Греческая натурфилософия (размышления о природе) как исток и начало западной философской мысли. Первые греческие философы и первые философские проблемы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Греческая натурфилософия (размышления о природе) как исток и начало западной философской мысли. Первые греческие философы и первые философские проблемы»



Вопрос №2

«Мировоззрение как способ ориентации человека в мире. Уровни и компоненты мировоззрения, многообразие различных типов мировоззрения»

 

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания. Мировоззрение – совокупность представлений человека об общей природе мира и самого себя, об отношении себя к миру, об оценке этого мира.

Мировоззрение определяет взаимоотношения в системе: человек – мир; Вселенная (природа); земной мир; социум; духовный мир; Ты (другая личность).

В основе мировоззрения лежит весь опыт, аккумулированный в культуре.

2 основных уровня мировоззрения:

1. индивидуально-личностный, характерен для каждой личности;

определяется следующими факторами:

· изначально присущим от природы личностным мироощущением, особенностями психики каждого индивида (характер, темперамент)

· воспитание, образование, жизненный опыт

2. культурно-исторический (социальный). Мировоззрение появляется на уровне эпох, исторических периодов (Возрождение и др.); мировоззрение социальных общностей, этнических групп.

Этот уровень определяется:

· культурно-историческим мироощущением эпохи или народа (менталитет)

· уровнем знаний, характером культуры той или иной эпохи, народа, общества.

Типы мировоззрения.

1. повседневное (обыденное), складывается в процессе непосредственной жизненной практики. Форма проявления – здравый смысл

2. специализированное мировоззрение. Складывается в рамках определенной формы деятельности (научной, специальности)

3. философское мировоззрение

 

Вопрос №3

«Возникновение философии. Связь ранней философии с мифологией, религией, зарождающейся наукой»

 

Философия как определенная форма мировоззрения возникла примерно в одно и то же время (4 в до н.э.) в древнейших цивилизациях - Китае, Индии, Греции. Слово "философия" в переводе с греческого означает "любовь к мудрости". Впервые это слово стал употреблять греческий мыслитель и ученый Пифагор для обозначения целостного взгляда на мир и учения о правильном образе жизни.

Дофилософской и древнейшей формой миропонимания являлась мифология - египетская, китайская, индийская, греческая. Мифологическое сознание образно, наглядно, эмоционально. Оно во многом наивно, фантастично, связано с одухотворением природы, с верой в различного рода чудесные силы и т.п.

Процесс возникновения философии длительный и сложный. Несмотря на значительные успехи древней цивилизации Вавилонии и Египта, там философия не сложилась из за отсутствия должного уровня свободы как меры самовыживания. В Древнем Китае и Индии она возникла в несколько иных формах, чем на Западе. Древневосточной философии присуще слияние как с обыденным нравственным сознанием, так и с религиозным мифологическим мировоззрением.

В 6 в. д.н.э. в Северной Индии возникает буддизм. Основатель этого учения - Сиддхартха Гаутама, основывает свое учение на теории(догматика), нравственности(аскетика) и практике(созерцание).Суть догматики - жизнь человека неразрывно связана со страданием. Нравственность - неотъемлемое соблюдение нравственной чистоты. Практика - созерцание.

У древних греков философия ассоциировалась с мудростью. Мудрость приписывали богам. Мудростью называли знание о неведомом, дар божий. Мудрость - идеал знаний, без которого человеческая жизнь не может быть полноценной, приобретается собственными усилиями человека.

Возникновение философии связано с социальной потребностью более рациональных форм миропонимания, опирающихся на разум, логические рассуждения, чувственный опыт, критическое сомнение, элементы научного мышления.

В качестве нефилософских форм мировоззрения, помимо мифологического, впоследствии появились и иные: религиозное и научное.

Предпосылки возникновения зарождающейся философской мысли

1. Социально-политические:

Переход от традиционных форм к новым формам социальной организации, требующей более рационального мышления

2. Духовные предпосылки

Определенный рост интеллектуальной зрелости мышления, разума; появляется удивление перед миром, перед неизвестным, непонятным. Сомнение лежит в основе философии как сомнение в полной истинности мифологического мировоззрения. Философия предполагает свободу мысли.

