Используя методику триза, предложите способ нетравматичной доставки лекарства к больному органу человека: без использования игл, зондов, разрезов и Т. Д. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Используя методику триза, предложите способ нетравматичной доставки лекарства к больному органу человека: без использования игл, зондов, разрезов и Т. Д.



 

· Вариант 1 – Придать лекарству магнитные свойства и с помощью магнитного поля создать постепенную концентрацию препарата

· Вариант 2 – Создать клетки, «цепляющиеся» к клеткам, доминирующим в данном органе, и выделяющие при контакте указанное вещество

· Вариант 3 – Синтезировать лекарство прямо в органе из предварительно усвоенных им простых составляющих под внешним воздействием – излучением, вибрацией и пр.

· Вариант 4 - Придать лекарству возможность взаимодействовать только с клетками, доминирующими в данном органе

 

Ниже представлена наглядная схема компонентов ТРИЗ:

 

где:

  • АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач
  • ЗРТС – закон развития технических систем
  • ФСА – функционально-стоимостной анализ
  • ФП – физическое противоречие
  • ТП – техническое противоречие
  • РТВ – развитие творческого воображения

Вепольный анализ – это техника анализа функциональных взаимодействий минимальной системы. При решении изобретательской задачи чаще всего приходится терпеливо добираться до скрытого в задаче физического противоречия и рассматривать конкретные физические процессы. Но и здесь не всегда удаётся напрямую применить знания, даже если известны общие принципы разрешения технических противоречий. Требуются тактические шаги, конкретизирующие действия. Для этого нужен точный анализ взаимодействия веществ и энергий в оперативной зоне задачи. Выйти из этого положения в изобретательской деятельности позволяет так называемый «вепольный анализ». Слово «веполь» образовано от слов «вещество» и «поле». Понятие «поле» в ТРИЗ расширено: оно включает в себя не только «законные» физические поля — электромагнитные, гравитационные, поля слабых и сильных взаимодействий, но и всевозможные «технические» поля — механическое, инерционное, тепловое, акустическое, лучевое, запаховое и т. д. Другими словами, полем в ТРИЗ называют любое взаимодействие между веществами. Понятие «вещество» в ТРИЗ также условное — им может быть любой элемент, участвующий в задаче.

Диверсионный стратегический анализ (ДСА) - метод исследования внешней и внутренней среды объекта, в основе которого лежит принцип прогнозирования возможных нежелательных явлений, в т.ч.: чрезвычайных ситуаций, производственного брака, аварий, катастроф (в т.ч. экологических), стихийных бедствий, преступлений и т.п., а также выявления причин уже случившихся аварий и др. через моделирование максимального количества диверсий против объекта.

ДСА состоит из двух основных этапов.

На первом этапе вопросы типа: "Какие чрезвычайные ситуации и нежелательные явления возможны в данном объекте (конструкции, технологии, регионе и т.п.)?" или "Почему возникла данная чрезвычайная ситуация (авария, др. нежелательные явления)?" преобразуются в вопросы типа: "Как испортить данный объект, как обеспечить возникновение наибольшего кол-ва наиболее опасных нежелательных явлений?" либо "Как реализовать в данном объекте именно ту чрезвычайную ситуацию, которая возникла?". Такая процедура напоминает разработку диверсий (отсюда название метода).

На втором этапе решаются (также с помощью этих методов) задачи по предотвращению спрогнозированных "диверсий".

ДСА включает последовательно выполняемые операции:

  • формулирование "диверсионной" задачи;
  • анализ известных способов создания чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений;
  • паспортизацию и проверку возможностей использования для "диверсий" имеющихся ресурсов;
  • поиск возможных нежелательных эффектов в информационных фондах и с помощью методов технического творчества;
  • поиск возможностей усиления и "маскировки" нежелательных эффектов;
  • анализ выявленных нежелательных эффектов и воможностей их усиления;
  • поиск возможностей устранения нежелательных эффектов.

Цели диверсионного стратегического анализа:

1. Получение избыточного перечня факторов, которые в принципе могут вызвать сбои в системе.

2. Систематизация перечня и классификация факторов, с точки зрения их критичности (то есть создания максимального ущерба).

3. Выделение стратегических (критических) участков объекта, разрушение которых приводит к необратимым последствиям.

4. Разработка системы первоочередных мероприятий по защите стратегических участков.

5. Разработка системы мероприятий второго уровня по защите «узких» мест.

