Загальна характеристика зарубіжної журналістики першої половини 20 ст. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загальна характеристика зарубіжної журналістики першої половини 20 ст.



Особенно насыщен судьбоносными для журналистики событиями XX век: появление радиовещания и телевидения, применение компьютеров, углубление информационно-коммуникационных процессов, создание национальных монополий и транснациональных кор­пораций в сфере масс-медиа и т. д. Разумеется, у современной журналистики зарубежных стран немало проблем.

В Великобритании Массовая (или популярная) печать ориентируется на широкий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических материалов. Тираж отдельных изданий достигает пяти миллионов экземпляров [«Сан» («Солнце», 1964), «Миррор» («Зеркало», 1903), «Дейли экспресс» («Ежедневный экспресс», 1900), «Дейли мейл» («Ежедневная почта», 1896)]. Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. Тираж ее достигал 5,5 млн. экз., но в 1997-ом составил только 2,2 млн.: таков ре­зультат существенного усиления позиций двух конкурентов из­дания: газет «Дейли мейл» и «Сан». Тогда пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, в первую очередь молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «Вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе стали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» материалов внутри номера. Однако тираж обновленная «Миррор» так и не восстановила. В ноябре 1995 г. прекратился выпуск общенациональной ежедневной массовой газеты «Тудей» («Сегодня»), просуществовавшей всего 10 лет. Дорогостоящая технология: компьютерный набор, цветная печать, использование спутников для од­новременного выпуска региональных изданий и т.д. привели к немалым расходам, и основатели издания продали газету концерну «Лонро», который не смог избавиться от убытков и выс­тавил «Тудей» на торги. Новым хозяином газеты стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс интернэшнл» (английского филиала глобальной компании «Ньюс корпорейшн»). Он вложил в нее почти 150 млн. фунтов стерлингов, поднял тираж с 300 до 600 тыс. экз., однако, завоеванная аудитория вскоре стала сокращаться. И тог-да Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем других четырех своих газет (особенно «Сан» и «Таймс»).

Существует деление и среди воскресных английских изданий. К качественным газетам относятся «Санди Таймс» («Воскресное время», 1822), «Санди телеграф» («Воскресный телеграф», 1961), «Обсервер» («Наблюдатель», 1791), а к массовым (таблоидным) — «Ньюс оф уорлд» («Новости мира», 1843), «Мейл он санди» («Воскресная почта», 1982), «Санди миррор» («Воскресное зеркало». 1915), «Пипл» («Народ», 1881). Многие крупные газеты тяготеют к той или иной политичес­кой партии. Консервативную партию поддерживают «Таймс» и «Сан­ди Таймс», «Дейли телеграф» и «Санди телеграф», «Ньюс оф уорлд», «Сан», «Дейли мейл», «Дейли экспресс». Взгляды лейбористской — «Гардиан», «Обсервер», «Миррор», «Санди миррор», Пипл».

Что же касается электронных СМИ, то в последнее время в Великобритании активно развивается цифровое радиовещание, что обеспечивает высокое качество звучания: Би-Би-Си уже ведет ра­диопередачи в цифровом варианте. Созданная в 1922 г. Британ­ская радиовещательная компания (Би-Би-Си), имеющая статус об­щественной организации, с 1936г. начала осуществлять и телепе­редачи, в этой сфере она была монополистом до 1954 г., пока власти не разрешили в Великобритании коммерческое телевидение.

Франция В 1903 г. выпуск «Пети паризьен» («Маленький парижанин») стал составлять 1,8 млн. экз., и газета начинает выходить с подзаголовком «Самый крупный газетный тираж всего мира». В 1918 г. планка этого рекорда поднимется до цифры более 3 млн. экз.

С появлением в 1904 г. ежедневной газеты Жана Жореса «Юманите» («Человечество»), ставшей в 1921 г. центральным органом Французской компартии, среди направлений французской журналистики возникло и марксистское, сыгравшее немалую роль в период антифашистского Народного франта (1934-1938), в создании разнообразных газет и журналов левого толка. Новым явлением французской прессы стало появление в 1931 г. в Париже ежедневной вечерней газеты «Пари-суар» («Вечерний Париж»): опираясь на технические новшества, издание подкупало публику многообразием тематики, обилием иллюст­раций, зазывной манерой подачи материала. К ярким событиям в истории французской прессы следует отнести создание печати Сопротивления в годы Второй мировой войны и оккупации Франции, бурное развитие политической жур­налистики в период Освобождения (август 1944 — ноябрь 1946).

