Тема 3. Акцентологическая норма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Акцентологическая норма



 

1. Акцентология русского языка.

2. Нормы ударений современного русского литературного языка. Основные тенденции в развитии русского ударения.

3. Акцентологические варианты.

 

Задание 1. Используя орфоэпический словарь русского языка, расставьте ударение в словаханданте, апостроф, арбузище, думать о туфлях, договор, компас, кружиться, маркетинг, одновременно, осужденный, пиала, танцовщица, флюорография, бижутерия, бондарный, бороздковый, будящий, введший, включенный, военруки, воздухопровод, волочащий, вперегонки, джинсовый, добытый, добыча, домовая, донельзя, допоздна, досоленный, досыта, жалюзи, жезлы, звонишь, исподволь, казаки, камбуз, квасы, километр, комбайнер, молящийся, мусоропровод, набело, навек, нажитый, новорожденный, нормирование, обвита, обеспечение, одновременно, оксюморон, пастила, поутру, приданое, пурпурный, путепровод, ракурс, ржаветь, роженица, рудник, свекла, соглядатай, столяр, факсимиле, ходатайство, щавель, эксперты, электропривод.

 

Задание 2. Измените глагол в прошедшем времени по родам и расставьте ударение в образованных формах: налить, сорвать, ведётся, взвиться, взобраться, взорваться, вогнать, добрать, нажить, обжить, обнять, оборвать, ожить, отбыть, отнять.

 

Задание 3. Проспрягайте глаголы в настоящем времени и расставьте ударение в образованных формах: солить, варить, ввинтить, внимать, манить, облазить.

 

Задание 4. (Устно) Найдите акцентологические варианты: бро́ня и броня́, за́мок и замо́к, лу́говка и луго́вка, му́сори и му́сорь, обра́мить и обрами́ть, петля́ и пе́тля, пирометаллу́ргия и пирометаллурги́я, присло́нит и прислони́т, ключ (металлический стержень) и ключ (родник), кре́дит и креди́т.

 

Тема 4. Лексико-фразеологическая норма

 

1. Лексикология и лексическая норма.

2. Ошибки, связанные с неправильным употреблением слов.

3. Фразеология и фразеологическая норма.

4. Ошибки, связанные со смешением двух фразеологических единиц и с искажением грамматической формы фразеологизма.

5. Ортологические словари.

 

Задание 1. Подготовить сообщение (выбрать одну из предложенных тем):

1. Выразительные средства языка.

2. Компьютерный жаргон.

3. Письменная речь интернет-пользователей.

4. Студенческий жаргон.

5. Воровское арго.

6. Территориально ограниченная лексика жителей Тюменской области.

7. Паралингвистика: язык жестов и мимики.

8. Молодежный сленг.

9. Армейская лексика.

10. Устаревшая лексика в современном русском литературном языке.

11. Англицизмы и современный русский язык.

12. Фразеология современного русского литературного языка.

 

Задание 2. Найдите лексические ошибки и отредактируйте предложения.

1. Работники должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от таких работ. 2. Сегодня по телевизору сообщили рейтинг популярности артистов. 3. Мы с ним впервые познакомились в театре. 4. Исследователи преследуют несколько задач. 5. Неотъемлемым атрибутом современного студента является ноутбук. 6. Я одену маску. 7. Руководители организации должны вовремя предоставить отчет. 8. Только в феврале очень дешевые цены на весь ассортимент товара. 9. Прошедшие мероприятия прошли удачно. 10. Задачи будущих перспектив стоят остро. 11. Я хочу подарить этот подарок безвозмездно. 12. На перекрестке улиц Буденного и Новой произошли 15 ДТП, имевшие место быть в феврале месяце этого года.

 

Задание 3. Выберите необходимое по смыслу слово.

