Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конституция РФ в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работников на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений — сфере труда. В условиях обеспечения законности на практике существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области. Цель этих органов — не допустить нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий сооружений, требуют устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности. В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и контроль, принято считать, что надзорные функции носят преимущественно властный государственный характер, они осуществляются государственными органами; контроль в большей мере связан общественными функциями — профсоюзами, хотя законодательство использует термин «контроль» и применительно к государственным органам. Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки наподнадзорных и подконтрольных объектах, но и давать администрации обязательные юридические указания об устранении выявленных нарушений или воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности. К органам, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охраной труда, относятся: государственные органы и инспекции, специально уполномоченные на государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, в соответствии с федеральными законами; профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда — согласно положениям об этих инспекциях. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами. Законодательство различает следующие формы надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений. Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть, как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения. Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права. В КЗоТ РФ перечисляются специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов. Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. Федеральный надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе. Государственный энергетический надзор РФ и его органы осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок. Государственный пожарный надзор РФ (Госпожнадзор России) и его органы, входящие в систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой, других правил пожарной безопасности. Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор РФ (Госсанэпиднадзор России) и его органы осуществляют надзор за соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний, приведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населения. В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утвердило Положение о Федеральной инспекции труда. Федеральная инспекция труда — единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. Основной задачей Федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органами местного самоуправления, единениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, осуществив государственные инспекторы труда и иные должностные лица Федеральной инспекции труда. Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции: осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории; расследуют в установленном порядке несчастные случаи на Производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев; рассматривают в соответствии с законодательством Российской федерации дела об административных правонарушениях; информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; обобщают опыт применения законодательства Российской (федерации о труде и охране труда; ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав; готовят отчеты о результатах деятельности инспекции. Положение о Государственной инспекции труда утверждается Министерством труда и социального развития РФ. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития РФ выполняет следующие функции: руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда; обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и подготавливает предложения по их профилактике; готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности Федеральной инспекции труда. Государственные инспекторы труда имеют право: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы; осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий; предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности; привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд. Государственные инспекторы по охране труда имеют право: расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов; требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников; запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя); приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда имеют право: приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений. Надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют профсоюзы (ст. 244 КЗоТ РФ). Однако переданные в свое время, еще в 1933 г. в связи с ликвидацией Наркомата труда, функции надзора и контроля профсоюзам вновь были возвращены государственным органам. Основы законодательства об охране труда изменили формы осуществления этого контроля. Министерство труда РФ 8 апреля 1994 г. разработало и утвердило Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. Уполномоченный наделяется значительными правами. Так же, как и государственный инспектор, он может потребовать приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, выдать обязательное к рассмотрению представление об устранении выявленных нарушений, обратиться в соответствующие органы по поводу привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда или сокрытии фактов негативных случаев на производстве. Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2 лет. Они должны периодически отчитываться на общем собрании перед коллективом и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий, если не выполняют своих функций. Организация выборов возлагается на профсоюзы или иные уполномоченные работниками представительные органы. Если на предприятии несколько профсоюзов или представительных органов, каждому из них предоставлено право выдвигать своих кандидатов на выборы уполномоченных по охране труда.
Глава 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.008 с.) |