Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загальна характеристика французької преси 19 ст.

Поиск

Уже первый во Франции еженедельник «Газетт», основан­н Теофрастом Ренодо в 1631 г. В 1777 г. возникла первая французская ежедневная газета «Журнал де Пари» («Парижская газета»).

Закон от 8 апреля 1831 г. вводил в действие более быструю процедуру рассмотрения в судах дел о преступлениях в печати. Однако к этому времени рост числа газет и их тиража, вызванный ре­волюционным подъемом, уже успел вселить в журналистов веру в свои силы. Всего при Июльской монархии выходило около 700 газет и журна­лов — вдвое больше, чем при Реставрации, а их тираж вырос более чем на треть. Они довольно резко выступали против действий правительства и тут же становились жертвами репрессивных законов. К концу 1832 г. число процессов, возбужденных правительством про­тив газет, достигло 411. Но 143 из них были вынесены приговоры в общей сложности на 65 лет тюрьмы и 350 тыс. франков штрафа. Журналисты возглавляемой Арманом Маррастом газеты «Трибюн» с 1831 по 1833 г. были привлечены к суду 111 раз и осуждены в обшей сложности на 49 лет тюрьмы и 157630 франков штрафа. Один из владельцев «Фигаро» — Пуатвеи Сент-Альм — получил персонально 6 лет тюрьмы и около 10 тыс. франков штрафа.

В январе 1834 г. была введена система предварительного разрешения для разносчиков и уличных продавцов газет, а «сентябрьские законы» 1835 г. еще более расширяли список наказуемых действий, устанавливали пред­варительную цензуру на все виды иллюстраций.

В этих условиях большие возможности для оказания влияния на прес­су получают биржевики. Через них правительство подкупало ту прессу, которая вела себя достаточно осторожно, чтобы не быть запрещенной. Постоянные правительственные субсидии получала, например, «Журналь де деба» — орган орлеанистской буржуазии, а позднее и сохранявшая видимость независимости «Пресс» Эмиля Жирардена. В группу газет, с оговорками поддерживавших Луи-Филиппа, входили также «Конститюсьонель» — орган умеренного крыла орлеанистов, «Сьекль» — орган т.н. династической оппозиции, «Курье франсе», «Тан» и немногие другие. Против Орлеанов выступали крупные легитимистские газеты «Котидьен» и «Газетт де Франс», слева — многочисленный отряд сатирических газет с литературным уклоном, среди которых выделялись своей колкостью «Шаривари», «Корсер», «Каррикатюр». В рядах умеренной оппозиции наиболее заметной была «Насьональ», в которой также сотрудничал Mapраст. Но при всей их численности (17 ежедневных газет в Париже), поли­тической активности, а в какой-то мере и реальному влиянию на события в жизни страны, каждая из этих газет оставалась, взятая в отдельности, довольно скромным изданием с узким кругом читателей, небольшим ти­ражом и ограниченным распространением. Это были четырехстраничные выпуски, каждая полоса которых размером 33x40 см. имела четы­ре колонки.

Эмиль де Жирарден предложил идею «дешевой газеты»: увеличение тиража за счет снижения цены за подписку на газету и увеличение количество рекламы (отмена гербового сбора). Начав в 1828 г. со скромного литературного еженедельника «Волер», Эмиль в 1829 г., основал «как для двора, так и для простонародья» журнал «Мод». Первой его попыткой обратиться к более широкой аудитории и дей­ствовать в «духе времени» становится газета «Гард насьональ», которую он намеревался в интересах Июльской монархии сделать «связующей че­тыре миллиона граждан — элиту нации». Попытка была неудачной. В 1831 г. Жирарден основывает еженедельный «Журналь де конэссанс ютиль», где за 4 франка в год (вмес­то обычных 15-ти) он на 32 страницах предоставлял «полезные знания» по вопросам политики, сельского хозяйства и торговли своим питателям, которым он таким образом намеревался одновременно разъяснять «их долг, право и выгоду». Менее чем через год журнал имел 132 тысячи подписчиков. В 1832 он выпускает «Альманах де Франс» тиражом 1 млн. 300 тыс. 1 июля 1836 г. выходит в свет первый номер ежедневной газеты «Пресс», годовая подписка на которую — 40 франков — вдвое ниже, чем у всех других газет. Его главной задачей было предста­вить свою газету в качестве органа, стоящего над другими изданиями.

