Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Загальна характеристика французької преси 19 ст.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Уже первый во Франции еженедельник «Газетт», основанн Теофрастом Ренодо в 1631 г. В 1777 г. возникла первая французская ежедневная газета «Журнал де Пари» («Парижская газета»). Закон от 8 апреля 1831 г. вводил в действие более быструю процедуру рассмотрения в судах дел о преступлениях в печати. Однако к этому времени рост числа газет и их тиража, вызванный революционным подъемом, уже успел вселить в журналистов веру в свои силы. Всего при Июльской монархии выходило около 700 газет и журналов — вдвое больше, чем при Реставрации, а их тираж вырос более чем на треть. Они довольно резко выступали против действий правительства и тут же становились жертвами репрессивных законов. К концу 1832 г. число процессов, возбужденных правительством против газет, достигло 411. Но 143 из них были вынесены приговоры в общей сложности на 65 лет тюрьмы и 350 тыс. франков штрафа. Журналисты возглавляемой Арманом Маррастом газеты «Трибюн» с 1831 по 1833 г. были привлечены к суду 111 раз и осуждены в обшей сложности на 49 лет тюрьмы и 157630 франков штрафа. Один из владельцев «Фигаро» — Пуатвеи Сент-Альм — получил персонально 6 лет тюрьмы и около 10 тыс. франков штрафа. В январе 1834 г. была введена система предварительного разрешения для разносчиков и уличных продавцов газет, а «сентябрьские законы» 1835 г. еще более расширяли список наказуемых действий, устанавливали предварительную цензуру на все виды иллюстраций. В этих условиях большие возможности для оказания влияния на прессу получают биржевики. Через них правительство подкупало ту прессу, которая вела себя достаточно осторожно, чтобы не быть запрещенной. Постоянные правительственные субсидии получала, например, «Журналь де деба» — орган орлеанистской буржуазии, а позднее и сохранявшая видимость независимости «Пресс» Эмиля Жирардена. В группу газет, с оговорками поддерживавших Луи-Филиппа, входили также «Конститюсьонель» — орган умеренного крыла орлеанистов, «Сьекль» — орган т.н. династической оппозиции, «Курье франсе», «Тан» и немногие другие. Против Орлеанов выступали крупные легитимистские газеты «Котидьен» и «Газетт де Франс», слева — многочисленный отряд сатирических газет с литературным уклоном, среди которых выделялись своей колкостью «Шаривари», «Корсер», «Каррикатюр». В рядах умеренной оппозиции наиболее заметной была «Насьональ», в которой также сотрудничал Mapраст. Но при всей их численности (17 ежедневных газет в Париже), политической активности, а в какой-то мере и реальному влиянию на события в жизни страны, каждая из этих газет оставалась, взятая в отдельности, довольно скромным изданием с узким кругом читателей, небольшим тиражом и ограниченным распространением. Это были четырехстраничные выпуски, каждая полоса которых размером 33x40 см. имела четыре колонки. Эмиль де Жирарден предложил идею «дешевой газеты»: увеличение тиража за счет снижения цены за подписку на газету и увеличение количество рекламы (отмена гербового сбора). Начав в 1828 г. со скромного литературного еженедельника «Волер», Эмиль в 1829 г., основал «как для двора, так и для простонародья» журнал «Мод». Первой его попыткой обратиться к более широкой аудитории и действовать в «духе времени» становится газета «Гард насьональ», которую он намеревался в интересах Июльской монархии сделать «связующей четыре миллиона граждан — элиту нации». Попытка была неудачной. В 1831 г. Жирарден основывает еженедельный «Журналь де конэссанс ютиль», где за 4 франка в год (вместо обычных 15-ти) он на 32 страницах предоставлял «полезные знания» по вопросам политики, сельского хозяйства и торговли своим питателям, которым он таким образом намеревался одновременно разъяснять «их долг, право и выгоду». Менее чем через год журнал имел 132 тысячи подписчиков. В 1832 он выпускает «Альманах де Франс» тиражом 1 млн. 300 тыс. 1 июля 1836 г. выходит в свет первый номер ежедневной газеты «Пресс», годовая подписка на которую — 40 франков — вдвое ниже, чем у всех других газет. Его главной задачей было представить свою газету в качестве органа, стоящего над другими изданиями. Общий тираж ежедневных газет Парижа все же вырастал. Если в 1836 г. в столице Франции было 