Загальна характеристика англійської преси 20 ст. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загальна характеристика англійської преси 20 ст.



На рубеже XIX-XX веков, ког­да в Англии началось разделение прессы на качественную и мас­совую, «Таймс» становится ведущим качественным изданием. Сегодня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты. К качественной прессе, кроме «Таймса», можно отнести ежедневные газеты «Дейли телеграф» («Ежедневный телеграф», 1855), «Гардиан» («Страж», 1821), «Файнэншл Таймс» («Финансовое время», 1888), «Индепендент» («Независимый», 1986). Массовая (популярная) печать ориентируется на широ­кий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических материалов - «Сан» («Солнце», 1964), «Миррор» («Зеркало», 1903, Хармсворты), «Дейли экспресс» («Ежедневный экспресс», 1900, Пирсон), «Дейли мейл» («Ежедневная почта», 1896). Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. В ноябре 1995 г. прекратился выпуск общенациональной ежедневной массовой газеты «Today» («Сегодня»), издававшейся всего 10 лет.

Английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Несомненно, она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств информации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Если раньше круг вопросов, о которых писали журналисты, ограничивался, как правило, спортом и сферой финансов, то теперь понадобились люди, разбирающиеся в вопросах международной политики, военного дела, авиации, автомобилизма, фермерства, садоводства, домоводства, театра, музыки, кинематографа — этот перечень можно было бы продолжить. В 20-е годы XX в. понятие журналистики как системы средств, выполняющих определенные функции по распространению информации, начинает наполняться новым содержанием. Пресса перестает быть единственным компонентом этой системы. Уже к 1914 г. 350 000 миль подводного телеграфного кабеля соединяли метрополии с колониями. Первая мировая война продемонстрировала огромные возможности «беспроволочного телеграфа». Важным этапом становления внутреннего вещания явилось создание Британской радиовещательной компании (1923). В 1927 г. возникает радиовещательная корпорация Би-Би-Си. Исполнительный, а затем генеральный директор корпорации Джон Рит. В 1932 г. Би-Би-Си начинает вести передачи для англичан за границей. В скором времени Би-Би-Си стала передавать двухчасовые «блоки» программ в Австралию, Новую Зеландию, Индию, Восточную и Южную Африку. В 20-е годы «Рейтер» начинает систематически пользоваться радиослужбой, с 1935 г. — новой, усовершенствованной, технологией. К концу 30-х гг. 90% новостей «Рейтер» «проходило» по радио.

Монополизация газетно-журнального рынка Англии сопровождалась ожесточенной конкуренцией. Ротермир и братья Берри состязались в борьбе за провинциальную прессу; уничтожить друг друга им не удалось, и они вынуждены были разделить сферы влияния. Позиции одного из братьев Берри — Кэмроза — укрепились, когда в 1927 г. он стал владельцем «Дейли Телеграф». В руках Кэмроза оказался концерн «Амальгамейтед пресс» и газета «Файненшл Таймс». Империя Кэмсли (брата Кэмроза) включила в себя воскресные издания (среди них — «Санди Таймс»), а также провинциальные газеты. Ротермир — владелец «Дейли Мейл» — в 1928 г. основал компанию «Нортклиф Ньюспейперс Лтд.», что позволило ему создать сеть провинциальных вечерних изданий.

Развитие журнальной периодики Великобритании в 20 —30-е годы XIX столетия не отличалось стабильностью. Постепенно уходили со сцены когда-то любимые английскими читателями ежемесячники, их место занимали новые издания. В 1925 г. вышел ежемесячный «Модерн Вумэн» («Современная женщина»), за ним последовали «Вумэн энд Хоум» («Женщина и дом»), «Май Хоум» («Мой дом»), «Вумэн энд Бьюти» («Женщина и красота»), «Эври Вумэн» («Для всех женщин»), большинство из этих изданий перестали выходить во время войны или были тогда же приостановлены. В 1938 г. появился национальный иллюстрированный еженедельник «Пикчер Пост» («Иллюстрированная почта» — его издателем был Эдвард Хал тон). Первый номер «Пикчер Пост» разошелся в количестве 750 тыс. экземпляров. Принципиально новым явлением в истории стало возникновение «Радио Таймс» (1923) и «Лиснер» («Слушатель», 1929), тесно связавших судьбу с английским радиовещанием. Оба ежеквартальных журнала издавались Би-Би-Си.

