Философия общего дела Федорова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия общего дела Федорова.



Одной из особенностей русской ф-ии конца 19в – нач. 20в являются особенность, связанная с развитием естествознания и техники. Она закл. в возникновении русского космизма – оригинального направления, значение которого с течением времени становится все более очевидным.

Николай Федорович Федоров (1828 - 1903) – ярчайший представитель русс. космизма и гуманизма. Основное его учение - в труде «Ф-ия общего дела. В нем религиозный мистицизм автора соединяется с верой в силу и мощь науки и творческие возможности чела. Осн. вопрос его ф-ии сводится к тому, чтобы найти потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует чел, и устроить жизнь, сообразно с ней. Задача ф-ии – не только объяснить мир, но также дать проект того, каким он должен быть. Ф-в рассматривает два вопроса: людская разобщенность, господство частной собств-ти и индивидуализма и память о тех, кто ушел из жизни. Его позиция состоит в отрицании и эгоизма, и альтруизма. Важно жить не для себя или для других, а со всеми и для всех. Ему был органически присущ коллективизм. Для Ф-ва чтобы победить все несовершенства и зло человеческих отношений, нужно, прежде всего, победить смерть, как торжество зла и самой безнравственной силы. С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использ-я успехов науки и техники и регулирования природы и соц. среды. Достижение бессмер-я, по его мнению, приводит ко всеобщему братству людей в космическом масштабе.

В 1906 и в 1913 годах были опубликованы и стали достоянием общественного сознания два тома сочинений скончавшегося уже к тому времени одного из зачинателей русского космизма Николая Федоровича Федорова (1828-1903). Они получили название “Философия общего дела”, которое, как полагал мыслитель, есть у всего человечества. Главнейшей задачей “общего дела” Федоров считал овладение управлением космическими процессами. Он рассчитывал, что ныне живущие поколения должны осуществить реальное восстановление и преображение прежде живших поколений, основанные на идее перверсии естественного хода биологических процессов. Мыслитель предлагал расселить воскресшие поколения землян в космосе. Приобщение к космосу связано, по Федорову, с процессом психофизиологического совершенствования человеческого организма: с превращением человека в самосозидающее и бессмертное существо. Мыслитель считал высшим идеалом преображения (обожения) мира Царство Божье.

Воззрения Федорова как творца философии общего дела представляются ценными сегодня. Подлинная ценность федоровских взглядов состоит, особенно теперь, в реалистичности и созидательности его идей относительно регуляции стихийных сил внешней природы и собственно человеческой, которые опираются на мощь разума, на успехи научно-техни-ческого прогресса с дерзновенной целью устранения смерти, включая естественную, из бытия людей. Иначе говоря, поставлена задача достижения в конечном итоге их реального личного бессмертия.

Выводы

1. Николай Федорович Федоров (внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина) является оригинальным русским религиозным мыслителем, творцом философии (проекта) общего дела.

2. «Общим делом», как считал Федоров, способным объединить всех людей, может и должна стать, вследствие свойственной им смертности, борьба со смертью человека с конечной целью достижения личного бессмертия как выполнение долга сынов перед отцами за их воскрешение. Тем

самым была поставлена проблема устранения смерти не только из настоящего и будущего, но и из прошлого, т. е. уже свершившейся смерти. Так осуществился радикальный поворот от смертнической парадигмы к бессмертнической.

3. Главным направлением и средством устранения смерти из человеческого бытия является, согласно убеждениям Федорова, опирающаяся на успехи науки и техники, особенно в будущем, регуляция стихийных природных процессов, ведущих к смерти, внесение в их ход сознания и воли человека, способных устранить ее причины.

4. По существу, вместо общепринятой смертнической модели прогресса, предполагающей обязательность смены поколений, а значит и смерти, Федоровым была разработана его бессмертническая модель, исключающая смерть, поскольку в дальнейшем развитии должно участвовать все человечество, возрастающее в своей численности не только за счет воскрешения уже ушедших поколений, но и новых рождений.

