Анропоцентризм философии Эпохи возрождения. Причины ее возникновения. Реформация и протестантизм. Гуманистические идеалы, пантеизм и натурфилософские воззрения этой эпохи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анропоцентризм философии Эпохи возрождения. Причины ее возникновения. Реформация и протестантизм. Гуманистические идеалы, пантеизм и натурфилософские воззрения этой эпохи.



В эпоху возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникаль-ность каждого индивидуума. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится здесь важнейшим признаком великой личности. Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно - этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех остальных людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с эти различением. Вместе с эти появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. Гуманисты осознают себя возрождающими античность. Водораздел между Ренессансом и античностью был проведен христианством, которое вырвало человека из космической стихии, связав его с трансцендентным творцом мира. Личный, основанный на свободе союз с творцом, встал на место прежней - языческой - укорененности человека в космосе. Человеческая личность (внутренний человек) приобрела невиданную ранее ценность. Но вся эта ценность личности в средние века покоилась на союзе человека с богом, то есть не была автономной: сам по себе, в оторванности от бога человек ни какой ценности не имел. В эпоху возрождения человек стремится освободиться от своего трансцендентного корня, ища точку опоры не только в космосе, из которого он за это время как бы вырос, сколько в себе самом в своей углубившейся душе и в своем - открывшемся ему теперь в новом свете - теле, через которое ему отныне по иному видится и телесность вообще. Средневековое учение о воскресении человека во плоти привело к "реабилитации" человека со всей его материальной телесностью, которая так характерна для возрождения. С антропоцентризмом связан характерный для возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающая, прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает свое наивысшее выражение.

Наибольшую роль в философии эпохи Возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Мишель Монтень. Хотя и являлся натурфилософом, уделял большое внимание проблеме человека: человек понимался как часть сотворенной богом природы. Это значит, что человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. В понимании свободы Монтень сближается с точкой зрения античных стоиков: свобода человека есть познанная необходимость и деятельность человека в соответствии с этой необходимостью.

Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, экономический кризис после появления огромного количества американского золота и изобретения метода амальгамирования, разорение банков, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось экономической и политической монополизацией. Одним из основных последствий реформационного движения стало появление протестантизма, который получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Протестанти́зм или протеста́нтство — одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах.

Про пантеизм и гуманистические идеалы: 14-16вв. Подъем в сфере искусства, лит., науки, соц-полит. мысли. В осн. культуры В. лежит индивидуализм, кот. открывает свободн. Твор. Личность, субъективизм, став задачи раскрыит мир через призму внутр. Мира ч-ка, антропоцентризм, полагающ. Ч-ка центром мироздания. Открытие В. ч-ка, как главного субъекта истории, привело к появл. Гуманизма (Леонардо Бруни). 2 понятия: гражданский Г. (пер. пол. 15в., Флоренция) система этич. норм, соц-полит. идеалов, напрвл. на гармноизацию отношений личн. и общ-ва; и ренессанский Г. новое мировоззрение, новая этика, соц. идеал. 1.В противоположн. Ср., где на первом месте Бог, В. рассм. Ч-ка как высшую ценность (разум). 2.Осн. мировоззоения - идея безграничного жизнеутверждения. 3.Ч-к В. утверждает себя в науке. 4.Фил. осн. явл. гуманистич. неоплатонизм. 5.Ист. утрач. Свящ. Смысл, становясь практич. Делом людей. 6.Эмпирич. время, время земной жизни, насыщ. творчеством. 7.Понятие индивидуальности. 8.Смена языка. Греч, латынь. 9.Антигерои 10.Подготовка к буржуазии. Г. исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность ч-ка, презрение к земному естеству заменяется признанием творч. способностей ч-ка, разума, стремлению к земному счастью. Когда ч-к начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своем предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные ист. и соц- предпосылки, Г. по своей сущности всегда выражает опр. соц, классовые интересы. Г.-идейной движение, содержан. кот. явл. изучение и распространение античных языков, лит-ры, и к-ры.

Проблема познания и научного метода в философии XVII столетия: сенсуализм(эмпиризм) и рационализм, индукция и дедукция. Материализм и Эмпиризм Ф. Бэкона как одного из основоположников научного познания Нового времени.

Новым временем называется эпоха развития капитализма с XVI по конец XIX в.

Оно стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII – XVIII вв. имела свою специфику:материалистическую направленность (большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснить проблемы бытия и резко критиковало идеализм);господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм – направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);большой интерес к социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).

Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной. Большое влияние на ее характер имели следующие политические события:революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование республики, движение индепендентов);«славная революция» 1688 года;окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимостью от Папы Римского;упрочение роли парламента;развитие новых буржуазных общественно-экономических отношений.Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:Фрэнсис Бэкон – считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;Томас Гобсс (уделял болшое внимание проблемам государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею «общественного договора»);Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил традицию Т.Гоббса).

В течение XVI-XVII вв. в Европе создаются предпосылки ускоренного развития техники, которые привели потом к промышленному перевороту. Но потребности практики, требующей новой техники и новых технологий, приходили в противоречие со старым мировоззрением. Интересам науки о природе отвечал материализм. Этот материализм критику схоластики начинает с постановки вопроса о методе познания. Бесплодность схоластической науки материалисты объясняли ложностью ее метода, главным из которых был дедуктивный метод выведения следствий из общих положений. Основными чертами схоластического метода были: 1)некритическое следование авторитету 2)догматизм 3)умозрительность 4)отсутствие эксперимента; преобладание дедукции.

Поэтому главной проблемой стал поиск достоверного метода познания.

Первым философом, который сознательно решил разработать новый метод науки, был Френсис Бэкон (1561-1626). Согласно учению Ф. Бэкона чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Такой взгляд называется сенсуализмом.

Он считал, что научные знания нам дает разум, но ошибки мы делаем из-за разума. Бэкон убежден в возможности получения достоверного знания. Для этого нужно усовершенствовать метод познания. Он предлагает метод индукции. И пропагандировал за очищение разума от заблуждений. Таких заблуждений у него четыре четыре вида "идолов" или "призраков".

1. "Идолы рода" препятствия обусловленные природой человека. То есть из-за несовершенства органов чувств мы далеко не видим, плохо слышим, с трудом различаем запахи и т.д. Современная наука избавляется от этих идолов с помощью приборов.

2. "Идолы пещеры" ошибки вследствие субъективных предпочтений (симпатий, антипатий). Так Бэкон назвал их из-за Платона. Платон сравнивает нас с сидящими в пещере и наблюдающими тени на стене. Эти тени от фигурок истинных вещей. Фигурки перемещаются перед входом в пещеру. Так как тени мало похожи на сами вещи, то мы можем фантазировать об их истинных размерах, формах и т.д. По Платону, чтобы увидеть сами вещи, надо повернуться, а затем выйти на свет из пещеры. Но истина вначале ослепляет. Он имеет в виду познание идей. Когда человек привыкнет к свету, тогда он не может, как остальные, видеть в пещере тени, а то, что он говорит людям об истине, им кажется нелепым.

Действительно, мы наблюдаем не сами вещи, а только то, какими они нам являются. Красного, синего, зеленого в самой природе не существует это только наши восприятия каких-то физических свойств вещей (по Платону, это тени вещей). Истина порой шокирует нас (по Платону ослепляет). Когда же ученый или философ сообщает истину, то им нередко не верят, считают их чудаками.

От "идолов пещеры" наука избавляется проведением многочисленных экспериментов, которые и устраняют субъективность восприятия отдельного ученого.

3. "Идолы рынка" препятствия из-за общения с использованием слов (старые слова сохраняют и старые представления). Для избавления от этих идолов сегодня в каждой отрасли знаний создаются словари терминов.

4. "Идолы театра" препятствия, порождаемые некритическим усвоенным ложным мнением. От этих идолов можно избавиться с помощью проведения экспериментов.

По Бэкону, непосредственная задача познания исследование причин предметов. Человек должен открывать законы природы, которые Бог скрыл от него.

24. Р. Декарт как один из основоположников научного познания Нового времени. Его рационализм, дуализм и учение о методе.

Ренэ Декарт (1596 - 1650) – франц.математик и философ 17в.(17в. также связан с именами Фр.Бэкона, Дж.Локка, Спинозы). Его рационализм, дуализм и учение о методе проявились при решении проблем научного познания Нового времени:

1) проблема механизма отражения (т.е. каким образом происходит познание). 2крайних взгляда: сенсуализм (эмпиризм) и рационализм.

Сенсуализм: все знания идут через ощущения, в разуме нет ничего, чего не может быть в ощущениях; разум – лишь сложное ощущение. Т.о. механизм познания рассматривается односторонне (только чувства, разум игнорируется) – метафизическая1 крайность гносеологии2.

Рационализм (от лат. ratio - разум) – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности. В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. Декарт: истина доступна только разуму, чувственное познание дает «темное» знание – тоже метафизическая крайность. Он ставил на первое место разум, сводя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в чел.уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания, он стремился разработать универсальный дудуктивный метод для всех наук.