20 газет с тиражом 70 тыс. экземпляров, то в 1846 г. — 26 с тиражом почти 200 тыс. Следует при этом отметить, что почти все парижские газеты большую часть своего тиража распространяли в провинции, где собственная департаментская печать была совсем слабой и в политическом отношении охотно следовала за Парижем. Лишь совсем немногие из них были действительно ежедневными и только единицы имели более тысячи подписчиков. Новая» пресса породила нововведение, которое сразу получило широкое распространение в газетах. Романы с продолжениями, называемые фельетонами, отныне становятся одной из привлекательных сторон ежедневной и другой периодики. Эти романы прочно занимают «подвалы» газет, уже давно традиционно «литературные». Благодаря восстанияю в феврале 1848 г. декретами от 5 и 6 марта упразднялось все прежнее законодательство в области печати, прежде всего «сентябрьские законы» о преступлениях в прессе и о судах присяжных, отменялся залог и гербовый сбор. Это привело к бурному росту числа газет самых различных направлений. В течение нескольких недель только в Париже их появилось более 200. Каждый сколько-нибудь известный человек имел свою трибуну, и газета зачастую выражала мнение лишь одного издателя. Среди газет, порожденных февральской революцией, наиболее заметными были «Врэ решоблик» Пьера Леру, «Репрезантан дю пепль» Прудона, «Ами дю пепль» Распая, «Пепль Констнтюан» Ламенне. Однако ни одна из надежд народа не была оправдана, ни одно из обещаний, данных ему, не было выполнено. И в июне поднялосьо восстание. И после введения осадного положения были закрыты сразу 11 газет Парижа. Закон от 29 августа устанавливал предварительный залог в таком размере, что это привело к закрытию еще целого ряда газет. Еще несколько законов, принятых один за другим вплоть до 29 июля 1850 г., увеличивали гербовый сбор, расширяли список наказуемых действий печати, ограничивали распространение печати, даже публикация популярных романов с предложением облагалась дополнительным налогом. Наконец, после государственного переворота Луи-Наполеона и установления новой конституции от 14 января 1852 г. и фактического начала Второй Империи возрождался закон о предварительном разрешении на выпуск газет и других периодических изданий, имеющих право на освещение политических вопросов, почти запрещалось давать отчеты о заседаниях законодательных органов и сената. Дела по вопросам печати находились в ведении министерства внутренних дел. Все это, вместе взятое, делало фактически невозможным существование демократической печати. Весьма умеренная оппозиция режиму Луи-Наполеона была представлена лишь несколькими буржуазными газетами: орлеанистскими «Журналь де деба» и «Ассамбле насьональ», легитимистскими «Юнион» и «Газетт де Франс». Некоторое время на левом фланге оставалась «Сьекль» в силу своей антиклерикальности, но в целом подчинявшаяся правительству.В практику министерства внутренних дел широко вошли «предупреждения» за малейшую критику в адрес властей. Двукратное предупреждение влекло за собой закрытие газеты на 2 месяца. С середины 1852 г. по середину 1853 г. было вынесено свыше 90 предупреждений и 3 запрета. К 1854 году в Париже осталось лишь 13 газет, которым разрешалось писать о политике. К сентябрю 1862 г. из 262 газет, числившихся политическими (из них 54 ежедневных) 202 поддерживали правительство, 34 были легитимистскими, 13 — орлеанистскими и лишь 13 республиканскими К этому времени во Франции складываются условия для нового скачка в росте ежедневной прессы. Рост инфраструктуры и прогресс в области полиграфической техники приводят к более полному использованию возможностей. Телеграфная сеть до 1848 г. почти неиспользовавшаяся прессой ввиду своей слабости (3 линии, 5 тыс. км.), к 1860 г. уже связывает Париж со всеми департаментами страны многочисленными линиями общей протяженностью 21 тыс. км. В 1855 г. появляется первая международная для Франции телеграфная линия Кале-Дувр, а с 1866 г. постоянно действует первая трансатлантическая линия. Вскоре редакции газет получают возможность использовать телеграф для срочной связи с Национальным собранием, с биржей, с информационными агентствами. Первое бюро печати Шарля Гаваса действовало с 1832 г., занимаясь на первых порах переводами зарубежной информации и поставляя ее в редакции