемности и даты испытания.

При серийном изготовлении СГЗП время выдержки при ис­пытании под нагрузкой составляет не менее 3 мин, а при индиви­дуальном изготовлении — 10 мин. При испытаниях визуально про­веряют отсутствие остаточных деформаций и трещин на внешних поверхностях элементов, повреждений канатных ветвей, а также смещения канатов в креплениях.

После сращивания цепь должна быть испытана нагрузкой, в 1,25 раза превышающей ее расчетное тяговое усилие в течение 10 мин.

Браковка СГЗП и тары производится по инструкции, разрабо­танной специализированной организацией, определяющей бра­ковочные показатели, а при отсутствии инструкции в соответ­ствии с рекомендациями ПУБЭК.

Нормы браковки канатов:

разрыв пряди;

уменьшение диаметра каната в результате поверхностного из­носа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром;

износ или коррозия наружных проволочек каната (уменьше­ние диаметра проволок на 40%);

число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное ниже, где d — диаметр каната, мм:

Длина канатного стропа......................3 d 6d 30d

Число видимых обрывов.......................4 6 16

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов, как признак браковки, должно быть уменьшено:

Уменьшение диаметра проволок

в результате поверхностного

износа или коррозии, %...............10 15 20 25 30 и более

Процент от норм видимых

обрывов проволок..........................85 75 70 60 50

При меньшем, чем указано, числе обрывов проволок канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюде­ния за его состоянием при периодических осмотрах.

Канаты, транспортирующие расплавленный, раскаленный ме­талл, огнеопасные и ядовитые грузы, а также людей, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок. Не допускаются за­ломы, перегибы, перекручивание канатов, местное увеличение диаметра, выдавливание проволок и прядей. Разность длин канат­ных ветвей стропов не должна превышать 1 %. Износ крюков, пе­тель, колец или местное влияние не должны превышать 10 % пло­щади поперечного сечения. Трещины не допускаются.

Не допускаются к эксплуатации стропы с деформированными коушами или при износе последних с уменьшением первоначаль­ных размеров сечения более чем на 15 %, при отсутствии или по­вреждении маркировочной бирки, а также с крюками, не имею­щими предохранительных замков.

Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена более чем на 3 % от первоначального размера и при уменьшении диа­метра сечения звена цепи вследствие износа более чем на 10 %.

Грузоподъемная машина не допускается к работе в следующих случаях:

неисправности крана (тормозов, канатов, лебедок, блокиро­вочных устройств и приборов безопасности, наличие трещин и деформаций металлоконструкций и т.п.);

выявления неисправности пути;

истечения срока технического освидетельствования или нор­мативного срока службы машины;

отсутствия соответствующих СГЗП и тары или их неисправно­сти;

неисправности заземления или электрооборудования;

невыполнения предписаний органов Госгортехнадзора России или лица, ответственного по надзору;

если не назначен ответственный за безопасное производство работ кранами;

если нет аттестованных стропальщиков;

неблагоприятных погодных условий и т.д.

При работе грузоподъемных кранов согласно требованиям ГУБЭК не допускается:

вход в кабину крана во время его движения;

нахождение людей возле работающего стрелового самоходного или башенного крана;

перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении;

перемещение груза с находящимися на нем людьми;

подъем защемленного, примерзшего или залитого бетоном груза;

подтаскивание груза без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;

оттягивание или выравнивание груза во время его подъема, перемещения и опускания;

пользование концевыми выключателями для остановки меха­низмов;

работа при выведенных из действия или неисправных прибо­рах безопасности и тормозах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.049 с.)