Движущие силы человеческой истории. Происхождение и природа классов и их роль в истории и жизни общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движущие силы человеческой истории. Происхождение и природа классов и их роль в истории и жизни общества.



Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Становление общества – сложный и длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Общество – не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего материально-производственная.

Общество – предмет социальной философии. Проблема социальной философии в том, чтобы осмыслить что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо. А. Сен-Симон говорил, что задача социальной философии “заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства, чтобы усовершенствовать ее поскольку она способна к совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую при помощи материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области”. Социальная философия в единстве с историософией изучает общие принципы жизни и развития общества от первобытно - общинного строя, через рабовладение и феодализм к капитализму.

Усилиями ученых, изучающих социальные явления, общество познает себя само (субъект познания и его объект совпадают). Люди – творцы общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность, ее историю, поэтому в изучении редко присутствует объективность. Еще одна особенность социального познания в сложности изучаемого объекта – общества. В социальных процессах переплетаются многообразные силы, экономические, политические, духовные причины, вторгается множество случайностей. И, наконец, в социальном познании ограничены возможности эксперимента и наблюдения, а главный источник знаний – социальная действительность, исторический опыт, общественная практика.

Задача социальной философии заключается в том, чтобы осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека.
Понятие "общество" определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под обществом понимают определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Например, феодальное общество или французское общество. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Из всех явлений действительности общественная жизнь - одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.
Существенный поворот в осмыслении общественной жизни произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Они создали материалистическое понимание истории. Вся сложность формирования материалистического понимания истории заключалась в том, чтобы открыть в обществе, в котором вообще трудно найти явления, независящие от человеческого сознания, такую область, которая существовала бы вне сознания. Реальный процесс жизни людей Маркс определил как общественное бытие. Общественное бытие включает в себя всю совокупность общественных материальных отношений, возникающих между людьми в процессе производства и распределения, материальных благ, в семье, в культурно-бытовой сфере. Общественное бытие обусловливает содержание общественных идей, воззрений, чувств. Решающее значение в осмыслении общественной жизни в рамках концепции материалистического понимания истории придается, прежде всего, материальному производству и производственно-экономическим общественным отношениям. Общественное сознание определяется экономическими условиями жизни людей.
Социальные философы постоянно размышляют над проблемой связи человека и общества. Существует два подхода к этой проблеме - объективистский и субъективистский. Объективизм отличается детерминизмом: общество производит тех людей, которые ему нужны. Учение известного французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) может служить примером такого понимания взаимосвязи человека и общества.
Общество Дюркгейм понимал как совокупность социальных фактов. Социальными фактами он называл образы мыслей и действий, которые имеют коллективную природу и обладают таким признаком, как оказывать принуждение на индивида. Именно коллективное сознание, общественное мнение направляют поведение индивида, который не может произвольно выбрать путь жизни, не продиктованный обществом. Он не волен выбрать свой язык или отказаться от существующей денежной системы. Индивид вынужден подчиняться коллективному сознанию. Дюркгейм обращал внимание на то, что изучать общественное сознание следует по его объективным проявлениям в различных памятниках культуры: по кодексам права, по пословицам, обычаям, нравам и т.п. Субъективистский подход к проблеме "человек - общество" основывается на понимании общества как суммы автономных индивидов, способных к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Субъективизм был свойствен немецкому философу и социологу Максу Веберу (1864- 1920). Он создал концепцию социального действия. Социальное действие - это действие, мотив которого осознается индивидом; это действие, которое имеет общественную реакцию, т.е. направлено на других людей и вызывает реакцию других. Общество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмысленного поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение капиталистического общества, например он объяснял формированием у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: это и социальные общности, и их организация, и индивиды, и выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности осуществляется и развертывается история. А в результате их столкновения общество может двигаться по пути прогресса или регресса.

Есть еще понятие «субъект» развития истории. История – результат деятельности всех индивидов и общностей, и поэтому они все, хотя и по-разному, выступают ее движущими силами, а частично и творцами. Но субъектами являются лишь те, кто сознают свое место в обществе, имеют свои цели, значимые для этого общества, и борются за их осуществление.

В прямом смысле слова, субъект – это конкретная личность, ответственная за свои действия. В то же время, понятие субъекта, примененное к социальной группе индивидов, приобретает несколько иной смысл. Группа может быть субъектом, если нее имеются общие интересы, цели, если она представляет собой некую целостность.

В отличие от отдельной личности в качестве субъекта, группу можно рассмотреть как социальный субъект (этой группой могут быть и социальное движение, и нация, и народ).

