Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция методологического рационализмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Родоначальником новой концепции в методологии науки стал Р. Декарт. Некоторые ученые считают Д. родоначальником современной философии. Имел универсальные интересы: математика, оптика, механика, физиология, был профессиональным военным. От Бэкона отличался тем, что был работающим ученым и знал проблемы науки изнутри. Превосходил Галлилея и Ньютона как философ. Картезианство - название учения Декарта (от de’carte; Ломоносов называл его картезием). Непосредственный опыт не может привести к созданию истинных научных теорий т.к. теория на основании индуктивного обобщения – вероятна (т.е. правдоподобна), но не может носить универсальный характер. Высшей формой научного знания является математика. Декарт считал, что за основу построения теории, должны браться некие постулаты абсолютно ясные с точки зрения эмпирического подхода (например, ориентируясь на геометрические построения т.к. геометрия в то время была наиболее развитой отраслью математики). “Правила для руководства ума” строятся именно по типу геометрических построений. Выбор постулатов происходит через использование принципа сомнения, как универсального методологического принципа. Декарт считал, что научные знания в течение веков строились стихийно и поэтому надо перестроить науку. Философия Декарта легла в основу стиля в искусстве – классицизма. Мир представляет собой некий механизм, включая природу и человека. Декарт ввел в науку понятие – рефлекс (пример механистического подхода к миру). Человек должен исходить из примата мышления: Cogito Ergo Sum (мыслю - значит существую) – это основа его философии. За пределами не мыслящего субъекта – не я. Мир в не нас существует сам по себе. Декарт повлиял на воззрения Стенона – крупнейшего анатома и создателя геологии. Суть метода Декарта, как уже отмечалось, заключается в математизации и формализации науки: 1. Истинность исходных представлений 2. Расчленение исходной проблемы на ряд взаимосвязанных частных задач 3. Последовательное решение этих задач от более простой к более сложной по принципу от известной к менее известной 4. Безупречность логики рассуждений Бернулли и Деламбер попытались, согласно взглядам Декарта, с помощью математики решить вопросы физиологии и медицины, но потерпели неудачу. Попутно сделали открытия в математике.
Основные идеи философии нового времени: - принцип автономно мыслящего субъекта - методическое сомнение - индивидуально-эмпирич./ рац.-дедуктивный метод познания - выработк нового юридического мировоззрения: теория гос-ва, права гр-н и ч-ка.
Вопрос №9 Философия французского просвещения (XVIII в): свободомыслие, скептицизм, атеизм»
Научные знания выходят за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума - пафос эпохи. Лозунг: “Разум, знание в массы”. Задача: Научить человека мыслить самостоятельно и критически. Кант: ”Просвещение- это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие- это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого”. Человеку изначально присущ здравый смысл, но природный здравый смысл может ошибаться, поэтому настоящий з.с. должен быть хорошо воспитанным, образованным, просвещенным и бороться против массовых предрассудков. Особенности: 1. Значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. 2. Критика метафизики (недостаток внимания к опыту и эксперименту), точнее картезианства (Декарта). Жюльен Оюре де Ламерти (1709-1751) Французский философ-материалист. Основывался на физике Декарта и сенсуализме Локка, мир - проявление протяженной внутреннеактивной, ощущающей материальной субстанции, формы которой (царства): неорганическое, растительное, животное (+ человек) Процесс мышления присущ только человеку и представляет результат его сложной организации - сравнение и комбинирование представлений, возникающих на основе ощущений и памяти. Человек отличается от животных лишь большим количеством потребностей, а значит и ума. (потребности тела - мерило ума) Человеческий организм подобен часовому механизму. Душа - материя, "двигатель организма". Идея эволюции: мысли о единстве происхождения растений и животных, о постепенном совершенствовании материи. Внешний мир отражается на "мозговом экране"(сенсуализм). Причины исторического развития - успехи просвещения и деятельность выдающихся людей. Поль Анри Гольбах (1723-1789) Французский философ- материалист, атеист, сенсуалист. Идеализм - химера, противоречащая здравому смыслу. Природа есть природа и ничего более. Бог и все что с ним связано- самый большой предрассудок. Материя - все то, что действует каким-либо образом на наши чувства. Она состоит из неизменяющихся и неделимых атомов, основные свойства которых - протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Вечность и несотворимость материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. Движение - также атрибут материи. Вселенная - движущаяся материя. Человек - часть природы, подчиненная ее законам. Человеческий разум способен познать мир и его законы (против агностицизма). Материя первична - сознание - вторично. Отрицал объективное существование случайностей. Решающая сила общественного развития - сознание и воля выдающихся людей. Путь освобождения людей - просвещение. Незнание своей собственной природы привело человеческий род к тому, что он оказался порабощенным, стал жертвой правительств. Дени Дидро (1713-1784) Французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. Считал мир объективным и материальным. Материя и движение - единственная существующая реальность. Мир бесконечен. Цель общества - счастье человека. Важный элемент материализма Дидро - концепция постоянного развития. Отвергает любое вмешательство "извне" в развитии материального мира. В единый процесс развития мира помещает и человека. Четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление не является свойством всей материи. Материя наделена лишь свойством чувствовать. Исходный источник познания - чувства (методы, эксперименты, наблюдения). Признает значение работы ума(мышление), их взаимосвязь. Также представители Просвещения: Вольтер (просветительский рационализм), Руссо (просветительский романтизм), Гельвеций, Монтескье, Лессинг, Пейн, Франклин, Локк, Юм, Ломоносов и др. Свобода прав человека, личности, духовная свобода. Для обретения свободы хороши все средства, включая насилие, но только против подавляющей силы. Руссо: Главное зло- собственность. Юм: Предельно последовательный скептицизм (агностицизм). В науке тоже есть предрассудки. Пуанкаре: “ И когда мы всему верим, и когда мы всему не верим- это одинаково плохо, т.к. освобождает от необходимости мыслить”.
Вопрос №10 «Немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.): основные фигуры и проблемы»
И. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Теория познания Канта: учение о чувственности, рассудке и разуме. Просветительский гумманизм Канта в нравственной философии. Кант Иммануил (1724-1804) Родоначальник немецкого идеализма. I. Теория познания. Переворот в философии: познание - деятельность, протекающая по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания. Кант рассматривает не познаваемую субстанцию, а субъекта познания. Предметом теории философии должно быть не изучение самих по себе вещей (природы, мира, человека), а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В субъекте два слоя: эмпирический и трансцендентальный. Эмпирический уровень - индивидуально - психологические особенности человека. Трансцендентальный - всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективность знания обуславливается структурой именно трансц. субъекта, которая есть надиндивидуальное начало в человеке. Кант называет свою философию трансцендентальной, свой метод - практическим, подчеркивая что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Чувственность и рассудок - два разных ствола в человеческом знании, значит, научное знание - синтез чувственности и рассудка. Априорное (доопытное) знание выше эмпирического, т.к. в нем есть момент всеобщности и необходимости. Агностицизм: природа вещей, как они существуют сами по себе (вещи в себе), непознаваема. II. Этика Канта. Проблема эпохи - отрицание человеческой свободы. Из человеческих способностей к свободному поведению Кант выводит взаимное равенство всех людей. кант обосновывает человеческую свободу господством людей и их правом распоряжаться вещами. Свободное существо - существо, способное действовать в соответствии со всеобщими, а не только эгоистическим целями. Кант называет человеческую волю автономной (самозаконной). Автономия воли - определяется не внешними причинами (природная необходимость, воля божья), а тем законом, который она сама ставит над собой, признавая его высшим, те исключительно внутренним законом разума. Итак, человек - житель двух миров - чувственного-воспринимаемого, в котором он подчинен законам природы и умопостигаемого, где он свободно подчиняет себя законам разума (нравственным законам). Поскольку исполнение нравственного долга требует преодоления чувственных склонностей, поскольку прототип удовлетворения противоположен прототипу морали, то, человек не может быть счастлив. Добродетель и счастье - вещи несовместимые. Морально то, что соответствует долгу. Одним из идейных истоков течения "воля к жизни" было учение Шопенгауэра (1788-1890). Он отстаивал примат воли по отношению к разуму. На этом пути он развил немало интересных и здравых идей относительно специфики волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни людей. На место разума, по Шопенгауэру, должна быть поставлена воля. Он представил волю независимой со стороны разума, превратил ее в абсолютно свободное хотение, которое не имеет ни причин, ни оснований. Человеческая