Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество, история и социальный прогресс в современной философии. Природные, экономические и культурные компоненты социального бытия↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Философским анализом общества занимается социальная философия. Социальная философия - философская дисциплина, постигающая всеобщее через анализ общества. Происхождение человека и человеческого общества - антропосоциогенез - одновременное становление человека и общества. Сегодня природные условия являются естественной предпосылкой существования человека и человеческого общества. Без природы общество не может существовать, но в то же время, с момента перехода от присваивающей к производящей экономике, природа перестает определять социальное развитие, она может лишь модифицировать ее. Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества: 1. Приспособительно-эволюционный этап - самый ранний этап преобразования общества, основанный на присваивающей экономике, когда все необходимое для существования общества и человека берется из природы в готовом виде и для применения подвергается минимальной обработке с использованием примитивных орудий труда. 2. Орудийно-технологический этап - начался с момента перехода от присваивающей экономики к производящей. Но этот этап определяется также развитием техники и технологий, которые непосредственно связаны с телом, телесными возможностями индивидуального человека. Орудия труда лишь усиливают это. 3. Машинно-индустриальный этап - этап производящей экономики, когда преобразования природы осуществляются людьми на основе машин и машинных технологий. Причем это этап, на котором человечество в своем технико-техническом развитии сравнивается с силами природы и масштабами природных процессов. На этом этапе обостряются и становятся глобальными экологические противоречия между обществом и природой, те деятельность человека в масштабах планеты нарушает природный баланс => экологический локальный, а затем и глобальный кризисы. 4. Этап гармоничного взаимодействия природы и общества (гипотетический этап). Этот этап должен наступить, т.к. в дальнейшем может наступить экологическая катастрофа. Взаимодействие человечества и природы включает в себя отношение двух развивающихся систем: естественной среды (гео- и биосферы, включающих в себя естественные источники средств жизни и естественные богатства) и искусственной среды, состоящей из предметов, созданных человеком и не существующих в природе, и систем общественных отношений. По мере развития общества его роль, сфера постоянно расширяется. Это повышает защищенность людей от стихийных, разрушающих воздействий природных сил. Вместе с тем растет и зависимость людей от природы, ее ресурсов. Таким образом, и люди зависят от природы, и природа зависит от масштабов, форм и направлений человеческой деятельности. Эта деятельность, приводящая к исчерпанию природных ресурсов и загрязнению среды обитания и как к следствию - к угрозе самому существованию человечества - порождает экологическую проблему. Возникла необходимость в экологически обоснованной переориентации дальнейшего научно-технического развития. Поскольку экологические проблемы носят ныне глобальный, общечеловеческий характер, эти перемены должны быть взаимосвязаны с глубокими перестройками международно-правового, политического и культурного плана во взаимоотношениях между народами. Общество представляет собой сложную, взаимосвязанную систему. Существуют три основные подсистемы: материальная сфера жизни общества, духовная сфера и социально-политическая. Основная функция материальной сферы состоит в производстве средств существования. Основная функция социально-политической сферы состоит в пр-ве в сознании социально-политических законов, необходимых для устойчивого производства и воспроизводства. Основная функция духовной сферы в производстве идей, знаний, духовной красоты в целом. Любая из этих подсистем представляет собой сложное образование, включающее в себя материально-вещевые компоненты, людей, обладающих определенными, необходимыми для данной деятельности, а также специфические общественные отношения, сложившиеся по поводу этих видов деятельности (по производству, распределению, обмену и потреблению).