Первая половина XX в. ознаменовалась выходом в свет значительного числа литературной, музыкальной, детской и научной периодики. Во время Второй мировой войны несмотря на увеличение массы информации, получаемой прессой, многие газеты и журналы вынуждены были уменьшить свой объем, издание некоторых (это касалось преимущественно журналов) было приостановлено. Во время второй мировой войны в отношении печати был принят ряд новых ограничительных мер: в частности была введена система так называемой добровольной цензуры. Ее цель «заключалась в том, чтобы не пропустить в открытую печать материалы, которые могли бы выдать врагу информацию, ценную с точки зрения ведения войны. Система эта предполагала контроль над фактами, а не над мнениями». 21 января 1941 г. без предъявления обвинений была закрыта «Дейли Уоркер», а также небольшое издание «Уик» («Неделя»), распространявшееся только по подписке. Запрет был снят 7 сентября 1942 г. В середине XX в. положение английской прессы было исключительно стабильно, что во многом объяснялось ростом рекламы и постоянной ориентацией на разнообразные группы, составлявшие читательскую аудиторию. Журналист приспособился к новым ритмам жизни, отказался от помпезного стиля. Стала более живой подача материалов на первой полосе, увеличился объем международной информации, стал интереснее иллюстративный материал.

В 60-х годах Великобритания занимала первое место на Западе по распространению газет: «Англичане покупают в два раза больше газет, чем американцы, в три раза больше, чем французы. Почти половина населения Англии регулярно покупает газету». На тысячу англичан в 60-е годы приходилось ежедневно 514 экземпляров газет. В Великобритании и Северной Ирландии выходило 120 ежедневных и 15 воскресных газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Среди монополий прессы на первый план в 60-е годы выдвинулись группа лорда Ротермира «Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.», «Бивербрук Ньюспейперс Лтд.», группа лорда Сесиля Кинга «Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен», «Томсон Организейшн Лтд.», компания «Ныос оф Уорлд Организейшн Лтд.».

В 60-е годы укрепились позиции важнейших периодических изданий Великобритании. Возрос тираж «Гардиан» и достиг 21 тыс. экземпляров. Далеко обошла своих «качественных» конкурентов «Дейли Телеграф»: ее тираж составил 1407 тыс. экземпляров. Тираж массовой «Дейли Миррор» перешагнул отметку 5 млн. экземпляров. Стал выше тираж «Дейли Мейл» (2095 тыс. экз.). Продолжал оставаться невысоким тираж ежедневной центральной газеты для делового мира «Файн-эншл Таймс» — 156 тыс. экземпляров. Несколько снизился тираж «Дейли Экспресс» (3853 тыс.) и «Дейли Скетч» (915 тыс.). В 1967 г. было выявлено, что газеты, не связанные с крупнейшими магнатами прессы, прежде всего средние и малые издания, испытывают серьезные трудности, а некоторые из них оказались на грани банкротства. Так, к началу 70-х годов прекратили свое существование газеты, публиковавшие дешевую рекламу, — «Дейли Геральд»; «Ньюс Кроникл» («Хроника новостей») и «Дейли Скетч». Если в 1960 г. в стране выходило 9 ежедневных лондонских газет, то в 1971 г. их стало 8, на 15 сократилось за тот же промежуток времени количество ежедневных провинциальных газет. В 60-е годы Би-Би-Си сохраняла монополию на центральное радиовещание на территории Великобритании. Би-Би-Си не могла получать доходы.от рекламы и существовала за счет абонентной платы и продажи своих изданий. В 60-е годы упрочились позиции независимого телевидения, которое, не взимая абонентной платы, получало доходы от рекламы. В 1971 г. в Великобритании было введено коммерческое радиовещание в провинциях и начала складываться конкурирующая с Би-Би-Си коммерческая телесеть.

С 1920 по 1970 г. число английских газет сократилось почти на 35%; с 1974 по 1981 г. вместо 1300 провинциальных газет стало выходить 800; за 30 лет, к началу 80-х годов, количество газет, не принадлежавших концернам или конгломератам, уменьшилось с 490 до 220. В середине 70-х годов Великобритания столкнулась с серьезными кризисными явлениями в сфере печати: у ряда изданий сократился тираж, снизились прибыли. В 80-е г журналисты стремились создать газеты, не принадлежащих магнатам прессы, например «Санди Корреспондент» (1989) и «Индепендент» (1986). В середине 80-х годов в Великобритании развернулись процессы технического переоснащения прессы, что повлекло за собой массовые увольнения и взрыв социального недовольства в стране. Технологическая революция в области средств массовой информации, связанная с упразднением типографского набора и введением спутникового телевидения, а также рост рекламы, наблюдавшийся в английских масс медиа, способствовали повышению рентабельности ряда газет. К тому же снизился размер капитала, необходимый для выпуска новых изданий, что стало стимулом для расширения качественного своеобразия прессы страны.

