Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекционные занятия по курсу «Русский язык и культура речи»↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебно-методические рекомендации
Тобольск 2011
УДК 82.085 Печатается по решению ББК 81.411.2-7 кафедры русского языка и МПРЯз Ф 17
Файзуллина, Г. Ч. Русский язык и культура речи: учебно-методические рекомендации / Г. Ч. Файзуллина. – Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2011. – 42 с.
Учебно-методические рекомендации предназначены для студентов специальностей «информатика», «физика», «технология и предпринимательство» и направлений подготовки «физико-математическое образование», «технологическое образование», «математика и компьютерные науки».
Рецензенты: Х.Ч. Алишина – доктор филологических наук, профессор Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета Е.Н. Ермакова – доктор филологических наук, профессор Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева
©Файзуллина Гузель Чахваровна, 2011 ©ТГСПА им. Д.И. Менделеева
I. Пояснительная записка
Программа дисциплины «Культура речи» федерального компонента цикла ГСЭ составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификаций «бакалавр физико-математического образования», «бакалавр технологического образования», «учитель информатики», «учитель физики» и «учитель технологии и предпринимательства». Содержание учебно-методических рекомендации направлено на планирование и организацию практических (семинарских) занятий. Практические занятия включают план, задания и тестовые виды контроля успеваемости. Студентам предлагаются разнообразные виды заданий, направленных на формирование языковой и коммуникативной компетенции. Тематика практических занятий выстроена по принципу «от звука до текста» и посвящена нормативному и этическому аспекту изучения культуры речи и функциональным стилям современного русского литературного языка. Пособие содержит рейтинговую систему оценки знаний, нацеленную на повышение мотивации студентов-нефилологов к освоению дисциплины «Культура речи».
II. Учебная программа
1. Цели и задачи дисциплины
Цель – повысить уровень практического владения современным русским языком в разных сферах его функционирования. При изучении курса «Культура речи» студент должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, культурно-просветительной, научно-методическая, каждый из которых предполагает умение решать следующие профессиональные задачи: в области учебно-воспитательной деятельности: - осуществление процесса обучения физико-математическому образованию; - осуществление процесса обучения технологическому образованию; - осуществление процесса обучения информатике; - осуществление процесса обучения физике; - осуществление процесса обучения технологии и предпринимательству; - использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения; - применение современных средств оценивания результатов обучения; - воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению; в области культурно-просветительской деятельности: - формирование общей культуры учащихся; в области научно-методической деятельности: - выполнение научно-методической работы; - самоанализ и самооценка с целью повышения своей квалификации.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен: – знать теоретические основы курса; нормы устной и письменной речи; – уметь пользоваться лексикографическими источниками и извлекать из них необходимую информацию (лексикографическая компетенция); строить устную и письменную речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; производить комплексный языковой анализ текстов разных стилей; – владеть навыками правильной устной и письменной речи; литературной правки.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Лекционный курс
Лекционные занятия по курсу «Русский язык и культура речи»
Лекция 1 Раздел 1. «Введение в дисциплину» Тема «Русский язык и культура речи» (2 часа) 1. Дихотоми́я «язык – речь». 2. Речевое общение. 3. Лингвистика как наука о языке. 4. Понятие и структура культуры речи. 5. Цель и задачи дисциплины. 6. Аспекты культуры речи.
Лекция 2 Раздел 2. «Аспекты культуры речи» Тема «Нормативный аспект культуры речи» (1 час) 1. Понятие и признаки норм. 2. Понятие «варианты». Императивные и диспозитивные типы норм. 3. Основные средства кодификации языковых норм
Лекция 3 Раздел 2. «Аспекты культуры речи» Тема «Виды норм» (5 часов) 1. Орфографическая норма. 2. Пунктуационная норма. 3. Орфоэпическая норма. 4. Акцентологическая норма. 5. Лексическая норма. 6. Грамматическая норма. 7. Метаграфическая норма.
Лекция 4 Раздел 2. «Аспекты культуры речи» Тема «Коммуникативный и этический аспекты культуры речи» (2 часа) 1. Коммуникативный аспект. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность, толерантность и др. 2. Этический аспект. Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета. Формулы речевого этикета. Эвфемизмы.