Общий тираж ежедневных газет Парижа все же вырастал. Если в 1836 г. в столице Франции было 20 газет с тиражом 70 тыс. экземпляров, то в 1846 г. — 26 с тиражом почти 200 тыс. Следует при этом отметить, что почти все парижские газеты большую часть своего тиража распространя­ли в провинции, где собственная департаментская печать была совсем сла­бой и в политическом отношении охотно следовала за Парижем. Лишь совсем немногие из них были действительно ежедневными и только еди­ницы имели более тысячи подписчиков.

Новая» пресса породила нововведение, которое сразу получило широкое распространение в газетах. Романы с продолжениями, называемые фельетонами, отныне становятся одной из привлекательных сторон ежедневной и другой периодики. Эти романы прочно занимают «подвалы» газет, уже давно традиционно «литературные».

Благодаря восстанияю в феврале 1848 г. декретами от 5 и 6 марта упразднялось все прежнее законода­тельство в области печати, прежде всего «сентябрьские законы» о преступ­лениях в прессе и о судах присяжных, отменялся залог и гербовый сбор. Это привело к бурному росту числа газет самых различных направле­ний. В течение нескольких недель только в Париже их появилось более 200. Каждый сколько-нибудь известный человек имел свою трибуну, и газета зачастую выражала мнение лишь одного издателя. Среди газет, порожденных февральской революцией, наиболее замет­ными были «Врэ решоблик» Пьера Леру, «Репрезантан дю пепль» Прудона, «Ами дю пепль» Распая, «Пепль Констнтюан» Ламенне. Однако ни одна из надежд народа не была оправда­на, ни одно из обещаний, данных ему, не было выполнено. И в июне поднялосьо восстание. И после введения осадного положения были закрыты сразу 11 газет Парижа. Закон от 29 августа устанавливал предварительный залог в таком размере, что это привело к закрытию еще целого ряда газет. Еще несколько законов, принятых один за другим вплоть до 29 июля 1850 г., увеличивали гербовый сбор, расширяли список наказуемых действий пе­чати, ограничи­вали распространение печати, даже публикация популярных романов с предложением облагалась дополнительным налогом.

Наконец, после государственного переворота Луи-Наполеона и уста­новления новой конституции от 14 января 1852 г. и фактического начала Второй Империи возрождался закон о предварительном разрешении на выпуск газет и других периодических изданий, имеющих право на осве­щение политических вопросов, почти запрещалось давать отчеты о заседа­ниях законодательных органов и сената. Дела по вопросам печати находи­лись в ведении министерства внутренних дел. Все это, вместе взятое, делало фактически невозможным существование демократической печати.

Весьма умеренная оппозиция режиму Луи-Наполеона была представ­лена лишь несколькими буржуазными газетами: орлеанистскими «Жур­наль де деба» и «Ассамбле насьональ», легитимистскими «Юнион» и «Газетт де Франс». Некоторое время на левом фланге оставалась «Сьекль» в силу своей антиклерикальности, но в целом подчинявшаяся правительству.В практику министерства внутренних дел широко вошли «предупреж­дения» за малейшую критику в адрес властей. Двукратное предупрежде­ние влекло за собой закрытие газеты на 2 месяца. С середины 1852 г. по середину 1853 г. было вынесено свыше 90 предупреждений и 3 запрета. К 1854 году в Париже осталось лишь 13 газет, которым разрешалось писать о политике.

К сентябрю 1862 г. из 262 газет, числившихся политическими (из них 54 ежедневных) 202 поддерживали правительство, 34 были легитимис­тскими, 13 — орлеанистскими и лишь 13 республиканскими К этому времени во Франции складываются условия для нового скачка в росте ежедневной прессы. Рост инфраструктуры и прогресс в области полиграфической техники приводят к более полному использованию воз­можностей. Те­леграфная сеть до 1848 г. почти неиспользовавшаяся прессой ввиду своей слабости (3 линии, 5 тыс. км.), к 1860 г. уже связывает Париж со всеми департаментами страны многочисленными линиями общей протяжен­ностью 21 тыс. км. В 1855 г. появляется первая международная для Фран­ции телеграфная линия Кале-Дувр, а с 1866 г. постоянно действует первая трансатлантическая линия. Вскоре редакции газет получают возможность использовать телеграф для срочной связи с Национальным собранием, с биржей, с информационными агентствами. Первое бюро печати Шарля Гаваса действовало с 1832 г., занимаясь на первых порах переводами зару­бежной информации и поставляя ее в редакции французских газет. С по­явлением электрического телеграфа предприятие Шарля Гаваса заключило договор с французским правительством на поставку официаль­ных сообщений для прессы, а затем в 1859 г. подписав соглашение с не­мецким телеграфным агентством Вольфа и английским Рейтер, Гавас ста­новится монопольным поставщиком зарубежной информации.

