Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Формы методической работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пособие «Живая Инновация» позволяет использовать весь спектр организационных форм, доступных сегодня школе: в качестве элективного курса для поддержки обучения старшеклассников на профильном уровне, как дополнительный материал и задачник по истории, химии, физике, для кружка в системе дополнительного образования, для проведения олимпиад и конкурсов. Каждая школа сможет выбрать тот вариант введения курса, который для нее наиболее комфортен, а главное — доступен.
Формы организации методической работы с использованием Пособия «Живая инновация»
Курс "Живая инновация" учит основам инновационной деятельности, которую человечество осваивало и совершенствовало в течение тысячелетий и предлагает некоторое навыки полезные для инноваций. Он строится на ясном понимании парадигмы научной организации инновационной деятельности, с учетом персональных склонностей и личностных приоритетов учащихся в выборе направлений инновационного творчества, а также методов анализа, систематизации информации и оценки результата работы. Современные тенденции в обществе и в образовании предъявляют новые требования не только к содержанию и структуре информации и знаний, но и к возможности их использования для создания чего-то нового. Это отражение естественного процесса ускоряющейся модернизации общества. В такой ситуации необходим иной уровень осмысленности учащимися школ процедур применения знаний. Ученики сегодня нуждаются в ясном понимании основ инновационной деятельности, алгоритмов организации инновационного процесса. Признаки сформированности у учащегося инновационного мышления можно сформулировать следующим образом: · ученик, помимо обязательных, выполняет и необязательные задания, работает самостоятельно, с увлечением; · ученик способен к самообразованию (целеполагание, осознание способов и средств достижения цели, действия по выполнению, рефлексия результата); · ученик решает неструктурированные (открытые) задачи; · ученикустанавливаетсвязь между знанием и практикой; · ученикумееткритически работать с источниками информации. Смысл предлагаемого курса — не просто познакомить учащихся с инновациями как нововведениями, основанными на новом опыте и достижениях науки, а сформировать понимание того, что инновация — это целостный процесс, предполагающий четыре этапа: · анализ потребностей или проблем; · анализ уже используемых приемов и способов; · оценки актуальности инновации; · инвестиции; · разработку; · процесс внедрения; · получение качественного улучшения. Существенным является именно последнее звено, поскольку оно свидетельствует о получении дополнительной ценности: денежной прибыли, экономического опережения, технологического лидерства, изобретательского приоритета, принципиальных социальных улучшений или качественного превосходства, например, в социальном обеспечении. Новая роль инновации в интеграции результатов обучения определяется осмыслением всего того, что приходится сочетать человеку в современных условиях. Это приводит к переоценке значимости и взаимовлияния всей совокупности общеобразовательных предметов и дисциплин, сопряженных с инновационной деятельностью, формирующих надпредметные компетенции (анализ, систематизация, поиск и подбор алгоритма и пр.), а также предполагает пересмотр смыслов и структуры внеклассной деятельности, поднимает рейтинг внеучебных достижений и результатов учащихся. В понимание инновационного мышления включены такие представления и навыки, как: · я знаю, как найти сферу, в которой я могу создавать инновации; · я понимаю, какие примерно процедуры мне надо пройти; · я в курсе, какие существуют в мире технологии, при помощи которых я могу создавать новое.
