Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смешанная модель — посредниками являются как банки, так и небанковские компании. Смешанная модель рынка ценных бумаг свойственна таким странам, как Россия и япония.

Поиск

 

  1. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг.

 

Система управления рынком ценных бумаг наряду с функциональной (фондовые биржи, фондовые отделы валютных, товарных и товарно-сырьевых бирж, постоянные фондовые аукционы), технической (клиринго-расчетная, депозитарная, регистрационная, информационная сеть) и организационной (технологии управления) подсистемами инфраструктуры обеспечивает функционирование рынка ценных бумаг. Как и любая система управления, система регулирования рынка ценных бумаг строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и имеет две подсистемы: управляющую и управляемую.

Управляющая подсистема включает:

1) государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг целенаправленную деятельность (законодательную, регистрационную, лицензионную, надзорную);

2) законодательную инфраструктуру (нормативные документы, действующие на фондовом рынке, главным образом законодательные акты по ценным бумагам);

3) этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).

Управляемая подсистема – это функциональная, техническая и организационная инфраструктура рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг – это объединение в систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение сделок, подчинить их установленным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка, следующих определенным правилам игры. На первичном рынке ценных бумаг государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) в обращение ценных бумаг посредством регистрации. На вторичном рынке контроль за обращением осуществляется посредством лицензирования профессиональных участников рынка (выдача квалификационных аттестатов, дающих право на совершение сделок с ценными бумагами) и инвестиционных институтов, а также через механизм налогообложения операций (сделок) с ценными бумагами.

К методам регулирования рынка ценных бумаг относятся следующие:

1) нормативно-правовое регулирование;

2) регистрация выпусков, проспектов эмиссии;

3) лицензирование субъектов рынка;

4) аттестация специалистов инвестиционных институтов;

5) страхование инвесторов;

6) аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

7) постоянное информирование инвесторов;

8) надзор за проведением фондовых операций и инспектирование;

9) регистрация и надзор за деятельностью участников рынка ценных бумаг;

10) контроль за соблюдением действующего законодательства;

11) консультирование.

Нормативно-правовой основой регулирования рынка ценных бумаг является действующее законодательство, прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «Об акционерных обществах» и «О несостоятельности (банкротстве)». Деятельность на рынке ценных бумаг также регламентируется специальными нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также государственными российскими стандартами и международными стандартами в области оценочной деятельности.

Правовая основа регулирования фондового рынка в России определена в федеральном законе «О рынке ценных бумаг», инструкциями Министерства финансов России, инструкциями и письмами Банка России.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» регламентирует деятельность отдельных профессиональных участников рынка и вопросы регулирования рынка; регуламентирует процедуру выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, работу фондовых бирж и другие вопросы.

Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня. Общее руководство развитием фондового рынка осуществляет Президент РФ. Совет Федерации ратифицирует законодательные акты по вопросам развития рынка ценных бумаг. Государственная дума разрабатывает законодательные акты по вопросам развития фондового рынка. Правительство РФ определяет общие направления, утверждает концепцию развития рынка ценных бумаг. Федеральная служба по финансовым рынкам разрабатывает концепцию развития рынка ценных бумаг, нормативно-правовые акты, осуществляет контроль, аттестацию и лицензирование профессиональных участников рынка. Министерство финансов РФ проводит выпуск государственных ценных бумаг и общий контроль за развитием фондового рынка.

Таким образом, рынок ценных бумаг – объект жесткого регулирования и государственного контроля. Кроме этого, развит механизм саморегулирования рынка, целью которого является устранение криминогенных ситуаций и создание ликвидного рынка.

В России уже заложены основы для нормального функционирования фондового рынка, и на нем действует довольно большое количество профессионалов. Однако рынок все еще отличается крайне низким уровнем капитализации, многие ценные бумаги неликвидны, инфраструктура рынка развита слабо. Поэтому развитие рынка ценных бумаг – одна из приоритетных задач государства.

 

  1. Органы государственного надзора рынка ценных бумаг.

Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Это обусловливают:
- смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, где регулирующие инстанции — Центральный банк РФ и небанковские органы;
- масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства;
- неустойчивость и конкуренция российских властных структур.
К основным государственным органам, регулирующим рынок
ценных бумаг в России на федеральном уровне, относятся Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ. ПерЁое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг.
Правительство РФ. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Минфин РФ, Минэкономразвития РФ и т.д.). Порядок указанной работы утвержден Постановлением Правительства РФ «Об утверждении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. № 733.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
ФСФР подчиняется непосредственно Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законодательством РФ. Структурно состоит из шести руководящих членов: председателя, являющегося по должности федеральным министром, первого заместителя председателя, трех заместителей председателя и секретаря.
Постановления ФСФР по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями.
Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений.
ФСФР издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.
Министерство финансов РФ. На рынке ценных бумаг Министерство финансов выполняет функции представителя эмитента государства, все функции по выпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне, государственного органа регулирования рынка.
В качестве эмитента государства Министерство финансов России разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказывает организационнотехническое содействие в создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.
ф Б_Рфучи государственным органом регулирования рынка, Мин
- устанавливает правила совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Минфина выведен также оборот валютных ценностей);
- аттестует специалистов на право ведения операций с ценными бумагами (за исключением персонала банков), контролирует использование квалификационных аттестатов, применяет санкции;
- регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением ценных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов);
- регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг;
- ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию;
- контролирует приобретение крупных пакетов акций;
- лицензирует производство и ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг;
- ведет государственный реестр акционерных обществ;
- ведет реестр инвестиционных институтов;
- осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.
Банк России. Это профессиональный участник рынка ценных бумаг, активно ведущий операции с ценными бумагами, а также государственный орган регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. Вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выполняет функции дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, будучи на нем финансовым брокером, работающим по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг, являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.
Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, Банк России выполняет функции агента по платежам, связанного с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг.
Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежнокредитной политики. Это также орган государственного регулирования для коммерческих банков — профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую — консультант Правительства и парламентских органов, координатор в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например по торговле государственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.
Согласно законам РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» Банк России на рынке ценных бумаг осуществляет:
- установление для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами;
- регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами;
- аттестацию специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами;
- регистрацию выпусков ценных бумаг банков;
- регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг (совместно с Минфином России);
- ведение реестра ценных бумаг банков;
- регистрацию и ведение реестра акционерных обществ — банков;
- подготовку специалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.
Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. Банк России регулирует обращение ценных бумаг — валютных ценностей в части банковских и небанковских операций.
Значительную часть регулирующих функций по рынку ценных бумаг Банк передал своим территориальным управлениям.
Особая сфера ответственности Банка России — операции на открытом рынке, инструментом которых являются ценные бумаги, а целью — регулирование объемов денежной массы в обращении.
Российский фонд федерального имущества выполняет на рынке ценных бумаг следующие функции:
- продажи акций в процессе приватизации;
- управления портфелем акций, находящихся в собственности государства, включая осуществление полномочий собственника на собрании акционеров;
- приобретения от имени государства участия в акционерных капиталах.
Федеральная антимонопльная служба РФ. В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и рядом нормативных актов в области ценных бумаг ФАС осуществляет:
- согласование крупнейших выпусков ценных бумаг;
- определение порядка признания юридических лиц контролирующими друг друга, согласование приобретения 35% или более акций одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров;
- согласование создания холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, определение пакета акций как контрольного;
- согласование создания акционерных обществ путем добровольных объединений государственных предприятий;
- согласование создания финансово-промышленных групп;
- контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг, обеспечивая добросовестную конкуренцию и защиту прав потребителей на получение достоверной информации, приостановление лицензий на право операций с ценными бумагами по результатам контроля;
- регулирование обращения товарных, фьючерсных и опционных контрактов через Комиссию по товарным биржам.
Министерство экономического развития РФ — Минэкономразвития РФ традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций. В настоящее время происходит последовательное усиление деятельности Минэкономразвития РФ на рынке ценных бумаг:
- в разработке политики формирования рынка в рамках общеэкономической политики;
- в законотворческой области;
- в стремлении создать и в последующем регулировать схему инвестирования централизованных государственных средств на капитальные цели через портфельные вложения в ценные бумаги;
- в экспертизе и согласовании создания финансово-промышленных групп.

 

  1. Законодательно-правовая база регулирования, национальные особенности регулирования рынка.