ДСА не заменяет существующих антиаварийных методов, подходов и мероприятий, а дополняет их современными научными методами решения творческих задач.

 

ФСА (функционально-стоимостной анализ) — метод технико-экономического исследования объекта, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами (качество) и затратами на достижения этих свойств.

Классический ФСА имеет три англоязычных названия-синонима — Value Engineering, Value Management, Value Analysis.

Суть метода — поэлементная отработка конструкции объекта. Если анализировать каждый элемент конструкции в отдельности, разделив элементы по принципу функционирования на основные и вспомогательные, модно легко определить, где «спрятаны» излишние затраты.

 

РТВ – развитие творческого воображения – один из методов ТРИЗ, позволяющий решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Он ориентирован на развитие творческого неординарного мышления, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.

Предметом РТВ является не информация о структуре и свойствах конкретных систем, а модели и приемы, применимые к любым системам (техническим, биологическим, художественным и т. д.).

 

 

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ноябре 2009 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости всесторонней модернизации страны: «Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы должны создать умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям». Президент отметил, что в России «всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них держится инновационный мир, и надо сделать всё, чтобы таких специалистов стало больше и они были востребованы в своей стране».

 

Но в настоящее время по данным опроса Московского комитета по науке и технологиям:

· в Москве - половина исследователей старше 50 лет, тогда как в развитых странах средний возраст научных работников не превышает 45 лет;

· в Москве доля лиц старше 60 лет среди исследователей - 27,5%, среди докторов наук – почти 60%;

· у каждой третьей научной организации в России доля молодых ученых с возрастом до 39 лет не превышает 10%;

· численность выпускников высших учебных заведений, поступающих на работу в научные организации, составляет не более 1 % от численности занятых исследованиями.

 

Использование пособия «Живая инновация. Мышление XXI века» в учебно-воспитательном процессе позволит раскрыть (с учетом возраста школьников) содержание и значение основных направлений инновационного развития страны, а также будет способствовать формированию у учащихся мотивации у выбору сферы профессиональной деятельности, связанной с наукой, технологиями и техникой.

Задача курса заключается в том, чтобы подвигнуть учащихся к одному очень важному пониманию: предметы, которые мы изучаем в школе, — всего лишь средство, набор инструментов (математика, физика, химия и т.д.) для решения жизненных проблем.

Кроме того, важно помочь ученикам находить так называемые инновационные зерна. Очень часто школьники не чувствуют проблему нового. Для того, чтобы осознать потребность создания нового, необходимо понять, в какой отрасли это можно сделать. Однако за время обучения у ученика складывается впечатление, что современная наука и техника достигли таких высот, что все уже известно, все открыто, "белых пятен" нет. А если так, то зачем что-то новое? Курс "Живая инновация" способен открыть учащимися степень "несовершенства" мира и "недостроенности" здания науки, показать, в какой сфере и в каких реальных прикладных направлениях действительно может происходить инновационная деятельность.

Основные преимущества пособия «Живая инновация. Мышление XXI века»:

1. Пособие решает следующие задачи:

· формирование инновационного кругозора;

· овладение навыками целенаправленного, организованного творчества;

· приобретение практического опыта организации изобретательской работы;

· систематизация представления о методах сбора, анализа и интерпретации

полезной для создания нового информации.

2. Пособие позволяет:

· работать в рамках элективного курса для старшеклассников:

à Предметно-ориентированные элективные курсы

à Межпредметные элективные курсы

à Ориентационные курсы

à Элективные курсы по предметам, не входящим в БУП

· использовать его в качестве дополнительного материала и задачника по

истории, химии, физике;

· организовать работу кружка в системе дополнительного образования;

· использовать как источник идей и информации для внеурочной

деятельности:

à Классные часы

à Игра «Тайны вокруг нас»

à Ток-шоу «Умники и умницы»

à Конференция «В мире инноваций»

à Ярмарка идей и изобретений

· проводить творческие и изобретательские олимпиады и конкурсы.

3. Пособие положило начало в развитии темы воспитания новых поколений инноваторов:

· раскрывает значимость инноваций для формирования облика современного

общества;

· содержит увлекательный материал об истории инноваций и выдающихся

инноваторах:

· утверждает, что инноватором быть важно, модно и выгодно.