Лекция 5 Раздел 3. «Стили современного русского литературного языка» Тема «Теоретические основы стилистики» (2 часа) 1. Предмет и задачи стилистики. Понятие ситуации общения. 2. Краткая история стилистики. 3. Три отрасли стилистики. 4. Понятие о стилистической окрашенности языковых средств. 5. Аспекты стилистики.
Лекция 6 Раздел 3. «Стили современного русского литературного языка» Тема «Функциональные стили современного русского литературного языка» (1 час) 1. Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей современного русского литературного языка. Взаимодействие функциональных стилей. 2. Литературно-художественный стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. 3. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.
Лекция 7-9 III. Содержание практических (семинарских) занятий
Раздел 2. Аспекты культуры речи Тема 2. Орфоэпическая норма
1. Норма: понятие, признаки и типы (диспозитивные и императивные). 2. Фонетика и орфоэпия. Орфоэпическая норма. 3. Правила произношения гласных звуков в современном русском языке. Произношение гласных звуков в иноязычных словах. 4. Правила произношения согласных звуков. 4.1. Основная тенденция движения нормы произношения согласных перед Е в заимствованных словах. 4.2. Произношение орфографического сочетания -чн-. 4.3. Непроизносимые согласные. 5. Вариативность произносительных норм. 6. Орфоэпические словари.
Задание 1. Законспектируйте произносительные пометы, используемые в орфоэпическом словаре под редакцией Р. И. Аванесова (М., 2001. – С. 10-12).
Задание 2. Используя орфоэпический словарь русского языка, заполните таблицу.
Таблица 1
Задание 3. Определите произношение согласного звука в позиции перед [э] и заполните таблицу. Адаптер, автосервис, аутсайдер, ацтеки, бандероль, баронесса, бассейн, баттерфляй, бижутерия, дебют, девиз, дерматолог, детектив, зеро, кофе, легионер, макраме, нейлон, резерв, реноме, свитер, сертификат, тематика, теология, тетраэдр, фланель, френч, эстетика. Таблица 2
Задание 4. Определите [э] или [о] произносится в данных словах, заполните таблицу. Проверьте произношение по орфоэпическому словарю. Гренадер, желудевый, желчь, заостренный, костюмер, молодежь, никчемный, новонаселенный, новорожденный, одновременный, острие, осужденный, подключенный, приобретенный, прокопченный, разморенный, уцененный, учебный, филистер, хребет, щелка. Таблица 3
Задание 5. Сверяясь с орфоэпическим словарем, отметьте, как произносятся слова:астма, безмолвствовать, бескостный, бидон, бороздной, девальвация, досчитывать, коррекция, ландшафт, сброшюровать.
Задание 2. I. Определите род имен существительных и заполните таблицу: авеню, адвокат, аи, алиби, аллегри, альма-матер, арго, ариозо, атташе, банту (народ), бере, бефстроганов, бибабо, бигуди, бикини, бистро, бланманже, бобслей, болеро, бомонд, ботфорт, ботфорта, бра, бренди, бри, брифинг, брюзга, брюки, будни, будуар, буфы, ВАК, ватт-секунда, вектор-функция, ветрище, визави, вольер, вольера, вуз, джинсы, динго, дождище, домишко, доцент, драже, драпри, дроги, жабо, жадина, жалюзи, женщина-врач, ЖЭК, жюри, забияка, заводишко, зеро, злюка, иваси, инкогнито, казино, какао, канапе, капризуля, кафе, кашне, кеды, клише, книга-справочник, коллега, конферансье, конфетти, копуша, кофе, кредо, кримплен, кроки, кудри, моторалли, мямля, марабу, маренго, мацони, мэтр, обжора, пари, пария, пенальти, пехлеви, профессор, рефери, рохля, румпель, святоша, спагетти, такси, ТГСПА, тезка, Тобольск, ханты, хиппи, электротабло, ясли.
Таблица 2
II. Составьте связный текст со словами ветрище, вуз, доцент, жадина, инкогнито, кофе, профессор, ТГСПА. Определите род имен существительных в тексте.
