ТОП 10:

Философия Средневековья и Возрождения.



Философия средневековья

 

Эпоха господства религиозного сознания, когда философия становится служанкой богословия, её задачами становится доказательство истины веры с помощью разума.

Эпоха характеризовалась упадком научных знаний.

Разделяется на:

· Патристику (примерно 2-8 века)- это совокупность учений отцов христианской церкви.

· Сколастику (11-14 века)- единственная цель- стремление достичь Бога.

Познание мира человека отходит на второй план

Августин Блаженный- один из философов (354- 430 гг.)

-это школьная философия. Её представители стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

 

Фома предъявил 5 доказательств бытия Бога:

1. От движения (всё в мире движется)

2. У всего в мире есть причина => существует единственная причина, и ею может быть только Бог.

3. Аргумент о всеобщей необходимости, всё в мире подчинено закону необходимости.

4. В мире существуют вещи более совершенные и менее совершенные (то существует самая совершенная сущность- это Бог)

5. Телеологический

Телеология- наука о цели.

 

 

Философия эпохи возрождения

(конец 14- начало 17 века)

Религиозная сфера отходит на второй план. Человек становится во главе вселенной.

Главная черта эпохи: глубокое почтение к природе и к каждому её проявлению.

Женщину почитали.

Проявляется гуманизм. Известный философ- Мирандола (гуманист).

Провозглашал человека как священное существо, у которого есть возможность выбора.

Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.)

Писатель, известное его произведение- «Похвала глупости». Здесь он производит критику о религии.

Пузанский

«Наши знания- есть предположения»

«Всё состоит из противоположностей, которые сливаются воедино».

Определяет Бога как абсолютного максимума, бесконечность, которая включает в себя всё. Бог есть абсолютный минимум.

Пантеизм: мир развёртывается из Бога. Вся вселенная- развёртывание Бога. В Боге всё свёрнуто.

Джиодано Бруно (1548- 1600 гг.)

Считал, что существует множество планет. Создаёт идею множественности миров.

 

8. Философия Нового времени:

Философия нового времени

 

Френсис Бэкон (английский философ)

«Знание- сила».

Эмпирист (знание должно основываться на нашем опыте).

«Новый органон», в котором он описывал индуктивный метод.

Дедукция- вывод от общего к частному.

Индукция- вывод от частного к общему.

Идолы (призраки)- ошибочные предпосылки:

· Идолы рода (наиболее распространённые). Человек всё рассматривает субъективно (через призму самого себя).

· Идолы пещеры. Человек всегда выдаёт свою личную интерпретацию за то, что есть на самом деле.

· Идолы площади (рынка). Люди часто друг друга не понимают из-за того, что вкладывают в слова разный смысл, это может приводить к ошибочным выводам.

· Идолы театра. Люди подвержены религиозным и философским авторитетам.

 

Рене Декарт (фр.)

«Мысли следовательно существуют».

Начало всякой философии- сомнение.

Мышление первично, а бытие- вторично.

В основе мира:

1. Мышление;

2. Притяжение;

Он философ- диолист, философ- дэист.

Бог- перводвигатель, который создаёт мир. Он не участвует в делах мира.

Философия должна строиться на научном методе (как математика).

Человек может всё познать, не существует скрытых истин.

Зная законы природы, мы сможем её приручить.

Спиноза Бенедикт

Философ- монист, который считает, что в основе мира лежит одно начало- это субстанция (или Бог, или природа).

Свобода- познанная необходимость.

Антиномия- противоречие.

Джон Локк (Англия, 1632- 1704 гг.)

Философ- эмпирист.

«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Описывал душу человека, как чистую доку.

Готфрид Лейбниц (1646- 1716 гг.)

Монады- духовные субстанции, существовавшие независимо друг от друга.

9. Немецкая классическая философия:

Немецкая классическая философия

 

Эта эпоха начинается с Иммануила Канта.

Родился в 1724 году, умер в 1804г. родился в семье ремесленника. В 1704 году поступил в университет Альбертино. В то время были распространены взгляды Вольфа (который был склонен к идеалистическим взглядам). Кант был приват-учителем. Защитил диссертации→стал приват-доцентом→стал профессомром.

В 1796 году перестал преподавать, но продолжал писать свои работы.

И. Кант придерживался строгого распорядка дня.

Два периода И. Канта:

1. Докритический- высказывал натурфилософские взгляды, гипотезу происхождения Земли.

2. Критический- создаёт совершенно новые философские концепции:

· Критика чистого разума (1781);

· Критика практического разума (1786);

· Критика способности суждений (1790);

 

Вводит понятие вещи как феномена (т.е.явления), а вещи сами по себе- это номены. Понять сущность вещей мы никогда не сможем.

