Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Формы методической работы

Поиск

 

Пособие «Живая Инновация» позволяет использовать весь спектр организационных форм, доступных сегодня школе: в качестве элективного курса для поддержки обучения старшеклассников на профильном уровне, как дополнительный материал и задачник по истории, химии, физике, для кружка в системе дополнительного образования, для проведения олимпиад и конкурсов.

Каждая школа сможет выбрать тот вариант введения курса, который для нее наиболее комфортен, а главное — доступен.

 

Формы организации методической работы с использованием

Пособия «Живая инновация»

 

 

Курс "Живая инновация" учит основам инновационной деятельности, которую человечество осваивало и совершенствовало в течение тысячелетий и предлагает некоторое навыки полезные для инноваций. Он строится на ясном понимании парадигмы научной организации инновационной деятельности, с учетом персональных склонностей и личностных приоритетов учащихся в выборе направлений инновационного творчества, а также методов анализа, систематизации информации и оценки результата работы.

Современные тенденции в обществе и в образовании предъявляют новые требования не только к содержанию и структуре информации и знаний, но и к возможности их использования для создания чего-то нового. Это отражение естественного процесса ускоряющейся модернизации общества. В такой ситуации необходим иной уровень осмысленности учащимися школ процедур применения знаний. Ученики сегодня нуждаются в ясном понимании основ инновационной деятельности, алгоритмов организации инновационного процесса.

Признаки сформированности у учащегося инновационного мышления можно сформулировать следующим образом:

· ученик, помимо обязательных, выполняет и необязательные задания, работает самостоятельно, с увлечением;

· ученик способен к самообразованию (целеполагание, осознание способов и средств достижения цели, действия по выполнению, рефлексия результата);

· ученик решает неструктурированные (открытые) задачи;

· ученикустанавливаетсвязь между знанием и практикой;

· ученикумееткритически работать с источниками информации.

Смысл предлагаемого курса — не просто познакомить учащихся с инновациями как нововведениями, основанными на новом опыте и достижениях науки, а сформировать понимание того, что инновация — это целостный процесс, предполагающий четыре этапа:

· анализ потребностей или проблем;

· анализ уже используемых приемов и способов;

· оценки актуальности инновации;

· инвестиции;

· разработку;

· процесс внедрения;

· получение качественного улучшения.

Существенным является именно последнее звено, поскольку оно свидетельствует о получении дополнительной ценности: денежной прибыли, экономического опережения, технологического лидерства, изобретательского приоритета, принципиальных социальных улучшений или качественного превосходства, например, в социальном обеспечении.
Развитие мировой и отечественной экономики, усложнение и реструктуризация технологических и экономических связей и отношений — эти факторы создают важные предпосылки для движения от фрагментарного обучения инновационным видам деятельности к систематизированному инновационному образованию.

Новая роль инновации в интеграции результатов обучения определяется осмыслением всего того, что приходится сочетать человеку в современных условиях. Это приводит к переоценке значимости и взаимовлияния всей совокупности общеобразовательных предметов и дисциплин, сопряженных с инновационной деятельностью, формирующих надпредметные компетенции (анализ, систематизация, поиск и подбор алгоритма и пр.), а также предполагает пересмотр смыслов и структуры внеклассной деятельности, поднимает рейтинг внеучебных достижений и результатов учащихся.

В понимание инновационного мышления включены такие представления и навыки, как:

· я знаю, как найти сферу, в которой я могу создавать инновации;

· я понимаю, какие примерно процедуры мне надо пройти;

· я в курсе, какие существуют в мире технологии, при помощи которых я могу создавать новое.


Дереку Кабрере (д.н., декан факультета Исследовательского института Мышления

и образования Итака, Нью-Йорк) принадлежит патент США на Модели процессов мышления, в основе которых лежат так называемые «Мыслеблоки» (ThinkBlocks), осязаемый инструмент, разработанный Дереком для обучения взрослых и детей продвинутым навыкам мышления.

Согласно одному из недавних утверждений, 21-й век будет веком «правого полушария» или творческих мыслителей. К сожалению, это не так. Как неправда и то, что прошлый век был веком «левого полушария», или линейных, аналитических или критических мыслителей. Дело в том, что нам всегда нужны были оба типа мыслителей, и в 21 веке оба типа необходимы еще больше, чем когда-либо ранее, Фактически, руководителю 21-го века требуются шесть типов мыслительных навыков, чтобы преуспеть в «век знаний»:

  1. Критичное мышление – чтобы анализировать, декомпозировать и оценивать мысли;
  2. Творческое мышление – чтобы создавать новые мысли и их направления;
  3. Системное мышление – чтобы понять сложную структуру в контексте;
  4. Научное мышление – чтобы наблюдать, выдвигать гипотезы, прогнозировать и обосновывать их при помощи доказательств;
  5. Междисциплинарное мышление – чтобы объединять, передавать, синетзировать и интегрировать;
  6. Просоциальное/эмоциональное мышление – чтобы строить связи при помощи сравнения, сомнений и обобщенного опыта.