Задание 3. Найдите и прокомментируйте ошибки в следующих словосочетаниях и предложениях. Исправьте их. I. Представлять из себя,жалоба о несоответствии занимаемой должности, аспирант по кафедре, объяснить каждому по отдельности, ближе от меня сидит сестра, оплатить за проезд, указать об этом, победители получат по пятьсот рублей, я поехал в город с семьюстами рублей в кармане, на игрушке много блёстков, купи чехол для брелка, ихняя школа. II. Оказавшись в холодной среде, жидкость быстрее кристаллизируется, имеющая меньшую плотность. Моя мама самая красивая, добрая и любит меня. Студент сказал, что «хочу получить свою зачетную книжку».
Задание 4. Образуйте форму 1-го лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени данных глаголов: дудеть, мурлыкать, намерить, нащепать, обглодать, обнять, отнять, очутиться, померить.
Задание 5. (Устно) Составьте словосочетания: 1) песни (Алексей Айги, Сергей Вилка, Арман Гущян, Игорь Друх, Олег Каравайчук, Альфред Шнитке, Михаил Глинка, Николай Римский-Корсаков, Иоганн Бах, Антонио Вивальди, Николо Паганини), 2) творчество (Анита Цой, Татьяна Овсиенко, Николь Кидман, Бритни Спирс, Леонардо де Каприо, Гвинет Пэлтроу, Мэрилин Монро, Сара Джессика Паркер, Памела Андерсен). Тема 1. Научный стиль
1. Научный стиль: сфера функционирования, основная функция и жанровое разнообразие. 2. Языковые признаки (лексические, морфологические и синтаксические) научного стиля. 3. Графическое оформление научного текста. Задание 1. Дайте определения следующим понятиям: аннотация, гипотеза, дейктические элементы, научный стиль, метатекст, подстиль, рецензия, сноска, ссылка, тезис, термин.
Задание 2. Подготовьте сообщение (выберите одну из предложенных тем): 1. Правила представления математических формул в научном тексте. 2.Правила оформления библиографического описания источников и библиографических ссылок. 3. Способы сокращенной записи слов в научном тексте. 4. Правила рубрикации научного текста. 5. Композиция научной работы (на примере реферата, курсовой работы, выпускной квалификационной работы и т.д.).
Задание 3. Определите подстиль и жанр научного стиля.
Текст 1. Земля движется вокруг Солнца со средней скоростью v ср = 29, 8 км / с. Зимой скорость движения больше, а летом меньше. Исчезает ли разность кинетических энергий Земли между зимним и летним периодами её движения по орбите вокруг Солнца? [Лукашик, В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / В. Лукашик, Е. Иванова – М., 2003]
Текст 2. Развитие физики Земли как космического тела сдерживается отсутствием рациональной теории, которая учитывала бы эволюцию солнечной системы. Возможная связь геологической истории Земли с вращением Галактики, сезонные вариации гравитационной постоянной и частоты землетрясений, пространственная анизотропия сильных землетрясений: их экваториальные координаты совпадают с направлением на апекс солнечной системы, все это свидетельствует о том, что последняя органично встроена в структуру Галактики. Однако механизмы отношений между астрономическими системами разного порядка остаются в современной космологии непознанными. Циркуляция земной атмосферы и вариации климата на Земле являются прямым следствием процессов на Солнце, между тем физический механизм соответствующих связей не установлен, так как природа солнечного ветра и динамика циклов активности остаются за пределами понимания. Для кинематики небесных тел характерны резонансные соотношения, которые не удается интерпретировать рациональным образом. Незамкнутость орбиты внутренней планеты Меркурия пока не находит рационального объяснения. Повышение точности измерения орбит внешних планет – Урана и Нептуна – на 2-3 порядка, достигнутое с помощью космических аппаратов, вынуждает обращаться к гипотезе темной материи в пределах солнечной системы [Гидромеханическая модель Солнечной системы // «Геоинформатика». – 2003. – №1. – С. 5].
Текст 3. Я расскажу о веществе, которое люди нашли сначала на Солнце, а потом уже у себя на Земле. Астрономы изучают поверхность Солнца с тех пор, как у них есть телескоп. Они видят на Солнце темные пятна, огненные облака, извержения и взрывы. Но разве можно разглядеть в телескоп химический состав Солнца, исследовать, из каких веществ оно состоит? Для этого химикам пришлось бы побывать на Солнце, захватив с собой свои пробирки, колбы, реактивы и весы [Бронштейн, М. П. Солнечное вещество / М. П. Бронштейн. – Л., 1936].
