Ринок спеціалізованої преси: типологія видань, особливості виникнення 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ринок спеціалізованої преси: типологія видань, особливості виникнення



Как показывала действительность масс-медиа 1960–1970 годов, лучше всего оказалась приспособленной к реалиям «телевизионной эры» специализированная печатная журналистика. И это было вполне закономерно. На смену «омассовления» периодической печати, которое было главной и постоянной тенденцией вначале газетной, а затем журнальной печати США, проявившейся начиная по крайней мере с 1830 годов и продолжавшейся в течение 120–130 лет, в условиях новейшей технологической революции в сфере СМИ, бурной экспансии телевидения и сопутствовавшего ей кризиса массовых периодических «общего», «смешанного» типа, газетных, а потом и журнальных изданий пришла новая тенденция, которая получила название «распада масс» – распад одной и единой массовой аудитории на множество «законных» узких, специальных читательских адресатов и интересов. Постепенно это выразилось в беспрецедентно стремительном развитии специализированной журнальной периодики (в меньшей степени газетной).

Наиболее широко распространено деление изданий этого рода на две большие группы: первая – так называемые журналы «общего интереса», или «общие редакционные», их также называют «потребительскими». Вторую группу образуют издания, рассчитанные на более или менее узкие категории читателей, ограниченные специальными интересами (промышленные, технические публикации, научные журналы по различным отраслям знаний, церковные, литературные, спортивные и т.д.). Эта группа насчитывает огромное количество изданий, но тиражи их, как правило, невелики. Так, специализированные издания, сосредоточившие свое внимание преимущественно на вопросах науки и техники, выделились из общей системы американской журналистики не сразу.

Первым американским «научным журналом, поддерживаемым оригинальными американскими сообщениями», исследователи часто называют «Медный журнал», основанный в конце XVIII века. Первая половина XIX века была отмечена появлением в США целого ряда научных журналов – этого важнейшего канала обмена информацией между учеными. В 1818 году начал выходить «Американский научный журнал», в 1826 – «Американский ремесленный журнал». И все же число научных изданий в первой половине XIX столетия росло довольно медленно.

«Деловые» издания, включающие в себя множество различных типов, отличает высокая степень дифференциации, стремление наиболее эффективно оказывать влияние на читателя в соответствии со своими специфическими задачами. В условиях научно-технической революции быстрыми темпами растет число инженерно-технических работников и других специалистов, что также увеличивает контингент читателей подобных изданий. Охват читательской аудитории весьма значителен. В США только «журналов бизнеса» издается в пять раз больше, чем ежедневных газет общего типа. Кроме того, деловые издания распространяются в национальном масштабе, а не в региональном или местном, как газеты. Сильные позиции занимают специализированные издания, преж­де всего, деловая и финансовая пресса (в частности, общенацио­нальная ежедневная политико-экономическая газета «Уолл-стрит джорнел»).

 

Одним из главных «финансистов» специализированной прессы Германии выс­тупал Центральный союз германских промышленников. С 1879 г. он ис­пользовал для пропаганды своих целей газету «Дойче индустрицайтунг» («Германская промышленная газета»), по­лучавшую годовую субсидию в 6 тыс. марок. Однако союз был не согла­сен с основной концепцией газеты, которая строилась на антисемитизме. Центральный союз финансировал издаваемый с 1884 журнал «Нойе райхскорреспонденц» («Новая имперская корреспонденция») и бюллетень «Берли­нер политише нахрихтен» («Берлинские политические известия»).

Союз фермеров (позднее - Имперский земельный союз) в основном опирался на «Дойче тагесцайтунг». Его интересы представляли и 2 ре­гиональных издания - «Швебише тагес­цайтунг» («Швабская ежедневная газета») и «Ростокер анцайгер» («Ростокский вестник»). С 1913 г. Германский союз крестьян, издавал газету «Дойчер курир» («Германский курьер»).

Палитра предлагаемых в Германии журналов очень широка. В 2004г. на газетном рынке насчитывалось специализированных журналов – 1060 (тиражом 15,5 млн.экз.).

