Русский космизм (Н. Федоров, Э. Циолковский, вернадский) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский космизм (Н. Федоров, Э. Циолковский, вернадский)



Объединил такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всеединства, единства ч-ка и физич. Космоса, идея правильных ценностей и их жизнезначимости => идея всеединства.

Человек из разрушителя природы и потребителя ее должен стать антиэнтропийной созидательной регулятивной силой во вселенной.

Мы явились причиной хаоса - поэтому если хотим быть достойными творениями бога должны исправить несправедливость и воскресить предков (философия общего дела - Федоров).

Русский космизм - некая совокупность хорошо согласующихся идей касающихся взаимоотношения человека и космоса. К идеям русских космистов примыкает француз Т.Д.Шарден. Одна из центральных идей космизма - гипотеза цефализации (от греч. "мозг"). Это - эволюция вселенной не хаотична, а направлена в сторону появления мозга (носителя сознания). Сейчас эту идею признают вполне научно астрофизики - антропный принцип: вселенная так устроена с космофизической точки зрения, чтобы в ней мог появиться наблюдатель - носитель разума.

По Вернадскому жизнь - космический феномен. Жизнь не возникла из неживого, а есть особая форма существования материи. Он предполагал, что на Землю она занесена метеоритами. Считал, что общий объем биомассы на земле постоянен.

Мыслящий разум должен появиться для того, чтобы он мог отрегулировать ее. Разум выступает как противоядие против болячек вселенной.

Федоров (1821-1903) был знаком с Толстым, Соловьевым, его знал Достоевский. Федоров не имел высшего образования, но много занимался самообразованием. Работал библиотекарем. Знал чуть ли не половину Румянцевской (Ленинской) библиотеки. "Задачи человечества (общее дело) - это умение воскресить предков. Два шага ее осуществления: 1. Регулировка природы - природа в своей сердцевине несет смерть. Все живое должно погибать, но смерть - следствие фундаментальных законов природы. Отсюда следует, что эти несправедливые законы нужно отменить. 2. Непосредственное нахождение методик, техники воскрешения. Воскрешение - задача поставленная перед нами богом. Если мы ее не выполним, то ее за нас выполнит бог, но мы тем самым продемонстрируем ему, что он зря на нас надеялся. Как воскресить? Наука должна научиться считывать информацию с атомов, которые должны хранить в себе информацию о тех телах, в которых они побывали. Смерть - абсолютное зло. Ее надо победить. Первый шаг - сделать живущих бессмертными. Смерть - это второе начало термодинамики. Отменив этот закон надо выдернуть жало смерти из вселенной. Второй шаг - восстановить предков, так как мы ответственны перед ними за то, что живем бессмертно, а они умерли и это нечестно.

Его идеи вдохновляли космонавтов (в 1982 г. ЦК КПСС по требованию космонавтов выпустила ее книгу). Так как времени отпущенного Земле и Солнцу не хватит человечеству для реализации этой святой цели, человечество должно осваивать космос. "Хочешь хаос превратить в космос - работай, делись с ближним." сам он был полунищим но при этом помогал Циолковскому. Федоров был человеком бескорыстным.

Вопрос №12

«философия ХХ в. (фигуры, идеи, мировоззренческие искания и ориентации): рационалисткие и иррационалисткие концепции»

 

Гегель подытожил философский рационализм. Но его ученик, Фейербах, начал понимать, что человек это не только думающая голова, а человечество – не только думающий разум. В мире есть вещи, которые не подчиняются каким-либо канонам. То есть в мире существуют противоречия, а отсюда возникают:

1. Немецкий философский иррационализм, то есть сознательная критика разума, науки. Вместо разума появляется «Воля», как некий космический символ.

2. Позитивизм в философии. Это направление не против рационализма вообще, оно против именно гегельского и похожего на него любого другого рационализма.

Конт разрабатывает три этапа развития разума:

1. Религиозно-мифологический.

2. Философский (рационализм здесь чисто теоретический).

3. Научный (научное мышление).

Он выдвигает само название «позитивизм» (так называли знание специфических наук). Наука это есть и наука и своя собственная философия. Наиболее важной наукой для него являлась физика. Считал, что человека и общество надо изучать естественно-научным путем.