1. При покупке (абонента, абонемента) в spa салон вы получаете в подарок смартфон. 2. Он стал (дипломник, дипломант) первой степени. 3. Его не устраивала (бродяжий, бродячий) жизнь актера. 4. Чтобы (активировать, активизировать) деятельность мозга, нужно вести здоровый образ жизни. 5. (Белуга, белуха) является морским млекопитающим. 6. Каждый (трудодень, туродень) обещает новые виды отдыха. 7. В этом районе преобладает (болотная, болотистая) местность. 8. В его дневнике содержатся (автобиографический, автобиографичный) данные.

 

Тема 5. Грамматическая норма

 

1. Морфология и морфологическая норма.

2. Виды морфологических ошибок.

3. Синтаксис и синтаксическая норма.

4. Словарь-справочник Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке».

5. Виды синтаксических ошибок.

 

Задание 1. Выберите правильную форму множественного числа имен существительных и заполните таблицу: вентиль, вертел, ветер, грифель, джемпер, дизель, директор, диспетчер, договор, доктор, допуск, инженер, инструктор, клапан, кожух, компрессор, конус, короб, корректор, крейсер, лектор, лоцман, мичман, ниппель, пальто, пекарь, плинтус, погреб, почерк, привод, пудель, рапорт, редактор, ректор, рефлектор, сектор, слесарь, столяр, табель, тренер, циркуль, шрифт, шум.

 

Таблица 1

-ы (-и) -а (-я) -ы (-и) и -а (-я)
авторы, аптекари борта, профессора вексели (я), годы (а)

Задание 2.

I. Определите род имен существительных и заполните таблицу: авеню, адвокат, аи, алиби, аллегри, альма-матер, арго, ариозо, атташе, банту (народ), бере, бефстроганов, бибабо, бигуди, бикини, бистро, бланманже, бобслей, болеро, бомонд, ботфорт, ботфорта, бра, бренди, бри, брифинг, брюзга, брюки, будни, будуар, буфы, ВАК, ватт-секунда, вектор-функция, ветрище, визави, вольер, вольера, вуз, джинсы, динго, дождище, домишко, доцент, драже, драпри, дроги, жабо, жадина, жалюзи, женщина-врач, ЖЭК, жюри, забияка, заводишко, зеро, злюка, иваси, инкогнито, казино, какао, канапе, капризуля, кафе, кашне, кеды, клише, книга-справочник, коллега, конферансье, конфетти, копуша, кофе, кредо, кримплен, кроки, кудри, моторалли, мямля, марабу, маренго, мацони, мэтр, обжора, пари, пария, пенальти, пехлеви, профессор, рефери, рохля, румпель, святоша, спагетти, такси, ТГСПА, тезка, Тобольск, ханты, хиппи, электротабло, ясли.

 

Таблица 2

Мужской род Женский род Средний род Общего рода Существительные, род которых определить невозможно
ботинок, рельс манжета, мозоль окно, время невежа, староста ножницы, штаны

 

II. Составьте связный текст со словами ветрище, вуз, доцент, жадина, инкогнито, кофе, профессор, ТГСПА. Определите род имен существительных в тексте.

 

Задание 3. Найдите и прокомментируйте ошибки в следующих словосочетаниях и предложениях. Исправьте их.

I. Представлять из себя,жалоба о несоответствии занимаемой должности, аспирант по кафедре, объяснить каждому по отдельности, ближе от меня сидит сестра, оплатить за проезд, указать об этом, победители получат по пятьсот рублей, я поехал в город с семьюстами рублей в кармане, на игрушке много блёстков, купи чехол для брелка, ихняя школа.

II. Оказавшись в холодной среде, жидкость быстрее кристаллизируется, имеющая меньшую плотность. Моя мама самая красивая, добрая и любит меня. Студент сказал, что «хочу получить свою зачетную книжку».

 

Задание 4. Образуйте форму 1-го лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени данных глаголов: дудеть, мурлыкать, намерить, нащепать, обглодать, обнять, отнять, очутиться, померить.

 

Задание 5. (Устно) Составьте словосочетания:

1) песни (Алексей Айги, Сергей Вилка, Арман Гущян, Игорь Друх, Олег Каравайчук, Альфред Шнитке, Михаил Глинка, Николай Римский-Корсаков, Иоганн Бах, Антонио Вивальди, Николо Паганини), 2) творчество (Анита Цой, Татьяна Овсиенко, Николь Кидман, Бритни Спирс, Леонардо де Каприо, Гвинет Пэлтроу, Мэрилин Монро, Сара Джессика Паркер, Памела Андерсен).