Иллюстрированный журнал «Stern» – «Звезда» (1 млн.). Журнал в политической сфере практикует разоблачительную журналистику. Стремясь вскрывать скандалы, он иногда умудряется находить их там, где их нет. В мае 1983 г. в нем были опубликованы так называемых «дневников Гитлера», которые оказались обыкновенной фальшивкой. Издается концерном «Грунер унд Яр». «Нойе ревю» – «Новое обозрение» ( 600 тыс. ) (издательство «Бауэр»). Специализируется на эротических темах, советах по укреплению здоровья и на темах, связанных с проведением отпуска. Он информирует о жизни известных спортсменов или представителей шоу-бизнеса, иногда вскрывает экологические скандалы и поднимает проблему наркотиков. «Бунте» – «Пестрый» (0.8 млн.).Издается концерном «Бурда». Занимается жизнью европейской знати, подробно рассказывает о звездах кино и телевидения. Описывает места для проведения отпуска, не чурается политических тем.

В 1975 г. группа Акселя Шпрингера выпускает еженедельник «Тина», через 3 года у него появляется формальная конкурентка «Белла». У журналов одинаковый формат и цена, но разные целевые группы: «Тина» делает упор на рукоделие и рецепты и предназначена для домохозяек, «Белла» рассчитана на работающих женщин и больше рассказывает о путешествиях и личной жизни. Тираж первой – 820 тыс. экз., второй – чуть менее 290 тыс. экз. «Тина» стала самым читаемым журналом издательства (за исключением развлекательных изданий). В 1983 г. выпускает еженедельник «Дас нойе» («Новое»). Сегодня тираж «Дас нойе» немного не дотягивает до 400 тыс. экз., причем 20% его читателей составляют мужчины. В 1993 г. выходит немецкая версия еженедельника «Мах маль паузе» («Сделай паузу»). В ФРГ журнал не стал очень успешным, сегодня его тираж составляет чуть больше 280 тыс., что очень скромно для еженедельника. В 2001 году - еженедельник «Вида» рассчитан на молодых женщин в возрасте 20-40 лет, имеет низкую цену в 1 евро и самый низкий среди всех развлекательных изданий группы тираж в 219 тыс. экз.

В 1995 г. набор женских еженедельников расширен журналом «Laura» – «Лаура», который был призван стать конкурентом «Лизы» издательства Бурды. Оба журнала имеют одинаковый формат и цену и добились примерно равного положения на рынке: тираж «Лизы» немногим выше тиража «Лауры» (около 460 тыс. экз.). Концерн Бауэра издает также один ежемесячник для женщин – журнал «Maxi» – «Макси». Он начал выходить в 1986 г. и вполне успешно существует до сих пор с тиражом чуть более 280 тыс. экз.

Издательство АКСЕЛЯ ШПРИНГЕРА выпускает ж енский выпуск под названием «Бильд дер фрау» («Женский Бильд») еженедельно выходит тиражом 1,5 млн экз. с 1983 г. Это самое крупное издание для женщин в Европе. Журнал имеет те же цену и формат, что «Лиза» и «Лаура», но добился значительно большего успеха благодаря умеренно-феминистским настроениям, обилию иллюстраций и крикливому оформлению. Другое издание Шпрингера – «Журналь фюр ди фрау» («Журнал для женщины») выходит раз в две недели уже 25 лет и позиционируется как «классический женский журнал». Ежемесячник «Аллегра», выходящий с 1995 г., имеет средний тираж – около 230 тыс. экз. Два раза в год выходит его приложение о работе для женщин «Аллегра. Вумен энд уорк» («Аллегра. Женщина и работа»). Старейший в Германии журнал для девочек также выходит в издательстве Шпрингера с 1976 г. под незатейливым названием «Мэдьхен» («Девушка»). Он появляется в продаже раз в две недели небольшим тиражом около 200 тыс. экз.

Журналы для специалистов («Пукблицистик», «Медицинише клиник», «Швайсен унд Шнайден»). Важное средство для профессиональной подготовки и повышения квалификации. Группа специализированных журналов, в которую входят научные периодические издания, насчитывает около 3.000 наименований, однако их тираж невысок. Чрезвычайно быстро в последние годы росли число и тиражи компьютерных журналов. К 2000 году их совокупный тираж превысил 6,5 миллиона экземпляров.

Журналы-программы ТВ. В силу постоянно растущего числа телеканалов расширяется рынок журналов-программ ТВ, насчитывающих 15 наименований.

Специализированные телеканалы. Наряду с так называемыми «полными» программами, предлагающими все виды развлекательных и информационных передач, в Федеративной Республики имеются и специализированные телеканалы: Н-ТВ (информация), «Блоомберг»(экономика), «Вива» (музыка). С 1997г. публично-правовые АРД и ЦДФ транслируют 2 специализированных телеканала «Киндерканаль» и информационно-документальный канал «Феникс». Последний отличается высокой степенью объективность при прямой трансляции с места событий.

