![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Движущие силы человеческой истории. Происхождение и природа классов и их роль в истории и жизни общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Становление общества – сложный и длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Общество – не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего материально-производственная. Общество – предмет социальной философии. Проблема социальной философии в том, чтобы осмыслить что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо. А. Сен-Симон говорил, что задача социальной философии “заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства, чтобы усовершенствовать ее поскольку она способна к совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую при помощи материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области”. Социальная философия в единстве с историософией изучает общие принципы жизни и развития общества от первобытно - общинного строя, через рабовладение и феодализм к капитализму. Усилиями ученых, изучающих социальные явления, общество познает себя само (субъект познания и его объект совпадают). Люди – творцы общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность, ее историю, поэтому в изучении редко присутствует объективность. Еще одна особенность социального познания в сложности изучаемого объекта – общества. В социальных процессах переплетаются многообразные силы, экономические, политические, духовные причины, вторгается множество случайностей. И, наконец, в социальном познании ограничены возможности эксперимента и наблюдения, а главный источник знаний – социальная действительность, исторический опыт, общественная практика. Задача социальной философии заключается в том, чтобы осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека.
Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: это и социальные общности, и их организация, и индивиды, и выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности осуществляется и развертывается история. А в результате их столкновения общество может двигаться по пути прогресса или регресса. Есть еще понятие «субъект» развития истории. История – результат деятельности всех индивидов и общностей, и поэтому они все, хотя и по-разному, выступают ее движущими силами, а частично и творцами. Но субъектами являются лишь те, кто сознают свое место в обществе, имеют свои цели, значимые для этого общества, и борются за их осуществление. В прямом смысле слова, субъект – это конкретная личность, ответственная за свои действия. В то же время, понятие субъекта, примененное к социальной группе индивидов, приобретает несколько иной смысл. Группа может быть субъектом, если нее имеются общие интересы, цели, если она представляет собой некую целостность. В отличие от отдельной личности в качестве субъекта, группу можно рассмотреть как социальный субъект (этой группой могут быть и социальное движение, и нация, и народ). Итак, основными социальными субъектами человеческой истории являются общественные классы. Процесс социального расслоения общества привел к тому, что на место слабо дифференцированной общности пришли классы с различными или прямо противоположными интересами, а борьба этих самых классов стала основным средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития на определенной стадии. Основа дифференциации общества на классы – отношение их собственности к средствам производства. ex: феодальная собственность определяет деление феодального общества на крестьян и помещиков, характер их отношений. Вообще, образование классового общества – результат развития производительных сил этого общества, следствием этого развития является прибавочный продукт, в обладании которым заинтересованы все без исключения.
Большое значение для возникновения классов имеет и разделение труда. Но не столько по полу и возрасту, сколько по ремеслу вообще, например, по земледелию, скотоводчеству. Как следствие этого, возникла потребность в обмене товарами, ведь не мог же в самом деле гончар выращивать кукурузу. Кто-то на этом выигрывал, кто-то проигрывал. И важнейшим результатом этих новых взаимоотношений явилось разделение общества на имущие и неимущие слои. Отсюда появились рабы – из военнопленных и чрезмерно задолжавших – и хозяева. Разделение общества на классы породило классовую борьбу. Возможно, этого бы и не происходило, если бы эксплуататоры были в большинстве, а эксплуатируемые в меньшинстве, но это, конечно, невозможно. [Затем появляется угроза – угасание человечества. Чтобы этого не случилось, было изобретено государство., которое должно было уравновесить силы большинства и меньшинства. 3 направления формирования государства: общее разоружение населения; изъятие власти у населения; изъятие у населения карательной функции.] Политическая организация и структура общества. В чем сущность государства? Каково его происхождение, основные признаки и роль в истории. Должен ли, на Ваш взгляд, подниматься вопрос об укреплении здоровья людей, сохранении их молодости и радикальном продлении жизни в политических программах? Приведите, пожалуйста, свои доводы в обоснование Вашего понимания данного круга вопросов. Сущность гос-ва. Гос-во существовало не всегда. Оно результат исторического развития общ-ва, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, результат прогрессирующего развития производных сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. В эпоху первобытно-общинной формации не было необходимости в особом органе власти, т.к. общественные функции осуществлялись всеми взрослыми людьми. То было самоуправление. Во главе общины или рода стояли избранные всеми старейшины. Авторитет старейшин и вождей держался на их личных достоинствах: большом опыте, смелости, мудрости. Дифференциация и связанное с ней усложнение общественной жизни с необходимостью требовали особого органа, который бы полномочно осуществлял регулирование и управление многообразными функциями общественного целого. Генетические предпосылки образования гос-ва уже существовали в виде верхушки родовой знати, которая концентрировала и прежде подобные регулятивно-управленческие функции. Поэтому можно сказать, что гос-во возникло не на пустом месте. Правда в истории был период, когда в общественном устройстве господствовала система выборной «власти» из числа старейшин рода, обладавших особыми личностными достоинствами, кот. могли справедливо представлять всеобщий интерес.