французских газет. С появлением электрического телеграфа предприятие Шарля Гаваса заключило договор с французским правительством на поставку официальных сообщений для прессы, а затем в 1859 г. подписав соглашение с немецким телеграфным агентством Вольфа и английским Рейтер, Гавас становится монопольным поставщиком зарубежной информации. В 1850 г.. Луи Ашетт, подписывает контракт с владельцами железных дорог на доставку газетной продукции по всем линиям, что положило начало созданию его «Мессажери Ашетт», ставшей впоследствии почти монопольной организацией в своей области. Получает широкое распространение и розничная продажа. Наконец, новая ротационная машина Марннонн позволяла печатать в час 20 тыс. экз. двустраничных газет против 4 тыс. ранее. Таким образом, технические, экономические и социальные факторы способствовали в 60-е годы XIX в. во Франции бурному росту ежедневной прессы. 1 февраля 1863 г. в Париже выходит первый номер газеты, которая продавалась но неслыханно низкой цене — 1 су (5 сантимов!). Это была ежедневная «Пти журналь», основанная Моизом-Полидором Мийо. Всего в Париже к концу 1870 г. насчитывалось 34 политические ежедневные газеты общим тиражом 470 тыс. экземпляров. Наиболее крупными из них были «Фигаро», «Марсейез», «Сьекль», «Раппель» (от 40 до 60 тыс. экз.). Так называемые «неполитические» газеты по 5 сантимов выходили общим тиражом около 600 тыс. экз. Провинциальные газеты, хотя и весьма многочисленные (около 300). Не более одной шестой части из них были оппозиционными: «Жиронд» (6 тыс.), «Журналь дю Руан» (3.600), «Журналь дю Авр» (3 тыс.). Франко-прусская война была официально объявлена 19 июля 1870 г. Созданное в ходе сентябрьской революции 1870 г. «правительство национальной обороны» провозгласило Республику. За короткий срок своего пребывания у власти оно пыталось на первых порах облегчить положение печати. В сентябре и октябре рядом декретов оно отменило гербовый сбор и денежный залог, передало рассмотрение дел о печати из уголовного суда в суд присяжных, отменило монополию книжной торговли и объявлений. Однако реакционное в своем большинстве Национальное собрание отклонило эти декреты, восстановив режим печати 1852 года. Уже через 3 дня после провозглашения Республики, группа социалистов во главе с Огюстом Бланки начинает выпускать газету «Натри ан данже», в которой призывает к единству всех политических партий перед лицом общего врага — Пруссии. На выборах 1876 г. в Национальное собрание монархисты терпят поражение, а в 1879 г. их ставленник Мак-Магон досрочно слагает с себя президентские полномочия, уступая их умеренному республиканцу Жюлю Греви. Появились надежды на либерализацию. Но в течение этих лет, до окончательной победы республиканцев, газеты находились в трудных условиях осадного положения (сохранившегося до 1876 г.). в условиях запрещения уличной продажи, высокого предварительного залога и многочисленных процессов по делам печати. Многие левые газеты были закрыты, и категорически запрещалось издание новых газет. Лишь после 1876 г. понемногу стали возобновлять свой выход некоторые, например, «Пти паразьен», «Лантерн» и др. Вскоре политические деятели и организации в провинции, усвоив какую поддержку им может оказать местная печать, сами стали организовывать систему прямых и косвенных субсидий газетам, которые заметно перестают играть роль дублеров своих парижских сестер. Этому процессу все больше способствует и техническое развитие средств связи — телеграфа, почты, дорожных коммуникаций. Многие политические партии со штаб-квартирами в Париже уже имеют свои отделения в провинции. Чтобы обеспечить определенную степень единства своих редакций они по примеру информационных агентств создают корреспондентскую сеть, задача которой поставлять «своим» газетам единую информацию: политические документы, редакционные статьи, парламентские отчеты, речи депутатов, наиболее важную политическую информацию. Провинциальная пресса становится все более значительной и многочисленной — от кантонального еженедельника до региональной ежедневной газеты. В 1871 г. во Франции насчитывалось уже 179 ежедневных провинциальных газет, тогда как в Париже — лишь 41. 