Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия Средневековья и Возрождения.
Философия средневековья
Эпоха господства религиозного сознания, когда философия становится служанкой богословия, её задачами становится доказательство истины веры с помощью разума. Эпоха характеризовалась упадком научных знаний. Разделяется на: · Патристику (примерно 2-8 века)- это совокупность учений отцов христианской церкви. · Сколастику (11-14 века)- единственная цель- стремление достичь Бога. Познание мира человека отходит на второй план Августин Блаженный- один из философов (354- 430 гг.) -это школьная философия. Её представители стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.
Фома предъявил 5 доказательств бытия Бога: 1. От движения (всё в мире движется) 2. У всего в мире есть причина => существует единственная причина, и ею может быть только Бог. 3. Аргумент о всеобщей необходимости, всё в мире подчинено закону необходимости. 4. В мире существуют вещи более совершенные и менее совершенные (то существует самая совершенная сущность- это Бог) 5. Телеологический Телеология- наука о цели.
Философия эпохи возрождения (конец 14- начало 17 века) Религиозная сфера отходит на второй план. Человек становится во главе вселенной. Главная черта эпохи: глубокое почтение к природе и к каждому её проявлению. Женщину почитали. Проявляется гуманизм. Известный философ- Мирандола (гуманист). Провозглашал человека как священное существо, у которого есть возможность выбора. Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) Писатель, известное его произведение- «Похвала глупости». Здесь он производит критику о религии. Пузанский «Наши знания- есть предположения» «Всё состоит из противоположностей, которые сливаются воедино». Определяет Бога как абсолютного максимума, бесконечность, которая включает в себя всё. Бог есть абсолютный минимум. Пантеизм: мир развёртывается из Бога. Вся вселенная- развёртывание Бога. В Боге всё свёрнуто. Джиодано Бруно (1548- 1600 гг.) Считал, что существует множество планет. Создаёт идею множественности миров.
8. Философия Нового времени: Философия нового времени
Френсис Бэкон (английский философ) «Знание- сила». Эмпирист (знание должно основываться на нашем опыте). «Новый органон», в котором он описывал индуктивный метод. Дедукция - вывод от общего к частному. Индукция - вывод от частного к общему. Идолы (призраки)- ошибочные предпосылки: · Идолы рода (наиболее распространённые). Человек всё рассматривает субъективно (через призму самого себя). · Идолы пещеры. Человек всегда выдаёт свою личную интерпретацию за то, что есть на самом деле. · Идолы площади (рынка). Люди часто друг друга не понимают из-за того, что вкладывают в слова разный смысл, это может приводить к ошибочным выводам. · Идолы театра. Люди подвержены религиозным и философским авторитетам.
Рене Декарт (фр.) «Мысли следовательно существуют». Начало всякой философии - сомнение. Мышление первично, а бытие- вторично. В основе мира: 1. Мышление; 2. Притяжение; Он философ- диолист, философ- дэист. Бог - перводвигатель, который создаёт мир. Он не участвует в делах мира. Философия должна строиться на научном методе (как математика). Человек может всё познать, не существует скрытых истин. Зная законы природы, мы сможем её приручить. Спиноза Бенедикт Философ- монист, который считает, что в основе мира лежит одно начало- это субстанция (или Бог, или природа). Свобода - познанная необходимость. Антиномия - противоречие. Джон Локк (Англия, 1632- 1704 гг.) Философ- эмпирист. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Описывал душу человека, как чистую доку. Готфрид Лейбниц (1646- 1716 гг.) Монады- духовные субстанции, существовавшие независимо друг от друга. 9. Немецкая классическая философия: Немецкая классическая философия
Эта эпоха начинается с Иммануила Канта. Родился в 1724 году, умер в 1804г. родился в семье ремесленника. В 1704 году поступил в университет Альбертино. В то время были распространены взгляды Вольфа (который был склонен к идеалистическим взглядам). Кант был приват-учителем. Защитил диссертации→стал приват-доцентом→стал профессомром. В 1796 году перестал преподавать, но продолжал писать свои работы. И. Кант придерживался строгого распорядка дня. Два периода И. Канта: 1. Докритический- высказывал натурфилософские взгляды, гипотезу происхождения Земли. 2. Критический- создаёт совершенно новые философские концепции: · Критика чистого разума (1781); · Критика практического разума (1786); · Критика способности суждений (1790);
Вводит понятие вещи как феномена (т.е.явления), а вещи сами по себе- это номены. Понять сущность вещей мы никогда не сможем. Кант создаёт три философских вопроса: 1. Критика чистого разума отвечает на вопрос: «что я могу знать?» 2. Критика практического разума отвечает на вопросы: «что я могу делать? На что я могу надеяться» 3. Критика способности суждений является связующим звеном между двумя предыдущими, в ней излагаются астетические суждения. Как возможны синтетические суждения apriori?- главный вопрос. Кант выделяет аналитические суждения, в которых мы высказываем нечто, что в них уже содержится. Синтетические суждения - здесь раскрывается нечто новое, расширяющее познание. Кант разделяет вещи в себе и вещи для себя. Человек привносит априорные формы чувственности - время и пространство. Пространство - это внешняя форма, времявнутренняя. Кант считал, что время и пространство не существует реально, а только в нашем сознании. У Канта существовало учение об антиномии (противоречии). Опытным путём истинность к антиномен нельзя проверить.
