Загальна характеристика зарубіжної журналістики 19 ст. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загальна характеристика зарубіжної журналістики 19 ст.



Стадии развития журналистики общеизвестны. После возникновения книгопечатания печатные газеты вытесняют рукописные «листки новостей», периодическая печать в XVI-XVIII веках является в 3 основных типах - еженедельная и ежедневная газета, журнал. В XIXвеке происходит разделение западной прессы на качественную и массовую, усиливается роль рекламы, идут процессы, связанные с индустриализацией газетно-журнального производства, коммерциализацией журналистики в странах Западной Европы и США, создаются и выходят на международный рынок информационные агентства; в связи с изобретением фотографии, телеграфа, телефона и радио возникают новые коммуникационные технологии. Но особенно насыщен судьбоносными для журналистики событиями XX век: появление радиовещания и телевидения, применение компьютеров, углубление информационно-коммуникационных процессов, создание национальных монополий и транснациональных кор­пораций в сфере масс-медиа и т. д.

В Великобритании н а рубеже XIX-XX веков, когда в Англии началось разделение прессы на качественную и массовую, «Таймс» становится ведущим качественным изданием. Сегодня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты. К качественной прессе, кроме «Таймса», можно отнести ежедневные газеты «Дейли телеграф» («Ежедневный телеграф», 1855 год основания), «Гардиан» («Страж», 1821), «Файнэншл Таймс» («Финансовое время», 1888), «Индепендент» («Независимый»). Печать такого типа содержательна и информативна, имеет сравнительно невеликий тираж (исключением является тираж «Дейли телеграф» — 1,3 млн. экз.). На Британских островах имеется также разветвленная сеть про­винциальных газет и журналов, освещающих главным образом со­бытия и факты своего региона: Международные вопросы их интере­суют крайне мало, в результате чего этот круг тем отдан на откуп информационным агентствам, прежде всего Рейтеру, организованному в 1851 г. журналистом Полем Джулиусом Рейте­ром. Одно из 5 мировых информационных агентств, оно представляет собой сегодня акционерную компанию, основными держа­телями акций которой являются Ассоциация газетных издателей, агентство Пресс Ассошиэйшн — ПА, австралийское агентство Острэлиан Ассошиэйтед Пресс, новозеландское Нью Зиленд Пресс Ас­сошиэйшн, а также сотрудники агентства Рейтер. В отличие от Рей­тера, распространяющего прежде всего иностранную информацию, Пресс Ассошиэйшн (основано в 1868 г.) — ко­оперативное объединение издателей 120 провинциальных газет — специализируется на сборе и распространении внутренней инфор­мации. А экономическую, финансовую, статистическую, спортивную информацию собирает и распространяет английское акционерное информационное агентство Эксчендж Телеграф — Экстел, основанное в 1872 г. со штаб-квартирой в Лондоне.

Во Франции только в 1777 г. возникла первая французская ежедневная газета «Журнал де Пари» («Парижская газета»). Великая французская революция (1789-1791 привела в к возникновению политической и революционно-демократической журналистики. Если перед революцией в столице страны издавалось 27 газет, то во второй половине 1789 их стало 250, а в 1790 г. — 350. Печать сыграла важную роль подготовке Июльской революции 1830 г., Февральской и Июньской революций 1848г. Период 1870-1914 годов отмеченным развитием капиталистической печати, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями, в массовые газеты приходит в качестве обязательного и важ­нейшего компонента «кровь на первой полосе».

Развитие и распространение мировой печати началось с Германии, где житель Майнца Иоганн Гутенберг в 1450 г. изобрел ти­пографский станок и напечатал на нем латинскую Библию. Много лет спустя в 1609 г. в Страсбурге и Вольфенбютеле были отпечата­ны первые немецкие еженедельные издания «Реляцион» («Сообще­ние») и «Авизо» («Объявление»), а первая ежедневная газета «Ляпцигер цайтунг» («Лейпцигская газета») вышла в 1661 г. Здесь, в «Новой рейнской газете» в 1840-е годы начиналась общественно-журналистская деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса, позже их произведения публиковала газета «Фольксштаат» («Народное го­сударство») — орган социал-демократической партии Германии, выходившая с 1869 по 1876 гг. Но стране довелось пережить и две­надцатилетний период радикальной журналистики фашистского толка, лидером которой были правительственное радио и газета «Фелькишер беобахтер» («Народный наблюдатель»), когда против­никам нацизма приходилось выпускать издания в подполье.