1881 год открывает «золотой век». Конечно, реформы 1879-1881 гг. имели прогрессивное значение и делали Третью республику более демократичной. Цензура, предварительное разрешение, залог, гербовый сбор, а с ними и многие другие ограничения отменялись одновременно, что было впервые после выхода первой французской ежедневной газеты. Отныне достаточно было 12 су, чтобы «основать» газету: такова была стоимость марки, необходимой на письме к прокурору с указанием названия газеты, имени и адреса владельца и издателя. Активизация политической жизни, дальнейшее распространение образования, дешевизна газет — привели к необычайно быстрому росту числа названий и тиражей. В течение 3 лет число ежедневных газет удвоилось. Многочисленные политические партии и просто группировки имеют свои газеты, на страницах которых звучит разноголосица деклараций, мнений, обвинений, оправданий, призывов — и все это в довольно резких тонах, не смягчаемых излишним почтением к противнику. Впрочем, так называемая «малая» пресса (действительно малого - 45x30 см - формата и низкой - 5 сантимов - ценой) только теперь приобщается к политике, к тому же без достаточно четкой ориентации. В основном же ее страницы заполнены романами-фельетонами и смесью хроники и разных фактов. Тираж этой популярной прессы значителен: от. 100 тыс. и выше, а ее лидер «Пти журналь» уверенно идет к миллиону. С другой стороны, так называемая «большая» пресса (формат 60x43 см, цена от 10 до 25 сантимов), отводит значительное и видное место политическим событиям с достаточно определенных позиций. Но даже самые процветающие ее представительницы не достигают тиража в 100 тыс., ограничиваясь чаше всего несколькими десятками тысяч экземпляров, отпечатанных, правда, на бумаге лучшего качества и тщательно оформленных. В конце 80-х—начале 90-х годов «большие» газеты продаются по 5 сантимов, «малые» газеты переходят на крупный формат. В то же время больших тиражей достигают газеты более умеренные в политических баталиях, как правило, проправительственные, умело использующие технические новшества в печати, в иллюстрациях, в распространении и получении информации. По отношению к ним все чаще употребляют определение «информационные». Им противопоставляют так называемые «газеты мнений», чье влияние на определенную аудиторию может быть велико и без поддержки которых не обходится ни одна политическая партия, но старомодность издания, финансовая слабость, однообразие информации — не позволяют им часто достичь тиража в 20 тыс. В 1870 г. в Париже выходило около 900 названий и около 1000 — в провинции. В 1885 г. их было в Париже 1.540, в 1887 г. — 1655, а в провинции соответственно 2.810 и 5.176. «Большую четверку» составляли «Пти журналь», «Пти паризьен», «Матен» и «Журналь». Помимо этой «большой четверки», на пестром фоне французских газет на рубеже веков заметным явлением было некоторое оживление политической прессы. Накануне первой мировой войны французская буржуазия рассматривала католическую церковь в качестве своего резерва в борьбе как на внутреннем, так и на внешнем фронте. С этой точки зрения следует отметить появление в 1883 г. ежедневной газеты «Круа», которая сразу же завоевала прочные позиции среди католических газет с тиражом около 170 тыс. и вскоре стала бесспорным лидером в этой группе прессы. Итак, если так называемую информационную прессу представляла «большая четверка», то в прессе с ярко выраженной политической окраской выделялась лидирующая «пятерка»: помимо названных «Эко де Пари», «Круа» и «Юманите» в нее входили близкая к правительственным кругам «Тан» и националистическая «Пресс». Каждая из них имела тираж свыше 100 тыс. Основную массу периодики составляли многочисленные специализированные издания - газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных всех рангов, финансистов, торговцев, коммивояжеров и пр. Еженедельники, ежемесячники и листки различной периодичности, для разных возрастов, полов, вкусов, профессий. Растет число иллюстрированных изданий: этот отряд из 250 названий возглавлял «Иллюстрасьон» — еженедельник с тиражом в 100 тыс. экз. Их распространению способствовала сконструированная в 1892 г. Маринони новая печатная машина, дававшая 12 тыс. шестикрасочных иллюстраций в час. Движение женщин за равные права привело к распространению феминистских изданий (наиболее известная в эти годы — «Фронд»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.015 с.) |