Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет философии и его историческое развитие. Философия как мировоззрение, наука и методология.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия – теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, места в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Чел. обладает многообразными знаниями, с пом. которых вторгается в ткань бытия. Наряду с дифференцированным подходом нужен и обобщающий подход. Ф-фия осуществляет познание с пом. тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Можно сказать, что ф-фия – квинтэссенция духовной жизни мыслящего чел., теоретич. сердцевина всей культуры народов планеты. Чел. изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно филос. размышлению на житейском уровне. Само слово «ф-фия» восходит к Пифагору, буквально означ. любовь к мудрости. Чел. испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Ему необходимо получить ответы и на вопросы, которые выходят за грани науки. для чел. важными явл-ся решение вопросов о том, что такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысли цель, имеет ли цель наша жизньи деяния, какова природа добра, зла и т.д. Решение этих вопросов лежит в области филос. мышления. Ф-фия дает систему знания о мире в целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в общем виде. Соловьев: «Задача ф-фии – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство». Ф-фия вкл. в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеч. об-ва (соц. ф-фия и ф-фия истории), учение о человеке и его бытии в мире (филос. антропология), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и свою собств. историю, т.е. историю ф-фии, которая явл-ся существенной составляющей предмета ф-фии. Все разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет ф-фии – не какая-нибудь одна сторона содержания и смысла, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Среди фундаментальных разделов ф-фии: уникальность и смысл бытия чел. в мире, отношение чел. к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная ф-фия и ф-фия истории, история ф-фии. Ф-фия – это наука, имеет дело с опред. понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Говорят, что ф-фия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий чел. опирается не только на эмпирический материал др. наук, но и зорко наблюдает, следит за потоком истории, присматривается к поведению др. людей, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, но типизированных образах. Процесс «отпочкования» частных наук от философии. Проблема взаимосвязи философии и частных наук. Какие существуют подходы и взгляды на решение данного вопроса? Каково Ваше собственное его понимание? Приведите, пожалуйста, Ваши доводы.
Чел. обладает многообразными знаниями, с пом. которых вторгается в ткань бытия. Наряду с дифференцированным подходом нужен и обобщающий подход. Ф-фия осуществляет познание с пом. тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Можно сказать, что ф-фия – квинтэссенция духовной жизни мыслящего чел., теоретич. сердцевина всей культуры народов планеты. Чел. изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно филос. размышлению на житейском уровне. Само слово «ф-фия» восходит к Пифагору, буквально означ. любовь к мудрости. Чел. испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Ему необходимо получить ответы и на вопросы, которые выходят за грани науки. для чел. важными явл-ся решение вопросов о том, что такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысли цель, имеет ли цель наша жизньи деяния, какова природа добра, зла и т.д. Решение этих вопросов лежит в области филос. мышления. Ф-фия дает систему знания о мире в целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в общем виде. Соловьев: «Задача ф-фии – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство». Ф-фия вкл. в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеч. об-ва (соц. ф-фия и ф-фия истории), учение о человеке и его бытии в мире (филос. антропология), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и свою собств. историю, т.е. историю ф-фии, которая явл-ся существенной составляющей предмета ф-фии. Все разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет ф-фии – не какая-нибудь одна сторона содержания и смысла, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Среди фундаментальных разделов ф-фии: уникальность и смысл бытия чел. в мире, отношение чел. к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная ф-фия и ф-фия истории, история ф-фии. Ф-фия – это наука, имеет дело с опред. понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Говорят, что ф-фия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий чел. опирается не только на эмпирический материал др. наук, но и зорко наблюдает, следит за потоком истории, присматривается к поведению др. людей, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, но типизированных образах.
9. Структура и функции философии. В чем специфика философского знания? В историко-философской традиции до Маркса прочно закрепилось представление о философском разуме как носителе «высшей мудрости», как верховной интеллектуальной инстанции, позволяющей глубинно понять все существующее, некие вечные его принципы. В свете новых материалистических взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представления об особой, сверхисторической позиции философского разума стали принципиально невозможными. Всякое сознание, в том числе философское, предстало как выражение исторически изменяющегося бытия, само вплетенное в исторический процесс и подтвержденное различным его воздействием. Притязания на абсолютную позицию Маркс характеризовал как профессиональную иллюзию философов и других представителей духовного труда. Завышенными, иллюзорными представлялись ему и идеалистические помыслы об активном воздействии абстрактной философской мысли, как таковой, на общественную жизнь, безоговорочное приписывание сознанию роли главного двигателя истории. В традиционном образе философии (особенно в абстрактных идеалистических учениях) Маркса не удовлетворял значительный отрыв от действительной жизни, от проблем современности. Философия в новой ее интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем – практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы. Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве, взаимодействии, развитии всех ее составляющих осуществляется сегодня в рамках культурно-исторического подхода. Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироуяснения. Философия многогранна. Система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироуяснения вообще. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления. Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурологическом ее рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами корреляций и многообразных проявлений человеческой деятельности в различных исторически конкретных типах культур. Каковы же функции философии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей? Прежде всего, философия выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают общественные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию. Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие «универсалии». Помимо функции экспликации «универсалий» философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Источником обобщенных философских идей, понятий служила и продолжает служить критика и рационализация нефилософских форм мировоззрения. Источником формирования общих философских представлений в последующие эпохи нередко являлась религия. Например, в этических концепциях немецкой классической философии в ряде случаев слышны мотивы христианства, преобразованные из религиозной их формы в теоретические умозрения. К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. По отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.009 с.) |