Взятая в целом, итальянская ежедневная пресса является качественной, элитной, которая адресуется в основном к «буржуазной публике». Итальянские газеты больше сориентированы на городское население, т. е. на публику, имеющую материальный достаток и относительно высокий культурный ценз, в основном на «средний класс». Достаточно распространенное мнение, что итальянская информационная пресса – это издание «смешанного» типа («газета на все руки»), что подразумевает издание, освещающее большое количество новостей из различных областей жизни, обращенное к разнородной аудитории. Основной способ распространения – розничная продажа. По подписке расходится лишь 9% общего объема тиража. Главными газетами страны уже третье столетие считаются «Corriere della Sera» и «La Stampa», которые порой называют «вечными» газетами. Их роднит не только уровень престижности.

Corriere della Sera (основана в 1876 г. Владелец – Rizzoli-Corriere della Sera – ведущая издательская группа Италии, которая контролируется концерном Аньелли. Отстаивает левоцентристские позиции). La Stampa (основана в 1867 г. Сегодня имеет 13 приложений и 4 вкладыша (“Tutto Scienze”, “TTL”, “Toutino Sette” и “Specchio”). Считается третьей по популярности среди неспециализированных газет Италии, и первой – среди независимых газет объявлений). Il Messaggero (самая популярная газета Рима и центральной Италии, основанная в 1878 г. Владелец компания «Il Messaggero SpA», входящая в состав группы Azzurra Caltagirone. Отстаивает правоцентристские позиции. Тираж 230 697экз).

Итальянская журнальная периодика всегда оставалась довольно стабильной на фоне кризисов и взлетов ежедневной печати. С одной стороны, журналы не были "привязаны" к строгим структурным характеристикам, могли позволить себе большую гибкость формул и разнообразие содержания. С другой стороны, «сбалансированность между внешними и внутренними элементам издания, неумение найти нужный сегмент читательской аудитории или плохая "приспособляемость" к временным изменениям могли привести даже самые опытные и уважаемые журналы к снижению популярности, тиражей, а иногда и к закрытию. В Италии еженедельники называют также "ротокальками". Основное крупное разделение еженедельников, ведущееся по читательской аудитории и тиражу, определяет массовые и немассовые издания. Итальянские немассовые журналы основной упор делают на узкоспециализированные темы, касающиеся политики, бизнеса, производства, науки, техники, образования и т.д. К таким изданиям относятся журналы предприятий, церковно-приходские журналы, еженедельники профессиональных обществ и т.д. Тираж отдельных изданий невысок, однако совокупный превышает тираж массовых журналов.

США. В 1820 г. в США выходило уже 24 ежедневных и 422 еженедельных газет. В 1827 г. появилась первая негритянская газета «Райтс фор олл» («Права для всех») и первая рабочая газета «Джорнимен микеникс эдвокейт» («Защитник квалифицированного поденщика»), а в 1829-1847 годы издавалась еженедельная газета «Уоркинг мэн эдвокейт» («Защитник трудового человека»).

В 1830-1840 годы рекламе отводилось уже до трех четвертей площадей газет, которыми стали управлять как торгово-промыш­ленными предприятиями. Коммерческая революция проходила в ус­ловиях революции технологической (строились железные дороги, прокладка трансатлантического кабеля способствовала развитию те­леграфных коммуникаций, осваивались новейшие ротационные пе­чатные машины). В среде нью-йоркских типографов родилась идея прессы нового типа — «пенсовой» газеты, «пенни-газеты». В начале 1830 г. стал выходить еженедельник «Нью-Йорк морнинг» (цена эк­земпляра — 2 цента или 1 пенни по тогдашнему курсу), а через три года — ежедневная пенсовая газета «Дейли ивнинг транскрипт» («Ежедневная вечерняя запись»). Многие из пенсовых газет — убо­гие по содержанию и слабые в финансовом отношении — погибали, едва появившись на свет. Правда, тираж такой центовой газеты как «Нью-Йорк сан» («Солнце Нью-Йорка», 1833 г.) составлял 30 тысяч экземпляров. Рассчитанная на массового и малограмотного читате­ля, газета первой стала публиковать вымышленную информацию и лживые репортажи. Настоящую конкуренцию «Нью-Йорк сан» со­ставила лишь новая ежедневная газета «Нью-Йорк геральд» («Нью-Йоркский вестник»). Джеймс Гордон Беннет (1795-1872), начав вы­пускать газету с капиталом в 500 долларов, сумел резко поднять тираж (в 1839 г. — 30 тыс. экз., в 1855 г. — 75 тыс. экз.): расширил тематику публикаций, направлял в командировки спецкоров, стре­мился привлечь читателя «историями человеческого интереса и эмоций» (преступления, происшествия, скандалы в высшем свете, семейные драмы и т.п.). С Беннета в Америке начала развиваться бульварная пресса.

