Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преса та радіо Німеччини у 1933-1945 рр.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В начале 1933 г. была экономическая депрессия и последовавший за ней кризис, результатом которого была массовая безработица, вызвала у средних слоев населения Германии панику, чем и воспользовался Гитлер вместе со своей партией. Существенную роль в завоевании власти сыграли пропагандистские трюки с использованием новейших достижений в области СМИ - печати, радиовещания и общественных кино- и телепросмотров. В феврале 1933 г. тогдашний рейхсканцлер Курт фон Шлейхер опубликовал распоряжение «О защите немецкого народа», в котором полицейским управлениям разрешалось принимать меры в отношении газет и журналов, содержание которых «не было приемлемым» или «угрожало общественной безопасности и порядку». Через несколько дней после победы на выборах НСДАП 13 марта 1933 г. создано Рейхсминистерство народного просвещения и пропаганды, которое возглавил Геббельс. 18 марта рейхсминистр пропаганды обнародовал свою позицию о задачах прессы: «...Пресса должна не только информировать, но и инструктировать. Я адресую эти слова прежде всего национальной прессе. Господа! Вы сможете находиться в том идеальном состоянии, когда пресса будет так великолепно организована, что станет в руках правительства роялем, на котором оно сможет играть, чтобы стать чрезвычайно важным инструментом влияния на массовое сознание, которому правительство служит своим ответственным и нелегким трудом». Новое министерство объединило все учреждения информации и пропаганды и к июлю 1933 г. основало 13 земельных управлений и 18 филиалов. За деятельность прессы и ее контроль отвечал отдел IV. В 1938 г. созданы два подразделения — ответственное за внутреннюю прессу анализировавшее иностранную прессу. 22 сентября последовал закон «Рейхскаммергезетц» - о создании рейхс-палат (ведомств). Следующим шагом к централизации системы СМИ было создание самостоятельных палат по делам прессы, радио, кино, литературы, театра, музыки, изобразительного искусства. Любой человек, пожелавший заниматься журналистским трудом, должен был зарегистрироваться в палате по прессе. Каждый, кто участвует в подготовке, передаче, духовной или технической разработке печатных продуктов, должен стать членом палаты. «Закон о редакторах» от 4 октября 1933 г. лишил прав и принятия издателями самостоятельных решений в области редакционной политики. Они передавались редакторам, являвшимся «носителями общественных интересов». Журналистика объявлялась в этом законе «связанной с государством профессией». Журналист должен был иметь «арийское происхождение» и бороться со всем, что вредит «чести и достоинству немцев». Позднее Геббельс разъяснял, что этот закон стоит на защите общественного мнения, что государство должно занять место издателя, а журналист несет ответственность перед государством. Только государство имеет право формировать и защищать общественное мнение, и заботиться о том, чтобы оно не наносило вреда народу и самому государству. Распоряжением от 3 июля 1500 издателей лишились прав на издательскую деятельность из-за «неисполнения новых требований». Берлинская пресс-конференция, являвшаяся общественным объединением столичных журналистов, была запрещена 20 июня 1933 г. Вместо нее создана «Пресс-конференция рейхсправительства», концепция которой зиждилась на том, что только правительство может обладать правом на распространение информации, исходя из потребностей правящей партии. В основе этой организации лежал авторитарный принцип. Более того сама пресс-конференция становилась для журналистов тем правительственным органом, который раздавал приказы. Редакции должны были в обязательном порядке направлять туда своих доверенных представителей, которые становились ее членами. Все вопросы и ответы готовились заранее, спонтанные вопросы были категорически запрещены. Если сообщалась доверительная информация не для публикации, то в случае ее даже неумышленного разглашения это классифицировалось как предательство и каралось законом. На пресс-конференциях объявлялись названия печатных органов, которые тем или иным образом нарушали предписания властей. Больше всего выговоров получали «Дойче альгемайне цайтунг», «Берлинер тагеблатт» и «Франкфуртер цайтунг». 1 января 1934 г. «Вольфше Телеграфенбюро (В.Т.Б)» было присоединено к гугенбергскому информационному агентству «Телеграфен унион». Новое агентство получило название «Дойче нахрихтенбюро ДНБ» (Германское информационное бюро) и полностью подчинено НСДАП. 24 апреля 1934 г. Аманн распространил три новых распоряжения, еще более усугубивших положение прессы и получивших название «об уравнивании газет». Первое касалось «закрытия газетных издательств с целью устранения нездоровой конкуренции»; второе - запрета «скандальных» газет объявлений; третье - «аризации, декоммерциализации, деконфессионализации и десубвентизации» немецкой прессы. Под «аризацией» подразумевалось увольнение из газет редакторов и журналистов еврейской национальности и коммунистических убеждений. Декоммерциализация предполагала недопущение «анонимного капитала» (промышленников, союзов и т.