Вопрос № 16 «религия в жизни человека и общества. Религиозность атеизм, свободомыслие в прошлом и настоящем» Религия – специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных. Говоря о религии нужно ввести такой термин как религиозная мораль – обосновываемая религиозными средствами система нравственных представлений, норм и заповедей, тесно связанных с вероучением, догматикой и опирается на идею бога. Исходя из религиозного воззрения на мораль, единственным источником нравственного начала в человеке является бог, который создал человека "по своему образу и подобию" и дал ему моральные заповеди. В пользу религиозного обоснования нравственности обычно выдвигаются следующие доводы: 1 человек по своей природе стремиться к удовлетворению эгоистических интересов и поэтому не способен сам вырабатывать моральные понятия 2 т.к. в общественной жизни добродетель не всегда вознаграждаем, а порок часто не наказуем и торжествует, то выполнение людьми требований нравственности может обеспечить только их вера в существование загробной жизни, в ад и рай, где осуществляется справедливое воздаяние за добродетели и пороки, только их страх перед "страшным судом" Все наиболее известные требования нравственности были впервые сформулированы в рамках религиозного учения, и поэтому, даже если не верить в бога, следует признавать ту положительную роль, какую сыграла религия в развитии нравственного сознания человечества. Научный анализ исходит из того, что религия представляет собой сложное общественное явление, систему особых представлений, чувств и культурных действий. Религия находится в зависимости от социальных отношений, меняется с их изменениями. Наука начала существовать независимо от религиозных и мифологических традиций. Основной задачей науки является познание с целью раздвинуть горизонт видения мира, природы, частью которой является сам человек. В центре религиозного мировоззрения наука стоит после высших ценностей, истинного пути жизни и то, что все это переносится в потустороннюю область, в вечную жизнь. Все дела и поступки человека оцениваются по этому высшему критерию. Религия и искусство – 2 формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека. Основой является этическое и эстетическое явление в общественной жизни. Искусство помогает человеку осознать самого себя и свое место в мире, встающие перед ним проблемы смысла жизни и ее ценностей. В присущей тому или иному виду искусства форме на арене изображаемой действительности сталкиваются между собой добро и зло, интерес и долг, счастье и назначение человека. В те времена, когда религия была живой, а жизнь религиозной, каждый народ отдавал своим храмам лучшее, что у него было – лучших архитекторов, художников, скульпторов – все лучшее богу. Храмы созданные пожертвованиями, трудом и талантом были гордостью, символом, центром, лицом и венцом города. Главенствующая роль храмов в застройке европейских городов сохранялась до конца XVIII века и начала снижаться вместе с относительным уменьшением места религии в жизни общества и привлечением лучших художественных сил к возведению светских зданий. Атеизм – система взглядов, отрицающая веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь) отрицание всякой религии. В каждую историческую эпоху атеизм отражал достигнутый уровень знаний и интересов тех классов и социальных групп, идейным оружием которых он выступал. Элементы атеизма содержались у Фалеса, Анаксимена, Эпикура, Демокрита, Гераклита, пытавшихся объяснить все естественными причинами. Свобода – одна из основных филос. категорий, характеризующих сущность человека, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не в следствии внутренних или внешних принуждений. Вопрос №17 «философия познания: чувственное и рациональное; интуитивное и логическое; знание и вера; истина и заблуждение. прорблема познаваемости мира»
Познавательное отношение человека к миру представляет одну из самых существенных сторон его мировоззрения. Суть познания - воспроизведение адекватного, истинного образа реальности в сознании как отдельного человека, так и в общественном сознании в целом. Мировоззренческим осмыслением познания занимается философия познания или гносеология (гносис - знание). Познание - сложный, противоречивый, никогда не заканчивающийся процесс узнавания человеком окружающего его мира и самого себя, включающий в себя и биологические, и психологические, и культурно-исторические механизмы. Оно происходит и на индивидуально-личностном, и на социальном уровнях. Индивидуальное человеческое познание предполагает наличие развитых форм психической жизни (сознания), сформировавшихся в процессе длительной биологической и социокультурной эволюции органов чувств и интеллекта, функционирование которых обеспечивается деятельностью нервной системы и мозга. В основе индивидуального познания лежит взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта. Физической, физиологической и психологической основами этого взаимодействия являются процессы отражения, осуществляемые как на чувственном, так и на логическом уровнях, в связи с чем выделяют чувственный и логический (рациональный) компоненты познавательной деятельности, в свою очередь взаимосвязаны между собой и зависят от общего уровня человеческой культуры в целом. Цель познания - получение человеком достоверной информации о мире и о себе самом результатом познания является адекватное объекту знание или истина. В философии исследуются общие вопросы познания, имеющие принципиальное мировоззренческое значение. Философские концепции, исходящие из доминирующей роли в познании чувственных образов и механизмов, получили название сенсуалистических, эмпирических (Локк, Бэкон), а логических образов и механизмов - рационалистических (Декарт, Спиноза). В настоящее время очевидна неправомерность как крайнего сенсуализма, так одностороннего рационализма. Вопрос об истине и путях ее достижения - центральный вопрос теории познания. Философский скептицизм о познавательных возможностях человека в достижении достоверного, истинного знания основывается на подчеркивании относительности, неполноты человеческих знаний (гносеологический релятивизм), на ограниченности познавательных возможностей человека вообще (агностицизм). Существует тем не менее достаточно оснований как теоретических, так и практических, чтобы философски обосновывать возможность человека познавать объективную истину, опираясь на различного рода критерии истины, в конечном счете - на всю совокупную человеческую практику. Тем не менее, абсолютная истина в полном объеме является скорее идеалом, а реальное знание всегда в большей или меньшей степени относительно и требует постоянного преодоления своей неполноты и постепенного освобождения от различного рода заблуждений. Познание осуществляется как отдельным человеком, так и обществом в целом в различных формах: в процессе непосредственной практической жизни (обыденное познание), в художественном творчестве, религиозном опыте и т.