Текст 4. СОЛНЦЕ – центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик спектрального класса G2; масса М~2.103 кг, радиус R=696 т. км, средняя плотность 1,416.103 кг/м³, светимость L=3,86.1023 кВт, эффективная температура поверхности (фотосферы) ок. 6000 К. период вращения (синодический) изменяется от 27 сут на экваторе до 32 сут у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с2. Химический состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород – ок. 90%, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов). [ Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: 85000 статей. – Электрон. дан. – [Б. м.]: Propaganda Art, 1999-2000 ].
Зимняя дорога (отрывок)
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.
Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне...
А. С. Пушкин Текст 2. «Олеся» (отрывок)
На меня нашло странное, неопределенное беспокойство. Вот, думалось мне, сижу я глухой и ненастной зимней ночью в ветхом доме, среди деревни, затерявшейся в лесах и сугробах, в сотнях верст от городской жизни, от общества, от женского смеха, от человеческого разговора... И начинало мне представляться, что годы и десятки лет будет тянуться этот ненастный вечер, будет тянуться вплоть до моей смерти, и так же будет реветь за окнами ветер, так же тускло будет гореть лампа под убогим зеленым абажуром, так же тревожно буду ходить я взад и вперед по моей комнате, так же будет сидеть около печки молчаливый, сосредоточенный Ярмола – странное, чуждое мне существо, равнодушное ко всему на свете: и к тому, что у него дома в семье есть нечего, и к бушеванию ветра, и к моей неопределенной, разъедающей тоске. Александр Куприн Текст 3. Горе от ума (отрывок) Фамусов (Чацкому)
Эй, завяжи на память узелок; Просил я помолчать, не велика услуга.
(Скалозубу)
Позвольте, батюшка. Вот-с – Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок: Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти – так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, И славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...
Чацкий
Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом? И похвалы мне ваши досаждают.
Фамусов
Не я один, все также осуждают.
Чацкий
А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты. А. С. Грибоедов
На семинарских занятиях
Орфоэпическая норма
1. Орфоэпическая норма – это а) правила словоупотребления; б) правила постановки ударения; в) совокупность правил нормативного произношения; г) правила построения словосочетаний и предложений. 2. Орфоэпия – слово, переводимое как а) «правильное произношение»; б) «правописание»; в) «любовь к слову»; г) «ораторское искусство».
3. Мягкий согласный произносится перед [э] в словах ряда а) пионер, шинель, консервы, контекст; б) терапевт, семестр, демократия, тенденция; в) продекламировать, резерв, редукция, тендер; г) музеевед, сейф, пастеризатор, тест.
4. Твердый согласный произносится перед [э] в словах ряда а) музей, пенсионер, декольте, резус; б) менеджер, тенденция, компьютер, протектор; в) консерватор, нельма, одеколон, метрдотель; г) одесский, нейлон, лютеранин, лидер.
5. Произношение слов пассаж, термос, гренадер указано верно а) па[сс]аж, [т’э]рмос, грена[дэ]р; б) па[с]аж, [тэ]рмос, грена[д’о]р; в) па[сс]аж, [т’э]рмос, грена[д’э]р; г) па[с]аж, [тэ]рмос, грена[д’э]р.
6. Произношение слов сессия,яичница, Золя указано верно а) [сэс’]ия, яи[чн’]ица, З[о]ля; б) [с’эс’]ия, яи[шн’]ица, З[а]ля; в) [сэс’с’]ия, яи[чн’]ица, З[о]ля; г) [с’эс’с’]ия, яи[шн’]ица, З[о]ля.
7. Произношение слов жернов, шинель, баллон указано верно а) [жэ]рнов, ши[нэ]ль, ба[л]он; б) [жо]рнов, ши[н’э]ль, ба[л]он; в) [жэ]рнов, ши[н’э]ль, ба[лл]он; г) [жо]рнов, ши[нэ]ль, ба[лл]он.
8. Орфоэпические варианты даны в словах ряда а) матрас и матрац; б) плот и плод; в) а́тлас и атла́с; г) волна́м и во́лнам.