5. Федоровское учение оказывается особенно значимым и ценным с современной точки зрения, если прочитать его, как и гегелевскую философию, материалистически.Есть все основания утверждать, что воззрения Федорова как раз ценны сегодня не их религиозной составляющей, отдавшей дань своей эпохе, а именно благодаря его реалистическим и созидательным идеям относительно регуляции стихийных сил внешней природы и собственно человеческой. Эта регуляция, по его убеждению, должна опираться на мощь разума, на успехи научно-технического прогресса с целью устранения смерти, включая естественную, из бытия людей и достижения в конечном итоге их реального личного бессмертия. Философские воззрения Федорова представляют собой одну из главных вершин русского космизма.

Жизнь и творчество В.С. Соловьёва, С.Н. Булгакова и Н.А. Бердяева. Антитехнократическое значение понимания В.С. Соловьёвым «сверхчеловека» и критерия прогресса. Антитехнократизм философии хозяйства С.Н. Булгакова. Отношение Н.А. Бердяева к вероучению о вечности адских мучений.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) явл. наиболее влиятельным философом этого периода. Ф-ия С-ва охватывает метафизику, историософию и философскую антропологию. Главное влияние на его творч-во оказал Шеллинг, а среди русс. философов – Федоров. Как и Шеллинг С-в называет свое учение ф-ей «всеединства». Исходит из нравственного начала. Его главный фил. труд – «Оправдание добра». В нем на место рационалистического принципа Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую», ставит свой нравственный принцип: «Я стыжусь, следовательно, существую». Под влиянием идей Федорова С-в утверждает нерасторжимую связь поколений как опору нравственности. Нравственность имеет различные проявления. Низшим его предметом явл. право, высшее ее проявление – любовь. Ф-ия нравственности т.о. переходит в ф-ию любви. Одна из основных работ на эту тему - «Смысл любви». Эгоизм есть отрицание любви. Любовь есть подлинное самопожертвование. Любовь может быть разных видов – от низшей («адской» и животной) любви до божественной. Смысл и значение чела и челов-ва сост. в том, чтобы стать на путь высшей божественной любви, которая есть истинная. Чел, ставший на путь такой любви, вступил на путь «Богочеловека». Т.к. бог вечен и неразделен, существует во всем и всегда, то следоват-но, через божественную любовь и достигается всеединство. На этой основе у С-ва осуществляется переход к третьей стадии развития его ф-ии – ф-ии всеединства. (Ф-ия нравственности переходит в ф-ию любви, а ф-ия любви – в ф-ию всеединства). Божественный мир – это и есть сама истина, идеальное единство, к которому стремится наш мир. Этому истинному бытию противостоит вещественное бытие. Задача мирового процесса и состоит в том, чтобы сделать вещественное бытие сообразно истинному, божественному бытию. Чел включен в единый универсальный порядок, охватывающий космический, исторический и индивидуальный процессы. Все заранее уже предопределено от века. Но каждый чел должен постоянно стремиться к самоутверждению и раскрытию своей индивидуальности. Он выступал против экономического материализма, боролся за богочеловеческий путь развития индивидуальности, утверждающий братские связи и любовь, уважение к другим нациям.

С-в внес значительный вклад в объяснение и развитие такого понятия национального самосознания как «русская идея». Русская идея и исторический долг России закл. в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной троицы – органическое единство церкви, гос-ва и общ-ва.

Серге́й Никола́евич Булга́ков (16 (28) июня 1871, Ливны, Орловская губерния — 1944, Париж) — русский философ, теолог, священник Православной Церкви.В монографиях «Философия хозяйства» (1912) и главным образом «Свет Невечерний» (1917) он намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Владимира Соловьёва и Флоренского, однако вобравшего и заметное влияние позднего Шеллинга, а также ряд собственных идей, питаемых интуициями православной религиозности. Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918). С этим завершением Булгаков сразу же начинает играть видную роль также и в церковных кругах, активно участвуя в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и близко сотрудничая с патриархом Тихоном. Восприняв безусловно отрицательно Октябрьский переворот, отец Сергий быстро откликнулся на него диалогами «На пиру богов», написанными в стиле и духе «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва; диалоги вошли в коллективном сборнике «Из глубины» (1918; 2-е изд. М., 1991).