Античная Греция впервые создала предпосылки для свободного мышления:

1. свобода от канонической (жестко фиксированной) религии (в отличии от Востока в Греции не было написано святых канонов)

2. свобода от материальных трудностей

3. политическая свобода (Афинская демократия)

Вопрос №4

Вопрос №5

«Античная философия: главные фигуры, сюжеты, концепции»

Характерным для античных философов был поиск рационалистического осмысления бытия, формирования знаний, оперирующих научными понятиями.

Сократ (470-390 г до н.э.). Учение Сократа состояло в следующем:

Основной философский интерес - человек, человеческое создание ("Знаю, что ничего не знаю", "Познай самого себя").

Существует два уровня сознания:

- субъективное сознание (надиндивидуальное),

- объективное сознание (разум, индивидуальное).

Объективное должно превалировать над субъективным. Разум способен дать не просто индивидуальное мнение, но и всеобщее знание. Это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не в качестве готового => стремление искать истину сообща, в ходе диалогов (ирония). Цель - получение справедливости, добра, лучшего государственного устройства...

Основное внимание - на познание сути добродетели (безнравственный поступок - плод незнания истины, никто не бывает злым по доброй воле). Знание - источник нравственного совершенства.

Платон (427 – 347 г до н.э.) принадлежал к афинской рабовладельческой аристократии.

Наиболее развитую форму античный идеализм получил в философии Платона.

Бытие вечно и неизменно, познаваемое лишь разумом. Бытие множественно (как у Дем.). Бытие – идеальное, бестелесное образование. Сущностью теоретической философии Платона является учение об идеях. Истоки философии Платона – в учении Пифагора о числе, как сущности мира, в учении Сократа о вечных нравственных идеях. «Все становиться, возникает и уничтожается, но никогда не «есть»». Нематериальные, сверхчувственные идеи составляют сущность чувственного мира.

Материальный мир производен от мира идей, те вторичны. Все предметы возникают, гибнут и изменяются, идеи же вечны и неизменны. Между миром идей как подлинным бытием и небытием существует кажущееся бытие (наш мир). Чувственно воспринимаемые предметы –подобие, тень, в которых отраженны определенные образы – идеи (объективный идеализм). Высшая идея – идея красоты и добра.

Гносеология. Истинное познание, проникающее в мир идей, разумное ядро теории – теория познания. Душа вспоминает идеи (возможность самостоятельно вывести теорему Пифагора). Душа бестелесна, бессмертна (разум + воля + влечение).

Теория государства. 3 типа людей в зависимости от того, какая часть души оказывается в них преобладающей:

мудрецы или философы (разум) – правители идеального государства, воины и стражи (благородные страсти: храбрость и воля) - заботятся о безопасности государства, крестьяне и ремесленники (приверженность к телесно – физическому миру) – обеспечивающие материальную сторону жизни государства.

Согласно Платону, справедливое и совершенное государство - высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому Человек живет ради государства, а не ради человека.

Аристотель (384-322 г до н.э.) Основал школу в Афинах, свои теории излагал во время прогулок (перпатео - прогуливаюсь) - перипатетическая школа.

Основа - первая материя. Ее нельзя отождествлять с бытием и нельзя считать простой составляющей конкретного бытия. Наипростейшие определенности этой первой категории - огонь, вода, воздух, земля. Они - промежуточная ступень между первой материей, которая чувственно непостижима и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У вещей можно различать два пары взаимно-противоположных свойств: теплое и холодное, сухое и влажное.

Эти четыре элемента - основа реальных вещей (чувственного восприятия) - существует возможность замены одного элемента другим, т.к. все они являются модификацией первой материи.

Учение о материи. Вещи - комбинации этих элементов. В отличие от материи они постижимы и определимы посредством основных категорий. Они - соединения материи и формы. Обретает из потенциального бытия (первой материи) действительное, реальное бытие. Действительное бытие - единство материи и формы (человек: телесный состав - материя, душа - форма). Материя бесконечно делима, лишена единства и определенности, форма же нечто неделимое и тождественное с сущностью вещи. Сущности - высшие (чистые формы) и низшие (материя и форма). Наивысшая сущность - Чистая форма - вечный двигатель, Служащий источником движения и жизни всего космического целого.