 

Правовые основы регулирования деятельности рынка ценных бумаг предполагают наличие законов и нормативных актов, в которых отражаются основные аспекты функционирования рынка ценных бумаг. Необходимость такого регулирования возникла во время Великой депрессии 1929—1933 гг., когда многие биржи потерпели крах и большое количество инвесторов серьезно пострадали. Возникла необходимость защиты инвестиций от спекулятивных и недобросовестных сделок на бирже. В настоящее время законы о рынке ценных бумаг существуют практически во всех странах и в целом содержат следующие положения: классификация видов ценных бумаг; правила раскрытия эмитентами информации о своей деятельности; порядок публичного предложения при купле-продаже ценных бумаг в отношении физических лиц; регламентация основ деятельности фондовой биржи; меры защиты от недобросовестного поведения на рынке; запреты на личное обогащение сотрудников биржи, которые могут использовать конфиденциальную информацию; наделение министерства финансов или комиссии широкими полномочиями по регулированию рынка ценных бумаг; меры ответственности за противоправные действия.

Первый закон был принят в США в 1933 г. Основу этого закона составляло то, что всем участникам фондового рынка создавался гарантированный доступ и предоставлялась возможность получать объективную информацию для принятия соответствующего решения. Была введена обязательная государственная регистрация эмиссии ценных бумаг. Была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам. В законе была определена защита прав инвесторов. В 1934 г. вышел Закон об обращении ценных бумаг в США. Он ужесточил закон 1933 г. В дальнейшем по необходимости к нему принимались поправки. В 1964 г. были внесены особо серьезные поправки, касающиеся ответственности за неточную или заведомо ложную информацию. В соответствии с законом убытки инвесторов в результате такой информации возмещаются либо посредниками, предоставившими такую информацию, либо компанией-эмитентом, при этом вопрос о возмещении ущерба решается либо через Федеральный суд, либо через главные суды штатов. Отдельные виды ценных бумаг в соответствии с законом освобождаются от государственной регистрации. Это так называемые ценные бумаги офаниченного круга субъектов либо не предназначенные для перепродажи. Помимо законов в США при регулировании рынка ценных бумаг используются инструкции Федеральной резервной системы, Министерства финансов и Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам.

В Германии же вплоть до 1990-х годов не было федерального закона, регулирующего фондовый рынок, а существовали лишь правила, установленные в 1970 г. и дополненные в 1988 г. Они были приняты широким кругом банков и другими участниками бирж. Однако частые скандалы на фондовом рынке дискредитировали эту модель, и в январе 1992 г. федеральное правительство вынесло на обсуждение проект закона о системах регулирования и наблюдения на рынке ценных бумаг, который вместе с законодательством Европейского союза мог бы обеспечить на первое время удовлетворительную систему регулирования рынка ценных бумаг. В июле 1993 г. Федеральное министерство финансов представило дискуссионный проект нового законодательства, которое можно было назвать «Вторым законом развития финансового рынка». Особое место в нем занимал новый Закон о торговле ценными бумагами и дополнения к закону о фондовых биржах.