Раздел 3. Стили современного русского литературного языка

Тема 1. Научный стиль

 

1. Научный стиль: сфера функционирования, основная функция и жанровое разнообразие.

2. Языковые признаки (лексические, морфологические и синтаксические) научного стиля.

3. Графическое оформление научного текста.

Задание 1. Дайте определения следующим понятиям: аннотация, гипотеза, дейктические элементы, научный стиль, метатекст, подстиль, рецензия, сноска, ссылка, тезис, термин.

 

Задание 2. Подготовьте сообщение (выберите одну из предложенных тем):

1. Правила представления математических формул в научном тексте.

2.Правила оформления библиографического описания источников и библиографических ссылок.

3. Способы сокращенной записи слов в научном тексте.

4. Правила рубрикации научного текста.

5. Композиция научной работы (на примере реферата, курсовой работы, выпускной квалификационной работы и т.д.).

 

Задание 3. Определите подстиль и жанр научного стиля.

 

Текст 1. Земля движется вокруг Солнца со средней скоростью v ср = 29, 8 км / с. Зимой скорость движения больше, а летом меньше. Исчезает ли разность кинетических энергий Земли между зимним и летним периодами её движения по орбите вокруг Солнца? [Лукашик, В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / В. Лукашик, Е. Иванова – М., 2003]

 

Текст 2. Развитие физики Земли как космического тела сдерживается отсутствием рациональной теории, которая учитывала бы эволюцию солнечной системы. Возможная связь геологической истории Земли с вращением Галактики, сезонные вариации гравитационной постоянной и частоты землетрясений, пространственная анизотропия сильных землетрясений: их экваториальные координаты совпадают с направлением на апекс солнечной системы, все это свидетельствует о том, что последняя органично встроена в структуру Галактики. Однако механизмы отношений между астрономическими системами разного порядка остаются в современной космологии непознанными. Циркуляция земной атмосферы и вариации климата на Земле являются прямым следствием процессов на Солнце, между тем физический механизм соответствующих связей не установлен, так как природа солнечного ветра и динамика циклов активности остаются за пределами понимания. Для кинематики небесных тел характерны резонансные соотношения, которые не удается интерпретировать рациональным образом. Незамкнутость орбиты внутренней планеты Меркурия пока не находит рационального объяснения. Повышение точности измерения орбит внешних планет – Урана и Нептуна – на 2-3 порядка, достигнутое с помощью космических аппаратов, вынуждает обращаться к гипотезе темной материи в пределах солнечной системы [Гидромеханическая модель Солнечной системы // «Геоинформатика». – 2003. – №1. – С. 5].

 

Текст 3. Я расскажу о веществе, которое люди нашли сначала на Солнце, а потом уже у себя на Земле. Астрономы изучают поверхность Солнца с тех пор, как у них есть телескоп. Они видят на Солнце темные пятна, огненные облака, извержения и взрывы. Но разве можно разглядеть в телескоп химический состав Солнца, исследовать, из каких веществ оно состоит? Для этого химикам пришлось бы побывать на Солнце, захватив с собой свои пробирки, колбы, реактивы и весы [Бронштейн, М. П. Солнечное вещество / М. П. Бронштейн. – Л., 1936].

 

Текст 4. СОЛНЦЕ – центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик спектрального класса G2; масса М~2.103 кг, радиус R=696 т. км, средняя плотность 1,416.103 кг/м³, светимость L=3,86.1023 кВт, эффективная температура поверхности (фотосферы) ок. 6000 К. период вращения (синодический) изменяется от 27 сут на экваторе до 32 сут у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с2. Химический состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород – ок. 90%, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов). [ Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: 85000 статей. – Электрон. дан. – [Б. м.]: Propaganda Art, 1999-2000 ].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.016 с.)