Аристотель предпринял критику платоновской концепции бытия, видя ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение. Сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то неизменного, но ставит задачу сделать возможным достоверное и доказательное научное знание подвижного и изменчивого природного мира.

У Аристотеля нет характерного для Платона представления о низшем, телесном начале (и соответственно низших растительной и животной, душах) как источнике зла. Пытаясь разрешить трудность, возникшую у Платона в связи с учением о «трех душах» и вызванную стремлением объяснить возможность бессмертия индивидуальной души, Аристотель приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом.

Гносеология. Материальный мир первичен относительно восприятия субъекта. Основной уровень познания - чувственный. При его посредстве познается конкретное бытие (первые сущности). Постижение общего (вторичные сущности) -привилегия разума, который подобно чувствам, черпает из реальности и чувственного опыта. Познание - развивающийся процесс: от простых ступеней (элементарные чувства) к абстракциям. Его градация: ощущение, представление, опыт, искусство, наука.

Логика - орудие научного познания. Аристотель заложил основы логики как науки. Закон противоречия: при неизменных условиях невозможно, чтобы были истинными одновременно и некоторое высказывание и его отрицание. Закон исключенного третьего.

Создал силлогистику - систему логики, задача которой - установление достоверных выводов из определенных посылок.

Теория государства. Идеальное гос-во - общество, опирающееся на частную собственность, орудия труда, земли и рабов. Высшая цель гос-ва - достижение добропорядочной жизни => счастья. Человек - общественное животное, наделенное разумом. Гос-во - развитое сообщество общин, а община - развитая семья => формы организации семьи переносятся на гос-во.

Аристотель - сторонник теории среднего достатка (стабилизация общества).

Общество свободных людей имеет три класса:

· очень богатые

· средний класс

· крайне бедные

Задачи государства:

- предотвращение чрезмерного накопления имущества гражданами.

- предотвращение чрезмерного роста политической власти одной личности.

- удержание рабов в повиновении.

Социальная этика у Платона и Аристотеля уступает место этике индивидуальной, что непосредственно отражает реальное положение человека поздней античности, жителя большой империи, не связанного больше тесными узами со своей социальной общиной и не могущего, как раньше принимать непосредственное участие в политической жизни своего небольшого государства.

(Ещё см. вопрос №4)

 

Вопрос №6

Философия европейского средневековья: коллизии науки и религии, разума и веры

1. схоластические концепции

2. гуманистические концепции (возн. в 14 в.)

Средневековая философия зарождалась в период кризиса, распада античной культуры (I-IV в н.э.). Начало средневековья связывают с падением Зап. Римской империи в 476 г.

Основные принципы формирования ср. вековой философии:

1. Теоцентризм. Реальность, определяющая все сущее - не природа, а бог.

2. Креационизм (creato - творение) - бог сотворил мир из ничего.

а. христианский бог, в отличие от античных, стоит над природой, по ту ее сторону.

б. на место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - бог.

3. Провиденциализм. бог правит миром => мировая гармония и целесообразность.

4. Персонализм. Понимание человека как персоны, неделимой личности, наделенной волей, по образу и подобию бога.

5. Ревеляционизм (ревеляцио - откровение). Самый надежный способ познания - постижение смысла священных писаний.

Вера - состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств, служащее мотивом, символом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. Теология признает религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой богом. В этом смысле вера противопоставляется разуму, знанию.

Учение Аврелия Августина.

Августин блаженный (354-430) - христианский философ. В 387 принимает христианство, с 396 - епископ, "отец церкви".

Главные труды - "Исповеди", "О граде (гос-ве) божьем".

Сделал бога центром философского мышления.

Бог первичен => превосходство души над телом, воли над разумом.

1. Бог - высшая сущность (бог продолжает творить, а не мир развиваться сам).

2. Бог - наиважнейший предмет познания, в тоже время - причина познания (помогает людям находить правду).

3. Бог - наивысшее благо и причина всякого блага.