п. Наиболее достоверные и глубокие знания достигаются на уровне научного знания. Знание - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Знания могут быть донаучными (житейские) и научными, последние разделяются на эмпирические и теоретические. Знание рассматривается как высшая форма отражения действительности, а последнее как фундаментальное свойство материи. Говоря, что субъект А отражает какой-то объект В, мы имеем в виду, что определенные изменения в А соответствуют определенным изменениям и вызываются ими. Говоря об информации, имеется в виду, прежде всего, особый способ взаимодействия, через который осуществляется передача изменений от В к А в процессе отражения, способ, реализующийся через поток сигналов, идущих от объекта к субъекту и особым образом в нем преобразуемых. Говоря о знании имеют в виду именно высший уровень информации, функционирующей в человеческом обществе. При этом в качестве знания выступает не вся информация, идущая от В и воспринимаемая А, но лишь та ее часть, которая преобразована и переработана А. В процессе переработки информация должна приобрести знаковую форму или выразиться в ней с помощью других знаний, хранящихся в памяти, она должна получить смысл и значение, но не всякая информация - знание. Вера - исходный пункт любого знания. В исходные принципы мы всегда верим (в то, что мир существует, мы - существуем, что мы будем жить завтра и т.д.) религиозная - те или иные убеждения, которые принимаются без доказательств. Между 1) и 2) четких границ нет. Мнения - нечто более слабое, чем убеждения. Это вероятностные знания, а убеждения - на все 100% (хотя в реальности мнения могут быть более достоверными, чем многие убеждения). Заблуждения - ложное мнение. Их истоки - самые разные (идолы Бэкона). Преодолеваются научными методами.
Вопрос №18 «наука и научное познание как предмет филисовского анализа. Основные формы и методы научного познания. Роль науки в жизни современного общества»
Наука представляет собой наиболее развитую, совершенную и тоже время самую сложную форму познавательной деятельности. Истоки науки уходят корнями в древнегреческую математику, другие области научного познания возникали в различные исторические периоды: физика - в XVI-XVII вв, биология и социология - в XIX в, информатика - в ХХ в. Современная наука включает в себя множество научных дисциплин, находящихся на различных стадиях своего развития и включающие все известные к настоящему времени области природы, человека, общества. Наука представляет один из важнейших компонентов современной культуры. Она выступает и как определенная система знаний, и как деятельность по получению этих знаний, и как социальный институт, организующий и направляющий эту деятельность. Многообразие научных знаний требует их определенной классификации. В зависимости от предмета своих исследований, науки можно подразделить на естественные, технические, социальные и гуманитарные. В зависимости от целей исследований науки подразделяются на фундаментальные и прикладные. Несмотря на значительное многообразие наук их значительные друг от друга отличия (физика-история), любая область научного познания и знания есть определенная социализированная форма познавательной деятельности, цель которой получение достоверной, объективной информации о предмете изучения, выявление закономерных свойств, связей отношений реальности, на основе чего возможно рациональное, теоретическое объяснение и достоверное или статически вероятное предсказание тех или иных явлений а познавательных или практических целях. Наука начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включается в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех, довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие естественных, общественных и технических наук. Признаки научного знания. 1. В отличие от обыденного знания научное обязательно должно быть выражено в некоторой системе специального языка. 2. научное знание системно организовано. Эта организованность имеет логический характер. (научные знания в той или иной мере аксиоматизируются, выделяются исходные). 3. Научное знание должно быть принципиально проверяемым, т.е. либо подтверждаемо, либо опровергаемо 4. Научное знание должно быть отражением объективной реальности. Методы и формы научного познания. 1. Особенности научного познания и знания. Научное и обыденное познания. Виды познания: а) научное и б) вненаучное б1) Обыденное б2) Специализированные формы практического познания б3) Обобщение и систематизация практического опыта и господствующих в обществе духовных ценностей б4) Псевдонаучное познание (антинаучное). (спиритизм, расистские теории) б5) Мистическое знание Различия между а) и б): - Различие в степени познавательной силы. Научное это усовершенствованное обыденное. - Граница между а) и б) исторически подвижна. Результатом обыденного познания является некоторая простая рабочая концепция реальности (например: человек не может летать). Научное исследование — деятельность развивающаяся в ходе попыток людей найти эффективные способы преодоления трудностей, которые могут иметь или логический, или, что еще важнее, практический характер. Результатом научного исследования является научное знание. Признаки научного знания. 1. В отличии от обыденного знания научное обязательно должно быть выражено в некоторой системе специального языка. 2. научное знание системно организовано. Эта организованность имеет логический характер. (научные знания в той или иной мере аксиоматизируются, выделяются исходные). 3. Научное знание должно быть принципиально проверяемым, т.е. либо подтверждаемо, либо опровергаемо 4. Научное знание должно быть отражением объективной реальности.
