Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Золотий час» французької преси (1944-1954)

Поиск

1881 год открывает «золотой век». Те из французских историков, кто употребляет это определение без кавычек, имеют в виду многочисленные обнадеживающие декларации, содержавшиеся в законе о печати от 29 июня 1881 года. Те же, кто говорит о «золотом веке» или «прекрасной эпохе», сохраняя кавычки, напоминают, что при всех провозглашенных свободах печать продолжала оставаться в зависимости от денег, а значит продолжала слу­жить богатым.

Конечно, реформы 1879-1881 гг. имели прогрессивное значение и де­лали Третью республику более демократичной. Под давлением широких народных масс буржуазия была вынуждена выполнить хотя бы часть сво­их обещаний, ибо хорошо понимала, что именно благодаря этим обеща­ниям она получила поддержку народа в борьбе с монархией. Был принят закон о печати. Цензура, предварительное разрешение, залог, гербовый сбор, а с ними и мно­гие другие ограничения отменялись одновременно, что было впервые после выхода первой французской ежедневной газеты.

Отныне достаточно было 12 су, чтобы «основать» газету: такова была стоимость марки, необходимой на письме к прокурору с указанием названия газеты, имени и адреса владельца и издателя. В действительности же, тот, кто получал такое разрешение в Париже, не имея полу­миллиона франков в кармане, был обречен на неудачу. Все эти свободы, активизация политической жизни, дальнейшее рас­пространение образования, дешевизна газет — привели к необычайно быстрому росту числа названий и тиражей. В течение трех лет число ежед­невных газет удвоилось. Многочисленные политические партии и просто группировки имеют свои газеты, на страницах которых звучит разноголосица деклараций, мнений, обвинений, оправданий, призывов — и все это в довольно резких тонах, не смягчаемых излишним почтением к против­нику. В основном страницы «малой» прессы заполнены романами-фельетонами и смесью хроники и разных фактов. С другой стороны, так называемая «большая» пресса отводит значительное и видное место политическим событиям с достаточно определенных позиций. В конце 80-х—начале 90-х годов внешние различия смягчаются: «боль­шие» газеты продаются по 5 сантимов, «малые» газеты переходят на круп­ный формат. В то же время больших тиражей достигают газеты более уме­ренные в политических баталиях, как правило, проправительственные, умело использующие технические новшества в печати, в иллюстрациях, в распространении и получении информации. По отношению к ним все чаще употребляют определение «информационные». Им противопоставляют так называемые «газеты мнений». Крупные газеты с массовой аудиторией были немно­гочисленны. Основная масса газет, весьма разнородных по своим полити­ческим направлениям или симпатиям, состояла из средних и мелких изда­ний — еженедельных, двухнедельных, а то и вовсе нерегулярных.

Итак, если так называемую информационную прессу представляла «большая четверка» «Пти журналь», «Пти паризьен», «Матен» и «Журналь», то в прессе с ярко выраженной политической окрас­кой выделялась лидирующая «пятерка»: «Эко де Пари», «Круа» (католическая) и «Юманите», «Тан» и националистическая «Пресс». Каждая из них имела тираж свыше 100 тыс.

Основную массу периодики составляли многочисленные специализи­рованные издания. В «Ежегоднике французской прессы» за 1914 г. их пе­речень занимает 300 страниц: это были газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных всех рангов, финансис­тов, торговцев, коммивояжеров и пр. и пр. Существовала даже «Газета кормящих женщин». Еженедельники, ежемесячники и листки различной периодичности, для разных возрастов, полов, вкусов, профессий. Растет число иллюстрированных изданий: этот отряд из 250 названий возглавлял «Иллюстрасьон» — еженедельник с тиражом в 100 тыс. экз. Их распрос­транению способствовала сконструированная в 1892 г. Маринони новая печатная машина, дававшая 12 тыс. шестикрасочных иллюстраций в час. Движение женщин за равные права привело к распространению феми­нистских изданий - наиболее известная в эти годы — «Фронд» во главе с Маргаритой Дюран.