Однако в разросшемся обществе, основу кот. Составляла экономическая дифференциация, вполне естественно оказалось и расхождение интересов у разных групп людей. Но общество должно функционировать как единое целое == необходим был орган, реализующий управление обществом, выработку способов и форм взаимоотношения м/у различными народностями, решение вопросов связанных с войной и миром, т.е. функции власти. Для реализации этих функций требовались определенные органы – административно-чиновничий аппарат, законодательство, суды, армия и т.д., в совокупности и представляющие собой гос-во. При внешней для гос-ва опасности оно явл. Средоточием мобилизации народа на борьбу с врагом. Таким образом гос-во призвано выполнять многие функции, среди кот. Важнейшая – социально-экономическая. К основным признакам гос-ва относят наличие публичной власти-особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти; определенной территории, на кот. распространяется юрисдикция данного гос-ва, и территориального населения, приспособленного для удобства управления; права, кот. закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных гос-ом;суверенитета, т. е. Независимости и верховенства государственной власти внутри и вовне страны. Гос-во осуществляет внутренние и внешние функции (реализация внеш. Политики, в том числе и экономических, военных, с установлением научных и культурных связей, обусловленных внутренними потребностями и интересами общества. Разумные условия международных отношений – это наличие политической воли, учет реальностей и баланс интересов. Истории известно большое устройство. Под формой гос-ва понимаются прежде всего формы правления, устройство основных институтов политической власти. Они различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или же официально принадлежит верховному органу. В связи с этим различают монархические и республиканские формы правления. Монархия – гос-во, главой кот. является монарх; здесь существует самодержавная или ограниченная власть одного ч-ка (короля, царя, императора), кот. обычно передается по наследству и рождение определяет, кому быть правителем. Республика-форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. по закону источником власти выступает народное большинство. Р. предполагает правовой порядок, гласность и разделение властей. Формы гос-ого устройства подразделяются на унитарные(единые)-Франция; федеративные(союзные)-Мексика, США. Государство-это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти-законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими гос-ми, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу.
Как показывает опыт всемирной истории, самое прочное основание всех гос-в заключается в материальном и нравственном благополучии народа. Гос-во сущностно изменяется тремя путями: 1.Государственный строй обновляется, реформируется. 2.Разлагается. 3.Коренным образом преобразуется в ходе социальной революции, когда изменяются уже сами принципы данного гос-ва. Политическая структура общества. В любом обществе существует политическая дифференциация, она заключается в делении общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу. Для выполнения общественно значимых дел современное гос-во располагает законодательными органами-парламентами; исполнительными-правительствами и подчиненными им министерствами и ведомствами; судебными и другими правоохранительными органами-прокуратурой, полицией и т.п. Гос-во-основной политический институт власти. К политическим институтам относятся госво, политические партии(делятся на социал-демократические и коммунистические, консервативные и либеральные), общественно-политические организации и движения. Они создаются для того, чтобы выражать, защищать в политической системе многообразные социальные интересы: классовые, групповые, национальные, молодежные, женские, профессиональные и пр. Основные глобальные проблемы современности. Каковы главные причины глобализации проблем? Какими Вам представляются перспективы развития человечества в начале нового миллениума? В чем заключается, по Вашему мнению, смысл и цель человеческой истории? Не принадлежат ли к ним, в частности победа над фатальностью старения и смерти, сохранение молодости и максимально надежное обеспечение неограниченно долгой, здоровой и достойной жизни каждой творческой личности? Приобрело ли человечество уже теперь свое потенциальное бессмертие? Дайте, пожалуйста, обоснование своей точки зрения по этому кругу вопросов. Развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с другой - техника - мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические, последствия. Непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит в наши дни к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т.д. Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его возможности и границы. Проблема этих возможностей в наст время ставиться особо остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы. Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. В ядерный век человечество в первые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог был “побочным эффектом” НТП, открывающего все новые возможности развития военной техники. Второй, пожалуй самой острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение. Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляции сознанием. Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему социализации и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях. Есть опасность разрушения человеческой телесности, в связи с гигантскими нагрузками на психику человека, стрессами, засорение канцерогенами, мутантами и т.д. Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину но в месте с тем вычеркнула естественный фактор удаления из рода человеческого носителей генетических ошибок. Выход иногда видят в перспективах генной инженерии, но она несет не меньшую опасность. Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм требует приостановить НТП и вернуться к традиционному обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том чтобы ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей.
Проблема субстанции и единства мира. Монистическое, дуалистическое и плюралистическое ее решение. Каково философское и естественнонаучное обоснование материального единства мира? Приведите аргументы в пользу Вашей т. з. по этому вопросу. Субстанция – первооснова мира; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого: Causa sui – причина самой себя. Сначала субстанцию отждествляли с субстратом (пассивным носителем свойств), затем с активным началом свойств, потом субстанция как понятие, отражающее знания о первоосновании, глубине, сущности процессов. Все это привело к вопросу является ли мир единым? Мир многообразен (микро-, макро-, мегамир, живая, неживая природа, общественная жизнь), что ведет к возникновению проблемы: существуют ли постсоциальные формы движения материи? Циалковский: о социальных движениях системы, президенте солнечных галактик. Монизм (от греч. monos – один, единственный): философское направление, исходящее из единой и единственной субстанции - материи или духа. Поэтому различают: - идеалистический монизм: одна сустанция – дух (мысль, идея); - материалистический монизм: единство мира в материальности. Дуализм (от лат. dualis - двойственный): философское учение, исходящее из признания равноправными (не связанных с первичностью и вторичностью) двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт. Плюрализм (от лат. pluralis - множественный): философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). Развитие естествознания подтверждает материалистическая(-ная) картина мира, откуда следует, что единство мира заключается в его материалбонсти – доказывается длительным развитием естествознания и философии (единствоматерии и сознания, всеобщие формы бытия материи, пространство и время, отражение материи)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.11.247 (0.012 с.) |