Специализированные агентства: «Католише нахрихтенагентур» (КНА), ориентированное на 2 крупные христианские конфессии и находящееся в собственности церковных учреждений, католической прессы и ряда частных лиц, и «Евангелише прессединст» (ЕПД), учредителями которого являются евангелические земельные епархии. Эти агентства снабжают информацией не только церковную прессу, но и многие редакции ежедневных и еженедельных газет, радио и телевидения. На примере агентства экономической информации «Ферайнигте виртшафтсдинсте» (ФВД) видно, что актуальная информация важна не только для СМИ. Среди 7 тысяч клиентов ФВД доля газет, журналов, радио и телевидения составляет около 10 процентов. Остальные клиенты – это союзы предпринимателей, банки, организации и предприятия. Основной капитал агентства распределен равными долями между издательствами «Франкфурте альгемайне», «Хандельсблат» и «Доу-Джонс компани», принадлежащей США.

 

Французский рынок журнальной периодики является самым высокодоходным. Среди них иллюстрированные еженедельники новостей, «прессу злобы дня и бегства от действительности» с преобладанием иллюстрированных изданий «смешанного содержания», среди которых на первом месте – иллюстрированный еженедельный журнал «Paris-Match», женские и мужские журналы, журналы для подростков и детей, журналы для бизнеса («L’Expansion»), тележуры, специализированная периодика.

Иллюстрированные еженедельники новостей: «L'Express» - Первый журнал новостей во Франции. Основан в 1953 г. по подобию журнала «Time». Журнал имеет право-центристскую политическую ориентацию. Принадлежит группе Дассо. Тираж 542 900 экз. «Le Nouvel observateur» (сокращенно to Le Nouvel Obs) - Один из самых популярных французских журналов новостей. Тираж 538 200 экз. основан в Париже в 1964 г. Освещает политические, деловые и экономические новости, вопросы культуры. Обращает внимание на европейский, средневосточный и африканский регионы. Сильные стороны журнала – политика и литература. Считается ведущим журналом французской интеллигенции. «Le Point» («Точка») -Журнал новостей, основанный в 1972 группой журналистов, кто имел, годом ранее оставившей редакционную команду L'Express. В скором времени журнал стал одним из основных конкурентов L'Express. Принадлежит Pinault-Printemps-Redoute de François Pinault. Тираж 367 741 экз. «Marianne» («Марианна») - Еженедельный журнал новостей, издающийся в Париже с 1997 г. Принадлежит компании Роберта Ассарафа. Имеет левоцентристскую политическую ориентацию. Тираж 300 000 экз. Пик тиража пришелся на апрель 2007 г., когда журнал вышел с публикацией «Истинный Саркози» (тираж составил 580 000 экз.).

В первой половине 1960-х годов французская женская печать насчитывала около 30 изданий. Если 1970-е годы были весьма неблагоприятными для женской печати из-за кризиса, охватившего всю систему СМИ Франции, что привело к закрытию одних изданий и к значительному снижению тиража других, то с начала 1980-х годов изданиям этой типологической группы сопутствует успех. «Пресса сердца», как еще называют во Франции женскую печать, в большей степени адресуется к работающим женщинам, для которых предназначены «Элль» («Она»), «Жур де Франс», «Мари-Франс», «Космололитен» и другие журналы. "Пресса сердца" преподносит миллионам читательниц внушительное количество идей, рецептов образа жизни, советов, наставлений, соответствующих формированию мировоззрения и поведения... Большинство сюжетов в ней – это преимущественно романтические истории, где неправы богатые и всегда правы честные страдающие бедняки. Публикуются специальные журналы для женщин-домохозяек («Мод э траво» – «Мода и работа», «Фамм д'ожурдюи — Мод де Пари» – «Женщины сегодня – Парижские моды» и др.), для читательниц из привилегированных слоев («Вог» – «Мода», «Фамм» – «Женщины» и др.), для девушек («Вент ан», – «Двадцать лет»). Возросла популярность примыкающих к публикациям этой типологической группы журналов, посвященных проблемам здоровья, таких как «Санте-магазин» («Иллюстрированный журнал здоровья»). Стали издаваться новые женские журналы «Мадам Фигаро» (1980), «Фамм актюэль» («Настоящая женщина», 1984), «Сет жур Мадам» («Неделя женщины», 1984), «Контампорен» («Современница», 1993). «Elle» -Журнал был создан российской иммигранта Элен Лазарефф, в девичестве Гордон, женой основателя газеты «France Soir» Пьера Лазареффа. Первый номер «Elle» вышел 21 ноября 1945 г. и в скором времени стал законодателем французской моды. С ним сотрудничала Шанель. Сегодня журнал принадлежит Hachette Filipacchi Media U.S. и Lagardère Group. Еженедельные продажи в газетных киосках составляют 348 277 экз. Издается на восьми языках.