Итак, основными социальными субъектами человеческой истории являются общественные классы.

Процесс социального расслоения общества привел к тому, что на место слабо дифференцированной общности пришли классы с различными или прямо противоположными интересами, а борьба этих самых классов стала основным средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития на определенной стадии.

Основа дифференциации общества на классы – отношение их собственности к средствам производства. ex: феодальная собственность определяет деление феодального общества на крестьян и помещиков, характер их отношений.

Вообще, образование классового общества – результат развития производительных сил этого общества, следствием этого развития является прибавочный продукт, в обладании которым заинтересованы все без исключения.

Большое значение для возникновения классов имеет и разделение труда. Но не столько по полу и возрасту, сколько по ремеслу вообще, например, по земледелию, скотоводчеству. Как следствие этого, возникла потребность в обмене товарами, ведь не мог же в самом деле гончар выращивать кукурузу.

Кто-то на этом выигрывал, кто-то проигрывал. И важнейшим результатом этих новых взаимоотношений явилось разделение общества на имущие и неимущие слои. Отсюда появились рабы – из военнопленных и чрезмерно задолжавших – и хозяева.

Разделение общества на классы породило классовую борьбу. Возможно, этого бы и не происходило, если бы эксплуататоры были в большинстве, а эксплуатируемые в меньшинстве, но это, конечно, невозможно.

[Затем появляется угроза – угасание человечества. Чтобы этого не случилось, было изобретено государство., которое должно было уравновесить силы большинства и меньшинства. 3 направления формирования государства: общее разоружение населения; изъятие власти у населения; изъятие у населения карательной функции.]

Политическая организация и структура общества. В чем сущность государства? Каково его происхождение, основные признаки и роль в истории. Должен ли, на Ваш взгляд, подниматься вопрос об укреплении здоровья людей, сохранении их молодости и радикальном продлении жизни в политических программах? Приведите, пожалуйста, свои доводы в обоснование Вашего понимания данного круга вопросов.

Сущность гос-ва.

Гос-во существовало не всегда. Оно результат исторического развития общ-ва, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, результат прогрессирующего развития производных сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. В эпоху первобытно-общинной формации не было необходимости в особом органе власти, т.к. общественные функции осуществлялись всеми взрослыми людьми. То было самоуправление. Во главе общины или рода стояли избранные всеми старейшины. Авторитет старейшин и вождей держался на их личных достоинствах: большом опыте, смелости, мудрости. Дифференциация и связанное с ней усложнение общественной жизни с необходимостью требовали особого органа, который бы полномочно осуществлял регулирование и управление многообразными функциями общественного целого. Генетические предпосылки образования гос-ва уже существовали в виде верхушки родовой знати, которая концентрировала и прежде подобные регулятивно-управленческие функции. Поэтому можно сказать, что гос-во возникло не на пустом месте. Правда в истории был период, когда в общественном устройстве господствовала система выборной «власти» из числа старейшин рода, обладавших особыми личностными достоинствами, кот. могли справедливо представлять всеобщий интерес.

Однако в разросшемся обществе, основу кот. Составляла экономическая дифференциация, вполне естественно оказалось и расхождение интересов у разных групп людей. Но общество должно функционировать как единое целое == необходим был орган, реализующий управление обществом, выработку способов и форм взаимоотношения м/у различными народностями, решение вопросов связанных с войной и миром, т.е. функции власти. Для реализации этих функций требовались определенные органы – административно-чиновничий аппарат, законодательство, суды, армия и т.д., в совокупности и представляющие собой гос-во. При внешней для гос-ва опасности оно явл. Средоточием мобилизации народа на борьбу с врагом. Таким образом гос-во призвано выполнять многие функции, среди кот. Важнейшая – социально-экономическая.

К основным признакам гос-ва относят наличие публичной власти-особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти; определенной территории, на кот. распространяется юрисдикция данного гос-ва, и территориального населения, приспособленного для удобства управления; права, кот. закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных гос-ом;суверенитета, т. е. Независимости и верховенства государственной власти внутри и вовне страны. Гос-во осуществляет внутренние и внешние функции (реализация внеш. Политики, в том числе и экономических, военных, с установлением научных и культурных связей, обусловленных внутренними потребностями и интересами общества. Разумные условия международных отношений – это наличие политической воли, учет реальностей и баланс интересов.