1-я антиномия: антиномия конечности и бесконечности, пространства и времени: в нас много противоречия, но никакого дискомфорта мы при этом не испытываем (мир имеет начало, мир не имеет начала); 4-я антиномия: антиномия существования и не существования необходимой сущности: всё существует по необходимости, но много случайного в происходящем. В критике практического разума Кант разрабатывал понятие «этика». Для Канта главным в поведении человека является долг. Он создаёт моральный закон, который называет категорическим императивом: поступай так, чтобы максимум твоего поступка могло стать всеобщим законом. И. Кант: «У меня вызывает восхищение звёздное небо над головой и моральный закон внутри меня.»
Иоанн Готлиб Фихте (1762- 1814 гг.) Он был субъективным идеалистом и испытывал большое влияние И. Канта. В 1792 году Фихте анонимно опубликовал работу «Опыт критики всякого откровения». Занял кафедру философии в Йенском университете; выпустил учебник для студентов «Основа общего наукоучения». Суть философии Фихте: он считал, что истинные достоверные знания даёт нам наука и, создав своё наукоучение, считает, что это наука наук. Базисным законом нашего мышления является: 1-й принцип: «Я есть я»; Существует эмпирический субъект, которому предметы его восприятия кажутся чем-то внешним. Абсолютный субъект - Я- охватывает природу, эмпирические субъекты. Фихте пытается преодолеть дуализм Канта в чувственности и рациональной воле. Фихте считает возможным радостное исполнение морального долга. Фихте считал, что только личности могут поступать морально, и свобода должна охраняться государством, государство должно дать каждому человеку собственность, закрепить её за человеком и уже потом её охранять.
Фридрих Шеллинг (1775- 1854 гг.) Выдвинул и обосновал идею тождества, бытия и мышления, которую развил в последствии более полно. Считал себя учеником Фихте, но не был согласен с ним в противопоставлении Я и НЕ Я, т.е. мышлении природы. Шеллинг говорит о том, что природа тоже дух, только спящий=> природа рассматривается как мышление. Дух в природе выражается, например, в магнитах. Шеллинг отличал всё большее подчинение материи жизненной форме, т.е. наша эволюция, дух всё больше подчиняют материю. «Учение об искусстве». Шеллинг считал, что продукт искусства- это продукт гения, и гений вносит бесконечное в конечное, а бесконечное есть прекрасное, и искусство является инструментом философии. Шеллинг дал идею абсолюта. Абсолютный Бог стремится к самопознанию => когда это происходит, то он выводит себя из тьмы на свет, т.е. порождает себя. Но так как Бог бесконечен, то этот процесс не проистекает во времени => изначально свет преобладает над тьмой. 10. Современная западная философия: основные школы и направления (антропологическое, аналитическое, постмодернизм): Философское учение
Философское учение - это система определённых логически-связанных друг с другом воззрений, поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, поскольку формируется в философских школах. Философские школы - это совокупность философских учений, объединённых какими-либо базовыми, идейными принципами. Совокупность различных модификаций, одинаково идейных принципов называется течением. Философские направления - наиболее крупные образования в историко- философском процессе, имеющие общие положения и допускающие отдельные участки разногласия. Направления философии · Материализм - направление философской мысли, утверждающее реальное существование материи мира вещей её приоритет над духом; · Идеализм - в нём основной реальностью признаётся духовная, как более истинная и определяющая материальная реальность; · Эмпиризм - наше знание основано на ощущениях; · Рационализм - основу нашего знания составляют законы нашего разума. Наш разум более приоритетен; · Субъективизм - существующая истина относительная, и для каждого она разная; · Объективизм - можно найти абсолютную истину, она одна.
