Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. «Аспекты культуры речи»Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Тема «Нормативный аспект культуры речи» (1 час) 1. Понятие и признаки норм. 2. Понятие «варианты». Императивные и диспозитивные типы норм. 3. Основные средства кодификации языковых норм
Лекция 3 Раздел 2. «Аспекты культуры речи» Тема «Виды норм» (5 часов) 1. Орфографическая норма. 2. Пунктуационная норма. 3. Орфоэпическая норма. 4. Акцентологическая норма. 5. Лексическая норма. 6. Грамматическая норма. 7. Метаграфическая норма.
Лекция 4 Раздел 2. «Аспекты культуры речи» Тема «Коммуникативный и этический аспекты культуры речи» (2 часа) 1. Коммуникативный аспект. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность, толерантность и др. 2. Этический аспект. Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета. Формулы речевого этикета. Эвфемизмы.
Лекция 5 Раздел 3. «Стили современного русского литературного языка» Тема «Теоретические основы стилистики» (2 часа) 1. Предмет и задачи стилистики. Понятие ситуации общения. 2. Краткая история стилистики. 3. Три отрасли стилистики. 4. Понятие о стилистической окрашенности языковых средств. 5. Аспекты стилистики.
Лекция 6 Раздел 3. «Стили современного русского литературного языка» Тема «Функциональные стили современного русского литературного языка» (1 час) 1. Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей современного русского литературного языка. Взаимодействие функциональных стилей. 2. Литературно-художественный стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. 3. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.
Лекция 7-9 Раздел 3. «Стили современного русского литературного языка» Тема «Книжные стили» (5 часов) 1. Научный стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Основная функция научного стиля. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. 2. Официально-деловой стиль.Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Основная функция официально-делового стиля. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. 3. Публицистический стиль.Сфера его функционирования. Цель, задачи и основная функция публицистического стиля. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.
Практические (семинарские) занятия
III. Содержание практических (семинарских) занятий
Раздел 2. Аспекты культуры речи Тема 1. Орфографические и пунктуационные нормы
1. Орфография и орфографическая норма. 2. Пунктуация и пунктуационная норма.
Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните написания. 1. Николаю (н..) давали (н..) срока, (н..) отдыха, и те, которые, (по) видимому, жалели старика, бывшего виновником их потери (если были потери), теперь безжалос..но накинулись на очевидно неви..ого перед ними молодого наследника, добровольно взявшего на себя уплату (Л. Н. Толстой). 2. Богатырь подобрал цеп.., зубы растоптал в прах кова..ыми сапогами, привел себя в порядок и пошел дальше, а на ходу ра..уждал вслух, что в спину, коне..но, бить (не) хорошо (Михаил Успенский). 3. Суд..ба всех учас..ников должна решит..ся в течени.. пят..десяти минут (М. А. Чехов). 4. Если когда (нибудь) и выйду заму.., то выберу здесь какого (нибудь) сорок..летнего помещика (А. С. Пушкин). 5. Ты можеш.. купить «промышле..ые»: все уверяют, что они к весне с..грают (в) двое (Н. С. Лесков). 6. При свете затепле..ой маслёнки стояли друг против друга с..еденный острым (не) досыпан..ем мужчина в короткой куртке (на) распашку и грязная, давно (не) умывавшаяся женщина с вокзала (Б. Л. Пастернак). 7. Мне (не) льзя уже было утешат..ся тем, что я в зеркальц.. вижу, что положение моё глупо и отчая..о (Л. Н. Толстой). 8. В ответ опять (таки) грохнуло в небе, и на деревя..ую крышу уборной обрушился ливень (М. А. Булгаков).
Задание 2. Объясните постановку знаков препинания. 1. Прекрасны свет и тишина лабораторий: как хороший ныряльщик скользит сквозь воду с открытыми глазами, так, не напрягая век, глядит физиолог на дно микроскопа, и медленно начинают багроветь его шея и лоб, – и он говорит, оторвавшись от трубки: «Всё найдено». Человеческая мысль, летающая на трапециях звездной вселенной, с протянутой под ней математикой, похожа была на акробата, работающего с сеткой, но вдруг замечающего, что сетки, в сущности, нет, – и Мартын завидовал тем, кто доходит до этого головокружения и новой выкладкой превозмогает страх (В. Набоков). 2. Часто, гуляя, Карташев любовался с набережной на выглядывавшее красное здание университета. Что-то чужое, что он обидно почувствовал в университете в дни приемных экзаменов, уже изгладилось и снова уступило место потребности любить и привязаться всей душой к тому, к чему фантазия и мысль так давно и так жадно стремились. Это его университет, и все в нем хорошо: и длинный двор, и палисадник, и полукруг подъезда, и даже этот узкий, в красный цвет окрашенный фасад. Скоро начнутся лекции, а с ними и настоящая студенческая жизнь, общение с профессорами, сходки, разговоры о лекциях и прочитанном, выводы… о! это будет хорошо, как ванна, которая сразу отмоет его, освежит, разбудит… Тогда и денег некуда расходовать будет… (Н. Гарин-Михайловский).
Задание 3. Выполнение работы над ошибками. По результатам проверочного диктанта студентом выполняется работа над ошибками, которая оформляется в виде таблицы.
Тема 2. Орфоэпическая норма
1. Норма: понятие, признаки и типы (диспозитивные и императивные). 2. Фонетика и орфоэпия. Орфоэпическая норма. 3. Правила произношения гласных звуков в современном русском языке. Произношение гласных звуков в иноязычных словах. 4. Правила произношения согласных звуков. 4.1. Основная тенденция движения нормы произношения согласных перед Е в заимствованных словах. 4.2. Произношение орфографического сочетания -чн-. 4.3. Непроизносимые согласные. 5. Вариативность произносительных норм. 6. Орфоэпические словари.
Задание 1. Законспектируйте произносительные пометы, используемые в орфоэпическом словаре под редакцией Р. И. Аванесова (М., 2001. – С. 10-12).
Задание 2. Используя орфоэпический словарь русского языка, заполните таблицу.
Таблица 1
Задание 3. Определите произношение согласного звука в позиции перед [э] и заполните таблицу. Адаптер, автосервис, аутсайдер, ацтеки, бандероль, баронесса, бассейн, баттерфляй, бижутерия, дебют, девиз, дерматолог, детектив, зеро, кофе, легионер, макраме, нейлон, резерв, реноме, свитер, сертификат, тематика, теология, тетраэдр, фланель, френч, эстетика. Таблица 2
Задание 4. Определите [э] или [о] произносится в данных словах, заполните таблицу. Проверьте произношение по орфоэпическому словарю. Гренадер, желудевый, желчь, заостренный, костюмер, молодежь, никчемный, новонаселенный, новорожденный, одновременный, острие, осужденный, подключенный, приобретенный, прокопченный, разморенный, уцененный, учебный, филистер, хребет, щелка. Таблица 3
Задание 5. Сверяясь с орфоэпическим словарем, отметьте, как произносятся слова:астма, безмолвствовать, бескостный, бидон, бороздной, девальвация, досчитывать, коррекция, ландшафт, сброшюровать.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.168 (0.009 с.) |