Спенсер думал также как и Конт. Они положили начало позитивисткого направления.

К концу CIC в. сиановится видно, что наука не является гарантом нашей жизни, т.е. и в ней есть какие-то неточности, проблеммы, различные мнения и т.д. И наступает второй этап позитивисткого направления.

Мах и Авенариус

Мах замечает, что в теории механики не все согласовано, что ньютоновские аксиомы не всегда соблюдаются и не всегда действуют. По образованию он был механиком, но также занимался психофизикой. Идея – для правильного подхода к физике надо применять эмперику. Идея эмперизма. Надо учитывать психофизические познания человека. В основе опыт и эксперимент. Работа Авенариуса «Эмпериокритицизм». Они недооценили роль в науке теоретических знаний.

 

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр, основатель психоанализа - специфического метода лечения неврозов (они есть у всех от нервной жизни).

Заслуга Фрейда в том, что он открыл насколько обширна сфера неосознаваемого психического, присущего нам, ее грандиозность. До него о сознании думали примерно так: психика - примерно то же самое, что и сознание, а то, что несознательное - физиология. Фрейд один из первых обратил внимание на бессознательное психическое (хотя на это обращал внимание еще философ Шопенгауэр). Но Фрейд был врачом, а не философом, и лишь потом под конец жизни читал Шопенгауэра.

Эксперимент с внушением: В состоянии гипнотического сна человеку внушают - "Через несколько минут я буду считать от одного до пяти. На счете пять щелкну в ладоши, вы проснетесь, возьмете зонтик, раскроете его, выйдете на веранду и пройдете по ней, затем зайдете назад." После пробуждения человек действительно заданную ему программу. После этого человека экспериментаторы начинают мучить вопросами. Зачем человек берет зонтик раз не выходит на улицу? Фрейд отметил тот факт, с каким упорством человек в здравом уме отстаивает заведомо гиблую позицию, что человек старается найти рациональные аргументы для доказательства своих иррациональных внушенных действий. Этот механизм был назван Фрейдом рационализацией - мы всегда стараемся найти рациональное объяснение своих поступков, хотя сплошь и рядом поступаем иррационально.

Утверждение Шопенгауэра, что разум идет на поводу у воли, Фрейд заново переоткрыл. Мы поступаем так или иначе в зависимости от отпечатков в бессознании, которые получили с самого раннего детства. Заслуги перед наукой:

1. Открыл грандиозность сферы неосознаваемого психического.

2. Описал деятельность этой сферы. В частности описал защитные механизмы нашей психики - это механизмы поддерживающие равновесие психики путем исключения из сознания и переработки неприемлемой для него информации о мире и о себе:

1) Вытеснение (главный механизм) - подавление, исключение из сознания импульса, который возбуждает напряжение и тревогу. Пример: Мы часто исключаем из сознания нежелательную для нас информацию, которую честно забываем. Мы вполне честно можем забыть о своем некрасивом поступке (наутро не помним, что сделали плохого в пьяном виде).

2) Проекция - бессознательное приписывание другому своих подавленных чувств и влечений. Это ханжа - человек, обличающий пороки других, часто сам желает того же, но подавляет в себе эти желания (святоши). Способ излечения подобных невратических расстройств - понять их истоки. Когда мы понимаем причину плохого настроения нам становится легче.

3) Вымещение - бессознательная переориентация чувства или импульса с недоступного нам объекта на другой, более доступный. Пример: на работе нас обидел начальник. Мы приходим домой и вымещаем обиду на семье. Анекдоты - также могут быть рассмотрены как вымещение.

4) Рационализация - это самообман, попытка рационально обосновать абсурдный импульс или идею в интересах бессознательной стороны нашей психики (пример с зонтиком). У несимпатичного нам человека мы найдем массу недостатков, объясненных рационально за что мы его не любим, хотя сама нелюбовь может быть бессознательной.

Защитный механизм защищает наше чувство собственного достоинства. Он помогает нам сохранить самоуважение, которое жизненно необходимо.