Шесть Навыков Мышления 21 века основаны на четырех простых шаблонах мышления, являющихся результатом пятнадцатилетнего исследования доктора Дерека Кабреры. Например, для критичного мышления требуется способность глубоко анализировать и критиковать границы определенной мысли. Творческое мышление возникает, когда кто-то может видеть невидимые связи между мыслями. Просоциальное поведение начинается с выбора перспективы и мышления на основе аналогий – без этого не было бы сочувствия, сострадания или общества.

Следует отметить, что системное мышление – это не то, что человек делает, а то, что он получает в результате применения простых правил, основанных на шаблонах мышления.

Поскольку системное мышление представляет собой шаблон мышления, этот шаблон может быть применен к любой существующей сфере знаний. Д-р Кабрера утверждает, что системное мышление – просто способ переорганизации мышления в предметную область, которая достигается посредством реконструкции системного мышления, основанного на элементах РССП (разграничение, система, связь, перспектива), что обеспечивает получение универсального подхода к манипуляциям концепциями, имеющими отношение ко всему мышлению, как в профессиональной практике, так и в интеллектуальных дисциплинах.

Чтобы овладеть системным мышлением, необходимо всего лишь понимать и использовать четыре концептуальных шаблона/правила:

· выделять разграничения между индивидуальным и неиндивидуальным;

· осознавать двунаправленность взаимосвязей (воздействие и результат);

· организовывать части и целое в альтернативные вложенные системы;

· рассматривать новые перспективы посредством трансформирования такого понятия как «позиция и ракурс».

Формированию у школьников инновационного, системного мышления способствует использование учебного пособия С.Л. Лескова.

 

Курс "Живая инновация" содержит 11 тем и рассчитан на 1 год преподавания. Он имеет особую специфику, как по структуре, так и по содержанию. Это в первую очередь можно отнести к особенной стилистике текстов, которые в большей степени тяготеют к публицистике. Как показывает опыт, они сразу настраивают на большую свободу трактовок и понимания содержания, что является хорошим посылом для начала творческой работы. Дополнительной особенностью курса является его ориентация на диалоговый и исследовательский метод обучения.

Структура пособия представлена на рисунке ниже:

 

Курс ориентирован на активного старшеклассника, стремящегося оперативно ориентироваться в сложных ситуациях, требующих нестандартных решений, самостоятельно принимать такие решения, осознавать ответственность и оценивать риски. Задача учителя – дать учащемуся достаточно простые алгоритмы для изобретения, придумывания, создания нового, которые базируются на использовании уже существующих приемов. Инновационная, изобретательская и даже творческая деятельность не свойственны абсолютно всем учащимся, это доступно довольно узкому кругу. Но именно для тех, кто не находит своего успеха в чистом виде в предметных достижениях, поле, которое задает пособие – это то пространство, где можно создавать что-то полезное для самого себя. Пособие дает возможность привлекать к достаточно интересной и продуктивной работе (в том числе и учебной) учащихся, которые не очень интересуются предметной деятельностью в чистом виде. Кроме того, курс позволяет учащимся понять, что школьное обучение не более чем средство, но не цель.
Методический аппарат, представленный в пособии, поможет учителю всесторонне раскрыть тему инноваций, а старшекласснику – успешно освоить предложенный курс.

Материалы книги должны рассматриваться как классический кейс, т.е. сборник описаний реальных ситуаций, цель которого подготовить учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление. Кейс-метод уже успешно используется как метод обучения в экономике, менеджменте, медицине, прикладных науках с безусловным приоритетом деятельностного подхода и практической значимостью для обучающихся.

Основой методики обучения является дискуссия по заданной теме на занятии и дальнейшее обсуждение в группах конкретных фрагментов конкретной проблемы с последующей презентацией результатов.

Задания для учащихся в соответствии с целями обучения делятся на три группы - задания перед занятием, задания для работы на занятии и задания после занятия.

· Задания для домашней работы перед занятием предполагают подготовку ученика к дискуссии - основной форме обучения. Они работают на формирование метапредметных результатов.

· Задания для работы на занятии определяют тему дискуссии.

· Задания для домашней работы после занятия позволяют персонифицировать интересы учеников и подобрать им задание по уровню готовности, интересам и степени осведомленности о предмете обсуждения.