В новом законодательстве нашли отражение вопросы создания федерального органа наблюдения за рынком ценных бумаг; введение ряда запретов на внутренние операции с ценными бумагами; улучшение прозрачности рынков ценных бумаг за счет введения более строгих нотификаций и раскрытие информации по требованию главных держателей акций зарегистрированных компаний; установление правил поведения инвестиционных служб, включая обязанность действовать в интересах клиента; усиление наблюдения за фондовой биржей в федеральных землях. В одном из основных законодательных актов — Законе о торговле ценными бумагами (1994 г.) была установлена система контроля за операциями с ценными бумагами, выделено несколько уровней контроля за фондовым рынком: в 1970 г. были приняты правила регулирования рынка ценных бумаг. Дополнены они были в 1988 г. В 1993 г. были приняты Закон развития финансового рынка и Закон о фондовых биржах, а в 1994 г. — Закон о торговле ценными бумагами. В целом в Германии с 1998 г. нормы законодательства по ценным бумагам приведены в соответствие с требованиями различных директив Европейского союза, касающихся финансовых рынков, такими как Директивы по инвестиционной деятельности (Investment services directive) и Директивы соблюдения требований достаточности капитала (Capital adequacy directive). Общие нормы регулирования во всех странах Европейского союза одинаковые, хотя конкретная институциональная структура отличается. Основными правовыми нормами регулирования рынка ценных бумаг в ФРГ на данный момент являются Биржевой закон, регулирующий применение закона о ценных бумагах, Закон о биржах, Закон о проспектах эмиссии и Закон об инвестиционных компаниях, которые призваны обеспечить на фондовом рынке такой порядок работы, отвечающий потребностям инвесторов и эмитентов, чтобы формирование курсов проходило зримо и эффективно и биржи были ликвидными рынками с предельно низкой стоимостью операций. К числу этих юридических нормативов относятся и Правила государственного надзора за положением дел на фондовом рынке, Предписания по руководству биржевой торговлей, Правовые нормы о допуске к участию в торговле ценными бумагами, ответственности эмитентов. Дополнительно к Биржевому закону действуют постановления «О порядке допуска ценных бумаг на фондовом рынке» и «О порядке допуска на биржу срочных контрактов», «Об установлении биржевой цены на ценные бумаги». В соответствии с ними основной упор в регулировании рынка ценных бумаг стал делаться на регулирование норматива достаточности капитала, минимальных резервных требований и оценки риска по финансовым инструментам.

Наиболее крупными проблемами рынка ценных бумаг в России являются отсутствие систематизации правовой базы, официальных справочников и баз данных юридических материалов по ценным бумагам. В целом российские нормативные акты, не имеющие необходимой детализации и иногда противоречивые, несут на себе отпечаток неразделения полномочий между различными государственными органами. Значительно лучше разработаны правила, а не меры ответственности, не развита система санкций за нарушения. Около половины нормативных актов связаны с государственными ценными бумагами и приватизацией, а регулирование общего обращения ценных бумаг не охватывает важные области функционирования рынка.

Существующее российское законодательство о рынке ценных бумаг условно включает три группы документов:

• законы и прочие нормативные акты, имеющие силу закона;

• постановления правительства и указы президента;

• ведомственные нормативные акты Министерства финансов, Центрального банка, Госкомимущества и прочих ведомств.

Первый закон — Закон «О фондовой бирже и ценных бумагах» — был разработан в 1990 г., но так и не был принят. В декабре этого же года был разработан проект Закона «Об обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», но и он не увидел света. Был разработан проект постановления Совмина РСФСР «Об обращении ценных бумаг и фондовых биржах», который спустя год воплотился в Положении «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах». После этого готовился еще ряд проектов, часть которых была реализована, а часть нет. Важное значение имел вышедший в 1994 г. Указ Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ», в соответствии с которым была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), которая должна его проводить в жизнь. В апреле 1996 г. наконец вышел Закон «О рынке ценных бумаг». Он закрепил виды деятельности, связанные с ценными бумагами, отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг, необходимость регистрации ценных бумаг, создание и осуществление деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, их лицензирование, контроль за соблюдением эмитентами законодательства при проведении эмиссии, установление стандартов деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка, запрещение и пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг, информационное обеспечение рынка, а также вопросы его регулирования. В соответствии с ним комиссия стала называться Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. В июле 1996 г. Указом Президента была утверждена Концепция развития российского рынка ценных бумаг.

Помимо этого Закона, рынок ценных бумаг регулируется Гражданским кодексом, законами «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке (Банке России)», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», «О товарных биржах и биржевой торговле», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном внутреннем долге РФ», «Об акционерных обществах», а также указами президента по развитию рынка ценных бумаг, постановлениями правительства, ФСФР, Положением о лицензировании профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ. Особое значение имеет Закон «О государственном внутреннем долге РФ», принятый в 1992 г., который регламентировал отношения государства с инвесторами. Он определил понятия государственного долга, эмитента государственных ценных бумаг, формы государственного займа, условия и порядок эмиссии долговых обязательств, осуществление контроля за состоянием государственного долга, разграничил полномочия между Государственной Думой, которая осуществляет контроль за состоянием государственного долга, Правительством РФ, занимающимся управлением долгом, и Центральным банком РФ, в функции которого входит обслуживание долга.