Сегодня во Франции выходят газеты общего типа: «Фигаро» (1826 г.), «Монд» («Мир», 1944), «Либерасьон» («Освобождение», 1973) и др.); специализированные: молодежные, женские, научные, технические, эротические и т.д.; экономические: «Эко» (1908), «Трибюн», «Нувель экономист» («Новый экономист», 1975) и т.д.; развлекательные (преобладают иллюстрированные еженедельники типа «Пари матч» («Парижский матч», 1949). Среди независимой прессы центристских позиций придерживаются газета «Монд» и ежемесячник «Монд дипломатик» («Дипломатический мир», 1954), а также «Котидьен де Пари» («Парижская ежедневная газета», 1974). Для печати Франции характерно нали­чие влиятельных церковных изданий, среди которых следует выделить католическую газету «Круа» («Крест», 1880) и еженедельник «Ви» («Жизнь», 1945). Сравнительно небольшие тиражи у печати французской компартии: «Юманите» и еженедельника «Революсьон» (1980 г.).

Германия А сегодняшние особенности немецкой прессы — преобла­дание утренних газет и ярко выраженный региональный харак­тер изданий: 95 процентов периодических изданий относятся к ме­стным. Добавим, что акцент на региональную информацию наблюдается и у цент­ральной ежедневной печати ФРГ. К примеру, самая крупная по тиражу «Бильд-цайтунг» имеет 33 издания, отличающиеся друг от друга местной хроникой и локальными рекламными обращениями. Падение Берлинской стены и объединение двух германских государств привели к существенным переменам на газетно-журнальном рынке. Так, на начало 1994 г. в стране выходило 1601 издание общим разовым тиражом 25 млн. экз.. Если в 1987 г. западногерманские телезрители ежедневно затрачивали на просмотр программ в среднем 139 мин., а жители тогдашней ГДР— около 130 мин., то в 1997 г. «среднестатистический» не­мец проводил ежедневно перед телеэкраном более 180 мин.

Сама же история радиотелепередач началась сравнитель­но рано: впервые берлинцы слушали радио в октябре 1923 г., а к 1926 г. в стране был уже миллион радиослушателей. В марте 1935 г. в Берлине был открыт пункт для публичного просмот­ра телевидения, а с января 1936 г. программы передавались ежедневно с 20 до 22 часов. В 1944 г. передачи в Германии пре­кратились. Сегодня в стране сложилась ситуация, когда част­ные радио- и телеканалы, основной источник функционирова­ния которых — реклама, соседствуют с общественно-правовы­ми каналами (два главных общенациональных канала АРД и ЦДФ и местные земельные телецентры), финансируемыми пре­имущественно за счет ежемесячной абонементной платы теле­зрителей и радиослушателей. Интересно, что многие частные телекомпании ФРГ объявили в 1998 г. о том, что они намерены начать регулярно транслировать программы цифрового теле­видения высокой четкости, что сулит подлинную «революцию в квартире». В ФРГ — более пятисот информационных агентств, самые крупные из них: ДПА (Дойче Прессе — Агентур — Немецкое аген­тство новостей), созданное в 1949 г., и ДДП (Дойчер Депешендинст — Немецкая почтовая служба, 1971). Среди частных мож­но отметить Католическое агентство новостей и Евангелическую пресс-службу.

Америки крупнейшей фигурой американской журналистики на стыке двух столетий стал Уильям Рендольф Херст (1863-1951), карьера которого началась с приобретения в 1896 г. газеты «Нью-Йорк джорнел». В конце XIX в., когда «Нью-Йорк уорлд» имела тираж 600 тыс. экз., газета «Нью-Йорк Таймс» выходила тиражом всего 19 тысяч экз., но в 1890 г. ее купил Адольф Окс, который в обста­новке засилья в стране желтой прессы заявил о намерении изменить характер газеты, адресовать ее думающей публике. Талант Окса способствовал быстрому подъему газеты «высокого журна­лизма»: в 1900 г. ее тираж возрос с 25 тыс. до 82 тыс. экз., в 1905 г. — до 121 тыс., 1910 г. — до 192 тыс. экз.