4. Душа близка богу и бессмертна.

5. Цель человеческой жизни - счастье - познание бога и человеческой души.

6. Первенство веры над разумом. Источник веры - не библия (как у ранних патрисиков), а церковь как последняя инстанция всякой истины.

7. Учение о предопределенности (предистинации): люди не свободны от первородного греха и обременены смертью.

8. Единство человеческой и божественной истории - два царства:

-божье (меньшая часть человечества, те, кто заслужил у бога спасение),

- земное (самолюбивые, эгоисты, забывшие о боге).

9. Бог - благо => все, что им сотворено - благо => зло - небытие, не есть сущность. Дьявол - небытие, прикидывающееся бытием. Зло живет за счет блага => хоть зло и умаляет добро, но победить и уничтожить не может.

В его философии присутствует синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом (в средневековом понимании) подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

А противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носили название номинализма (от латинского "имя” - номен). Согласно номиналистам, общие понятия - только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей, и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей.

Средневековый спор об универсалиях.

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего.

Для античной философии был свойственен дуализм противоположных начал. В средневековой философии на место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - бог, все остальное - его творение. Водораздел между богом и творением - непереходимый: это две реальности различного онтологического ранга. Строго говоря, подлинным бытием обладает только бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. В отличие от бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому, отсюда происходит непостоянство, изменчивость, переходящий характер всего, что мы встречаем в мире.

Гуманисты: духовное и материальное не противоречат и не противостоят, они взаимозависимы. Идея человека-творца, свободы, т.к. ч-к создан по образу и подобию Бога.

Вопрос №7

Антропоцентризм.

Выше всего ставятся своеобразие и уникальность любого индивидуума. Формируется понятие личности как таковой (нравственно-этическая категория, в отличие от "индивидуальности" -категория эстетическая). Определение личности:

-способность различать добро и зло и поступать соответственно,

-способность нести ответственность за поступки.

Дж.Пико делла Мирандола: человек не просто природное существо (как в античности), он творец самого себя и этим отличается от природного существа. Он господин над всей природой.

Гуманизм.

Система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности.

Индивид приобретает большую самостоятельность. Он представляет не тот или иной союз (сословие), а самого себя. Индивид приписывает заслуги себе самому, а не традиции (как в средние века).

Идеал - разносторонность (архитектура, живопись, математика, философия...). Стремлению стать выдающимся мастером содействует атмосфера поклонения одаренным людям (в античности - герои, в средние века - святые). Гуманисты - сочинители: Петрарка, Боккачо, Данте, Эразм Роттердамский.

Доминирующий аспект – эстетичность. Наука ради знания.

В эпоху возрождения философия вновь возвращается к изучению природы. Специфика философии Возрождения - природа трактуется патетически. Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, которая тем самым обожествляется.

Понятие мировой души все чаще становится на место трансцендентного христианского бога => устранение идей творения.

Новая картина мира (Вселенной) эпохи Возрождения.

Во времена античности было распространено убеждение, что Космос - это очень большое, но конечное тело. (геоцентризм)

Николай Кузанский (1401-1464) ориентировался на традиции неоплатонизма, однако в дальнейшем он переосмыслил это учение начиная с понятия единого. Он утверждал, что единому ничто не противоположно. А отсюда он делает вывод, что "единое есть все", что предварило пантеизм Дж.Бруно. Из утверждения, что единому ни что не противоположно, он делает вывод, что единое тождественно бесконечному, беспредельному. Бесконечное это то, больше чего ничего не может быть. Бесконечное - максимум, единое - минимум. Таким образом он открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума. Чтобы сделать это утверждение наглядным он его иллюстрировал следующим примером из математики: при увеличении радиуса круга до бесконечности, окружность превращается в прямую. Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Кузанского, что делает его одним их родоначальников новоевропейской диалектики. Согласно Кузанскому, космос не конечен, а его центр и окружность - бог.

Вслед за Кузанским Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему. Тенденцию того времени мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей, еще более углубил Дж.Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Как и Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична, но называет ее подобной бесконечности, одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Дж.Бруно опирался не только на Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Пантеизм: Бог = мировое целое, природа. Бруно передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный творческий импульс. Природа, согласно Бруно есть "бог в вещах".

