Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Главные достоинства и недостатки его философского учения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Л. Фейербах (1804-1872), первый материалистический критик классического немецкого идеализма. В 1841 году выпустил книгу, сразу ставшую знаменитой, - «Сущность христианства». Вместе с другими произведениями философа («Лекции о сущности религии», «Основные положения философии будущего») это сочинение знаменовало собой радикальный переворот в мысли; решительный отказ от дуализма и идеализма, становление, утверждение антропологического материализма. Главная тема творчества – критика религии (прежде всего христианской) параллельно с критикой философского идеализма (главным образом Гегеля), что не было случайным. Согласно Фейербаху, религия и идеализм имеют одну основу, один корень: наделение самостоятельной сущностью одного из реальных атрибутов человеческого рода – мышления, которое лишь в фантазии, а не в действительности может быть оторвано от самого человека и противопоставлено ему. Мышление есть такой же естественный акт, как и другие проявления природного мира, а человек един в своей природе, в нем нет ничего над- и сверхприродного. Поэтому универсальным предметом философии должен быть не дух и не природа, а человек – в единстве своей природной и духовной сущности. В загадке человека – загадка всех мировых проблем. Философия должна изучать человека, следовательно, она должна стать антропологией. Все мистерии идеализма, считает Ф., исчезнут сами собой, если мы поймем их природу: обожествление человеком своих собственных природных потенций. Союзником в борьбе против мистики Ф. считал естествознание. Однако с точки зрения антропологического материализма ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни классовая принадлежность человека значения не имеют. По справедливому замечанию Маркса, Ф. слишком большое значение придавал в своем взгляде на человека природе и слишком малое – политике. А Энгельс показал, что автор «Сущности христианства» в своей критике идеализма не был последователен. Защищая материализм «внизу» (во взглядах на природу), он остался идеалистом «вверху» (в понимании человеческой истории). Антропологический материализм не мог вывести Ф. за границы пассивно-созерцательного отношения к миру, а вместе с тем за границы традиционных представлений о том, что конечную причину общественных изменений надо искать в новых идеях, новых взглядах и идеалах.
Становление и развитие марксистской философии. Основные идеи философии марксизма и ее вклад в развитие философской мысли человечества. Дайте, пожалуйста, обоснование Вашего отношения к марксистской философии и учению марксизма в целом. Ф. Энгельс: «Того, что сделал Маркс, я никогда не мог бы сделать. Маркс стоял выше, видел дальше, обозревал больше и быстрее всех нас. Маркс был гений» Закономерно ли возникновение марксистской Ф? Маркс, как и другая личность - это историческая случайность. Возникновение его философии не закономерно. Хотя по содержанию диалектико-материалистическая Ф Маркса – закономерное явление. Цель Маркса состояла в духовной эмансипации ч-ка, освобождение его от уз экономической зависимости, восстановления его личной целостности, должна была помочь отыскать ему пути к единению с природой и другими людьми. Формирование МФ: В самом начале творческой деятельности Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы..» Этой цели и должна служить Ф. В молодости Маркс был горячим поклонником Ф-ии Гегеля и Фейербаха. Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда многие установки немецкой классической Ф, и в частности, представление о Ф в обществе. Ф призвана вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу. Значение идей Фейербаха для Ф-их поисков Маркса заключалось кроме материалистической общей установки еще и в том, что Фейербах соединил традицию гуманизма (человек - высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных иллюзий, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношений ч-ка к природе и к людям. В зрелости Маркс пересмотрел свои позиции и подверг критике воззрения Фейербаха, считая, что он не дооценивал диалектику, социальную сторону в трактовке ч-ка, роль практики в познании. Высоко ценя диалектику Гегеля, он отвергал его идеалистические исходные принципы. Маркс коренным образом расходился с ним в понимании природы идеального. Для Маркса идеальное - это отражение материального в голове ч-ка, в сознании индивида и общества, это мысли, идеи сугубо земного происхождения, свойство высокоорганизованной материи, что не имеет ничего общего с трактовкой данного? Гегелем. Необходимо подчеркнуть, что гениально разработанная Гегелем диалектика в системе всего богатства категорий полностью вошла в состав диалектического материализма в материалистически осмысленном виде. Образование, путешествия и встречи с людьми обеспечили тройную основу ф-ой основы мысли Маркса: немецкая Ф, французский социализм и английская политическая экономия. Мысль Маркса базируется на понимании ч-ка как существа, для которого первично действие, а не мысль. Доктрина Маркса - это и одновременно и теория познания – диалектический материализм, использующий диалектику Гегеля, но в «перевернутом» виде, заменив понятие «абсолюта» понятием «ч-ка», а «божественное сознание» – «ч-им сознанием»; и Ф истории, согласно которой историческим (общественно-политическим) развитием управляют экономические законы («экономический базис»), и в частности борьба м/у «эксплуататорскими» и «эксплуатируемыми» классами; наконец, экономическая теория, претендующая на объяснение несправедливостей капиталистичесой экономики и изложения принципов саморазрушения капиталистического общества, что позволит создать гос-во рабочих. Маркс оценивает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой Ф может осуществить свое призвание: «Подобно тому как Ф находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат в Ф свое духовное оружие». Основные идеи: 1.Идея отчуждения ч-ка в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего. Фундаментальным, базисным для всякого отчуждения ч-ка является экономическое отчуждение, или отчужденный труд( труд по принуждению, подневоьный). Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе – в труде, в производственной деятельности. 2.Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой ч-к – таков идеальный ф-ий образ – «ядро» коммунистического идеала. Уничтожение частной собственности Маркс считает средством реализации этого идеала. Однако сама по себе ликвидация частной собственности хотя и неизбежна, но еще недостаточна для присвоения людьми человеческой сущности. 3.Практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре в ее даже самых далеких от практики проявлениях.Пр-ка носит общественный хар-р, ее нет вне общения и связей м/у людьми. Пр-ка – исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. Пр-ка есть предметная деятельность, поскольку люди действуют в реальности, где приходится преобразовывать то, что дает природа, и то, что уже создано др. людьми, т.е. различные предметы. Все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики. ОСНОВ. ИДЕИ: Смена капитализма социализмом; замена частной собственности государственной; диктатура пролетариата. Маркс представлял собой западную Ф-ую традицию в самых лучших ее чертах и главная из них – это безграничная вера в разум и прогресс. Он являлся олицетворением того самого человека, о котором он мечтал – ч-к, который мало имеет, но много значит, а богатство его в том, что он нужен людям Оценки МФ: Энгельс Ф. -«Того, что сделал Маркс, я никогда не мог бы сделать. Маркс стоял выше, видел дальше, обозревал больше и быстрее всех нас. Маркс был гений.» -«Без Маркса наша теория не была бы тем, что она есть. Если бы не было Маркса, то теория бы все равно, даже может и не такая, но была.» Главная заслуга марксистской Ф. 1.Маркс и Энгельс органически соединили в единой теории диалектику и материализм.(раньше Д развивался на нигилистической основе, М был метафизическим) 2.М был достроен до верху, стал последовательным и завершенным. 3.Положен конец Ф как науке наук. Ф понята как форма общего сознания, как историческое явление, в котором отражается настоящая жизнь и сама Ф развивается с этой жизнью. 4.В марксизме органично соединились теория и практика. Практика была понята не как деятельность изолированного индивида, а как общественно-политическая деятельность масс людей; как основа и цель познания, критерий истины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.243.211 (0.01 с.) |