В 1850 г.. Луи Ашетт, подписывает контракт с владельцами железных дорог на доставку газетной продукции по всем линиям, что пол­ожило начало созданию его «Мессажери Ашетт», ставшей впоследствии почти монопольной организацией в своей области. Получает широкое распространение и розничная продажа. Наконец, новая ро­тационная машина Марннонн позволяла печатать в час 20 тыс. экз. двустраничных газет против 4 тыс. ранее. Таким образом, технические, экономические и социальные факторы способствовали в 60-е годы XIX в. во Франции бурному росту ежеднев­ной прессы. 1 февраля 1863 г. в Париже выходит первый номер газеты, которая продавалась но неслыханно низкой цене — 1 су (5 сантимов!). Это была ежедневная «Пти журналь», основанная Моизом-Полидором Мийо. Всего в Париже к концу 1870 г. насчитывалось 34 политические ежед­невные газеты общим тиражом 470 тыс. экземпляров. Наиболее крупными из них были «Фигаро», «Марсейез», «Сьекль», «Раппель» (от 40 до 60 тыс. экз.). Так называемые «неполитические» газеты по 5 сантимов вы­ходили общим тиражом около 600 тыс. экз. Провинциальные газеты, хотя и весьма многочисленные (около 300). Не более одной шестой части из них были оппозици­онными: «Жиронд» (6 тыс.), «Журналь дю Руан» (3.600), «Журналь дю Авр» (3 тыс.).

Франко-прусская война была официально объявлена 19 июля 1870 г. Созданное в ходе сентябрьской революции 1870 г. «правительство национальной обороны» провозгласило Республику. За короткий срок своего пребывания у власти оно пыталось на первых порах облегчить положение печати. В сентябре и октябре рядом декретов оно отменило гербовый сбор и денежный залог, передало рассмотрение дел о печати из уголовного суда в суд присяжных, отменило монополию книжной торговли и объявлений. Однако реакционное в своем большин­стве Национальное собрание отклонило эти декреты, восстановив режим печати 1852 года.

Уже через 3 дня после провозглашения Республики, группа социа­листов во главе с Огюстом Бланки начинает выпускать газету «Натри ан данже», в которой призывает к единству всех политических партий перед лицом общего врага — Пруссии.

На выборах 1876 г. в Национальное собрание монархисты терпят по­ражение, а в 1879 г. их ставленник Мак-Магон досрочно слагает с себя президентские полномочия, уступая их умеренному республиканцу Жюлю Греви. Появились надежды на либерализацию. Но в течение этих лет, до окончательной победы республиканцев, газе­ты находились в трудных условиях осадного положения (сохранившегося до 1876 г.). в условиях запрещения уличной продажи, высокого предвари­тельного залога и многочисленных процессов по делам печати. Многие левые газеты были закрыты, и категорически запрещалось из­дание новых газет. Лишь после 1876 г. понемногу стали возобновлять свой выход некоторые, например, «Пти паразьен», «Лантерн» и др.

Вскоре политические деятели и организации в провинции, усвоив какую поддержку им может оказать местная печать, сами стали организовывать систему пря­мых и косвенных субсидий газетам, которые заметно перестают играть роль дублеров своих парижских сестер. Этому процессу все больше спо­собствует и техническое развитие средств связи — телеграфа, почты, до­рожных коммуникаций. Многие политические партии со штаб-квартирами в Париже уже име­ют свои отделения в провинции. Чтобы обеспечить определенную степень единства своих редакций они по примеру информационных агентств со­здают корреспондентскую сеть, задача которой поставлять «своим» газе­там единую информацию: политические документы, редакционные статьи, парламентские отчеты, речи депутатов, наиболее важную политическую информацию. Провинциальная пресса становится все более значительной и много­численной — от кантонального еженедельника до региональной ежеднев­ной газеты. В 1871 г. во Франции насчитывалось уже 179 ежедневных про­винциальных газет, тогда как в Париже — лишь 41.