и образования Итака, Нью-Йорк) принадлежит патент США на Модели процессов мышления, в основе которых лежат так называемые «Мыслеблоки» (ThinkBlocks), осязаемый инструмент, разработанный Дереком для обучения взрослых и детей продвинутым навыкам мышления. Согласно одному из недавних утверждений, 21-й век будет веком «правого полушария» или творческих мыслителей. К сожалению, это не так. Как неправда и то, что прошлый век был веком «левого полушария», или линейных, аналитических или критических мыслителей. Дело в том, что нам всегда нужны были оба типа мыслителей, и в 21 веке оба типа необходимы еще больше, чем когда-либо ранее, Фактически, руководителю 21-го века требуются шесть типов мыслительных навыков, чтобы преуспеть в «век знаний»:
Шесть Навыков Мышления 21 века основаны на четырех простых шаблонах мышления, являющихся результатом пятнадцатилетнего исследования доктора Дерека Кабреры. Например, для критичного мышления требуется способность глубоко анализировать и критиковать границы определенной мысли. Творческое мышление возникает, когда кто-то может видеть невидимые связи между мыслями. Просоциальное поведение начинается с выбора перспективы и мышления на основе аналогий – без этого не было бы сочувствия, сострадания или общества. Следует отметить, что системное мышление – это не то, что человек делает, а то, что он получает в результате применения простых правил, основанных на шаблонах мышления. Поскольку системное мышление представляет собой шаблон мышления, этот шаблон может быть применен к любой существующей сфере знаний. Д-р Кабрера утверждает, что системное мышление – просто способ переорганизации мышления в предметную область, которая достигается посредством реконструкции системного мышления, основанного на элементах РССП (разграничение, система, связь, перспектива), что обеспечивает получение универсального подхода к манипуляциям концепциями, имеющими отношение ко всему мышлению, как в профессиональной практике, так и в интеллектуальных дисциплинах. Чтобы овладеть системным мышлением, необходимо всего лишь понимать и использовать четыре концептуальных шаблона/правила: · выделять разграничения между индивидуальным и неиндивидуальным; · осознавать двунаправленность взаимосвязей (воздействие и результат); · организовывать части и целое в альтернативные вложенные системы; · рассматривать новые перспективы посредством трансформирования такого понятия как «позиция и ракурс». Формированию у школьников инновационного, системного мышления способствует использование учебного пособия С.Л. Лескова.
Курс "Живая инновация" содержит 11 тем и рассчитан на 1 год преподавания. Он имеет особую специфику, как по структуре, так и по содержанию. Это в первую очередь можно отнести к особенной стилистике текстов, которые в большей степени тяготеют к публицистике. Как показывает опыт, они сразу настраивают на большую свободу трактовок и понимания содержания, что является хорошим посылом для начала творческой работы. Дополнительной особенностью курса является его ориентация на диалоговый и исследовательский метод обучения. Структура пособия представлена на рисунке ниже:
Курс ориентирован на активного старшеклассника, стремящегося оперативно ориентироваться в сложных ситуациях, требующих нестандартных решений, самостоятельно принимать такие решения, осознавать ответственность и оценивать риски. Задача учителя – дать учащемуся достаточно простые алгоритмы для изобретения, придумывания, создания нового, которые базируются на использовании уже существующих приемов. Инновационная, изобретательская и даже творческая деятельность не свойственны абсолютно всем учащимся, это доступно довольно узкому кругу. Но именно для тех, кто не находит своего успеха в чистом виде в предметных достижениях, поле, которое задает пособие – это то пространство, где можно создавать что-то полезное для самого себя. Пособие дает возможность привлекать к достаточно интересной и продуктивной работе (в том числе и учебной) учащихся, которые не очень интересуются предметной деятельностью в чистом виде. Кроме того, курс позволяет учащимся понять, что школьное обучение не более чем средство, но не цель. Материалы книги должны рассматриваться как классический кейс, т.е. сборник описаний реальных ситуаций, цель которого подготовить учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление. Кейс-метод уже успешно используется как метод обучения в экономике, менеджменте, медицине, прикладных науках с безусловным приоритетом деятельностного подхода и практической значимостью для обучающихся. Основой методики обучения является дискуссия по заданной теме на занятии и дальнейшее обсуждение в группах конкретных фрагментов конкретной проблемы с последующей презентацией результатов. Задания для учащихся в соответствии с целями обучения делятся на три группы - задания перед занятием, задания для работы на занятии и задания после занятия. · Задания для домашней работы перед занятием предполагают подготовку ученика к дискуссии - основной форме обучения. Они работают на формирование метапредметных результатов. · Задания для работы на занятии определяют тему дискуссии. · Задания для домашней работы после занятия позволяют персонифицировать интересы учеников и подобрать им задание по уровню готовности, интересам и степени осведомленности о предмете обсуждения. Примером классического кейса может служить может служить занятие, проведенное А.В. Ивановым в рамках элективного курса: «На одном из занятий мы с обучающимися рассмотрели ситуацию, связанную с внедрением энергосберегающих ламп. Они сейчас осваиваются семимильными шагами, а вместе с ними мы получаем ртуть и другие «полезные» материалы, которые находятся внутри них. При этом на отечественных помойках выброшенных энергосберегающих ламп становится все больше и больше. Что же делать? Это качественное и долгое исследование, но надо понять главное: какой инновационный потенциал может сидеть в этой проблеме? Способ переработки лампочек – ведь там же ртуть, а она стоит денег! То есть на самом деле, из этого мусора можно получить большую прибыль. Плюс к этому - хорошее инновационное направление, потому что скоро государство вспомнит, что в результате повсеместного использования этих ламп их надо как-то утилизировать. Тот, кто придет с этой методикой, будет жить хорошо». Таким образом, способность учеников находить в, казалось бы, простых и привычных вещах инновационный потенциал – очень важный момент. Если мы обратим внимание на такие изобретения последних лет, как социальные сети (Facebook, Twitter), то увидим интересную вещь: там инновация фактически создана из ничего. Она создана из определенной склонности людей и имеющейся инфраструктуры, которую создал Интернет. Люди нашли инновационный потенциал фактически из воздуха.