Новое соотношение между материей и формой и новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия.

 

Вопрос №8

«Научная ориентация философии Нового времени (XVII в.): эмпиризм и рационализм об основах научного познания»

 

Новая философия – философия математического естествознания (универсализм философии). Такая философия может служить универсальной концепцией постижения истины т.к. в основе мира лежат простые универсальные законы, которые могут быть сформулированы в виде простых математических зависимостей. Вера в силу человеческого разума.

В то время главной наукой считалась физика (в несколько отличном от современного понимании), остальные науки лишь только ее отрасли. Физика социальная, физика хозяйственная, физика психологическая и т.д. Главные силы взаимодействия, по философским воззрениям того времени, притяжения и отталкивания, в том числе в других науках и отраслях человеческой деятельности (например, в психологии). Цель науки в практической пользе – социальной или технической. Наука не ради знания как в эпоху Возрождения.

Возник термин СЦИЕНТИЗМ – обозначающий, что все проблемы в т.ч. социальные должны решаться научным путем. Концепции XVII в. лежат в основе научных концепций XVIII и XIX вв. и даже XX века, когда “сциентизм” стал основой науки. Наука XVII в. выступает против и отходит от Возрожденческого антропоцентризма и антропологизма. Место человека более скромное в природе, особенно в физическом плане.

Концепция методологического эмпиризма.

Представители - Ф. Бэкон (1561-1626), Д. Локк (1632-1704). Т. Гоббс.

Ф. Бэкон заложил основы опыта в науке. Сам не был ученым (кроме книг по истории), был скорее возрожденческим ученым-энциклопедистом. Начав с изучения Монтеня, выступил с идеями новой ориентации научной мысли и научного знания. Афоризмы – “ Мы столько можем, сколько мы знаем”; “Знание – сила”. Научные знания должны быть правильными, чтобы им можно было доверять. Он считал, что ученый не должен заранее создавать теорий, а должен идти от непосредственных фактов – концепция “индуктивного метода познания” Только собирая и обобщая факты, делая из них теоретические выводы – ученый может избежать ошибок в науке. Бэкон считал, что главное обнаруживать причинно-следственные связи и даже составлял логические таблицы.

Познанию мешают предрассудки:

1. Призраки рода – ошибки, порожденные несовершенством рода человеческого.

2. Призраки пещеры – ошибки, связанные с индивидуальным несовершенством – индивидуальная ограниченность.

3. Призраки рынка – ошибки, связанные с неправильным использованием слов и выражений, т.е. терминов в процессе коммуникаций.

4. Призраки театра – заблуждения, порождаемые искусственными конструкциями т.е. ложностью научных авторитетов и концепций.

Бэкон считал концепцию Коперника ошибочной, т.е. сам стал жертвой призрака театра. Не будучи ученым и не зная математики, не оценил достижения теоретических наук. Был сторонником Птолемеевского геоцентризма.

Вопрос №9

Философия французского просвещения (XVIII в): свободомыслие, скептицизм, атеизм»

 

Научные знания выходят за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума - пафос эпохи. Лозунг: “Разум, знание в массы”. Задача: Научить человека мыслить самостоятельно и критически.

Кант: ”Просвещение- это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие- это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого”.

Человеку изначально присущ здравый смысл, но природный здравый смысл может ошибаться, поэтому настоящий з.с. должен быть хорошо воспитанным, образованным, просвещенным и бороться против массовых предрассудков.

Особенности: 1. Значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. 2. Критика метафизики (недостаток внимания к опыту и эксперименту), точнее картезианства (Декарта).

