Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преса та радіо Німеччини у 1933-1945 рр.

Поиск

В начале 1933 г. была экономическая депрессия и последовавший за ней кризис, результатом которого была мас­совая безработица, вызвала у средних слоев населения Германии панику, чем и воспользовался Гитлер вместе со своей партией. Существенную роль в завоевании власти сыграли пропагандистские трюки с использованием новейших достижений в области СМИ - печати, радиовещания и общественных кино- и телепросмотров. В феврале 1933 г. тогдашний рейхсканцлер Курт фон Шлейхер опубликовал распоряже­ние «О защите немецкого народа», в котором полицейским управлениям разрешалось принимать меры в отношении газет и журналов, содержание которых «не было приемлемым» или «угрожало общественной безопасности и порядку».

Через несколько дней после победы на выборах НСДАП 13 марта 1933 г. создано Рейхсминистерство народного просвещения и пропаган­ды, которое возглавил Геббельс. 18 марта рейхсминистр пропаганды об­народовал свою позицию о задачах прессы: «...Пресса должна не только информировать, но и инструктировать. Я адресую эти слова прежде всего национальной прессе. Господа! Вы сможете находиться в том идеальном состоянии, когда пресса будет так великолепно организована, что станет в руках правительства роялем, на котором оно сможет играть, чтобы стать чрезвычайно важным инструментом влияния на массовое сознание, ко­торому правительство служит своим ответственным и нелегким тру­дом».

Новое министерство объединило все учреждения информации и про­паганды и к июлю 1933 г. основало 13 земельных управлений и 18 фили­алов. За деятельность прессы и ее контроль отвечал отдел IV. В 1938 г. созданы два подразделения — ответственное за внутреннюю прессу анализировавшее иностранную прессу. 22 сентября последовал закон «Рейхскаммергезетц» - о создании рейхс-палат (ведомств). Следующим шагом к централизации системы СМИ было создание самостоятельных палат по делам прессы, радио, кино, литературы, теат­ра, музыки, изобразительного искусства. Любой человек, пожелавший заниматься журналистским трудом, должен был зарегистрироваться в палате по прессе. Каждый, кто участвует в подго­товке, передаче, духовной или технической разработке печатных продук­тов, должен стать членом палаты.

«Закон о редакторах» от 4 октября 1933 г. лишил прав и принятия из­дателями самостоятельных решений в области редакционной политики. Они передавались редакторам, являвшимся «носителями общественных интересов». Журналистика объявлялась в этом законе «связанной с госу­дарством профессией». Журналист должен был иметь «арийское проис­хождение» и бороться со всем, что вредит «чести и достоинству нем­цев». Позднее Геббельс разъяснял, что этот закон стоит на защите об­щественного мнения, что государство должно занять место издателя, а журналист несет ответственность перед государством. Только государ­ство имеет право формировать и защищать общественное мнение, и за­ботиться о том, чтобы оно не наносило вреда народу и самому государ­ству. Распоряжением от 3 июля 1500 издателей лишились прав на издательскую деятельность из-за «неисполнения новых требований».

Берлинская пресс-конференция, являвшаяся общественным объеди­нением столичных журналистов, была запрещена 20 июня 1933 г. Вмес­то нее создана «Пресс-конференция рейхсправительства», концепция которой зиждилась на том, что только правительство может обладать пра­вом на распространение информации, исходя из потребностей правящей партии. В основе этой организации лежал авторитарный принцип. Более того сама пресс-конференция становилась для журналистов тем прави­тельственным органом, который раздавал приказы. Редакции должны были в обязательном порядке направлять туда своих доверенных пред­ставителей, которые становились ее членами. Все вопросы и ответы го­товились заранее, спонтанные вопросы были категорически запрещены. Если сообщалась доверительная информация не для публикации, то в случае ее даже неумышленного разглашения это классифицировалось как предательство и каралось законом. На пресс-конференциях объявлялись названия печатных органов, которые тем или иным образом нарушали предписания властей. Больше всего выговоров получали «Дойче альге­майне цайтунг», «Берлинер тагеблатт» и «Франкфуртер цайтунг».

1 января 1934 г. «Вольфше Телеграфенбюро (В.Т.Б)» было присоеди­нено к гугенбергскому информационному агентству «Телеграфен уни­он». Новое агентство получило название «Дойче нахрихтенбюро ДНБ» (Германское информационное бюро) и полностью подчинено НСДАП.

24 апреля 1934 г. Аманн распространил три новых распоряжения, еще более усугубивших положение прессы и получивших название «об урав­нивании газет». Первое касалось «закрытия газетных издательств с це­лью устранения нездоровой конкуренции»; второе - запрета «скандаль­ных» газет объявлений; третье - «аризации, декоммерциализации, декон­фессионализации и десубвентизации» немецкой прессы. Под «аризацией» подразумевалось увольнение из газет редакторов и журналистов еврейской национальности и коммунис­тических убеждений. Декоммерциализация предполагала недопущение «анонимного капитала» (промышленников, союзов и т.д.) в газетно-журнальное производство, отказ от таких правовых форм организации издательств как акционерное и коммандитное общество. Не разрешалось создавать концерны, а также выпускать в одном издатель­стве две или больше политические газеты. Результатом этих решений был запрет или слияние 600 газет в тече­ние 18 месяцев, стремительная потеря тиражей газетами, подчиненными НСДАП, а также рекомендация журналам изменить свои концепции.