д.) в газетно-журнальное производство, отказ от таких правовых форм организации издательств как акционерное и коммандитное общество. Не разрешалось создавать концерны, а также выпускать в одном издательстве две или больше политические газеты. Результатом этих решений был запрет или слияние 600 газет в течение 18 месяцев, стремительная потеря тиражей газетами, подчиненными НСДАП, а также рекомендация журналам изменить свои концепции. Когда исследователи анализируют ситуацию с печатной периодикой после прихода Гитлера к власти, то большинство из них использует словосочетание «газетное кладбище». И действительно германский газетный рынок постепенно превращался в газетно-журнальный погост. 5 февраля 1933 г. Была запрещена газета «Форвертс», прекратили свое существование «Фоссише цайтунг» (16 февраля), «Лейпцигер цайтунг» (17 февраля), «Дер дойче» (3 марта). За неделю до очередных выборов в рейхстаг были запрещены все социал-демократические и коммунистические газеты, а также партии, являвшиеся их издателями. Излюбленным методом давления нацистов на прессу был экономический. Делалось это поэтапно. Газету принуждали публиковать партийные ведомственные сообщения, и она теряла своих читателей. Якобы из-за этого следовал бойкот рекламодателей, что лишало издательство жизнедеятельности. Одновременно начиналась кампания травли в партийных газетах. И издателю не оставалось ничего другого, как капитулировать. В 1935 г. рейхсляйтер прессы обнародовал новое распоряжение, согласно которому газета не могла принадлежать лишь одному владельцу. К маю 1941 г. было закрыто 500 газет, после Сталинградской битвы в 1943 г. запрещено еще 950 газет, после последней «чистки» (третьей по счету) в 1944 г. осталось лишь несколько наименований прежних буржуазных изданий. Статистика свидетельствует, что, если в 1932 г. общее количество газет равнялось 4 700, то в 1944 г. их насчитывалось лишь 977. В то время как традиционные издания запрещались, количество партийных газет увеличивалось из года в год. Если в 1932 г. насчитывалось 70 печатных изданий, то в 1944 г. их было 352. После назначения Аманна рейхсляйтером его главным лозунгом стал следующий: «Всю власть над прессой в руки НСДАП». Нацисты не делали никакого секрета из того, как увеличивались тиражи старых или заново образованных газет. Газетам предлагалась альтернатива: либо стать органом НСДАП, либо быть закрытой. С самыми непокорными нацисты расправлялись с помощью оружия. После создания в ноябре 1933 г «Центральферлаг дер НСДАП, Франц Еер нахфольгер ГмбХ» Аманн превратил его в самый мощный информационный концерн, издававший 83% тиражей всех немецких газет. Для увеличения концерна Аманн использовал такой способ, как принудительное подчинение или присоединение к нему различных организаций. В результате к 1939 г. в состав концерна входило 40 провинциальных газет, издававшихся тиражом в 200 тыс. экз. К началу второй мировой войны НСДАП принадлежало 2 400 ежедневных газет общим тиражом около 20 млн. экз., 4 800 журналов и почти 3 тыс. издательств. В 1944 г. только рейхляйтеру прессы Аманну подчинялось 352 крупных газеты, выходивших тиражом более 20,7 млн. экз. Радиовещание фашисты превратили в эффективное средство пропаганды. После выборов Геббельс провел ряд «чисток» в системе радио. На все ответственные посты были назначены национал-социалисты. 3 июля 1933 г. Создали Рундфунккаммер (Палата радиовещания), которая контролировала все радиоорганизации в Германии. Эта организация объединила производителей телерадиотехники, продавцов, радиолюбителей, слушателей и критиков, а также Фернзее АГ. Художественный уровень радиопрограмм постепенно снизился: по радио передавались лозунги нацистских лидеров, транслировались марши и военная музыка. Любая критика по этому поводу тут же запрещалась нацистами. Всю вину за низкое качество радиопрограмм фашистские лидеры валили на бывших руководителей Веймарского радио. К августу 1933 г. в производство запущена первая модель дешевого «народного» радиоприемника, который не мог принимать передачи из-за рубежа, а только местные программы. Еще перед началом войны радиоприемниками располагало 70% немецких семей. Одновременно нацисты вели активную деятельность по организации вещания на другие страны. В конце 1933 г. начались регулярные передачи на Северную и Южную Америку, Африку, Азию и Европу, В 1936 г. через радиостанции 12 стран прошли первые 25 репортажей о фашистской Германии. Затем, на захваченной немецкими войсками территории, эти радиостанции использовались ими в целях пропаганды. Телевидение в годы правления национал-социалистов. На радиовыставке 1933 г. впервые было представлено специальное телеобозрение. 