воля родственна "неисповедимым силам" Вселенной, неким ее волевым порывам. Воля была превращена в первоначало и абсолют. Ницше тоже поместил в центр философии волю, но волю к власти. Воля к власти - это одна из разновидностей волевых импульсов человеческого поведения, также он внедрял ее в “недра жизни". Позднее Шопенгауэр использует понятие жизни как некой судьбы, "души" культуры для обоснования идей о повторяющихся катастрофах истории, приводящих к возникновению и смерти якобы замкнутых в себе цивилизаций. В начале века в Европе приобрело большую популярность учение французского философа Бергсона (1859-1941), которого относят к направлению, условно называемому "философия жизни". Понятие жизнь играло важную роль в его философии, оставаясь, впрочем, не менее расплывчатым понятием, чем у Ницше или Шопенгауэра. Главное в его концепции - стремление построить картину мира, которая по-новому объяснила бы эволюцию природы и развитие человека, их единство. Жизнь устремлена "вверх", материя - "вниз". Материя отождествляется лишь с прерывность, пространством, миром твердых тел, она оказывает сопротивление жизни и становлению. Человек довольно успешно приспособился к миру материи, причем средством приспособления, Бергсон считает именно интеллект. Интеллект разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т.д., а затем конструирует из них искусственные единства. Интеллект удерживает сходное, повторяющееся, общее. Обретает способность предвидеть аналогичные процессы в будущем. Материя, хоть и оказывая сопротивление, все же подчиняется жизни, благодаря чему эволюция мира, природы становится "творческой " эволюцией. В результате мир предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанно и творчески рождающий новые и новые формы. Гегель.
Вопрос №11 «Русская философия XIX – начала ХХ вв.: идеи космизма, нравственные и социальные искания»
Русская философия характерна многообразием философских школ, организованных вокруг двух полюсов философии тотальность(целостности и коллективности) и философии индивидуальности. Это особенность русской философии. I. Славянофилы (идеалисты) Исторически первая разновидность "философий тотальности". Основатели: Киреевский и Хомяков. Стремились обосновать необходимость особого (по сравнению с западно-европейским) пути развития России. Это была утопическая программа перехода русских дворян на путь буржуазного развития с сохранением максимума их привилегий. Считали особенностями русской истории: православие, общинный быт (который они идеализировали), покорность русского народа, отсутствие в его истории классового расслоения, социальных противоречий и классовой борьбы. Идея – религиозно-этическое искательство. II. Западники (40-е годы XIX века) "Философия индивидуальности". Бакунин, Анненков, Панаев, Герцен, Белинский, Тургенев. Ориентация на западно-европейскую цивилизацию, критика православия, акцентирование личностного начала (от Чаадаева, но без его религиозности). Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие по "западному" те буржуазному пути. Осуждали самодержавно-крепостной строй, боролись против идеологии "официальной народности", развивали идеи Просвещения, стремились к европеизации России. III. Народники (последняя треть XIX в). "Философия индивидуальности" Специфическая черта - переплетение аграрной демократии с крестьянским утопическим социализмом. Надежда миновать путь капитализма. Идеал - некапиталистический путь. Родоначальники - Герцен, Чернышевский. Впервые поставили вопрос о возможности перехода к высшей, коммунистической форме через крестьянскую общину. Часть революционеров (Плеханов) перешла на позиции марксизма. 80 - 90-е годы - возобладало либеральное течение, отказ от борьбы за революционное низвержение существующего строя. Основная идея - противопоставление мелкого крестьянского хозяйства капитализму. Вели борьбу с капитализмом => полный их идейный разгром. VI Анархисты. Философское и соц.-политическое течение. Призывало к полному отказу от всех форм государства, правового и институционного управления обществом. Возникает как реакция на формирование противоречий капиталистического пр-ва. Представители: Бакунин, Л.Толстой, Кропоткин.
Принципы: - основная причина социальной несправедливости - существование государства и его политико-нравственных интересов. - отрицание любой формы организации общества "сверху-вниз" и провозглашение негативного отношения ко всем типам гос. устройства (монархия, парламентская демократия, диктатура пролетариата). - государство и право - полное отчуждение и даже противопоставление гражданскому общественному институты. - условие свободы личности - отсутствие любой формы власти, правового принуждения. Идеальный общественный строй основан на имущественном равенстве и свободном соглашении различных территориальных и производственных общин.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.35 (0.012 с.) |