Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Главные достоинства и недостатки его философского учения.

Поиск

Л. Фейербах (1804-1872), первый материалистический критик классического немецкого идеализма.

В 1841 году выпустил книгу, сразу ставшую знаменитой, - «Сущность христианства». Вместе с другими произведениями философа («Лекции о сущности религии», «Основные положения философии будущего») это сочинение знаменовало собой радикальный переворот в мысли; решительный отказ от дуализма и идеализма, становление, утверждение антропологического материализма.

Главная тема творчества – критика религии (прежде всего христианской) параллельно с критикой философского идеализма (главным образом Гегеля), что не было случайным. Согласно Фейербаху, религия и идеализм имеют одну основу, один корень: наделение самостоятельной сущностью одного из реальных атрибутов человеческого рода – мышления, которое лишь в фантазии, а не в действительности может быть оторвано от самого человека и противопоставлено ему. Мышление есть такой же естественный акт, как и другие проявления природного мира, а человек един в своей природе, в нем нет ничего над- и сверхприродного. Поэтому универсальным предметом философии должен быть не дух и не природа, а человек – в единстве своей природной и духовной сущности. В загадке человека – загадка всех мировых проблем. Философия должна изучать человека, следовательно, она должна стать антропологией. Все мистерии идеализма, считает Ф., исчезнут сами собой, если мы поймем их природу: обожествление человеком своих собственных природных потенций. Союзником в борьбе против мистики Ф. считал естествознание.

Однако с точки зрения антропологического материализма ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни классовая принадлежность человека значения не имеют. По справедливому замечанию Маркса, Ф. слишком большое значение придавал в своем взгляде на человека природе и слишком малое – политике. А Энгельс показал, что автор «Сущности христианства» в своей критике идеализма не был последователен. Защищая материализм «внизу» (во взглядах на природу), он остался идеалистом «вверху» (в понимании человеческой истории). Антропологический материализм не мог вывести Ф. за границы пассивно-созерцательного отношения к миру, а вместе с тем за границы традиционных представлений о том, что конечную причину общественных изменений надо искать в новых идеях, новых взглядах и идеалах.

 

Становление и развитие марксистской философии. Основные идеи философии марксизма и ее вклад в развитие философской мысли человечества. Дайте, пожалуйста, обоснование Вашего отношения к марксистской философии и учению марксизма в целом.

Ф. Энгельс:

«Того, что сделал Маркс, я никогда не мог бы сделать. Маркс стоял выше, видел дальше, обозревал больше и быстрее всех нас. Маркс был гений»

Закономерно ли возникновение марксистской Ф?

Маркс, как и другая личность - это историческая случайность. Возникновение его философии не закономерно. Хотя по содержанию диалектико-материалистическая Ф Маркса – закономерное явление.

Цель Маркса состояла в духовной эмансипации ч-ка, освобождение его от уз экономической зависимости, восстановления его личной целостности, должна была помочь отыскать ему пути к единению с природой и другими людьми.

Формирование МФ:

В самом начале творческой деятельности Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы..» Этой цели и должна служить Ф.

В молодости Маркс был горячим поклонником Ф-ии Гегеля и Фейербаха. Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда многие установки немецкой классической Ф, и в частности, представление о Ф в обществе. Ф призвана вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу. Значение идей Фейербаха для Ф-их поисков Маркса заключалось кроме материалистической общей установки еще и в том, что Фейербах соединил традицию гуманизма (человек - высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных иллюзий, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношений ч-ка к природе и к людям. В зрелости Маркс пересмотрел свои позиции и подверг критике воззрения Фейербаха, считая, что он не дооценивал диалектику, социальную сторону в трактовке ч-ка, роль практики в познании. Высоко ценя диалектику Гегеля, он отвергал его идеалистические исходные принципы. Маркс коренным образом расходился с ним в понимании природы идеального. Для Маркса идеальное - это отражение материального в голове ч-ка, в сознании индивида и общества, это мысли, идеи сугубо земного происхождения, свойство высокоорганизованной материи, что не имеет ничего общего с трактовкой данного? Гегелем. Необходимо подчеркнуть, что гениально разработанная Гегелем диалектика в системе всего богатства категорий полностью вошла в состав диалектического материализма в материалистически осмысленном виде.

Образование, путешествия и встречи с людьми обеспечили тройную основу ф-ой основы мысли Маркса: немецкая Ф, французский социализм и английская политическая экономия. Мысль Маркса базируется на понимании ч-ка как существа, для которого первично действие, а не мысль. Доктрина Маркса - это и одновременно и теория познания – диалектический материализм, использующий диалектику Гегеля, но в «перевернутом» виде, заменив понятие «абсолюта» понятием «ч-ка», а «божественное сознание» – «ч-им сознанием»; и Ф истории, согласно которой историческим (общественно-политическим) развитием управляют экономические законы («экономический базис»), и в частности борьба м/у «эксплуататорскими» и «эксплуатируемыми» классами; наконец, экономическая теория, претендующая на объяснение несправедливостей капиталистичесой экономики и изложения принципов саморазрушения капиталистического общества, что позволит создать гос-во рабочих.

Маркс оценивает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой Ф может осуществить свое призвание: «Подобно тому как Ф находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат в Ф свое духовное оружие».

Основные идеи:

1.Идея отчуждения ч-ка в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего. Фундаментальным, базисным для всякого отчуждения ч-ка является экономическое отчуждение, или отчужденный труд( труд по принуждению, подневоьный). Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе – в труде, в производственной деятельности.

2.Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой ч-к – таков идеальный ф-ий образ – «ядро» коммунистического идеала. Уничтожение частной собственности Маркс считает средством реализации этого идеала. Однако сама по себе ликвидация частной собственности хотя и неизбежна, но еще недостаточна для присвоения людьми человеческой сущности.

3.Практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре в ее даже самых далеких от практики проявлениях.Пр-ка носит общественный хар-р, ее нет вне общения и связей м/у людьми. Пр-ка – исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. Пр-ка есть предметная деятельность, поскольку люди действуют в реальности, где приходится преобразовывать то, что дает природа, и то, что уже создано др. людьми, т.е. различные предметы. Все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики.

ОСНОВ. ИДЕИ: Смена капитализма социализмом; замена частной собственности государственной; диктатура пролетариата.

Маркс представлял собой западную Ф-ую традицию в самых лучших ее чертах и главная из них – это безграничная вера в разум и прогресс. Он являлся олицетворением того самого человека, о котором он мечтал – ч-к, который мало имеет, но много значит, а богатство его в том, что он нужен людям

Оценки МФ:

Энгельс Ф.

-«Того, что сделал Маркс, я никогда не мог бы сделать. Маркс стоял выше, видел дальше, обозревал больше и быстрее всех нас. Маркс был гений.»

-«Без Маркса наша теория не была бы тем, что она есть. Если бы не было Маркса, то теория бы все равно, даже может и не такая, но была.»

Главная заслуга марксистской Ф.

1.Маркс и Энгельс органически соединили в единой теории диалектику и материализм.(раньше Д развивался на нигилистической основе, М был метафизическим)

2.М был достроен до верху, стал последовательным и завершенным.

3.Положен конец Ф как науке наук. Ф понята как форма общего сознания, как историческое явление, в котором отражается настоящая жизнь и сама Ф развивается с этой жизнью.

4.В марксизме органично соединились теория и практика. Практика была понята не как деятельность изолированного индивида, а как общественно-политическая деятельность масс людей; как основа и цель познания, критерий истины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.243.211 (0.01 с.)