Все большим успехом во Франции пользуются «журналы досуга», особенно спортивного характера. Заслуживает специального упоминания также «пресса телевизионных программ». Телевизионные журналы — настоящие тяжеловесы на французском издательском рынке. После женских журналов это вторая по величине группа на французском журнальном рынке. Ныне насчитывающая около 20 изданий - «Télé 7 Jours» («Теле 7 дней»), «Теле-7-видео», «Теле-пош» («Карманное теле») и «Теле-луазир» («Теле-досуг»). Отметим, что в 1987 г. в Париже началось издание ежеквартальника «Медиа-пувуар» («Медиа-власть»), а в 1991 г. появился новый иллюстрированный журнал по вопросам истории, теории и практики СМИ во Франции – «Магазин-видеотек» («Иллюстрированный журнал — видеотека»).

В «Ежегоднике французской прессы» за 1914 г. их пе­речень занимает 300 страниц: это были газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных всех рангов, финансис­тов, торговцев, коммивояжеров и пр. и пр. Существовала даже «Газета кормящих женщин». Еженедельники, ежемесячники и листки различной периодичности, для разных возрастов, полов, вкусов, профессий. Растет число иллюстрированных изданий: этот отряд из 250 названий возглавлял «Иллюстрасьон» — еженедельник с тиражом в 100 тыс. экз. Их распрос­транению способствовала сконструированная в 1892 г. Маринони новая печатная машина, дававшая 12 тыс. шестикрасочных иллюстраций в час.

Сегодня во Франции выходят газеты общего типа: «Фига­ро» (Le Figaro, 1826 г. основания), «Монд» (Le Monde — «Мир», 1944), «Либерасьон» (Liberation — «Освобождение», 1973) и др.); специализированные: молодежные, женские, научные, технические, эротические и т.д.; экономические: «Эко» (Les Echos — «Эхо», 1908), «Трибюн» (La Tribune), «Нувель экономист» (Le Nouvel Economiste — «Новый экономист», 1975) и т.д.; развлекательные (преобладают иллюстрированные еженедельники типа «Пари матч» (Paris-Match, «Парижский матч», 1949). Среди независимой прессы центристских позиций придерживаются газета «Монд» и ежемесячник «Монд дипломатик» («Дипломатический мир», 1954), а также «Котидьен де Пари» (Le Quotidien de Paris — «Парижская ежедневная газета», 1974). Для печати Франции характерно нали­чие влиятельных церковных изданий, среди которых следует вы­делить католическую газету «Круа» (La Croix — «Крест», 1880) и еженедельник «Ви» (La Vie — «Жизнь», 1945). Сравнительно не­большие тиражи у печати французской компартии: «Юманите» и еженедельника «Революсьон» (Revolution, 1980 г.) [6].

 

Многие Японцы помимо ежедневных газет читают спортивные и специализированные издания.

«Санкэй» («Промышленно-экономическая газета») начала издаваться в Осаке в 1933 году. Неоднократно меняла названия. Современное название получила в 1942 году. С 1950 г. издательство открыло свой филиал в Токио, который постепенно принял на себя функции головной редакции. Тогда же, отказавшись от узкой экономической специализации, газета приобрела черты общенационального издания, рассчитанного на самую широкую читательскую аудиторию. В 1955 г. была предпринята попытка объединения газеты с новостным агентством «Дзидзи». Но конгломерат «Санкэй дзидзи» просуществовал недолго. В 1958 г. бизнесмен Мидзуно Сигэо восстановил газету под названием «Санкэй симбун». Ее тираж превысил 2 млн. экз. Спустя десятилетие газета завязала прочные деловые контакты с телекомпанией «Фудзи» и радиовещательной компанией «Ниппон хосо». Таким образом, в сфере массовой информации сложилась мощная группировка «Фудзи-Санкэй». Сегодня «Санкэй» считается консервативным изданием. Одно время выделялась антикоммунистическими позициями. Проамериканское издание. Имеет отделение в Осаке, филиалы на Кюсю и Хоккайдо. Тираж газеты – 2,191 млн. экз. утреннего издания и 635 тыс. экз. вечернего, при этом вечерний выпуск распространяется только регионе Канзай (общий тираж – 2,826 млн. экз.). Издает журнал для мужчин «SPA!».