 

Согласно Федер. закону «О рынке ценных бумаг» (1996) государственное регулирование осуществляется путем: установления обязат. требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещением и пресечением деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соотв. лицензии; установлением предельных объемов эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

 

  1. Классические виды ценных бумаг.

 

Основные виды ценных бумаг сводятся к следующим: облигация, государственная облигация, чек, вексель, сберегательный сертификат, депозитный сертификат, акция, банковская сберкнижка на предъявителя, приватизационные бумаги. По субъектам прав виды ценных бумаг различают такие: именные, предъявительские, ордерные. Именные бумаги обязательным реквизитом имеют указание конкретного лица, которому принадлежит ценная бумага. Все имущественные права по ней принадлежат только названному в ней лицу. К ним относятся именные акции, облигации, депозитные сертификаты и т.д. В ценных бумагах на предъявителя не указывают конкретное лицо, а все права на нее принадлежат ее фактическому владельцу. К таким документам относя выигрышные лотерейные билеты, сберегательные и банковские сертификаты на предъявителя, облигации на предъявителя и т.д. В ордерных ценных бумагах указывают лицо, которое имеет право получать имущественные права. Обладатель ордерной бумаги может осуществлять эти права самостоятельно или назначить для этого другое лицо. Сущность и виды ценных бумаг определяются многими факторами. Прежде всего нужно знать, что в мировой практике они делятся на два крупных класса: основные и производные. Основными называются ценные бумаги, определяющие имущественные права на определенные активы (деньги, капитал, товар, имущество, ресурсы и т.д.). В свою очередь основные бумаги делятся на более конкретные подгруппы, которыми являются первичные и вторичные документы. Первичные основаны на активах, в которые не включаются сами по себе ценные бумаги (закладные, акции, облигации, векселя и пр.). Ценные бумаги вторичного порядка выпускаются на базе первичных и являются документами на ценные бумаги (такие как депозитарные расписки, варранты и др).

Существует множество разновидностей ценных бумаг, которые отличаются по закрепленным за ними правам держателей и эмитентов. В связи с этим выделяют классические виды ценных бумаг. Вексель – денежное обязательство должника в письменной форме о возврате долга, которое законодательно регулируется вексельным правом. Акция – это единичный вклад в изначальный уставной капитал, формируемый акционерным обществом, с вытекающими правами и правилами. Облигация – долговое обязательство единичного характера, которое заключается в гарантировании возврата денежной суммы по истечении определенного юридически срока с уплатой определенного дохода или без нее. Коносамент – контракт международной формы, заключенный на перевозку груза, которые удостоверяет погрузку груза, его перевозку и право на получение. Банковский сертификат - свидетельство о сберегательном (депозитном) вкладе средств в банк, при котором последний обязуется выплатить данный вклад с установленными процентами через определенный по договору срок. Чек – поручение чекодателя в письменной форме банку выплатить чекополучателю определенную документально сумму денег. Депозитивный сертификат – документ, который собой удостоверяет право держателей на сумму вклада, которая была внесена в банк, и права держателя сертификата на выдачу в прописанный срок суммы вклада и процентов по нему. Приватизационный чек – целевая государственная ценная бумага, необходимая для передачи объектов приватизации (долей, акций, имущества) гражданам. Эти виды бумаг являются самыми распространенными в практике.

  1. Акции: фундаментальные свойства, виды, стоимость, доходность.

 

