Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии и его историческое развитие. Философия как мировоззрение, наука и методология.

Поиск

Философия – теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, места в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

Чел. обладает многообразными знаниями, с пом. которых вторгается в ткань бытия. Наряду с дифференцированным подходом нужен и обобщающий подход. Ф-фия осуществляет познание с пом. тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Можно сказать, что ф-фия – квинтэссенция духовной жизни мыслящего чел., теоретич. сердцевина всей культуры народов планеты. Чел. изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно филос. размышлению на житейском уровне. Само слово «ф-фия» восходит к Пифагору, буквально означ. любовь к мудрости. Чел. испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Ему необходимо получить ответы и на вопросы, которые выходят за грани науки. для чел. важными явл-ся решение вопросов о том, что такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысли цель, имеет ли цель наша жизньи деяния, какова природа добра, зла и т.д. Решение этих вопросов лежит в области филос. мышления.

Ф-фия дает систему знания о мире в целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в общем виде. Соловьев: «Задача ф-фии – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство». Ф-фия вкл. в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеч. об-ва (соц. ф-фия и ф-фия истории), учение о человеке и его бытии в мире (филос. антропология), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и свою собств. историю, т.е. историю ф-фии, которая явл-ся существенной составляющей предмета ф-фии. Все разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет ф-фии – не какая-нибудь одна сторона содержания и смысла, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Среди фундаментальных разделов ф-фии: уникальность и смысл бытия чел. в мире, отношение чел. к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная ф-фия и ф-фия истории, история ф-фии.

Ф-фия – это наука, имеет дело с опред. понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Говорят, что ф-фия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий чел. опирается не только на эмпирический материал др. наук, но и зорко наблюдает, следит за потоком истории, присматривается к поведению др. людей, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, но типизированных образах.

Процесс «отпочкования» частных наук от философии. Проблема взаимосвязи философии и частных наук. Какие существуют подходы и взгляды на решение данного вопроса? Каково Ваше собственное его понимание? Приведите, пожалуйста, Ваши доводы.

 

Чел. обладает многообразными знаниями, с пом. которых вторгается в ткань бытия. Наряду с дифференцированным подходом нужен и обобщающий подход. Ф-фия осуществляет познание с пом. тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Можно сказать, что ф-фия – квинтэссенция духовной жизни мыслящего чел., теоретич. сердцевина всей культуры народов планеты. Чел. изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно филос. размышлению на житейском уровне. Само слово «ф-фия» восходит к Пифагору, буквально означ. любовь к мудрости. Чел. испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Ему необходимо получить ответы и на вопросы, которые выходят за грани науки. для чел. важными явл-ся решение вопросов о том, что такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысли цель, имеет ли цель наша жизньи деяния, какова природа добра, зла и т.д. Решение этих вопросов лежит в области филос. мышления.

Ф-фия дает систему знания о мире в целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в общем виде. Соловьев: «Задача ф-фии – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство». Ф-фия вкл. в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеч. об-ва (соц. ф-фия и ф-фия истории), учение о человеке и его бытии в мире (филос. антропология), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и свою собств. историю, т.е. историю ф-фии, которая явл-ся существенной составляющей предмета ф-фии. Все разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет ф-фии – не какая-нибудь одна сторона содержания и смысла, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Среди фундаментальных разделов ф-фии: уникальность и смысл бытия чел. в мире, отношение чел. к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная ф-фия и ф-фия истории, история ф-фии.

Ф-фия – это наука, имеет дело с опред. понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Говорят, что ф-фия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий чел. опирается не только на эмпирический материал др. наук, но и зорко наблюдает, следит за потоком истории, присматривается к поведению др. людей, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, но типизированных образах.

 

 

9. Структура и функции философии. В чем специфика философского знания?

В историко-философской традиции до Маркса прочно закрепилось представление о философском разуме как носителе «высшей мудрости», как верховной интеллектуальной инстанции, позволяющей глубинно понять все существующее, некие вечные его принципы. В свете новых материалистических взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представления об особой, сверхисторической позиции философского разума стали принципиально невозможными. Всякое сознание, в том числе философское, предстало как выражение исторически изменяющегося бытия, само вплетенное в исторический процесс и подтвержденное различным его воздействием.

Притязания на абсолютную позицию Маркс характеризовал как профессиональную иллюзию философов и других представителей духовного труда. Завышенными, иллюзорными представлялись ему и идеалистические помыслы об активном воздействии абстрактной философской мысли, как таковой, на общественную жизнь, безоговорочное приписывание сознанию роли главного двигателя истории. В традиционном образе философии (особенно в абстрактных идеалистических учениях) Маркса не удовлетворял значительный отрыв от действительной жизни, от проблем современности.

Философия в новой ее интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем – практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы. Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве, взаимодействии, развитии всех ее составляющих осуществляется сегодня в рамках культурно-исторического подхода. Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироуяснения.

Философия многогранна. Система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироуяснения вообще. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурологическом ее рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами корреляций и многообразных проявлений человеческой деятельности в различных исторически конкретных типах культур.

Каковы же функции философии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей? Прежде всего, философия выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры.

В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают общественные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию.

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие «универсалии».

Помимо функции экспликации «универсалий» философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

Источником обобщенных философских идей, понятий служила и продолжает служить критика и рационализация нефилософских форм мировоззрения. Источником формирования общих философских представлений в последующие эпохи нередко являлась религия. Например, в этических концепциях немецкой классической философии в ряде случаев слышны мотивы христианства, преобразованные из религиозной их формы в теоретические умозрения.

К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию.

По отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания.

Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.009 с.)