В 80-е годы Великобритания обладала широкоразветвленной сетью периодической печати. Продолжало сохраняться традиционное для страны деление прессы на качественную и массовую. И та, и другая сохраняли свою направленность: первая обращалась к образованному читателю, часто связанному с системой управления, была информативна и аналитична; вторая, ориентируясь на широкую аудиторию, скорее следовала ее вкусам и запросам, чем пыталась изменить или усовершенствовать природу человека. Отличалась разнообразием английская журнальная периодика. Ее представляли политико-экономические и научные издания, Английская военная периодика, Иллюстрированными еженедельниками для женщин. Широкое распространение в Великобритании получили альтернативные издания, публиковавшиеся на кооперативной основе на средства профсоюзов или демократически настроенных лиц. Во второй половине 80-х годов в стране насчитывалось около 80 таких малоформатных газет, напоминающих бюллетень и выходящих нерегулярно небольшими тиражами. В конце 80-х годов было заметно оживление в сфере провинциальной печати, которая стремилась расширить свою аудиторию. Появились также издания, рассчитанные на «цветных» британцев и на выходцев из Азии. Британские издатели планировали создать специальную «говорящую газету» для слепых.

В 1982 г. был открыт первый британский канал спутникового телевидения. Но в целом в начале 90-х годов в стране сложилась ситуация, неблагоприятная для прессы. Из-за сужения рынка рекламы стали снижаться тиражи многих газет и соответственно доходы от этих изданий. Несколько упали доходы «Ньюс оф де Уорлд», «Сан». Определенные потери понесли воскресные газеты (закрылась «Санди Корреспондент» («Воскресный корреспондент») и ряд других новых воскресных изданий). Приносила убытки «Тудей» («Сегодня») Р. Мэрдока. В рассматриваемый период только качественные газеты сохранили свои тиражи. В 1991 г. Англия столкнулась с феноменом, который вряд ли можно назвать типичным для ее журналистики: несколько снизился спрос на массовую прессу и повысился интерес к качественным изданиям. Это объяснялось возросшей потребностью аудитории в серьезной информации, а также усилившейся вульгаризацией популярных газет. Хотя в 1992 г. процесс снижения тиражей затронул и качественные издания. В последующие годы рост цен на бумагу привел к тому, что газеты все больше и больше стали терять своих читателей. Ряд изданий решил использовать совместную полиграфическую базу, чтобы выдержать натиск конкурентов.

В 1993 г. Р. Мэрдок развернул «войну цен». Демпинговое снижение цен на принадлежащие ему издания привело к взлету их тиражей: тираж «Таймс» достиг небывало высокой отметки — 600 тыс. экземпляров. «Войны цен» не выдержала претендовавшая на независимость «Индепендент»: она перешла под контроль консорциума, возглавляемого «Миррор Групп Ньюспейперс». Снизился тираж «Дейли Телеграф»; возникло опасение, что разрушается рынок серьезных газет. Общественное мнение было обеспокоено и деятельностью массовой прессы, которая с начала 90-х годов проявила настойчивость в погоне за сенсацией и в «подглядывании в замочную скважину». Скандальный тон, «наклеивание ярлыков» были присущи многим таблоидам. В 90-е годы были предприняты попытки приостановить чрезмерное вторжение средств информации в частную жизнь, однако они не увенчались успехом.

В 1992 г. была создана Всемирная служба телевидения (ее основали Всемирная служба радиовещания, телевидение Би-Би-Си и коммерческая служба «Би-Би-Си Энтерпрайзис»). В настоящее время Великобритания продолжает занимать одно из ведущих мест в мире по насыщенности прессой. В стране издается 160 ежедневных газет, 1300 ежедневников.

Радио- и телевизионное вещание Великобритании находится в ведении Би-Би-Си и Организации независимого радиовещания (Ай-Би-Эй). Телевещание осуществляется Би-Би-Си и 16 частными телекомпаниями, находящимися в ведении Ай-Би-Эй. Сохранилось разделение труда между агентствами «Пресс Ассошиэйшн» (оно продолжает распространять внутреннюю инфор­мацию) и «Рейтер» — мировым агентством новостей. «Рейтер» занимает лидирующие позиции по распространению новостей; его частью стала крупнейшая телевизионная служба новостей «Вис-ньюс». В 90-х годах «Рейтер» активно внедрялось в сферу электронных СМИ (это касается радиоканала «Лондон Ньюс» и спутникового телевидения). 70% новостей «Рейтер» получало при распространение мировой информации; 23% — компьютерных услуг, что связано с финансовыми проблемами; 7% — работа в сфере общеполитической информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.011 с.)