 

Ниже приведены фрагменты из презентации учителя физики гимназии №7 г. КазаньГригорьевой Эльзы Рафаиловны «От «Живой инновации» к «живой» методике», в которой автор демонстрирует опыт использования пособия в практике учебно-воспитательного процесса:

 

 

Глава пособия «Живая инновация» Темы из пособия «Живая инновация» Темы классных часов
1-4 5-8 9-11
Гл. 1 Теория инновационной деятельности Петр Великий – новатор и изобретатель. Великие люди России Реформы времен Петра Великого Петр I – новатор и изобретатель
Афоризм – крылатая инновация Русские пословицы и поговорки Афоризмы, отражающие развитие научно-технического прогресса Влияние русских традиций на культуру родного края.
Шоколад – самая вкусная инновация История развития шоколада (интерактивная презентация и дегустация) Шоколад – вред или польза? (социологическая экспертиза и опрос) Влияние активных веществ на психомоторное состояние личности. ПАВ. Допинги. (социологическое исследование)
Закрепляющие ролевые игры по теме «Инновации – дело государственное» Разработка условий в построение игры «Ярмарка шоколада» Игра «Потенциальные потребители шоколада» Игра «Потенциальные потребители инноваций» (факторы, влияющие на стабильность отдельных отраслей экономики)

 

В «Приложении» приведена таблица использования Пособия в различных предметных областях, созданная коллективом педагогов Республики Татарстан, принимавших участие в Проекте «Школа инноваций» в 2009-2010 году.

 

Пособие «Живая инновация» полезно для всех категорий участников образовательного процесса:

1. Помогает учителям:

· объяснить школьникам необходимость и важность изучения естественно-научных предметов, математики и информатики;

· показать учащимся пути и способы развития их творческого потенциала и самореализации;

· формировать у школьников активный интерес к новаторству в различных сферах деятельности.

2. Помогает учащимся:

· приобщиться к теме высоких технологий и инноваций;

· познакомиться с основами «инновационной кухни» (основные понятия, люди, события);

· определить пути развития собственного творческого потенциала и выбор возможной будущей профессии;

· сделать первые шаги на пути создания и внедрения собственных инновационных разработок.

3. Помогает родителям:

· увидеть и развить разнообразные способности и таланты своих детей;

· приобщиться к многогранному детскому творчеству;

· открыть для себя увлекательный мир инноваций;

· сориентировать и поддержать своих детей на пути самореализации.

 

Ценность предлагаемого пособиями — в изложении новой стратегии для выпускников, которые планируют реализовать себя в бизнесе, в профессии, в творчестве. Их ожидания находятся в прямой зависимости от тех образовательных усилий, которые мы, учителя, предпринимаем.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Некоторые методические рекомендации по использованию пособия «Живая инновация. Мышление XXI века»

Способность к нововведениям является одним из индикаторов культуры общества. Степень успешности развития, как отдельных людей, так и общества в целом связана со способностью к продуцированию и восприятию ими разного рода нововведений.

Данное учебное пособие может заинтересовать старшеклассников, стимулировать их стать конкурентоспособными людьми, овладеть инновационным мышлением.

Пособие рекомендуется использовать в различных предметных областях:

 

1. В качестве дополнительного пособия к предметам Базисного учебного плана (физика, химия, биология, история, обществознание)

ФИЗИКА

Глава пособия класс Раздел в учебнике по физике Работа для учащихся
    Закон сохранения импульса Доклады: Пионеры Вселенной (Н.И. Кибальчич; Ф.А. Цандер; К.Э. Циолковский; Ю.А. Гагарин). Составить дайджест статей в области освоения космоса за последние 45 лет (отечественные, зарубежные). Подготовить сообщение на тему освоения космоса (например: «Российские приоритеты в освоении космоса»; «История освоения космоса в России»)
  9, 10 Динамика вращательного движения твердого тела. Доклады по теме: Принцип действия центрифуги и её использование в различных отраслях промышленности. Движение проводника в магнитном поле.
  7-11   Правила оформления патентов и изобретений школьниками.
  10-11 Звуковые и ультразвуковые колебания Электромагнитные излучения. Строение атома. Излучение атомом Физика и медицина -Использование ультразвуковых колебаний в медицине, быту. -Использование рентгеновских лучей в медицине. -Диагностика заболеваний при помощи томографов. -Использование электронных микроскопов. -Использование звукоизоляционных материалов в строительстве и в быту. -Радиоприемник(А.Попов, Г. Маркони), радиолокации. -От телефона Bella к сотовому телефону.  
  9, 11 Атомная и ядерная физика Ядерный проект в мирных целях. Перспективы строительства атомных электростанций в России. У колыбели атомного проекта (история развития). Модернизация атомных электростанций.
  8, 10 Тепловые двигатели Газогенераторные двигатели Газотурбинные двигатели
  10, 11 Движение заряженных частиц в магнитном поле, Сила Лоренца. Модернизация ускорителя заряженных частиц.