9. Сведения о произношении и ударении даются в орфоэпическом словаре под редакцией а) В. И. Даля; б) В. В. Виноградова; в) М. Фасмера; г) Р. И. Аванесова.
10. В орфоэпическом словаре используются пометы а) не рекомендуется; б) нормативное; в) дополнительно; г) допустимо.
Акцентологическая норма
1. Акцентологические нормы – это а) нормы словоупотребления; б) нормы образования и употребления слов; в) правила постановки ударения; г) правила построения словосочетаний и предложений.
2. Общепринятое употребление языковых средств называется… а) диспозитивным вариантом; б) языковой нормой; в) императивным вариантом; г) культурой речи.
3. Ударение в русском языке а) разноместное и подвижное; б) разноместное и фиксированное; в) фиксированное.
4. Ударение падает на первый слог а) огниво, грузило, грозовой, ветряная (оспа); б) сваты, древко, крашение, ненецкий; в) кетчуп, щавель, блюда, бочковый; г) коклюш, мотальный, курень, кремень.
5. Ударение падает на второй слог а) развитый (локон), ходатайство, красивейший, квартал; б) нефтяник, домовничать, украинцы, залгалась; в) ломота, повторит, пуловер, сантиметр; г) ходатайствовать, браковщик, йогурт, каталог.
6. Ударение падает на третий слог а) разлучит, пересдала, медикаменты; б) обеспечение, шелковица, кулинария; в) забронировать (закрепить что-нибудь за кем-нибудь), исповедание, пуловер; г) подключит, занятой (человек), газопровод.
7. Ударение падает на последний слог а) шасси, догмат, свекла; б) эксперт, эпилепсия, издали (нареч.); в) позвонит, нефтепровод, включишь; г) километр, шарфы, занята (аудитория).
8. Акцентологические варианты даны в словах ряда а) [д’э]кан, [дэ]кан; б) лук (оружие), лук (растение); в) ке́та, кета́; г) моло[ч’н’]ик, моло[шн’]ик.
9. Слова искра́, флюорографи́я, компа́с, до́быча соотносятся со сферой употребления а) диалектной; б) общенародной; в) научной (термин); г) профессиональной.
Лексическая норма
1. Лексические нормы – это а) нормы словоупотребления; б) нормы образования и употребления слов; в) правила постановки ударения; г) правила построения словосочетаний и предложений.
2. Синонимы даны в словах ряда а) чистый, грязный; б) путь, дорога; в) за́мок, замо́к; г) черный, белый.
3. Слова 1) происхождение, 2) значение слова, 3) правописание, 4) произношение соотносятся со словарями а) толковым; б) орфографическим; в) орфоэпическим; г) этимологическим.
4. Укажите проявление плеоназма а) живой труп; б) свободная вакансия; в) отвечу следующим ответом; г) он полный невежа в искусстве.
5. Укажите проявление тавтологии а) автор впервые знакомит читателя со своей автобиографией; б) каждая секунда времени дорога́; в) в апреле месяце; г) следует отметить следующие особенности произведения.
6. Диалектизмы даны в словах ряда а) дохлятина, замызганный, дрыхнуть; б) карман, мышедром, вжикалка; в) камбуз, баранка, флюорографи́я; г) дожжок, векша, мяшок.
7. Архаизмы даны в словах ряда а) ботфорты, опричник, будёновка; б) гордыня, невежда, град; в) выя, лицедей, сей; г) сундук, компьютер, супермен.
8. Укажите нарушение лексической нормы а) когда тронулся поезд, погода изменяется; б) оплатить за проезд; в) писатель пишет роман; г) большинство возражали.
9. Синонимом фразеологизма окружать заботой является а) водить за нос; б) собаку съел; в) кататься как сыр в масле; г) брать под крылышко.
10. Фразеологизмом-антонимом к слову много является а) пруд пруди; б) как две капли воды; в) руки коротки; г) кот наплакал.
11. Однозначные слова даны в словах ряда а) сентябрь, суша, дерзание; б) хурма, крыло, кукла; в) хвост, кузница, г) идти, тень, число.
12. Смешение паронимов наблюдается в словосочетаниях а) длительный разговор; б) нестерпимое положение; в) заглавная буква; г) болотистая птица.