В поисках аудитории парижские газеты еще активнее обращаются к провинциальному читателю. «Пти паризьен» и «Пти журналь» налажива­ют специальные выпуски (вечерние) для провинции. Сама провинциальная пресса отличалась еще большим разрывом в тиражах между лидерами и остальной массой. Только 8 из 251 ежеднев­ной газеты превышали тираж в 100 тыс., в то же время 190 газет из общего числа не превышали тиража в 10 тыс. экз. Выросла печать в колониях Франции. Накануне первой мировой войны Париж и провинция выпускали ежедневно более 8 млн экземпляров газет, каждый из которых предположи­тельно прочитывался в среднем 5 читателями. Подобный «избыток» газет сопровождался небывалым ростом их са­морекламы в погоне за читателем, профанацией профессии журналиста в погоне за сенсационностью, коммерциализацией прессы в погоне за при­былью. Реклама занимает все больше места на страницах газет, многие из которых превращаются в «стены для расклейки афиш».

 

32. Охарактерезуйте издание Жирардена «Пресс»

1 июля 1836 г. выходит в свет первый номер ежедневной газеты «Пресс», годовая подписка на которую вдвое ниже, чем у других газет. Уверенность, с которой действовал Жирарден, нашла отражение в рекламном проспекте, выпущенном за месяц до выхода первого номера «Пресс». В нем он точно предсказал цифровой показатель успеха будущей газеты: «При годовой подписке 40 франков нам будет легче привлечь 10 тысяч подписчиков, чем одну тысячу при цене в 86 франков...» Достигнув через 6 месяцев этой цифры (10 тыс.), «Пресс» выдвигается в первый ряд ежедневных газет...

Не следует, однако, думать, что Жирарден совсем отказался от тради­ционных способов изложения информации или внедрения полемики, свойственных современной ему прессе. Его главной задачей было предста­вить свою газету в качестве органа, стоящего над другими изданиями. Само ее название должно было способствовать этому, как бы олицетворяя всю прессу, не отдавая предпочтения какому-либо политическому оттенку. Характерна в этом отношении его самооценка в качестве депутата Национального собрания: «Мы в оппозиции, но не из оппозицию», — говорил он. Свою отставку с депутатского места он объяснял в том же духе: «Мне нет места между нетерпимым большинством и непоследовательным мень­шинством».

Первые же номера его новой газеты вызвали сразу буквально взрыв негодования, особенно если учесть, что успех «Пресс» грозил подорвать позиции конкурирующих газет. Между Жирарденом и директорами других газет разгорелась ожесточенная схватка. Директор «Насьональ» республиканец Арман Каррель, от­стаивая свою позицию, пал от руки Жирардена, вызвав его на дуэль. Он обвинял Жирардена в том, что тот «превращает высокую миссию журналиста в простую функцию торговца новостями». Другой, Луи Блан—в то время редактор левой оппозиционной газеты «Бон сане»—дал уничтожа­ющую оценку реформе Жирардена: «Она превращает в вульгарную тор­говлю то, что является должностью судьи, почти саном священника... од­ним словом, журналистика превращается в спекуляцию».

А ведь на первый взгляд содержание «Пресс» мало чем отличалось от ежедневного рациона ее конкурентов: передовая, отчет о парламентских дебатах, обзор печати, зарубежные новости и внутренние события во Фран­ции, «фельетоны» — романы с продолжением, периодические рубрики по вопросам литературы, живописи, экономики и, разумеется, платные объ­явления. В чем действительно Жирарден старался и успевал превзойти других, так это в подборе литературных сотрудников. Гюго, Готье, Баль­зак, Дюма, Планш, Скриб печатались с первых же номеров в «Пресс». Как уже было сказано, в первые шесть месяцев число подписчиков до­стигло 10 тысяч, а вскоре и 20-ти.

И все-таки в действиях Жирардена оказался один просчет. Дешевая газета и в самом деле приобрела широкий круг читателей, но ставка на «нейтрального» читателя оказалась ошибочной, да и сама «нейтральность» газеты чаще всего оборачивалась консерватизмом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.008 с.)