Кант создаёт три философских вопроса:

1. Критика чистого разума отвечает на вопрос: «что я могу знать?»

2. Критика практического разума отвечает на вопросы: «что я могу делать? На что я могу надеяться»

3. Критика способности суждений является связующим звеном между двумя предыдущими, в ней излагаются астетические суждения.

Как возможны синтетические суждения apriori?- главный вопрос.

Кант выделяет аналитические суждения, в которых мы высказываем нечто, что в них уже содержится.

Синтетические суждения- здесь раскрывается нечто новое, расширяющее познание.

Кант разделяет вещи в себе и вещи для себя. Человек привносит априорные формы чувственности- время и пространство.

Пространство- это внешняя форма, времявнутренняя.

Кант считал, что время и пространство не существует реально, а только в нашем сознании. У Канта существовало учение об антиномии (противоречии). Опытным путём истинность к антиномен нельзя проверить.

 

1-я антиномия: антиномия конечности и бесконечности, пространства и времени: в нас много противоречия, но никакого дискомфорта мы при этом не испытываем (мир имеет начало, мир не имеет начала);
2-я антиномия: антиномия простого и сложного: всё просто и в то же время всё сложно;
3-я антиномия: антиномия природной причинности и свободы воли: человек как природное существо подчинён природе, в то же время у него есть свобода выбора;

4-я антиномия: антиномия существования и не существования необходимой сущности: всё существует по необходимости, но много случайного в происходящем.

В критике практического разума Кант разрабатывал понятие «этика». Для Канта главным в поведении человека является долг. Он создаёт моральный закон, который называет категорическим императивом: поступай так, чтобы максимум твоего поступка могло стать всеобщим законом.

И. Кант: «У меня вызывает восхищение звёздное небо над головой и моральный закон внутри меня.»

 

Иоанн Готлиб Фихте (1762- 1814 гг.)

Он был субъективным идеалистом и испытывал большое влияние И. Канта.

В 1792 году Фихте анонимно опубликовал работу «Опыт критики всякого откровения». Занял кафедру философии в Йенском университете; выпустил учебник для студентов «Основа общего наукоучения».

Суть философии Фихте: он считал, что истинные достоверные знания даёт нам наука и, создав своё наукоучение, считает, что это наука наук.

Базисным законом нашего мышления является:

1-й принцип: «Я есть я»;
2-й принцип: «Я есть не я»;
3-й принцип: «я противополагает в я, делимому я делимое не я».

Существует эмпирический субъект, которому предметы его восприятия кажутся чем-то внешним.

Абсолютный субъект- Я- охватывает природу, эмпирические субъекты.

Фихте пытается преодолеть дуализм Канта в чувственности и рациональной воле. Фихте считает возможным радостное исполнение морального долга. Фихте считал, что только личности могут поступать морально, и свобода должна охраняться государством, государство должно дать каждому человеку собственность, закрепить её за человеком и уже потом её охранять.

 

Фридрих Шеллинг (1775- 1854 гг.)

Выдвинул и обосновал идею тождества, бытия и мышления, которую развил в последствии более полно. Считал себя учеником Фихте, но не был согласен с ним в противопоставлении Я и НЕ Я, т.е. мышлении природы. Шеллинг говорит о том, что природа тоже дух, только спящий=> природа рассматривается как мышление. Дух в природе выражается, например, в магнитах. Шеллинг отличал всё большее подчинение материи жизненной форме, т.е. наша эволюция, дух всё больше подчиняют материю.

«Учение об искусстве».

Шеллинг считал, что продукт искусства- это продукт гения, и гений вносит бесконечное в конечное, а бесконечное есть прекрасное, и искусство является инструментом философии.

Шеллинг дал идею абсолюта. Абсолютный Бог стремится к самопознанию => когда это происходит, то он выводит себя из тьмы на свет, т.е. порождает себя. Но так как Бог бесконечен, то этот процесс не проистекает во времени => изначально свет преобладает над тьмой.

10. Современная западная философия: основные школы и направления (антропологическое, аналитическое, постмодернизм):

Философское учение

 

Философское учение- это система определённых логически-связанных друг с другом воззрений, поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, поскольку формируется в философских школах.

Философские школы- это совокупность философских учений, объединённых какими-либо базовыми, идейными принципами.

Совокупность различных модификаций, одинаково идейных принципов называется течением.

Философские направления- наиболее крупные образования в историко- философском процессе, имеющие общие положения и допускающие отдельные участки разногласия.

Направления философии

· Материализм- направление философской мысли, утверждающее реальное существование материи мира вещей её приоритет над духом;

· Идеализм- в нём основной реальностью признаётся духовная, как более истинная и определяющая материальная реальность;

· Эмпиризм- наше знание основано на ощущениях;

· Рационализм- основу нашего знания составляют законы нашего разума. Наш разум более приоритетен;

· Субъективизм- существующая истина относительная, и для каждого она разная;

· Объективизм- можно найти абсолютную истину, она одна.