БИОЛОГИЯ

6-7 классы
Раздел в пособии Раздел в учебнике по биологии Темы уроков
Шоколад – самая вкусная инновация Раздел Ботаника Сельскохозяйственные растения. Значение растений в жизни человека.
Хочу жить в России, чтобы продолжить дело своей жизни Разделы: Ботаника. Зоология. Сельскохозяйственные растения. Значения растений в жизни человека. Сельскохозяйственные животные. Значение животных в жизни человека
Раздел в пособии Раздел в учебнике по биологии Темы уроков
8 класс
Шоколад – самая вкусная инновация Раздел: питание и пищеварение. Обмен веществ и энергии Питательные вещества. Пищеварение в желудке и кишечнике
Скоро человек будет жить в 10 раз дольше Разделы: обмен веществ и энергии. Размножение и развитие организма Превращения веществ. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организма.
Жвачка – самая тягучая инновация Раздел: питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полсти и желудке. Строение и функции зубов.
«Макдональдс» - самая съедобная инновация Разделы Обмен веществ и энергии. Питание пищеварение. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Гигиена питания.
Кока – кола – самая жидкая инновация Разделы: обмен веществ и энергии. Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Гигиена питания.
Телефон – самая разговорчивая инновация Раздел: Анализаторы Слуховой анализатор. Гигиена слуха
Ахматова – автор гимна нанотехнологий Раздел: внутренняя среда организма Кровь. Кровообращение. Иммунитет
9 класс
Нанотехнологии перевернут мир Раздел: общая биология. Генетика Биотехнология. Методы генетики
10 класс
Нанотехнологии перевернут мир Разделы: общая биология. Генетика Биотехнология. Методы генетики. Генетика человека
Трудно быть богом? Или в чем состоит смысл жизни творца нового. Инновация и медицина Разделы: общая биология. Генетика. Селекция. Методы селекции Биотехнология. Методы генетики. Генетика человека
Скоро человек будет жить в 10 раз дольше Разделы: общая биология. Метаболизм. Размножение и развитие организмов. Генетика. Ассимиляция. Диссимиляция. Биотехнология. Методы генетики. Генетика человека. Генная инженерия. Клонирование
Раздел в пособии Раздел в учебнике по биологии Темы уроков
Хочу жить в России, чтобы продолжить дело своей жизни Разделы Общая биология. Размножение и развитие организмов. Генетика. Биотехнология. Методы генетики. Генная инженерия. Генно-модифицированные продукты
Ахматова- автор гимна нанотехнологий Разделы: общая биология. Генетика. Генетика человека. Генная инженерия.
11 класс
Химическое оружие и экология Разделы: экология. Охрана окружающей среды Загрязнение воздуха. Загрязнение воды. Человек и окружающая среда. Ноосфера
Россия приручает океан Разделы: Экология Охрана окружающей среды Альтернативные источники энергии. Загрязнения мирового океана.
Молчание ускорителя Разделы: Экология. Охрана окружающей среды Альтернативные источники энергии. Радиоактивные загрязнение.
Телефон – самая разговорчивая инновация Разделы: Экология. Охрана окружающей среды. Экология человека. Электромагнитное излучение. Влияние факторов среды на здоровье человека
Ахматова – автор гимна нанотехнологий Раздел Экология человека Влияние факторов среды на здоровье человека

ХИМИЯ

Раздел (тема) в пособии Раздел (курс) в учебнике по химии Тема урока
Жвачка – самая тягучая инновация. 10 класс Курс «органическая химия» Тема № 4. Углеводороды. 10 класс   Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
Инновация в области химии и фармакологии. Скоро человек будет жить в 10 раз дольше 11 класс Курс «общая химия». Тема № 6 Химия и общество 1.Химическая промышленность и химические технологии. 2.Биотехнология и генная инженерия. 3.Химия и генетика человека.
     