Бывший сотрудник «Нью-Йорк геральд» Гораций Грили отверг журнализм в стиле Беннета и в 1841 г. создал газету «Нью-Йорк трибюн»; в редакционных статьях он стал выступать против аморальной и упадочнической прессы, во имя защиты интере­сов общества и справедливости. Серьезная и строгая, «Нью-Йорк трибюн» стала прототипом качественных газет США. По пути, проложенному Грили, пошла газета «Нью-Йорк Таймс» («Нью-Йоркские времена»), первый номер которой вышел в свет 18 сентября 1851 г. (первоначально называлась «Нью-Йорк дейли Таймс»). Она привлекла читателей высоким литератур­ным уровнем, многочисленностью и разнообразием рубрик, принципами ее основателя г. Реймондса отвечать перед чита­телями и быть независимым от различных партий.

В 1860-1865 г. в США проходила Вторая американская революция — гражданская война между Севером и Югом. Война изме­нила стиль новостей, репортер стал центральной фигурой в газет­ном мире, а журналистская профессия — опасной и требующей от­ваги. Новые веяния в американской журналистике особенно ярко воплотились в Джозефе Пулитцере, имя которого носит сегодня высшая журналистская премия в США. В 1883 г. он приобрел газету «Нью-Йорк уорлд» («Мир Нью-Йорка»), которую сделал моделью того журнализма, который основан на «человеческих репортажах» и освещении происшествий. Упрощенный английский язык, рисун­ки и комиксы, газетные сенсации — все было направлено на то, что­бы расширить аудиторию читателей, привлекая, прежде всего, им­мигрантов, слабо знающих английский. За один год новый издатель поднял тираж газеты с 15 до 100 тыс. экземпляров, а за три года — до четверти миллиона. Он особое внимание уделял «динамичному репортажу», смело разоблачал коррупцию на строительстве Панам­ского канала, искусно использовал на страницах драматизацию но­востей, иллюстрации, аршинные необычные заголовки, первым в стране стал применять цветные приложения и комиксы в цвете. На­чиная с 1889 г. на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печа­тались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу Желтый парень (Еллоу кид), который забавлял читате­лей своим смешным видом, глупой улыбкой, комическими рассуж­дениями на различные темы и эксцентрическими поступками. Это введенное Пулитцером новшество привело к возникновению терми­на «желтая пресса».

Второй крупнейшей фигурой американской журналистики на стыке двух столетий стал Уильям Рендольф Херст (1863-1951), карьера которого началась с приобретения в 1896 г. газеты «Нью-Йорк джорнел». Имя Херста символизирует во многом отрица­тельные стороны американской капиталистической прессы, ибо для него не существовало барьера благопристойности. В конце XIX в., когда «Нью-Йорк уорлд» имела тираж 600 тыс. экз., газета «Нью-Йорк Таймс» выходила тиражом всего 19 тыс. экз., но в 1890 г. ее купил Адольф Оке, который в обстановке засилья в стране желтой прессы заявил о намерении изменить характер газеты, адресовать ее думающей публике.

Самые крупные ежедневные японские газеты — «Иомиури» («Репортер» — 1874 г., 8,9 млн. экз.); «Асахи» («Восходящее солнце» - 1888 г., 7,5 млн.) и «Май-нити» («Ежедневная газета» - 1872 г., 4,4 млн.). Характерная черта японской печати — большие тиражи спортивных газет и еженедельников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.01 с.)