 

Философская антропология (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

 

Аналитическая философия (analytic philosophy, иногда analytical philosophy) — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах. Подавляющее большинство сотрудников философских факультетов в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, а также странах Скандинавии определяют себя в качестве аналитических философов.

Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее:

(a) Определенный стиль философского мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук.

(b) Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы представителей логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется довольно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками. Аналитическая философия, определенная таким образом, предполагает следующее.

В строгом смысле философии постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-теоретической системы.

Отсюда столь свойственные постмодернизму пессимизм, "потеря субъекта", игра со стилями и смыслами предшествующих эпох, стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами.

11. Русская философия: единство в многообразии:

Особенности философии в России

Русская философия.

Особенности философии в России

 

Славяно- греколатинская академия в 1686 году в Заиконоспасском монастыре была основана братьями Лухудами.

МГУ основан в 1755 году Ломоносовым. Первоначально было 3 факультета:

· Философский;

· Медицинский;

· Юридический.

 

Сначала обучение было на философском факультете. Далее философия развивалась с помощью отдельных лиц: Ломоносов, Радищев, Сковорода.

Полный рассвет философии приходился на 19 век. Русская философия была идейно- религиозной. Церковь не была отделена от государства. Особенности русской философии: русская культура и история- отсюда философия черпала многое.

 

Славянофилы и западники.

Направление проявляется в 1930-х годах.

Славянофилы.

Кириевский, Хомяков, Самарин, братья Аксаковы.

Славянофилы ратовали за самобытный путь России, считали, что Россия должна развиваться своим путём ,не оглядываясь на Восток и Запад. Они представляли народ как единый организм, каждый человек только часть организма, должен подчинить свои интересы интересам народа.

 

Особенности:

1. коллективизм;

2. общинное устройство жизни;

3. православная идеология.

 

Славянофильство создаёт идею цельного верующего разума. Появляется специфическое понятие «живознание»- сочетание веры, разума, любви.

Алексей Хомяков в своих записках о всемирной истории излагал о двух соперничествующих началах: иранстве и кушинстве, основанных на двух типах религии.

Иранство- иудаизм и христианство. Здесь главное- свободное творение Богом мира из ничего.

Кушинство- здесь ир твориться по необходимости: буддизм, индуизм.

 

Западники.

Петр Алексеевич Чаадев- западник, свои идеи изложил в философических письмах в 1829-1831-х годах.

Западничество утверждало, что Россия должна ориентироваться на западные страны. Чаадаев предлагал сменить православие на католицизм, и за это наблюдался у психиатров в течение 4-х лет.

Виссарион Белинский- литературный критик, закончил философский факультет МГУ; родился на территории Финляндии, критиковал Россию за то, что у нас нет литературы. У Белинского философский интерес представляют интерес к Гоголю. Он считал, что русский народ должен ориентироваться на закон, а не на церковь.

 

Александр Герцен- атеист, материалист. Его мать была немецкого происхождения. Герцен издавал журналы «Полярная звезда», «Колокол», которые были призваны разбудить Россию от спячки. Россия должна придерживаться срединного положения между личностью и обществом.

 

Владимир Соловьёв- «Оправдание добра», ученик Янкевича, в 21 год уже был доцентом университета, но оставил академическую профессию, выступал против позитивистских западных идей. Его диссертация называлась «Кризис в западной философии». Создаёт метафизику всеединства. Большое значение занимает его учение о Софии, «Божественная премудрость». Соловьёв пишет о том, что западная философия исчерпала себя, так как была слишком теоретической.

На первый план выходит жизненная философия, которая интересна человечеству, которая делает человека человеком. Историю Соловьёв представляет как от веры человечества к Богу человечеству, то есть обожание человека (человек проникается божественной сущностью). Для него важными понятиями были София, всеединство.

 

Общинность- некоторая родственная связь между людьми на основе православия.

В конце жизни Соловьёв пришёл к тому, что в России реально существует зло, и не только в России. Считал, что России грозит война (русско-японская война).

 

Николай Бердеев (1874-1948гг.)

Говорил, что смысл и цель истории- это Богочеловечество. Особенностью этого является абсолютная свобода. Он создаёт метафизику свободы- основное понятие, предшествующее Богу. Человек полностью свободен и поэтому может выбрать путь добра или зла. Оппонирует софиологии, так как она противоречит творчеству свободы личности- «смысл творчества по познанию человека», «философия неравенства».

 

В 1907 году появляется ещё одно направление в русской философии- философия имени. Суть: особое почитание имени божьего. В имени Иисус обнаруживает себя сам Бог, то есть в имени выражается сама сущность вещи, сама вещь.