Жюльен Оюре де Ламерти (1709-1751)

Французский философ-материалист. Основывался на физике Декарта и сенсуализме Локка, мир - проявление протяженной внутреннеактивной, ощущающей материальной субстанции, формы которой (царства): неорганическое, растительное, животное (+ человек)

Процесс мышления присущ только человеку и представляет результат его сложной организации - сравнение и комбинирование представлений, возникающих на основе ощущений и памяти. Человек отличается от животных лишь большим количеством потребностей, а значит и ума. (потребности тела - мерило ума) Человеческий организм подобен часовому механизму. Душа - материя, "двигатель организма". Идея эволюции: мысли о единстве происхождения растений и животных, о постепенном совершенствовании материи. Внешний мир отражается на "мозговом экране"(сенсуализм). Причины исторического развития - успехи просвещения и деятельность выдающихся людей.

Поль Анри Гольбах (1723-1789)

Французский философ- материалист, атеист, сенсуалист. Идеализм - химера, противоречащая здравому смыслу. Природа есть природа и ничего более. Бог и все что с ним связано- самый большой предрассудок. Материя - все то, что действует каким-либо образом на наши чувства. Она состоит из неизменяющихся и неделимых атомов, основные свойства которых - протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Вечность и несотворимость материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. Движение - также атрибут материи. Вселенная - движущаяся материя.

Человек - часть природы, подчиненная ее законам. Человеческий разум способен познать мир и его законы (против агностицизма). Материя первична - сознание - вторично. Отрицал объективное существование случайностей. Решающая сила общественного развития - сознание и воля выдающихся людей. Путь освобождения людей - просвещение. Незнание своей собственной природы привело человеческий род к тому, что он оказался порабощенным, стал жертвой правительств.

Дени Дидро (1713-1784)

Французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства.

Считал мир объективным и материальным. Материя и движение - единственная существующая реальность. Мир бесконечен. Цель общества - счастье человека.

Важный элемент материализма Дидро - концепция постоянного развития. Отвергает любое вмешательство "извне" в развитии материального мира. В единый процесс развития мира помещает и человека. Четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление не является свойством всей материи. Материя наделена лишь свойством чувствовать. Исходный источник познания - чувства (методы, эксперименты, наблюдения). Признает значение работы ума(мышление), их взаимосвязь.

Также представители Просвещения: Вольтер (просветительский рационализм), Руссо (просветительский романтизм), Гельвеций, Монтескье, Лессинг, Пейн, Франклин, Локк, Юм, Ломоносов и др.

Свобода прав человека, личности, духовная свобода. Для обретения свободы хороши все средства, включая насилие, но только против подавляющей силы.

Руссо: Главное зло- собственность.

Юм: Предельно последовательный скептицизм (агностицизм). В науке тоже есть предрассудки.

Пуанкаре: “ И когда мы всему верим, и когда мы всему не верим- это одинаково плохо, т.к. освобождает от необходимости мыслить”.

 


Вопрос №10

«Немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.): основные фигуры и проблемы»

 

И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Теория познания Канта: учение о чувственности, рассудке и разуме. Просветительский гумманизм Канта в нравственной философии.

Кант Иммануил (1724-1804)

Родоначальник немецкого идеализма.

I. Теория познания.

Переворот в философии: познание - деятельность, протекающая по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания. Кант рассматривает не познаваемую субстанцию, а субъекта познания.

Предметом теории философии должно быть не изучение самих по себе вещей (природы, мира, человека), а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ.

В субъекте два слоя: эмпирический и трансцендентальный. Эмпирический уровень - индивидуально - психологические особенности человека. Трансцендентальный - всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективность знания обуславливается структурой именно трансц. субъекта, которая есть надиндивидуальное начало в человеке.

Кант называет свою философию трансцендентальной, свой метод - практическим, подчеркивая что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности.

Чувственность и рассудок - два разных ствола в человеческом знании, значит, научное знание - синтез чувственности и рассудка. Априорное (доопытное) знание выше эмпирического, т.к. в нем есть момент всеобщности и необходимости.

Агностицизм: природа вещей, как они существуют сами по себе (вещи в себе), непознаваема.

II. Этика Канта.

Проблема эпохи - отрицание человеческой свободы.

Из человеческих способностей к свободному поведению Кант выводит взаимное равенство всех людей. кант обосновывает человеческую свободу господством людей и их правом распоряжаться вещами.

Свободное существо - существо, способное действовать в соответствии со всеобщими, а не только эгоистическим целями.