 

Два основных типа британских журналов – специализированные профессиональные (business-to-business) и потребительские. Специализированные профессиональные издания для сферы бизнеса формируют основную группу британских журналов. Их число достигает 5,5 тыс. – почти в 2 раза больше, чем число журналов для потребителей. Однако журналы этой группы выходят небольшими тиражами, а около 90 % распространяется по подписке.

П олитические качественные – " New Statesman and Society " (еженедельный политический журнал левых партий, который также комментирует события в обществе), " Spectator " (еженедельный журнал, основан в 1828 г. Принадлежит братьям Барклаям. Самый старый англоязычный журнал. Занимается политической проблематикой, отстаивая позицию консерватизма. Содержит публикации об искусстве, литературе, музыке, киноискусстве, телеобзоры). «Tribune» (лейбористский еженедельник). П олитические массовые – " Time Out ". Э кономические – " Economist ".

Н аучно-популярные – «New Scientist» (международный научно-популярный журнал. Тираж 178 тыс. экз.) рассказывает о новинках науки и техники массовой англоговорящей аудитории. основан в 1956 г. Журнал не издается как журнал для специалистов. Много публикаций на экологическую проблематику, особенно касающиеся вопросов изменения климата.

С атирико-юмористические – «Private Eye» (выходит 1 раз в 2 недели, тираж 207 437 экз.). Прообразом журнала стал шрусберский школьный журнал, издаваемый Ричардом Инграмсом, Уильямом Раштоном, Кристофером Букером и и Паулем Футом в середине 1950-х гг.

Специальные женские/мужские – «Take a break» (1 018 423) Секрет его успеха состоит, как считают обозреватели, в его аполитичности. Как известно из разных социологических исследований, британское общество переживает период усталости от политики, снижения интереса к деятельности представительных органов и политических партий. Тем не менее, ряд актуальных проблем (здравоохранение, охрана окружающей среды, образование и воспитание детей) продолжает оставаться в центре внимания. В целом же «Take a break», как и другие женские журналы, дает в принципе то же, что и газеты: материалы "человеческого интереса"; статьи о знаменитостях; страницы, посвященные отдельным актуальным проблемам; и, конечно, сплетни и всевозможную развлекательную смесь. Однако молодые женщины, за которыми так охотятся ежедневные газеты, отдают предпочтение этому еженедельнику. Вторым по величине женским журналом Великобритании является " Glamour " (544 653), созданный в 2001 г. и потеснивший традиционный " Cosmopolitan ", у которого осталось всего 450 952. У " Marie Claire " 332 705, у " Elle " – 203 302.

Но главное событие 2004 г. произошло на рынке мужских журналов. В дополнение к традиционным мужским ежемесячникам «FHM» с тиражом 311,5 тыс экз., " Loaded " (120,492) и " Maxim " (107 687) в 2004 г. появились 2 мужских еженедельника - " Nuts " и " Zoo Weekly ". Сделанные по типу женских еженедельников и дающие новости, развлекательную смесь и фотографии знаменитых женщин, они быстро заняли место в журнальной периодике, потеснив старые мужские ежемесячники.

Телерадиогиды – «Radio Times» (основан в 1923 г. в ответ на отказ газет публиковать программу радиопередач ВВС. Тираж 1 046 601 экз. На обложке журнала обычно помещены герои телесериалов. Попасть на обложку для актера достаточно престижно. «TV Times» основан в 1955 г., а общенациональным стал только в 1968 г. (тираж 353 014)

С пециализированные. Успешно развивается сектор, связанный с куплей-продажей недвижимости, публикующий фотографии и описания домов, усадеб, интерьеров и т.п. По этим вопросам специализируются более 60 изданий: " Друл эт ёр плежер ", " Таун энд кантри пропертиз", "Кантри лайф", "Гранд дизайнз" и "Плейс ин зе сан". По богатству и разнообразию журнального рынка Великобритания продолжает занимать одно из первых мест в мире.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.024 с.)