Философская антропология (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
Аналитическая философия (analytic philosophy, иногда analytical philosophy) — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах. Подавляющее большинство сотрудников философских факультетов в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, а также странах Скандинавии определяют себя в качестве аналитических философов. Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее: (a) Определенный стиль философского мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук. (b) Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы представителей логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется довольно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками. Аналитическая философия, определенная таким образом, предполагает следующее. В строгом смысле философии постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-теоретической системы. Отсюда столь свойственные постмодернизму пессимизм, "потеря субъекта", игра со стилями и смыслами предшествующих эпох, стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами. 11. Русская философия: единство в многообразии: Особенности философии в России Русская философия. Особенности философии в России
Славяно- греколатинская академия в 1686 году в Заиконоспасском монастыре была основана братьями Лухудами. МГУ основан в 1755 году Ломоносовым. Первоначально было 3 факультета: · Философский; · Медицинский; · Юридический.
Сначала обучение было на философском факультете. Далее философия развивалась с помощью отдельных лиц: Ломоносов, Радищев, Сковорода. Полный рассвет философии приходился на 19 век. Русская философия была идейно- религиозной. Церковь не была отделена от государства. Особенности русской философии: русская культура и история- отсюда философия черпала многое.
Славянофилы и западники. Направление проявляется в 1930-х годах. Славянофилы. Кириевский, Хомяков, Самарин, братья Аксаковы. Славянофилы ратовали за самобытный путь России, считали, что Россия должна развиваться своим путём,не оглядываясь на Восток и Запад. Они представляли народ как единый организм, каждый человек только часть организма, должен подчинить свои интересы интересам народа.
Особенности: 1. коллективизм; 2. общинное устройство жизни; 3. православная идеология.
Славянофильство создаёт идею цельного верующего разума. Появляется специфическое понятие «живознание»- сочетание веры, разума, любви. Алексей Хомяков в своих записках о всемирной истории излагал о двух соперничествующих началах: иранстве и кушинстве, основанных на двух типах религии. Иранство- иудаизм и христианство. Здесь главное- свободное творение Богом мира из ничего. Кушинство- здесь ир твориться по необходимости: буддизм, индуизм.
Западники. Петр Алексеевич Чаадев - западник, свои идеи изложил в философических письмах в 1829-1831-х годах. Западничество утверждало, что Россия должна ориентироваться на западные страны. Чаадаев предлагал сменить православие на католицизм, и за это наблюдался у психиатров в течение 4-х лет. Виссарион Белинский - литературный критик, закончил философский факультет МГУ; родился на территории Финляндии, критиковал Россию за то, что у нас нет литературы. У Белинского философский интерес представляют интерес к Гоголю. Он считал, что русский народ должен ориентироваться на закон, а не на церковь.
Александр Герцен - атеист, материалист. Его мать была немецкого происхождения. Герцен издавал журналы «Полярная звезда», «Колокол», которые были призваны разбудить Россию от спячки. Россия должна придерживаться срединного положения между личностью и обществом.
Владимир Соловьёв- «Оправдание добра», ученик Янкевича, в 21 год уже был доцентом университета, но оставил академическую профессию, выступал против позитивистских западных идей. Его диссертация называлась «Кризис в западной философии». Создаёт метафизику всеединства. Большое значение занимает его учение о Софии, «Божественная премудрость». Соловьёв пишет о том, что западная философия исчерпала себя, так как была слишком теоретической. На первый план выходит жизненная философия, которая интересна человечеству, которая делает человека человеком. Историю Соловьёв представляет как от веры человечества к Богу человечеству, то есть обожание человека (человек проникается божественной сущностью). Для него важными понятиями были София, всеединство.
Общинность - некоторая родственная связь между людьми на основе православия. В конце жизни Соловьёв пришёл к тому, что в России реально существует зло, и не только в России. Считал, что России грозит война (русско-японская война).
Николай Бердеев (1874-1948гг.) Говорил, что смысл и цель истории- это Богочеловечество. Особенностью этого является абсолютная свобода. Он создаёт метафизику свободы- основное понятие, предшествующее Богу. Человек полностью свободен и поэтому может выбрать путь добра или зла. Оппонирует софиологии, так как она противоречит творчеству свободы личности- «смысл творчества по познанию человека», «философия неравенства».