Когда исследователи анализируют ситуацию с печатной периодикой после прихода Гитлера к власти, то большинство из них использует словосочетание «газетное кладбище». И действительно германский газет­ный рынок постепенно превращался в газетно-журнальный погост. 5 февраля 1933 г. Была запрещена газета «Форвертс», прекратили свое существование «Фоссише цайтунг» (16 февраля), «Лейпцигер цайтунг» (17 февраля), «Дер дойче» (3 марта). За неделю до очередных выборов в рейхстаг были запрещены все социал-демократические и коммунистические газеты, а также партии, являвшиеся их издателями. Излюбленным методом давления нацистов на прессу был экономи­ческий. Делалось это поэтапно. Газету принуждали публиковать партий­ные ведомственные сообщения, и она теряла своих читателей. Якобы из-за этого следовал бойкот рекламодателей, что лишало издательство жиз­недеятельности. Одновременно начиналась кампания травли в партийных газетах. И издателю не оставалось ничего другого, как капитулиро­вать. В 1935 г. рейхсляйтер прессы обнародовал новое распоряжение, согласно которому газета не могла принадлежать лишь одному владельцу. К маю 1941 г. было закрыто 500 газет, после Сталинградской битвы в 1943 г. запрещено еще 950 газет, после последней «чистки» (третьей по счету) в 1944 г. осталось лишь несколько наименований прежних буржу­азных изданий. Статистика свидетельствует, что, если в 1932 г. общее количество газет равнялось 4 700, то в 1944 г. их насчитывалось лишь 977.

В то время как традиционные издания запрещались, количество партийных газет увеличивалось из года в год. Если в 1932 г. насчитыва­лось 70 печатных изданий, то в 1944 г. их было 352. После назначения Аманна рейхсляйтером его главным лозунгом стал следующий: «Всю власть над прессой в руки НСДАП». Нацисты не делали никакого секрета из того, как увеличивались ти­ражи старых или заново образованных газет. Газетам предлагалась аль­тернатива: либо стать органом НСДАП, либо быть закрытой. С самыми непокорными нацисты расправлялись с помощью оружия. После создания в ноябре 1933 г «Центральферлаг дер НСДАП, Франц Еер нахфольгер ГмбХ» Аманн превратил его в самый мощный информационный концерн, издававший 83% тиражей всех не­мецких газет. Для увеличения концерна Аманн использовал такой способ, как при­нудительное подчинение или присоединение к нему различных органи­заций. В результате к 1939 г. в состав концер­на входило 40 провинциальных газет, издававшихся тиражом в 200 тыс. экз. К началу второй мировой войны НСДАП принадлежало 2 400 ежедневных газет общим тиражом около 20 млн. экз., 4 800 журналов и почти 3 тыс. издательств. В 1944 г. только рейхляйтеру прессы Аманну под­чинялось 352 крупных газеты, выходивших тиражом более 20,7 млн. экз.

Радиовещание фашисты превратили в эффективное средство пропа­ганды. После выборов Геббельс провел ряд «чисток» в системе радио. На все ответственные посты были назначены национал-социалисты. 3 июля 1933 г. Создали Рундфунккаммер (Палата радиовещания), которая контролировала все радиоорганизации в Гер­мании. Эта организация объединила производителей телерадиотехники, продавцов, радиолюбителей, слушателей и критиков, а также Фернзее АГ. Художественный уровень радио­программ постепенно снизился: по радио передавались лозунги нацист­ских лидеров, транслировались марши и военная музыка. Любая крити­ка по этому поводу тут же запрещалась нацистами. Всю вину за низкое качество радиопрограмм фашистские лидеры ва­лили на бывших руководителей Веймарского радио. К августу 1933 г. в производство запущена первая модель дешевого «народного» радиоприемника, который не мог принимать передачи из-за рубежа, а только местные программы. Еще перед началом войны радиоприемниками располагало 70% немецких семей. Одновременно нацисты вели активную деятельность по организации вещания на другие страны. В конце 1933 г. начались регулярные переда­чи на Северную и Южную Америку, Африку, Азию и Европу, В 1936 г. через радиостанции 12 стран прошли первые 25 репортажей о фашистской Германии. Затем, на захваченной немецкими войсками тер­ритории, эти радиостанции использовались ими в целях пропаганды.