Воззрения Декарта на природу носили механический характер. Он одним из первых вплотную подошел к идее о единстве мира. Материя нах-ся в непрерывном качественном и количественном движении, которое определяется универсальными механич.законами. Тем же законам подчиняется и органический мир. Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики.

2) проблема субстанции (первоосновы мира)

В своем подходе к субстанциям Декарт выступал с позиций дуализма, т.е. признания двух независимых субстанций – материальной и духовной. Наряду с материальной субстанцией, понимаемой Декартом как протяженность, он признавал существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции. Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. Мат.субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима.

Основоположение всего знания, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания («Cogito ergo sum» - мыслю, значит существую).

3) проблема научного метода (какими способами надо пользоваться, чтобы найти истину, получить знание).

Проблема решалась в выработке крайних моделей:

Бэкон: акцент на метод индукции (от частных фактов к общим выводам).

Декарт: акцент на метод дедукции (от общих фактов к часным выводам). Метод научного познания Декарта наз. аналитическим или рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности операции самогомышления, расчленения объекта мышления на простейшиечасти и сначала изучения их в отдельности, а затем – движения мысли от простого к сложному.

 

1Метафизика – идеалистическое философское учение, утверждающее неизменность раз навсегда данных и недоступных опыту начал мира.

2Гносеология – теория познания.

Основные сочинения: "Рассуждение о методе..." (1637), "Начала философии" (1644).

 

Философия Б. Спинозы.

Бенедикт Спиноза - нидерландский философ. Один из главных представителей философии Нового времени, рационалист.

Сохраняя Декартово определение субстанции как причины самой себя, избавляется от дуализма тем, что протяжение и мышление объявил не субстанциями, а атрибутами (неотъемлемыми признаками) одной, общей для них субстанции телесной природы, или Бога.

Признание только одной субстанции, лежащей в основе мира, называется монизмом.

Спиноза родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви, ненавидели его и христиане. Его главный труд "Этика".

Сущность материалистического субстанциализма впервые в истории философской науки развил Б. Спиноза (XVIII век). Он рассматривал понятие «материя» через категорию «субстанция», не отождествляя их. Под субстанцией Б. Спиноза понимал то, что можно представить, не привлекая к представлению нечто другое, из которого могла бы возникнуть субстанция. Субстанция есть причина самой себя, то есть то, что не может быть представлено иначе, как существующим. Разворачивая далее категорию «субстанция», Б. Спиноза вводит понятие ее атрибута – того, что составляет ее сущность, а также понятие модуса – того, что выступает как состояние субстанции. Сама же субстанция — не причина и не основа атрибутов и модусов, а их целостное единство, их система.

Субстанция у Спинозы, — то, что «существует само по себе и представляется само через себя» (Э:I, опр.). Субстанция (она же «природа», она же «бог» — «Deus sive Natura») существует только одна, то есть она есть всё существующее. Таким образом, Бог Спинозы не является личностным существом в традиционном религиозном понимании: «в природе Бога не имеют место ни ум, ни воля» (Э:I, сх. к т.17). Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость — лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является частью этой субстанции, её модификацией, её модусом.

Атрибут — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута — «протяжение» и «мышление», хотя их может быть бесконечное количество. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи выраженность существования через атрибут протяжения и мышления согласуются: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (Э: II, т.7).

Протяжение является определяющим признаком тела, к нему через «бесконечный модус движения и покоя» сводятся все «физические» характеристики вещей.Термином «мышление» Спиноза обозначает бесконечную вещь, являющуюся причиной (Природа Создающая) всего содержания и процессов сознания (Природа Созданная), как в самой себе: ощущения, эмоции, собственно разум и т. п. Субстанцию в целом как вещь мыслящую характеризует «модус бесконечного разума». А так как мышление является атрибутом субстанции, то и любая единичная вещь, то есть любая модификация субстанции, обладает им (сознаёт не только человек, и даже не только «живое»!): все вещи «хотя и в различных степенях, однако же, все одушевлены» (Э:II, сх. к т.13). При этом конкретную модификацию атрибута мышления Спиноза называет идеей.

Причинность. Причинность и есть то, что многие называют «волей Бога», поскольку она вечна и неизменна. Все должно иметь своё причинное объяснение, «nam ex nihilo nihil fit (ибо ничто не происходит из ничего)». Единичные вещи, действуя друг на друга, связаны жёсткой цепью взаимной причинной обусловленности, и в этой цепи не может быть никаких разрывов. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупности составляют однозначную необходимость, «вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены» (Э:I, т.33). Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок Природы, они нашли бы всё так же необходимым, как и всё, чему учит математика»; «законы Бога не таковы, чтобы их можно было нарушить».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.032 с.)