Химическое оружие и экология 11 класс Курс «Общая химия» Тема №6 Химия и общество 1.Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. 2.Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана фауны и флоры. Питательные вещества. Пищеварение в желудке и кишечнике

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел программы курса «Истории России» Изучаемый вопрос Тема или идея из статьи пособия «Живая инновация»
Русь в IX – в начале XII в. Дискуссии историков об уровне социально- экономического развития Древней Руси. Глава 11.Инновации на воде. Мнение эксперта: «В Великом Новгороде были передовые технологии». Фрагмент статьи «Петр Великий – инноватор и изобретатель».
Российское государство во второй половине XV – конце XVI в.   Россия в XVII в. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России. Глава 14. Гвоздь и подкова. Мнение эксперта «Без государственной политики молодое поколение становится беспризорным» (фрагменты, имеющие отношение к изучаемому периоду)
Российская империя в XVIII в. Петровские преобразования. Культура народов России. Научно – техническая мысль научные экспедиции. М. В. Ломоносов. Глава 1. Инновации – дело государственное. «Петр Великий – инноватор и изобретатель». Глава 4. Невозможно ничего видеть дивнейшего. «Министр машиностроения Его величества». Глава № 8. Червяк или гений. «Кулибин №1».
Россия в XIX – начале XX в. Научные достижения российских ученых. Глава 5. Трудно быть богом? Скоро узнаем.??
Советское общество в 1922 – 1941гг. Советский союз в годы Великой Отечественной войны Наука в СССР в 1920 – 1930-е гг.   Мобилизация страны на войну. Глава 14. Гвоздь и подкова. Гибель воздушного «Титаника». Глава 6. Инновация «Атомный проект». Создатель ядерного щита.
СССР в первые послевоенные десятилетия Научно – техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса Глава 2. Инновация «Космический проект». Глава 6. Инновация «Атомный проект». Глава 3. «От центрифуги и нанотехнологии»
СССР в середине 1960-х- начале 1980-х гг. Советское общество в 1985-1991гг.   Глава 2. Инновация «Космический проект». Глава 10. Орбита инноватора. Лебединая песня «Бурана».
Российская Федерация Переход к рыночной экономике. Наука и образование в России в начале XXI в. Глава 3. «От центрифуги к нанотехнологии». Глава 9. Серенада о депрессии. Глава 11. Инновации на воде. Введение к разделу.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Раздел программы курса «Обществознание» Изучаемый вопрос Тема статьи пособия «Живая инновация» или идея
Человек как творец и творение культуры Творчество в деятельности. Познавательная деятельность человека. Введение. Статьи «теория инновационной деятельности» в главах пособия. Глава 8. Червяк или гений. Заключение
Общество как сложная динамичная система Эволюция и революция как формы социального изменения. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Введение. Глава 1. Инновации – дело государственное. Глава 4. Невозможно ничего видеть дивнейшего.
Экономика Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая деятельность и ее измерители. Глава 2. Инновация «Космический проект». Мнение эксперта «Для успеха инновационной экономики надо освоить парное катание». Глава 3. От центрифуги к нанотехнологиям. «Теория инновационной деятельности»; «Инновации, которые победили» Глава 4. Невозможно ничего видеть дивнейшего. Мнение эксперта: «Экономика без инноваций неконкурентоспособна» Глава 7. «Инновации лучше живой воды» Глава 13. Человек и его гаджет. Глава 9. Серенада о депрессии.Мнение эксперта: «Инновации – самый быстрый выход из кризиса».
Социальные отношения Социальная структура. Социальная мобильность, виды. Молодежь как социальная группа. Глава 1. Инновации – дело государственное. Понятие «инновационный класс». Глава 5. Трудно быть богом? Скоро узнаем. Глава 14. Гвоздь и подкова. Мнение эксперта: »Без государственной политики молодое поколение становится беспризорным»
Политика как общественное явление Государство как главный институт политической власти. Человек в системе экономических отношений. Глава 1. Инновации – дело государственное. Мнение эксперта «Инновации – это симбиоз государственной политики»
Человек в системе общественных отношений Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Глава 10. Орбита инноватора. Мнение эксперта: «В России должна появиться мода на инновации». Глава 13. Человек и его гаджет. Мнение эксперта: «Смельчак определяет будущее России».
Правовое регулирование общественных отношений Право на интеллектуальную собственность. Глава 4. Невозможно ничего видеть дивнейшего. Как инновации регистрируются и защищаются законом.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.12.23 (0.055 с.)