В рекомендациях для учителя предлагается методика работы, построенная на инновационных принципах, цель которой – подвести учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление. Необходимо отметить, что традиционные форматы урока (40—45 мин.) не подходят для работы в рамках данного курса. Целесообразно использовать более крупные временные единицы — сдвоенный или строенный урок, выделенный день (в структуре расписания), обучение по модулю или в рамках технологии "погружения", возможно, с выездом учащихся в иные (нешкольные) условия (экологический лагерь, например).
Учитывая максимально практическую и прикладную направленность курса, в нем целесообразно использовать несколько методик. · Исследовательская методика. Она ориентирована на стимулирование исследовательского характера познания с последующим выходом на проектную реализацию и предполагает организацию различных форм учебно-исследовательской деятельности. Для достижения поставленных инновационных задач используются методики работы в малой группе, индивидуальная работа и методика организации деятельности временного научно-исследовательского коллектива. Кроме этого, проводятся "мозговой штурм" и дискуссионное обсуждение. Основным методом обучения является дискуссия в классе и в группе. · Объектная методика. Обучение предполагает организацию учебного процесса на базе реальных познавательных объектов, которые описываются в так называемых "кейсах". Кейс-сборник описаний реальных ситуаций, цель которого вывести учащихся на формы деятельности, развивающие инновационное мышление. Кейс-метод является современным и состоявшимся методом обучения в экономике, медицине, менеджменте, прикладных науках и т.д. с безусловным приоритетом деятельностного подхода и практической значимостью для обучающихся. Обучение проводится в форме проблемного тренинга. · Автодидактика. Для обеспечения инициативного процесса познания и повышения роли самостоятельного творчества занятия предполагают и работу в режиме самообучения (автодидактики). Требуются особые методы подготовки учащихся к самостоятельной работе с текстовым материалом и информацией. Комплекс заданий до и после урока обеспечивает пропедевтику дискуссии и персонализацию интересов.
Работу можно организовать в пяти основных направлениях: · Первое - предварительная подготовка (пропедевтика). · Второе - знакомство с новой информацией. · Третье - решение проблемы. · Четвертое - презентация результатов. · Пятое - организация работы с разнотиповыми и разноуровневыми заданиями в рамках отдельных тем.
Рассмотрим подробнее каждое из направлений.
III.1. Пропедевтика
Пропедевтика (от др.-греч. προπαιδεύω — предварительно обучаю) – приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета. Ее задача – задействовать личный опыт, создать тематический акцент, востребовать поиск дополнительной информации, вызвать ассоциации, которые связаны с данной темой. Эта работа организуется индивидуально, с использованием перед занятием заданий, которые предшествуют каждой главе курса.
Пример задания перед занятием: (к главе 1 Пособия «Живая инновация»,) «Перед занятием прочитайте текст и ответьте на три вопроса: 1. Почему развивающееся государство заинтересовано в нововведениях? 2. Какие социально-политические новшества описаны в материале параграфа? 3. Оцените экономические преимущества от введения описанных инноваций?»
Возможности, которые доступны при работе с Заданиями перед занятием, наглядно представлены на схеме ниже:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.015 с.) |