Истории известно большое устройство. Под формой гос-ва понимаются прежде всего формы правления, устройство основных институтов политической власти. Они различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или же официально принадлежит верховному органу. В связи с этим различают монархические и республиканские формы правления. Монархия – гос-во, главой кот. является монарх; здесь существует самодержавная или ограниченная власть одного ч-ка (короля, царя, императора), кот. обычно передается по наследству и рождение определяет, кому быть правителем.

Республика-форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. по закону источником власти выступает народное большинство. Р. предполагает правовой порядок, гласность и разделение властей.

Формы гос-ого устройства подразделяются на унитарные(единые)-Франция; федеративные(союзные)-Мексика, США.

Государство-это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти-законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими гос-ми, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу.

Как показывает опыт всемирной истории, самое прочное основание всех гос-в заключается в материальном и нравственном благополучии народа. Гос-во сущностно изменяется тремя путями:

1.Государственный строй обновляется, реформируется.

2.Разлагается.

3.Коренным образом преобразуется в ходе социальной революции, когда изменяются уже сами принципы данного гос-ва.

Политическая структура общества.

В любом обществе существует политическая дифференциация, она заключается в делении общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу. Для выполнения общественно значимых дел современное гос-во располагает законодательными органами-парламентами; исполнительными-правительствами и подчиненными им министерствами и ведомствами; судебными и другими правоохранительными органами-прокуратурой, полицией и т.п. Гос-во-основной политический институт власти. К политическим институтам относятся госво, политические партии(делятся на социал-демократические и коммунистические, консервативные и либеральные), общественно-политические организации и движения. Они создаются для того, чтобы выражать, защищать в политической системе многообразные социальные интересы: классовые, групповые, национальные, молодежные, женские, профессиональные и пр.

Основные глобальные проблемы современности. Каковы главные причины глобализации проблем? Какими Вам представляются перспективы развития человечества в начале нового миллениума? В чем заключается, по Вашему мнению, смысл и цель человеческой истории? Не принадлежат ли к ним, в частности победа над фатальностью старения и смерти, сохранение молодости и максимально надежное обеспечение неограниченно долгой, здоровой и достойной жизни каждой творческой личности? Приобрело ли человечество уже теперь свое потенциальное бессмертие? Дайте, пожалуйста, обоснование своей точки зрения по этому кругу вопросов.

Развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с другой - техника - мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические, последствия. Непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит в наши дни к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т.д.

Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его возможности и границы. Проблема этих возможностей в наст время ставиться особо остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы.

Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. В ядерный век человечество в первые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог был “побочным эффектом” НТП, открывающего все новые возможности развития военной техники.

Второй, пожалуй самой острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение.

Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляции сознанием. Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему социализации и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях.

Есть опасность разрушения человеческой телесности, в связи с гигантскими нагрузками на психику человека, стрессами, засорение канцерогенами, мутантами и т.д. Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину но в месте с тем вычеркнула естественный фактор удаления из рода человеческого носителей генетических ошибок. Выход иногда видят в перспективах генной инженерии, но она несет не меньшую опасность.

Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм требует приостановить НТП и вернуться к традиционному обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том чтобы ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей.

 

 

 

 

Проблема субстанции и единства мира. Монистическое, дуалистическое и плюралистическое ее решение. Каково философское и естественнонаучное обоснование материального единства мира? Приведите аргументы в пользу Вашей т. з. по этому вопросу.

Субстанция – первооснова мира; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого: Causa sui – причина самой себя.

Сначала субстанцию отждествляли с субстратом (пассивным носителем свойств), затем с активным началом свойств, потом субстанция как понятие, отражающее знания о первоосновании, глубине, сущности процессов. Все это привело к вопросу является ли мир единым? Мир многообразен (микро-, макро-, мегамир, живая, неживая природа, общественная жизнь), что ведет к возникновению проблемы: существуют ли постсоциальные формы движения материи?

Циалковский: о социальных движениях системы, президенте солнечных галактик.

Монизм (от греч. monos – один, единственный): философское направление, исходящее из единой и единственной субстанции - материи или духа. Поэтому различают:

- идеалистический монизм: одна сустанция – дух (мысль, идея);

- материалистический монизм: единство мира в материальности.

Дуализм (от лат. dualis - двойственный): философское учение, исходящее из признания равноправными (не связанных с первичностью и вторичностью) двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный): философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712).

Развитие естествознания подтверждает материалистическая(-ная) картина мира, откуда следует, что единство мира заключается в его материалбонсти – доказывается длительным развитием естествознания и философии (единствоматерии и сознания, всеобщие формы бытия материи, пространство и время, отражение материи)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.029 с.)