Теоретические методы: 1. Аксиоматический. Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится 2. Конструктивистский Исходные понятия и правила построения более сложных теоретических концептов считаются теоретически очевидными. Из них строятся конструкции. Конструкция признается теоретической, если ее действительно можно построить, например в форме матем. символов. 3. Гипотетико-дедуктивный. Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами. 4. Прагматический. Ведется поиск эффективных путей по достижению цели в соответствии с определенными ценностями. Цели, ценности и средства считаются эффективными, если они обеспечивают людям жизненный успех. 5. Описательные методы.
Вопрос №19 «культура, духовная жизнь, человеческие ценности в качестве предмета филосовского осмысления. Человек в мире культуры»
Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создание ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) И распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. в более узком смысле слова принято говорить о культуре: · Материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности), · Духовной (наука, искусство, философия, мораль, просвещение и т.д.), · Политической (цели, средства, результаты деятельности общества, класса, группы, индивида, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений). Мораль – одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях человеческой жизни. Мораль отличается способом обоснования и осуществления своих требований (в отличие от других форм регулирования массовой деятельности – право, гос. Декреты, народные традиции). В морали общественная необходимость, потребности, интересы общества или классов выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения. Поэтому требования морали принимают форму безличного должествования, равно обращенного ко всем, но ни от кого не исходящего повеления. Эти требования имеют относительно устойчивый характер. Наряду с общественным сознанием в морали не меньшую роль играет индивидуальное сознание. Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их в процессе воспитания, индивид может в значительной мере самостоятельно регулировать свое поведение и судить о моральном значении всего происходящего вокруг него. Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически переходящие и классовые нормы, принципы, идеалы и т.п. Добро и зло – морально-эстетические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей (групп, классов), а также общественных классовых позиций. Под добром понимается то, что общество считает нравственным, достойным подражания. Зло имеет противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Преемственность в развитии культуры означает не только активное использование новыми поколениями накопленного ранее опыта, но и воздействие достигнутого в прошлом на формирование культуры будущего. Характеристики культуры (понятие культуры часто соотносится с понятием цивилиз - антиэнтропийная деятельность человечества и ее результат (всегда связана с приращением информации и упорядочением наших знаний о мире). Строится здание, рисуется картина - все это информация. - Это те аспекты прошлого, которые продолжают жить в настоящем. Это наследие, итоги совместного труда человечества за все века его существования. Это нечто живое. То чего, мы не можем объяснить - не культура. - Это способы взаимодействия с ситуацией, которые помогают людям выжить. - Это компенсация биологических ограничений человека (самолет - явление культуры, телескоп...). - Это определенная совокупность стандартных типов поведения (ритуалы, способы взаимодействия масс, этикет). - Это созидание смысла человеком. Смыслы - качественное содержание информации. - Генон (матрица) социальной жизни. Каждый из нас определяется геноном - совокупностью генетической информации. Характеристики цивилизации: - исторически определенная ступень развития общества. - это - тип развития общества - то же самое, что и культура - форма механического и утилитарного отношения к миру, в противоположность культуре (культура и мир - некоторая органическая целостность). Зиммель, Шпенглер, Клагес - цивилизация - смерть культуры. Вырождаясь, культура превращается в цивилизацию. Билет 20.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.229 (0.017 с.) |