В годы гражданской войны отец Сергий находился в Крыму и, будучи оторван как от иерейского служения, так и от общественно-публицистической деятельности, интенсивно работал в философии. В написанных тогда сочинениях «Философия имени» (1920, изд. 1953) и «Трагедия философии» (1920, изд. в нем. пер. 1928) он подверг пересмотру свой взгляд на соотношение философии и догматики христианства, придя к выводу о том, что христианское умозрение способно выразиться без искажений исключительно в форме догматического богословия. Последнее и стало с тех пор основной сферою его творчества.

Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (6 (18) марта 1874, Киев — 23 марта[1][2] 1948, Кламар под Парижем) — русский религиозный философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции.Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

· царство духа,

· царство природы,

· объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,

· трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Эволюция смертнического материализма (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.) в материализм бессмертнический (К.Э. Циолковский, биокосмисты, А.М. Горький и др.) в истории русской философской мысли.

Философский материализм всегда выступал мировоззренческой альтернативой религиозно-идеалистической философии. Особенно ярко и убедительно эта оппозиция проявилась в подходе к решению проблемы жизни, смерти, бессмертия человека.

Материалистическая философия не признавала и не признает существование сверхъестественных сил, а, следовательно, их вмешательство в природу и жизнь людей. Она опирается на действие объективных закономерностей, природных и социальных, и апеллирует к созидательным способностям человеческой деятельности, соизмеряя ее возможности с характером и уровнем производства, научных исследований, общественных отношений и духовной жизни людей. До 20-ого столетия ничего прямо не указывало на реальную достижимость личного бессмертия, поэтому отношение к смерти сугубо нигилистическое. О бессмертии говорили только в метафорическом смысле, имея в виду его увековечение в достойных свершениях, потомках и их благодарной памяти.

Такой взгляд можно назвать философско-пессимистичным.

Такого мнения придерживались на Западе Л. Фейербах, Гольбах. Воззрения такого рода оказали большое влияние на русскую философско-материалистическую мысль. Она представлена под этим углом зрения, прежде всего материалистическим мировоззрением таких наиболее значимых русских революционных демократов, как В.Г. Белинский «Человек смертен, подвержен к болезни и голоду, должен отстаивать с бою жизнь свою – это его несовершенство, но им-то и велик он, им-то и мила, и дорога ему жизнь его.», А.И. Герцен «Будучи продуктом необходимости физиологической и необходимости исторической, индивидуум стремится утвердить свое бытие между двумя небытиями своего существования – небытием до рождения и небытием после смерти», Н.Г. Чернышевский «Дважды молод не будешь».

Вопрос о жизни, смерти, бессмертия в неразрывной связи никогда не фигурировал в качестве самостоятельной темы рассмотрения, т. к. воспринимался ими заведомо неразрешимым в реальной действительности.

Научно-технический и социальный прогресс в 19 и 20 столетиях существенно изменил положение вещей. В пределах русской материалистической философии вполне закономерно появился новый, нетрадиционный подход к триединой проблемы жизни, смерти и бессмертия человека. Это и космическая философия Циолковского («Субъективно смерти нет»), и новая идеология анархиста-биокосмиста Горького. Этот подход можно назвать философско-оптимистическим.

Т.о. однозначно обнаружилась отрадная тенденция превращения смертнического материализма, отрицающего возможность устранения смерти из бытия человека, в материализм бессмертнический, признавшего такую возможность вполне реальной.

Космическая философия К. Э. Циолковского. Правомерно ли его отождествление «материи» и «вселенной»? Какие выводы были им сделаны из такого отождествление и оправданы ли они? «Субъективно смерти нет» - аргументировать.

Константин Эдуардович Циолковский – не только основоположник ракетодинамики, основатель отечественной космонавтики ракетоплавания, но и выдающийся русский философ, автор космической философии, в которой значительное место занимает идея бессмертия в весьма оригинальной трактовке.