Примером классического кейса может служить может служить занятие, проведенное А.В. Ивановым в рамках элективного курса:

«На одном из занятий мы с обучающимися рассмотрели ситуацию, связанную с внедрением энергосберегающих ламп. Они сейчас осваиваются семимильными шагами, а вместе с ними мы получаем ртуть и другие «полезные» материалы, которые находятся внутри них. При этом на отечественных помойках выброшенных энергосберегающих ламп становится все больше и больше. Что же делать? Это качественное и долгое исследование, но надо понять главное: какой инновационный потенциал может сидеть в этой проблеме? Способ переработки лампочек – ведь там же ртуть, а она стоит денег! То есть на самом деле, из этого мусора можно получить большую прибыль. Плюс к этому - хорошее инновационное направление, потому что скоро государство вспомнит, что в результате повсеместного использования этих ламп их надо как-то утилизировать. Тот, кто придет с этой методикой, будет жить хорошо».

Таким образом, способность учеников находить в, казалось бы, простых и привычных вещах инновационный потенциал – очень важный момент. Если мы обратим внимание на такие изобретения последних лет, как социальные сети (Facebook, Twitter), то увидим интересную вещь: там инновация фактически создана из ничего. Она создана из определенной склонности людей и имеющейся инфраструктуры, которую создал Интернет. Люди нашли инновационный потенциал фактически из воздуха.

 

В рекомендациях для учителя предлагается методика работы, построенная на инновационных принципах, цель которой – подвести учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление.

Необходимо отметить, что традиционные форматы урока (40—45 мин.) не подходят для работы в рамках данного курса. Целесообразно использовать более крупные временные единицы — сдвоенный или строенный урок, выделенный день (в структуре расписания), обучение по модулю или в рамках технологии "погружения", возможно, с выездом учащихся в иные (нешкольные) условия (экологический лагерь, например).
Особенности методики наглядно представлены на нижеследующей схеме:

 

Учитывая максимально практическую и прикладную направленность курса, в нем целесообразно использовать несколько методик.

· Исследовательская методика. Она ориентирована на стимулирование исследовательского характера познания с последующим выходом на проектную реализацию и предполагает организацию различных форм учебно-исследовательской деятельности. Для достижения поставленных инновационных задач используются методики работы в малой группе, индивидуальная работа и методика организации деятельности временного научно-исследовательского коллектива. Кроме этого, проводятся "мозговой штурм" и дискуссионное обсуждение. Основным методом обучения является дискуссия в классе и в группе.

· Объектная методика. Обучение предполагает организацию учебного процесса на базе реальных познавательных объектов, которые описываются в так называемых "кейсах". Кейс-сборник описаний реальных ситуаций, цель которого вывести учащихся на формы деятельности, развивающие инновационное мышление. Кейс-метод является современным и состоявшимся методом обучения в экономике, медицине, менеджменте, прикладных науках и т.д. с безусловным приоритетом деятельностного подхода и практической значимостью для обучающихся. Обучение проводится в форме проблемного тренинга.

· Автодидактика. Для обеспечения инициативного процесса познания и повышения роли самостоятельного творчества занятия предполагают и работу в режиме самообучения (автодидактики). Требуются особые методы подготовки учащихся к самостоятельной работе с текстовым материалом и информацией. Комплекс заданий до и после урока обеспечивает пропедевтику дискуссии и персонализацию интересов.

 

Работу можно организовать в пяти основных направлениях:

· Первое - предварительная подготовка (пропедевтика).

· Второе - знакомство с новой информацией.

· Третье - решение проблемы.

· Четвертое - презентация результатов.

· Пятое - организация работы с разнотиповыми и разноуровневыми заданиями в рамках отдельных тем.

 

Рассмотрим подробнее каждое из направлений.

 

III.1. Пропедевтика

 

Пропедевтика (от др.-греч. προπαιδεύω — предварительно обучаю) – приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета. Ее задача – задействовать личный опыт, создать тематический акцент, востребовать поиск дополнительной информации, вызвать ассоциации, которые связаны с данной темой. Эта работа организуется индивидуально, с использованием перед занятием заданий, которые предшествуют каждой главе курса.

 

Пример задания перед занятием:

(к главе 1 Пособия «Живая инновация»,)

«Перед занятием прочитайте текст и ответьте на три вопроса:

1. Почему развивающееся государство заинтересовано в нововведениях?

2. Какие социально-политические новшества описаны в материале параграфа?

3. Оцените экономические преимущества от введения описанных инноваций?»

 

Возможности, которые доступны при работе с Заданиями перед занятием, наглядно представлены на схеме ниже:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.015 с.)