13. Нарушена лексическая норма а) бурлаки Репина влачат лямку; б) положи вещи на место; в) где-то идут дожди; г) экспонаты выставки.
14. Слова 1) фонема, 2) часы, 3) кочет, 4) большак соотносятся со сферами употребления а) общенародная; б) диалектная; в) научная (термин); г) жаргонная.
15. Слова 1) девцонка, 2) интеграл, 3) снег, 4) слышь соотносятся со сферами употребления а) общенародная; б) диалектная; в) научная (термин); г) жаргонная.
16. Образуйте словосочетания, выбрав походящий по смыслу пароним 1) земельный; а) оттенок; 2) земляной; б) поверхность; 3) землистый; в) участок; 4) земной. г) вал.
17. Словосочетания 1) нарисовать рисунок, 2) демобилизоваться из армии, 3) освоить материал, 4) искусный шелк соотносятся с речевыми ошибками а) плеоназм; б) тавтология; в) смешение паронимов; г) нарушение лексической сочетаемости.
18. Фразеологическими единицами являются а) сломать руку; б) сон в руку; в) схватить рукой; г) нечист на руку.
19. Фразеологической единицей не является а) играть в кошки-мышки; б) играть дома; в) играть на нервах; г) сыграть на руку.
20. Лексическая сочетаемость нарушена намеренно а) болтать слова; б) облокотиться спиной; в) очевидное – невероятное; г) в конечном итоге.
Грамматическая норма
1. Грамматика – это раздел науки о языке, в который входят… а) фонетика и лексикология; б) морфология и синтаксис; в) стилистика и фразеология; г) орфография и пунктуация.
2. Морфологические нормы – это а) нормы словоупотребления; б) нормы образования и употребления слов; в) правила постановки ударения; г) правила построения словосочетаний и предложений.
3. Синтаксические нормы – это а) нормы словоупотребления; б) нормы образования и употребления слов; в) правила постановки ударения; г) правила построения словосочетаний и предложений.
4. Синтаксической единицей является а) морфема; б) звук; в) лексема; г) словосочетание.
5. Типами подчинительной связи являются а) сочинение; б) примыкание; в) бессоюзие; г) управление.
6. Определите род имен существительных 1) мужской; а) недотрога; 2) женский; б) сутки; 3) средний; в) домишко; 4) общего; г) кольраби; 5) не имеет рода. д) пальтишко.
7. Определите род имен существительных 1) мужской; а) бездарь; 2) женский; б) каникулы; 3) средний; в) судья; 4) общего; г) КПРФ; 5) не имеет рода. д) МЧС.
8. Выделенное слово в предложении … рода
Опытный профессор Ивасюк предложила остроумное решение проблемы. а) среднего; б) мужского; в) общего; г) женского.
9. Выделенное слово в предложении … рода
Мой сын – умница. а) среднего; б) мужского; в) общего; г) женского.
10. Нормативной является форма слова (И.п. мн.ч.) а) крема; б) инженера; в) паспорта; г) лектора.
11. Нарушена синтаксическая норма а) приснилось во сне; б) в городе Тюмень; в) скучаю по Вас; г) поставить роспись в дневнике.
12. Глагол не образует форму 1 лица настоящего или будущего простого времени а) отнять; б) понять; в) сказать; г) дерзить.
13. Глагол образует форму 1 лица настоящего или будущего простого времени а) затмить; б) победить; в) чтить; г) толпиться.
14. Глагол не имеет форму повелительного наклонения а) ждать; б) читать; в) мочь; г) играть.
15. Склоняется фамилия а) Марина Черноус; б) Наталья Глухих; в) Егор Живаго; г) Виталий Черноус.
16. В предложении допущена грамматическая ошибка а) у нас в семье четверо детей; б) сдать квартиру трем студенткам; в) 65 лет Великой Победе; г) обои аспирантки написали диссертацию.
17. Нормативной является форма слова (Р.п. мн.ч.) а) бурят; б) негр; в) цыган; г) якутов.
18. Нормативной является форма слова (Р.п. мн.ч.) а) апельсин; б) яблоков; в) помидоров; г) банан.
VI. «Русский язык и культура речи» в таблицах
Таблица 1
Таблица 2
|