Кант называет человеческую волю автономной (самозаконной). Автономия воли - определяется не внешними причинами (природная необходимость, воля божья), а тем законом, который она сама ставит над собой, признавая его высшим, те исключительно внутренним законом разума.

Итак, человек - житель двух миров - чувственного-воспринимаемого, в котором он подчинен законам природы и умопостигаемого, где он свободно подчиняет себя законам разума (нравственным законам).

Поскольку исполнение нравственного долга требует преодоления чувственных склонностей, поскольку прототип удовлетворения противоположен прототипу морали, то, человек не может быть счастлив. Добродетель и счастье - вещи несовместимые.

Морально то, что соответствует долгу.

Одним из идейных истоков течения "воля к жизни" было учение Шопенгауэра (1788-1890). Он отстаивал примат воли по отношению к разуму. На этом пути он развил немало интересных и здравых идей относительно специфики волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни людей.

На место разума, по Шопенгауэру, должна быть поставлена воля. Он представил волю независимой со стороны разума, превратил ее в абсолютно свободное хотение, которое не имеет ни причин, ни оснований. Человеческая воля родственна "неисповедимым силам" Вселенной, неким ее волевым порывам. Воля была превращена в первоначало и абсолют.

Ницше тоже поместил в центр философии волю, но волю к власти. Воля к власти - это одна из разновидностей волевых импульсов человеческого поведения, также он внедрял ее в “недра жизни".

Позднее Шопенгауэр использует понятие жизни как некой судьбы, "души" культуры для обоснования идей о повторяющихся катастрофах истории, приводящих к возникновению и смерти якобы замкнутых в себе цивилизаций.

В начале века в Европе приобрело большую популярность учение французского философа Бергсона (1859-1941), которого относят к направлению, условно называемому "философия жизни". Понятие жизнь играло важную роль в его философии, оставаясь, впрочем, не менее расплывчатым понятием, чем у Ницше или Шопенгауэра.

Главное в его концепции - стремление построить картину мира, которая по-новому объяснила бы эволюцию природы и развитие человека, их единство.

Жизнь устремлена "вверх", материя - "вниз". Материя отождествляется лишь с прерывность, пространством, миром твердых тел, она оказывает сопротивление жизни и становлению. Человек довольно успешно приспособился к миру материи, причем средством приспособления, Бергсон считает именно интеллект. Интеллект разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т.д., а затем конструирует из них искусственные единства. Интеллект удерживает сходное, повторяющееся, общее. Обретает способность предвидеть аналогичные процессы в будущем.

Материя, хоть и оказывая сопротивление, все же подчиняется жизни, благодаря чему эволюция мира, природы становится "творческой " эволюцией. В результате мир предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанно и творчески рождающий новые и новые формы.

Гегель.

 

Вопрос №11

«Русская философия XIX – начала ХХ вв.: идеи космизма, нравственные и социальные искания»

 

Русская философия характерна многообразием философских школ, организованных вокруг двух полюсов философии тотальность(целостности и коллективности) и философии индивидуальности. Это особенность русской философии.

I. Славянофилы (идеалисты) Исторически первая разновидность "философий тотальности". Основатели: Киреевский и Хомяков.

Стремились обосновать необходимость особого (по сравнению с западно-европейским) пути развития России. Это была утопическая программа перехода русских дворян на путь буржуазного развития с сохранением максимума их привилегий.

Считали особенностями русской истории: православие, общинный быт (который они идеализировали), покорность русского народа, отсутствие в его истории классового расслоения, социальных противоречий и классовой борьбы. Идея – религиозно-этическое искательство.

II. Западники (40-е годы XIX века) "Философия индивидуальности". Бакунин, Анненков, Панаев, Герцен, Белинский, Тургенев. Ориентация на западно-европейскую цивилизацию, критика православия, акцентирование личностного начала (от Чаадаева, но без его религиозности).

Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие по "западному" те буржуазному пути.

Осуждали самодержавно-крепостной строй, боролись против идеологии "официальной народности", развивали идеи Просвещения, стремились к европеизации России.

III. Народники (последняя треть XIX в). "Философия индивидуальности"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.105 с.)