Теория эта оптимистическая, с сильным стремлением к положительному решению проблемы достижения бессмертия.

Ц. причислял себя к материалистическому направлению в философии и все время это подчеркивал.

Взгляд его были не лишены определенных противоречий и непоследовательности: воззрения Циолковского были во многом обусловлены его жизнью, трагической, образованием, воспитанием; многое в учении просто непонятно.

Родился в селе в Рязанской губернии, дед из обедневших помещиков, отец – лесник. В детстве будущий ученый очень любил двигающиеся игрушки, был мечтателем, был в восторге, когда мать подарила ему модель самолета.

У Циолковского рано развились такие качества как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность: в 9-летнем возрасте заболел скарлатиной, после усложнения утратил слух. Это сделало его «изгоем», заставило мучительно переживать свое одиночество, но, в то же время, углубило в самого себя, стал усиленно заниматься самообучением. Затем его способности восстановились.

Есть предположение, что в студенческие годы встречался с Н. Ф. Федоровым, хотя и нет доказательств, но это вполне возможно, так как их встреча могла способствовать переходу Циолковского от геоцентрического мировоззрения к космоцентрическому, что определило дальнейшее развитие его мыслей.

Судьба детей (3 дочери и 3 сына) Циолковского была трагедией для семьи. Первая дочь попала в ссылку, вторая умерла. Все три сына Циолковского погибли.

Два сына покончили жизнь самоубийством, третий «надорвался» и умер от заворота кишок.

Естественно, смерть взрослых детей, особенно сыновей, тяжело отразилась на Циолковском.

В исследованиях Циолковского космическая проблематика всегда занимала важное место. Даже в работе («Свободное пространство»), которую сам ученый считал юношеской, было это отражено: «Единственный возможный способом передвижения в космическом пространстве – способ, основанный на отбрасывании от тела газовых частиц вещества…»

Считал, что стремление к космическим идеям заложены в нем с рождения.

В исследованиях Циолковского главным принципом было убеждение: «Невозможное сегодня станет возможным завтра».

Его основанием была уверенность в безграничной мощи человеческого разума и открывающихся перед ним возможностей (под «разумом» понимал вовсе не мысли тех, кто живет на нашей планете, а во вселенском масштабе, имел в виду «чистый» разум).

Именно разум является непременной предпосылкой и залогом успешного решения всех проблем. В том числе и проблемы бессмертия.

Человеческое тело не считал венцом природы, оно несовершенно: «непродолжительность жизни, мозг плохо устроен и, вообще, нет ни одного порядочного органа».

Признание человека несовершенным – импульс к движению вперед.

Считал, что в будущем будут найдены способы, которые позволят устранить недостатки человеческого организма, в том числе и намного увеличить длину жизни.

Смерть, по Циолковскому, - порча машины, человеческого организма. Он сравнивал организм с машиной, и нет ни одной машины, которая перестала бы действовать без причины, а человеческий организм перестает действовать потому, что тело разрушается.

Но под бессмертием человека вовсе не подразумевал продление человеческой жизни, даже если на тысячелетия, она когда-нибудь закончиться. Он понимал бессмертие человеческого разума, которое не имело бы предела.

Однако, отрицая достижение бессмертия человеком, Циолковский допускал возможность бессмертия некоего воображаемого живого и разумного существа, которое питается солнечной энергией и живет под изолирующим куполом.

Был уверен, что существуют зрелые миры за пределами человечества, которые уже давно дали таких существ, достигших бессмертия и питающихся лучами.

Хотя и для человека в будущем не исключал такую возможность, но все же, когда говорит о бессмертном существе, имеет в виду не человека, а иных существ и их реальное существование в космосе.

С одной стороны, Циолковский признает безграничную мощь разума, возможность бесконечного познания мира, утверждает, что невозможное сегодня станет возможным завтра, а с другой стороны, отрицает достижение человеческого бессмертия.

Предлагал иное, не менее оптимистическое, решение этой проблемы: «Смерти нет, а есть только непрерывность, сознательное и блаженное существование».

Считал, что смерти бояться не надо, и пытался донести свою мысль до всех людей.