1 апреля 1934 г. Германская имперская почта начала регулярные трансляции «первого в мире общественного пробного телевещательного предприятия на частотах УКВ». Передаваемые из Берлина-Витцлебена программы можно было принимать в радиусе 50 - 60 километров. Однако телевидение все еще не могло быть массовым, так как телевизионные приемники были только у партийных функционеров и у руководителей телерадиоконцернов. 1 июня 1934 г. изображение в 180 строк стало государственным стандартом, обязательным для всех производителей телетехники. 22 марта 1935г. пробное телевещательное превратилось в полноценное регулярное телепроизводство. Но телевидение оставалось средством информации для богатых и не представляло большого интереса для властей. 9 апреля 1935 г. был открыт первый «телевизионный театр». В таком телетеатре 30 человек могли по вечерам смотреть телепрограммы. К сентябрю 1935 г. в Берлине существовало уже 10 подобных телетеатров. Программу телевизионного центра им. Пауля Нипкова в Берлине-Витцлебене времен правления нацистов можно разбить на две составляющие: информационно-сервисные программы (37,2%) и основное вещание (62,8%). В свою очередь основное вещание подразделялось на прямую пропаганду (23,7%), политические пропагандистские программы (61,4%) и различные развлекательные программы (19,9%).
Монополии Процесс монополизации в Англии в области газетно-журнального дела активизировался в Англии после первой мировой войны. По мнению английского специалиста в области средств информации Р. Вильямса, «в меняющейся экономике, регулируемой новым массовым рекламным каналом, газеты также меняют положение независимого частного предприятия на статус члена капиталистического объединения нового типа»7. В 1921 г. 116 из 130 провинциальных ежедневных газет не были собственностью монополий, в 1929 г. только 69 из 113 считали себя немонополизированными8. Монополизация газетно-журнального рынка Англии сопровождалась ожесточенной конкуренцией. Ротермир и братья Берри состязались в борьбе за провинциальную прессу; уничтожить друг друга им не удалось, и они вынуждены были разделить сферы влияния. Позиции одного из братьев Берри — Кэмроза — укрепились, когда в 1927 г. он стал владельцем «Дейли Телеграф». Объем продажи газеты, когда-то обладавшей гигантским тиражом, сократился до 84 тыс. экземпляров. Но после «вливания» такого издания, как «Морнинг Пост», аудитория «Дейли Телеграф» возросла до 100 тыс. читателей, а к 1939 г. продавали уже 750 тыс. экземпляров газеты9. В руках Кэмроза оказался концерн «Амальгамейтед пресс» и газета «Файненшл Таймс». Империя Кэмсли (брата Кэмроза) включила в себя воскресные издания (среди них — «Санди Таймс»), а также провинциальные газеты. Ротермир — владелец «Дейли Мейл» — в 1928 г. основал компанию «Нортклиф Ньюспейперс Лтд.», что позволило ему создать сеть провинциальных вечерних изданий. Концерн «Одамс» приобрел лондонскую газету «Пипл» и лейбористскую «Дейли Геральд» (соответственно в 1925 и 1929 гг.), которые в поисках своей «ниши» на читательском рынке состязались с лордом Бивербруком — хозяином «Дейли Экспресс»10. После смерти Нортклифа новый владелец «Таймс» решил реорганизовать свое газетное предприятие, которое приобрело форму треста, чтобы собственность не попала в чужие руки. Ротермир, братья Берри, Бивербрук на долгие годы станут теми людьми, которые определят специфику газетно-журнального рынка Великобритании. Не случайно Ротермир с 1934 г. занимал пост президента Ассоциации газетных предпринимателей. Среди монополий прессы на первый план в 60-е годы выдвинулись группа лорда Ротермира «Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.», «Бивербрук Ньюспейперс Лтд.», группа лорда Сесиля Кинга «Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен», «Томсон Организейшн Лтд.», компания «Ныос оф Уорлд Организейшн Лтд.». Проблема монополизации английской прессы в начале 60-х годов изучалась королевской комиссией по вопросам печати. Было выявлено, что три концерна обладали 67% всех газет Англии, кроме воскресных; они же владели 87% воскресных газет. Четыре концерна контролировали две трети тиражей газет и все тиражи массовых журналов страны: «Общая сумма капиталов этой четверки — Бивербрука, Кинга, Ротермира и Томсона —превысила капиталы всех остальных газетно-журнальных издательств, вместе взятых»4. Рой Томсон — выходец из Канады, бывший торговец радиоприемниками, в 30-е годы начал скупать газеты и в своей стране и за рубежом. В 1953 г. он приобретает шотландскую газету «Скотсмен» («Шотландец»), а в конце 50-х годов пытается включиться в дальнейший дележ газетно-журнального рынка Англии. Однако ему не удалось обойти С. Кинга, ставшего в 1961 г. владельцем крупнейшей на Западе журнальной империи. Томсон укрепляет свои позиции в сфере средств информации в Азии и Африке, а затем в Англии начинает издавать журнал «Фэмили Серкл» («Круг семьи»). В начале 60-х годов в поле зрения Томсона попадает газета «Таймс»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.218 (0.01 с.) |