Телевидение в годы правления национал-социалистов. На радио­выставке 1933 г. впервые было представлено специальное телеобозре­ние. 1 апреля 1934 г. Германская имперс­кая почта начала регулярные трансляции «первого в мире общественно­го пробного телевещательного предприятия на частотах УКВ». Пере­даваемые из Берлина-Витцлебена программы можно было принимать в радиусе 50 - 60 километров. Однако телевидение все еще не могло быть массовым, так как телевизионные приемники были только у партийных функционеров и у руководителей телерадиоконцернов. 1 июня 1934 г. изображе­ние в 180 строк стало государственным стандартом, обязательным для всех производителей телетехники. 22 марта 1935г. пробное телевещательное превратилось в полноценное регу­лярное телепроизводство. Но телевидение оставалось средством информации для бо­гатых и не представляло большого интереса для властей. 9 апреля 1935 г. был открыт первый «теле­визионный театр». В таком телетеатре 30 человек могли по вечерам смот­реть телепрограммы. К сентяб­рю 1935 г. в Берлине существовало уже 10 подобных телетеатров. Программу телевизионного центра им. Пауля Нипкова в Берлине-Витцлебене времен правления нацистов можно разбить на две составля­ющие: информационно-сервисные программы (37,2%) и основное веща­ние (62,8%). В свою очередь основное вещание подразделялось на пря­мую пропаганду (23,7%), политические пропагандистские программы (61,4%) и различные развлекательные программы (19,9%).

 

Монополии

Процесс монополизации в Англии в области газетно-журнального дела активизировался в Англии после первой мировой войны.

По мнению английского специалиста в области средств информации Р. Вильямса, «в меняющейся экономике, регулируемой новым массовым рекламным каналом, газеты также меняют положение независимого частного предприятия на статус члена капиталистического объединения нового типа»7. В 1921 г. 116 из 130 провинциальных ежедневных газет не были собственностью монополий, в 1929 г. только 69 из 113 считали себя немонополизированными8.

Монополизация газетно-журнального рынка Англии сопровождалась ожесточенной конкуренцией. Ротермир и братья Берри состязались в борьбе за провинциальную прессу; уничтожить друг друга им не удалось, и они вынуждены были разделить сферы влияния. Позиции одного из братьев Берри — Кэмроза — укрепились, когда в 1927 г. он стал владельцем «Дейли Телеграф». Объем продажи газеты, когда-то обладавшей гигантским тиражом, сократился до 84 тыс. экземпляров. Но после «вливания» такого издания, как «Морнинг Пост», аудитория «Дейли Телеграф» возросла до 100 тыс. читателей, а к 1939 г. продавали уже 750 тыс. экземпляров газеты9. В руках Кэмроза оказался концерн «Амальгамейтед пресс» и газета «Файненшл Таймс».

Империя Кэмсли (брата Кэмроза) включила в себя воскресные издания (среди них — «Санди Таймс»), а также провинциальные газеты. Ротермир — владелец «Дейли Мейл» — в 1928 г. основал компанию «Нортклиф Ньюспейперс Лтд.», что позволило ему создать сеть провинциальных вечерних изданий.

Концерн «Одамс» приобрел лондонскую газету «Пипл» и лейбористскую «Дейли Геральд» (соответственно в 1925 и 1929 гг.), которые в поисках своей «ниши» на читательском рынке состязались с лордом Бивербруком — хозяином «Дейли Экспресс»10. После смерти Нортклифа новый владелец «Таймс» решил реорганизовать свое газетное предприятие, которое приобрело форму треста, чтобы собственность не попала в чужие руки. Ротермир, братья Берри, Бивербрук на долгие годы станут теми людьми, которые определят специфику газетно-журнального рынка Великобритании. Не случайно Ротермир с 1934 г. занимал пост президента Ассоциации газетных предпринимателей.

Среди монополий прессы на первый план в 60-е годы выдвинулись группа лорда Ротермира «Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.», «Бивербрук Ньюспейперс Лтд.», группа лорда Сесиля Кинга «Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен», «Томсон Организейшн Лтд.», компания «Ныос оф Уорлд Организейшн Лтд.».

Проблема монополизации английской прессы в начале 60-х годов изучалась королевской комиссией по вопросам печати. Было выявлено, что три концерна обладали 67% всех газет Англии, кроме воскресных; они же владели 87% воскресных газет. Четыре концерна контролировали две трети тиражей газет и все тиражи массовых журналов страны: «Общая сумма капиталов этой четверки — Бивербрука, Кинга, Ротермира и Томсона —превысила капиталы всех остальных газетно-журнальных издательств, вместе взятых»4. Рой Томсон — выходец из Канады, бывший торговец радиоприемниками, в 30-е годы начал скупать газеты и в своей стране и за рубежом. В 1953 г. он приобретает шотландскую газету «Скотсмен» («Шотландец»), а в конце 50-х годов пытается включиться в дальнейший дележ газетно-журнального рынка Ан­глии. Однако ему не удалось обойти С. Кинга, ставшего в 1961 г. владельцем крупнейшей на Западе журнальной империи. Томсон укрепляет свои позиции в сфере средств информации в Азии и Африке, а затем в Англии начинает издавать журнал «Фэмили Серкл» («Круг семьи»). В начале 60-х годов в поле зрения Томсона попадает газета «Таймс»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.218 (0.01 с.)