1881 год открывает «золотой век». Конечно, реформы 1879-1881 гг. имели прогрессивное значение и де­лали Третью республику более демократичной. Цензура, предварительное разрешение, залог, гербовый сбор, а с ними и мно­гие другие ограничения отменялись одновременно, что было впервые после выхода первой французской ежедневной газеты. Отныне достаточно было 12 су, чтобы «основать» газету: та­кова была стоимость марки, необходимой на письме к прокурору с указа­нием названия газеты, имени и адреса владельца и издателя. Активизация политической жизни, дальнейшее рас­пространение образования, дешевизна газет — привели к необычайно быстрому росту числа названий и тиражей. В течение 3 лет число ежед­невных газет удвоилось. Многочисленные политические партии и просто группировки имеют свои газеты, на страницах которых звучит разноголосица деклараций, мнений, обвинений, оправданий, призывов — и все это в довольно резких тонах, не смягчаемых излишним почтением к против­нику. Впрочем, так называемая «малая» пресса (действительно малого - 45x30 см - формата и низкой - 5 сантимов - ценой) только теперь приобщается к политике, к тому же без достаточно четкой ориентации. В основном же ее страницы заполнены романами-фельетонами и смесью хроники и разных фактов. Тираж этой популярной прессы значителен: от. 100 тыс. и выше, а ее лидер «Пти журналь» уверенно идет к миллиону. С другой стороны, так называемая «большая» пресса (формат 60x43 см, цена от 10 до 25 сантимов), отводит значительное и видное место политичес­ким событиям с достаточно определенных позиций. Но даже самые про­цветающие ее представительницы не достигают тиража в 100 тыс., огра­ничиваясь чаше всего несколькими десятками тысяч экземпляров, отпеча­танных, правда, на бумаге лучшего качества и тщательно оформленных.

В конце 80-х—начале 90-х годов «большие» газеты продаются по 5 сантимов, «малые» газеты переходят на круп­ный формат. В то же время больших тиражей достигают газеты более уме­ренные в политических баталиях, как правило, проправительственные, умело использующие технические новшества в печати, в иллюстрациях, в распространении и получении информации. По отношению к ним все чаще употребляют определение «информационные». Им противопоставляют так называемые «газеты мнений», чье влияние на определенную аудиторию может быть велико и без поддержки которых не обходится ни одна политическая партия, но старомодность издания, финансовая слабость, одно­образие информации — не позволяют им часто достичь тиража в 20 тыс. В 1870 г. в Париже выходи­ло около 900 названий и около 1000 — в провинции. В 1885 г. их было в Париже 1.540, в 1887 г. — 1655, а в провинции соответственно 2.810 и 5.176. «Большую четверку» состав­ляли «Пти журналь», «Пти паризьен», «Матен» и «Журналь». Помимо этой «большой четверки», на пестром фоне французских га­зет на рубеже веков заметным явлением было некоторое оживление политической прессы. Накануне первой мировой войны французская буржуазия рассмат­ривала католическую церковь в качестве своего резерва в борьбе как на внутреннем, так и на внешнем фронте. С этой точки зрения следует отметить появление в 1883 г. ежедневной газеты «Круа», которая сразу же завоевала прочные позиции среди католических газет с тиражом около 170 тыс. и вскоре стала бесспорным лидером в этой группе прес­сы. Итак, если так называемую информационную прессу представляла «большая четверка», то в прессе с ярко выраженной политической окрас­кой выделялась лидирующая «пятерка»: помимо названных «Эко де Пари», «Круа» и «Юманите» в нее входили близкая к правительственным кругам «Тан» и националистическая «Пресс». Каждая из них имела тираж свыше 100 тыс.

Основную массу периодики составляли многочисленные специализи­рованные издания - газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных всех рангов, финансис­тов, торговцев, коммивояжеров и пр. Еженедельники, ежемесячники и листки различной периодичности, для разных возрастов, полов, вкусов, профессий. Растет число иллюстрированных изданий: этот отряд из 250 названий возглавлял «Иллюстрасьон» — еженедельник с тиражом в 100 тыс. экз. Их распрос­транению способствовала сконструированная в 1892 г. Маринони новая печатная машина, дававшая 12 тыс. шестикрасочных иллюстраций в час. Движение женщин за равные права привело к распространению феми­нистских изданий (наиболее известная в эти годы — «Фронд»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.98.175 (0.011 с.)