Как было отмечено выше, долевые ценные бумаги представлены в форме акций акционерных обществ. Акция, как долевая ценная бумага, существенным образом отличается от долговой бумаги как по целям выпуска, так и с точки зрения прав, предоставляемых своему владельцу. Целью первичного выпуска акций является формирование уставного капитала и организационное оформле- ние акционерного общества. При этом хотя акционеры вкладывают свои сред- ства, на самом деле они не являются собственниками предприятия. Собствен- ником всего имущества акционерного предприятия становится юридическое лицо – акционерное общество. Акционер не может изъять свою долю из акцио- нерного предприятия, он может вернуть вложенные средства только путем про- дажи акции. У учредителей акционерного общества обычно есть непосредственная связь между внесением денежных средств в уставный капитал предприятия, ко- торое осуществляется в форме покупки акций, и участием в управлении пред- приятием. Такая связь в известной степени просматривается и у акционеров за- крытого акционерного общества, где количество акционеров невелико, и ак- ционеры обычно участвуют в управлении делами общества. Однако при покупке акций открытого акционерного общества на вторич- ном рынке, как правило, такой связи уже не существует. В основном (если речь не идет о покупке контрольного или крупных пакетов акций) акции приобрета- ются с целью получения по ним дохода, и в этом своем качестве они мало чем отличаются от долговых ценных бумаг, например облигаций. И капитал, вло- женный в покупку акций, может быть представлен как капитал, отданный ак- ционерами акционерному обществу в бессрочное пользование. Путем выпуска акций и распределения их среди учредителей происходит формирование уставного капитала и организационное оформление акционерно- го общества. Каждый дополнительный выпуск акций имеет целью увеличение уставного капитала общества. Акция не является долгом предприятия, не подлежит гашению. Эмитент не обязан выкупать акции у держателей, и это является существенным отличием акций от долговых бумаг, которые эмитент обязан погасить в определенный срок. Следовательно, выпуск акций обеспечивает совершенно иной способ фи- нансирования предприятия, чем выпуск долговых бумаг. Акция дает право на получение дивидендов. Однако эмитент по разным причинам может не выплачивать дивиденды в отличие от безусловного обяза- тельства эмитента выплачивать проценты по долговым ценным бумагам. Акция, в отличие от всех других ценных бумаг, дает право на участие в управлении делами акционерного общества. Никакая другая ценная бумага та- кого права не предоставляет. В зависимости от степени полноты предоставляемых своим владельцам прав акции можно подразделить на привилегированные и обыкновенные.

2.2. Привилегированные акции

Привилегированные акции называются так потому, что они дают ряд пре- имуществ их владельцам по сравнению с обыкновенными акциями. Первая привилегия касается активов. Она заключается в том, что в случае ликвидации акционерного общества в первую очередь после удовлетворения претензий кредиторов будут удовлетворены претензии владельцев привилегированных акций и только после этого – претензии держателей обыкновенных акций. Вто- рая привилегия касается дивидендов. Дивиденды по привилегированным акци- ям выплачиваются в первую очередь. Только после того, как выплачены диви- денды по привилегированным акциям, выплачиваются дивиденды по обыкно- венным акциям. Привилегированные акции занимают промежуточное положение между облигациями и обыкновенными акциями. По привилегированным акциям, как и по облигациям, выплачивается чаще всего фиксированный доход, и это роднит привилегированные акции с облигациями. Но, в отличие от облигаций, приви- легированные акции не являются долгом выпустившей их компании, не имеют срока погашения и не создают имущественных претензий к акционерному об- ществу со стороны держателей даже в тех случаях, если дивиденды по ним не выплачиваются. Привилегированные акции, как правило, не имеют права голоса. Однако по условиям некоторых выпусков, они могут наделяться правом голоса в тех слу- чаях, когда компания не выплачивает дивиденды. Выпуск привилегированных акций дает возможность акционерным обще- ствам привлечь необходимые капиталы и в то же время позволяет владельцам обыкновенных акций сохранить контроль над компанией. Можно выделить некоторые разновидности привилегированных акций, встречающихся в мировой практике. Кумулятивные привилегированные акции характеризуются тем свойством, что если из-за финансовых трудностей компания в какой-то год (2–3) не сможет выплатить дивиденды, то они будут выплачены сразу же после возобновления выплаты дивидендов. В отличие от этого, некумулятивные акции не обладают таким свойством, и невыплаченные за прошлые годы дивиденды не выплачи- ваются. Привилегированные акции с участием обеспечивают получение прибыли сверх причитающихся по ним дивидендов, если дивиденды на обыкновенные акции будут выше, чем фиксированный уровень дивидендов по привилегиро- ванным акциям. Например, акционерное общество выпустило 1 млн обыкно- венных акций номиналом 10 долл. и 1 млн привилегированных акций с полным участием номиналом 10 долл. с фиксированным уровнем дивиденда – 15 %. По итогам года решено выплатить в качестве дивидендов 4 млн долл. В этом слу- чае по привилегированным и обыкновенным акци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.134 (0.014 с.)