В 1907 году появляется ещё одно направление в русской философии- философия имени. Суть: особое почитание имени божьего. В имени Иисус обнаруживает себя сам Бог, то есть в имени выражается сама сущность вещи, сама вещь.
Флоренский, Лосев - философы имени. Софиология- М.А. Булгаков. Он видел в России субъект мирового хозяйства, видел цель в возвращении природе её софийной красоты. По-новому изложил христианскую догматику (учения христианства).
Трубецкой – софиология. Видел в Софии мир платоновских идей, отказываясь от варной софии.
Русский космизм
Вернадский, Циолковский, Николай Фёдоров, Чижевский. Проблемы здесь: человек и вселенная, человек и космос, ответственность человека. К.Э. Циолковский видел смысл в распространении человечества за пределами Земли. Считал Землю колыбелью человечества, предполагал, что человечество будет жить на других планетах.
Вернадский создаёт идею ноосферы- сферы разума. В отличие от биосферы (живые организмы), считал, что ноосфера- высшее развитие биосферы. Человек с помощью разума будет управлять всей природой, сейчас в мире отличается господство разума.
Николай Фёдоров- « Философия общего дела». Считал главным проективный подход к истории, человек должен понимать смысл цели, ради которой он живёт. Говорил, что людям положено заботиться о мире и о себе, так как после искупления первородного греха Иисусом Христом спасение мира и спасении человечества становиться спасением самого человека. Человек должен объединиться друг с другом, то есть объединение человечества, необходимо убрать отчуждённость между людьми, преодолеть отсутствие братства, преодолеть забвение усопших. Человек не должен жить эгоистом. Фёдоров считал, что человеческое родство лежит в основе Бога. Родство предполагает память о своих отцах, мы должны чтить память предков. Наиболее естественной религией должен быть культ предков. Философия Толстого и Достоевского Философия Достоевского полностью находиться в его литературных произведениях. Толстой родился в 1828 году, умер 1910 году. Он был отлучён от церкви, так критиковал социальное богословие, по-своему интерпретировал религию.
12. Учение о бытии. Виды, свойства, концепции бытия: Онтология-учение о бытие
Обыденный смысл понятия бытия: быть, находиться, существовать. Философский смысл бытия- причина всего сущего. Различают сущее и бытие. Бытие- это некая основа. Сущее- это многообразие, в котором существует бытие. Бытие –это причина самого себя. Субстанция- причина самой себя. Она является неизменной. Доказательства бытия: 1. От времени в том, что появляется чего-либо, которого до этого не было; 2. От пространства в том, что присутствие вещи говорит, что где-то она отсутствует; 3. От движения в том, что вещь присутствует в одном месте, что его нет в другом; 4. От новизны в том, что новое отсутствовало прежде, чем появиться; 5. От противоположностей в том, что у каждого понятия есть его противопоставления Бытие - это то, что существует в сознании и порождает особенности: 1. Мир является беспредельным и не приходящим целым. Беспредельное- мир не имеет ни начала, ни конца. Не приходящее- мир не имеет ни начала, ни конца во времени; 2. Многообразный мир беспрерывно изменяется.
Формы (виды) бытия: 1. Бытие вещей, явлений и процессов, которое подразделяется на: · Бытие явлений, природы(первая природа); · Бытие явлений и процессов, созданных человеком(вторая природа); 2. Бытие человека: · Бытие человека в мире вещей; · Специфически-человеческое бытие; 3. Бытие духовного(идеального): · Индивидуализированное духовное; · Объективированное духовное; 4. Бытие социального: · Бытие индивида; · Бытие общества Для современной философии характерно стремление раздвинуть рамки применения категории бытия. Так, выделяются следующие основные формы бытия: Относительно первой природы, она является первичной и объективной реальностью. Природа бесконечна во всех её проявлениях. Природа является объективной, так как от ничего не зависит, и первичной, так как порождает все причины бытия. Её объективность предполагается из зависимости от неё человека. Вторая природа- это комплексная природно-социальная реальность. Может вступать в конфликт с первой природой, к каждому отдельному человеку дана объективно, независимо от него. Бытие отдельного человека предоставляет единство тела и духа, то есть человек- это первая и вторая природа для себя. Человеческая реальность дана человеку независимо от него. Человеческое бытие бесконечно во времени. Человек может познавать бытие и может осознавать свою ответственность. Субстанциальное бытие Бога выделяют некоторые философы, где индуализированное(Бог как личность) или объективированное.
13. Философское и научное понимание материи:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.01 с.) |