На стыке двух веков заметным явлением в американской журналистике было движение социального прогресса — «прогрессивизм», направленное против стяжательства и коррупции, соче­тающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иногда историю «прогрессивного» десятилетия определяют также как историю «макрекерства» («разгребательства грязи»). Впервые это слово появилось в заголовке журнала «Колльерс» 10 февраля 1906 г., а 14 апреля того же года его употребил в своей речи пре­зидент Теодор Рузвельт. «Разгребателями грязи» называли группу писателей и публицистов, которые стремились привлечь вни­мание американского общества к фактам злоупотреблений и кор­рупции в различных сферах жизни США.

В периодической печати нарастали процессы концентрации и монополизации. В 1910 г. в стране было 13 газетных «цепей», контролировавших 62 ежедневные газеты, к 1930 г. их стало уже 55, и под их контролем находилось 328 изданий. Газеты крупных городов имели мощные типографии. Так, в типографии «Нью-Йорк Таймс» работало 1800 рабочих, в редакции 516 сотрудников, в кон­торе 953 человека, в правлении — 84, всего 3453 человека. В 1919 г. в периодической печати США появился таблоид — новый тип дешевой прессы, отличающейся уменьшенным объемом, половинным форматом и фотографией во всю первую полосу (удо­бен для читающих в баре, трамвае, автобусе. Первым таблоидом стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс». Господствующее положение в системе прессы, естественно, занимала массовая пресса, хотя и качественные газеты — «Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Крисчен сайенс монитор» («Наставник христианской науки») и др. также значительно расширили свою аудиторию.

Глубокие перемены происходят и в мире журналов. В марте 1923 г. в Нью-Йорке появился первый журнал новостей — еженедель­ник «Тайм» («Время»). Организаторы журнала молодые выпускни­ки колледжа Генри Люс и Бритон Хадден стремились дать информацию сжатую, ясную и точную. В 1930 г. Люс (Хадден умер в 1929 г.) создает второе из задуманных ими изданий — ежемесячный журнал «Форчун» («Богатство»), дав «бизнесу» литературу, а в 1933 г. покупает журнал «Лайф» («Жизнь»), который стал образовывать, привлекать, развлекать и забавлять публику. По образцу «Тайма» в Америке были созданы другие журналы ново­стей — «Ньюсуик» («Новости недели», 1933), «Юнайтед Стейтс ньюс» («Новости Соединенных Штатов», 1933).

Перед первой мировой войной в США появились первые проб­ные радиостанции. К 1920 г. несколько станций начали регулярные радиопередачи. В 1926-1928 гг. возникли сети Си-би-эс («Колумбий­ская вещательная система») и Эн-би-си («Национальная вещатель­ная компания»), которые создали формат поддерживаемых рекла­мой развлекательных передач, характерный для системы электрон­ных СМИ в Америке и поныне. Радиовещание, а не пресса было важнейшим каналом массовой информации в годы второй мировой войны: в 1942 г. в США насчитывалось свыше 28 млн. радиоточек, которыми было охвачено 82,8 процентов населения страны. Поступательное развитие американской периодической печа­ти продолжалось и после 1945 г. Газеты сливались друг с другом, укрупнялись, модернизировались и предприятия прессы. В период 1945-1970 гг. закрепились особенности газет США: преобладание воскресной прессы над ежедневной, вечерней над утренней, региональной и местной над центральной. В 50-60 годы американские газеты переживали серьезный кризис, связанный с утратой доверия многих читателей и экспан­сией телевидения. Сказывались и финансовые трудности. Кризис привел к тому, что из семи крупных ежедневных газет в Нью-Йорке к концу 1960-х осталось лишь три («Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Нью-Йорк пост»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.169.50 (0.008 с.)