Почему идея бессмертия имела для Циолковского такое решающее значение?

Главная причина – трагическая судьба его детей (смерть дочери и трех сыновей).

Первый сын, учась на 1 курсе, увлекся упаднической философией, что вызвало у него неотвязную мысль о неизбежности смерти. Циолковский винил себя, что вовремя не остановил сына.

Поэтому всеми дальнейшими исследованиями отец стремился доказать неоправданность такого взгляда на смерть как чего-то безысходного, необоснованность страха перед смертью.

Учение Циолковского о бессмертии представляется как диалог и спор с сыном о его необдуманном шаге.

3 основные особенности учения о бессмертности:

- Вселенная вечна

- Все сущее чувствует

- Разум существует не только на Земле, но и в Космосе

1) «материя»=«вселенная», а раз материю считал бессмертной, то и вселенную тоже. «Дециллионы в дециллионной степени лет» - ничто для вселенной, по Циолковскому. И все это время она была нацелена на совершенствование, - следовательно, такие цели как всеобщее благоденствие, наилучшим образом организованное общество и. Наконец, бессмертие уже давно достигнуты.

2) ПАНПСИХИЗМ. Суть в том, что все тела состоят из ощущающих бессмертных атомов, только это их свойство по-разному проявляется в разных телах: людях, животных, растениях и неодушевленных вещах. Считал, что разделение мира на живое и неживое неправомерно. Просто после разрушения (смерти) тело попадает в такое невообразимое для человека состояние, что описать его можно лишь как смерть, небытие, отсутствие мысли и времени, но сам атом все время ощущает вне зависимости от обстановки.

2 решающих утверждения в концепции бессмертия Циолковского:

1) Жизнь непрерывна, смерти нет

2) Мы можем не беспокоится о близких, предках, людях, живших ранее. Все они живут, и довольны.

То есть человек не должен бояться смерти – это не конец всему, жизнь продолжается, пусть и в других личностных формах, в высших космических, достигших бессмертия.

Тяжелую и дурную земную жизнь считал случайностью, очень редкой во вселенной.

Ошибочность концепции:

1. «материю», «вселенную» и «космос» нельзя отождествлять, как это делал Циолковский. Если можно говорить о ближнем и дальнем космосе, то для материи и вселенной таких понятий не существует.

2. Панпсихизм неправомерен, так как не доказан. Хотя и нашли переходные формы между живым и неживым, не это не подтверждает, что неживого нет вообще, то есть смерть живого=конец его индивидуального существования.

3. доказано, что у нашей вселенной не было дециллионов в дециллионной степени лет для совершенствования, а значит достичь совершенных форм было невозможно. И никаких совершенных бессмертных существ мы не знаем.

На основе принципа научного познания в 30-40 гг. 19в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857), получившая название философии позитивизма. Известные позитивисты – Джон Стюарт Милль (1806-1873), Герберт Спенсер (1820-1903). Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты. Построение такой системы возможно лишь при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания. Среди проблем, которые рассматривает позитивизм, - прежде всего, проблема собственно философской методологии и ее роли в научном познании. Позитивизм шел к решению данной проблемы в рамках логики развития самой науки, ее методов познания: описания и анализа этапов научного исследования, языка науки, исследовательских принципов, подходов и концепций, выявления сферы применимости отдельных процедур и методов. Кроме того, позитивизм содействовал развитию философии-науки, которая подчеркивает, что философия вовсе не обладает исключительным правом на истину, и ее надо рассматривать на равных основаниях с наукой. Всякая наука представляет собой систему идей, время от времени испытывающих концептуальную перестройку. Философия отличается лишь тем, что вырабатывает систему наиболее общих идей.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914—18 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939—45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40—50-х гг. Э. получил распространение и в других европейских странах; в 60-е гг. также и в США. Представители этого направления в Италии — Э. Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок Х. Ортега-и-Гасет; в США идеи Э. популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К Э. близки религиозно-философского направления: французский персонализм (Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа) и диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. На Э. оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.

Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование как основной принцип мышления, Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего "бытия-в-мире". Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (которая, согласно Э., непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами). Для описания её структуры многие представители Э. (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое — интенциональность. Экзистенция "открыта", она направлена на другое, становящееся её центром притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т.д. Поэтому именно в "пограничной ситуации" (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.

 

Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука и философия. Сциентистские и антисциентистские, рационалистические и иррационалистические направления в современной философии. Позитивизм и экзистенциализм.

Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.

Одна из наиболее интересных проблем внешней истории состоит в том, чтобы уточнить психологические и, конечно, социальные условия, необходимые (но, конечно, всегда недостаточные) для научного прогресса, однако в самой формулировке этой “внешней” проблемы должна принимать участие некоторая методологическая теория, некоторое определение науки. История науки есть история событий, выбранных и интерпретированных некоторым нормативным образом. И если это так, то проблема оценки конкурирующих логик научного исследования и, следовательно, конкурирующих реконструкций истории - проблема, на которую до сего времени не обращали внимания, — приобретает первостепенное значение.

Задачей философии науки было определить принципы рационального исследовательского поведения, принципа опираясь на которые, можно приобрести какие-то знания обо всей действительности; дать науке теоретическую основу для рациональных действий. Однако вместо этого философия науки открыла исследователям новые трудности и ограничения научных знаний.

На основе принципа научного познания в 30-40 гг. 19в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857), получившая название философии позитивизма. Известные позитивисты – Джон Стюарт Милль (1806-1873), Герберт Спенсер (1820-1903). Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты. Построение такой системы возможно лишь при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания. Среди проблем, которые рассматривает позитивизм, - прежде всего, проблема собственно философской методологии и ее роли в научном познании. Позитивизм шел к решению данной проблемы в рамках логики развития самой науки, ее методов познания: описания и анализа этапов научного исследования, языка науки, исследовательских принципов, подходов и концепций, выявления сферы применимости отдельных процедур и методов. Кроме того, позитивизм содействовал развитию философии-науки, которая подчеркивает, что философия вовсе не обладает исключительным правом на истину, и ее надо рассматривать на равных основаниях с наукой. Всякая наука представляет собой систему идей, время от времени испытывающих концептуальную перестройку. Философия отличается лишь тем, что вырабатывает систему наиболее общих идей.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914—18 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939—45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40—50-х гг. Э. получил распространение и в других европейских странах; в 60-е гг. также и в США. Представители этого направления в Италии — Э. Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок Х. Ортега-и-Гасет; в США идеи Э. популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К Э. близки религиозно-философского направления: французский персонализм (Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа) и диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. На Э. оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.

Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование как основной принцип мышления, Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего "бытия-в-мире". Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (которая, согласно Э., непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами). Для описания её структуры многие представители Э. (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое — интенциональность. Экзистенция "открыта", она направлена на другое, становящееся её центром притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т.д. Поэтому именно в "пограничной ситуации" (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.

 

39. Понятие Картины мира, ее различные виды и их соотношение.

Онтология как раздел философии. Проблема бытия. Диалектика бытия и небытия. Основные формы бытия и их соотношение. В чем специфика человеческого бытия? Дайте, пожалуйста, обоснование Вашей точки зрения по этому вопросу.

«Картиной мира» КМ, называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах её функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. В её построении существенную роль играет онтология – учение о бытие, раздел философии, в котором создаётся картина мира на основе выработанных в конкретной философской системе общих принципов познания мира.

Виды КМ Проблемы КМ Идеи КМ
РКМ Соотношение Бога и человека Божественное творение мира и человека
ФКМ Соотношение мира и человека Различные идеи: -материализм -идеализм -дуализм, плюрализм -диалектика, синергетика -метафизика, эклектика, редукцнизм, радикализм, механицизм и др.
НКМ Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.
 

Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах. Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые предлагают КМ для решения своей проблемы.

В качестве систематизирующей идеи ФКМ выступает понятие бытия. В философии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. С самого начала становления философии мыслители пытались уяснить смысл всего существующего, и в настоящее время эта проблема остается одной из главных в философии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.076 с.)