 

Флоренский, Лосев- философы имени.

Софиология- М.А. Булгаков. Он видел в России субъект мирового хозяйства, видел цель в возвращении природе её софийной красоты. По-новому изложил христианскую догматику (учения христианства).

 

Трубецкой – софиология. Видел в Софии мир платоновских идей, отказываясь от варной софии.

 

Русский космизм

 

Вернадский, Циолковский, Николай Фёдоров, Чижевский.

Проблемы здесь: человек и вселенная, человек и космос, ответственность человека. К.Э. Циолковский видел смысл в распространении человечества за пределами Земли. Считал Землю колыбелью человечества, предполагал, что человечество будет жить на других планетах.

 

Вернадский создаёт идею ноосферы- сферы разума. В отличие от биосферы (живые организмы), считал, что ноосфера- высшее развитие биосферы. Человек с помощью разума будет управлять всей природой, сейчас в мире отличается господство разума.

 

Николай Фёдоров- «Философия общего дела». Считал главным проективный подход к истории, человек должен понимать смысл цели, ради которой он живёт. Говорил, что людям положено заботиться о мире и о себе, так как после искупления первородного греха Иисусом Христом спасение мира и спасении человечества становиться спасением самого человека. Человек должен объединиться друг с другом, то есть объединение человечества, необходимо убрать отчуждённость между людьми, преодолеть отсутствие братства, преодолеть забвение усопших. Человек не должен жить эгоистом.

Фёдоров считал, что человеческое родство лежит в основе Бога. Родство предполагает память о своих отцах, мы должны чтить память предков. Наиболее естественной религией должен быть культ предков.

Философия Толстого и Достоевского

Философия Достоевского полностью находиться в его литературных произведениях. Толстой родился в 1828 году, умер 1910 году. Он был отлучён от церкви, так критиковал социальное богословие, по-своему интерпретировал религию.

 

12. Учение о бытии. Виды, свойства, концепции бытия:

Онтология-учение о бытие

 

Обыденный смысл понятия бытия: быть, находиться, существовать.

Философский смысл бытия- причина всего сущего.

Различают сущее и бытие. Бытие- это некая основа. Сущее- это многообразие, в котором существует бытие. Бытие –это причина самого себя.

Субстанция- причина самой себя. Она является неизменной.

Доказательства бытия:

1. От времени в том, что появляется чего-либо, которого до этого не было;

2. От пространства в том, что присутствие вещи говорит, что где-то она отсутствует;

3. От движения в том, что вещь присутствует в одном месте, что его нет в другом;

4. От новизны в том, что новое отсутствовало прежде, чем появиться;

5. От противоположностей в том, что у каждого понятия есть его противопоставления

Бытие- это то, что существует в сознании и порождает особенности:

1. Мир является беспредельным и не приходящим целым. Беспредельное- мир не имеет ни начала, ни конца. Не приходящее- мир не имеет ни начала, ни конца во времени;

2. Многообразный мир беспрерывно изменяется.

 

Формы (виды) бытия:

1. Бытие вещей, явлений и процессов, которое подразделяется на:

· Бытие явлений, природы(первая природа);

· Бытие явлений и процессов, созданных человеком(вторая природа);

2. Бытие человека:

· Бытие человека в мире вещей;

· Специфически-человеческое бытие;

3. Бытие духовного(идеального):

· Индивидуализированное духовное;

· Объективированное духовное;

4. Бытие социального:

· Бытие индивида;

· Бытие общества

Для современной философии характерно стремление раздвинуть рамки применения категории бытия. Так, выделяются следующие основные формы бытия:
1) бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
2) бытие человека, включающее бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
3) бытие духовного (идеального), состоящее, с одной стороны, из индивидуализированного духовного и, с другой - из объективированного духовного;
4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (отдельного человека в обществе и в истории) и бытие общества.

Относительно первой природы, она является первичной и объективной реальностью. Природа бесконечна во всех её проявлениях. Природа является объективной, так как от ничего не зависит, и первичной, так как порождает все причины бытия. Её объективность предполагается из зависимости от неё человека.

Вторая природа- это комплексная природно-социальная реальность. Может вступать в конфликт с первой природой, к каждому отдельному человеку дана объективно, независимо от него. Бытие отдельного человека предоставляет единство тела и духа, то есть человек- это первая и вторая природа для себя. Человеческая реальность дана человеку независимо от него. Человеческое бытие бесконечно во времени. Человек может познавать бытие и может осознавать свою ответственность.

Субстанциальное бытие Бога выделяют некоторые философы, где индуализированное(Бог как личность) или объективированное.

 

13. Философское и научное понимание материи:







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.026 с.)