В результате исследования Фрейд пришел к выводу, что человек состоит из трех компонентов:

1) Оно - набор бессознательных, иррациональных инстинктов и влечений.

2) Я - сознательное начало в человеке. Это начало появляется в процессе индивидуального развития. Выполняет функции посредника между иррациональными стремлениями ОНО и требованиями реального мира.

3) СверхЯ - моральная цензура, совесть. Возникает на основе Я. Представляет собой совокупность усвоенных нами моральных норм.

Положение Я очень сложно. Оно должно считаться с требованиями внешнего мира, а с другой стороны Я постоянно испытывает давление со стороны ОНО, которое всегда сильнее (ОНО примерно то же, что и воля у Шопенгауэра). ОНО не подвластно уговору. Отношения между Я и ОНО можно сравнить с обезумевшим мустангом и всадником (Я). Во-вторых - Я испытывает постоянное давление со стороны СВЕРХЯ (совести). Давление со стороны СВЕРХЯ - это муки совести. В конечном счете наше поведение определяет ОНО.

 

Вопрос №14

«Человек в философии в прошлом и настоящем. Человек в природе и человек в обществе»

Под философией человека, или философской антропологией, понимают учение о природе человека. Философы античности длительное время рассматривали человека как образ космоса, микрокосмос. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух различных частей - души и тела.

В христианстве человек рассматривается как образ бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца. Всё готово для появления великой троицы-разума, воли и сердца, трёх составляющих внутреннего мира человека.

в новое время Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Человек – это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего.

для канта человек тоже двойствен. Он принадлежит как миру природы, так и миру свободы.

Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытиё определяет сознание человека.

1.человек – венец природы

2.ч.- Это соотношение внутреннего и внешнего. В итоге он оказывается существом социальным, общественным.

3.ч. Есть единство, но он ещё состоит из частей(биологический, действующий разумный).

4.ч.- Существо историческое.

5.ч. Не избежать бремени ответственности перед самим собой.

Включенность человека сразу в два мира- в мир общества и мир органической природы - порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке, и социализаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение.

Следует также учитывать, что во взаимодействии биологического и социального биологическое - продукт длительной эволюции - является началом копсервативным. В условиях современной высокоразвитой технической цивилизации по целому ряду параметров возможности адаптации человеческого организма близки к исчерпанию. При этом имеются в виду не только физические, но и психологические факторы, связанные с загрязнением среды обитания человека, увеличения нервно-психических нагрузок в процессе труда и общения между людьми, что приводит к стрессовым состояниям и порождает так называемые болезни века (сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства, нарушения в иммунной системе и многое другое).

стр. 229

Личность - это особое качество человека. к его уяснению помогают подойти понятия "индивид" и "индивидуальность".

Личность в основном формируется из социальных свойств, и она всегда представляет собой социальное качество. Правда, в структуру личности могут включаться и биологические и психологические свойства, однако они принимают личностный характер при условии, если получат социальную форму воплощения и приобретут социальную значимость.

Таким образом, личность выступает как социализированная индивидуальность. Личность есть сплав индивидуальных свойств человека и социальной формы воплощения.

Несводимость человека к его социально-групповому положению, относительная - но принципиально важная - независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов, способность быть ответственным за свой персональный облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью - все это фиксируется с помощью близких и взаимосвязанных понятий индивидуальности и личности.

Человек - продукт и субъект общественных отношений. Понятие личности и индивидуальности ставит во главу угла самоустроение, благодаря которому данный конкретный человек в полной мере может стать активным субъектом общественной жизни. Оба эти понятия используются для обозначения социально значимых качеств, которые выработали в себе люди.

Идея правового государства имеет первостепенное значение для положения личности в обществе. Именно правовое государство является демократической альтернативой тоталитарному государству, стремящемуся поглотить гражданское общество и всецело подчинить личность произволу авторитарно-бюрократической власти. Правовое государство не признает какого-либо иного источника суверенности, кроме свободного волеизъявления своих граждан. Оно опирается на основной закон (конституцию), который четко определяет взаимные обязательства управляющих и управляемых друг к другу: прерогативы политической власти и права личности.

 

Вопрос № 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.018 с.)