ТОП 10:

Отношения с ближайшими соседями



Отношения с ближайшими соседями – один из безусловных приоритетов во внешней политике России. Стратегическая цель России на постсоветском пространстве – поддержка распространения политической и экономической свободы, верховенства закона и прав человека в странах, входящих сегодня в Содружество Независимых Государств. Только будучи окруженной свободными демократическими государствами, Россия сможет чувствовать себя в безопасности и избежать возникновения потенциальных очагов политической нестабильности и экономических проблем у своих границ.

Свободная и демократическая Россия, а не США или Евросоюз, должна стать гарантом свободы и демократии на постсоветском пространстве.

249. Важнейшим принципом политики России по отношению к странам постсоветского пространства должен быть отказ от любых экспансионистских и неоколониалистских устремлений. Россия должна забыть о попытках в той или иной форме «восстановить Советский Союз», безусловно признавать и уважать государственный суверенитет окружающих ее государств.

250. Незыблемость границ стран бывшего СССР не должна подвергаться ни малейшему сомнению.

251. Россия должна продолжить работу по заключению соглашений о делимитации границ со всеми странами бывшего СССР, с которыми такие соглашения на сегодня еще не заключены и существуют пограничные споры.

252. Россия должна организовать эффективный пограничный контроль по всему периметру своих границ. «Черные дыры» на границах недопустимы.

253. Россия будет стремиться к безвизовому режиму для граждан всех постсоветских стран, въезжающих в нашу страну, кроме граждан тех стран, которые откажутся подписать с Россией соглашения о реадмиссии (высылке из России, финансируемой за счет страны происхождения) нелегальных иммигрантов, приезжающих в Россию из этих стран.

254. Вопрос о целесообразности сохранения Содружества Независимых Государств и его функциях должен быть рассмотрен отдельно. Представляется правильным прежде всего развивать двустороннее сотрудничество с соседними странами, так как это придает отношениям необходимую гибкость, а также снижает проблемы, порождаемые противоречиями между различными интеграционными проектами на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, ЕЭП).

255. Россия должна стремиться к созданию на постсоветском пространстве зоны, свободной для перемещения товаров, услуг и капитала, а также свободы энергетического транзита. Должны быть созданы привлекательные условия для транзита энергетических ресурсов из стран Центральной Азии через территорию России. Этим странам должен быть предоставлен свободный доступ к нефте- и газопроводам – это необходимо для стимулирования отказа этих стран от развернутого ими в последние годы строительства многочисленных нефте- и газопроводов в обход России.

256. Россия заинтересована в признании ущерба, нанесенного нашим ближайшим соседям в годы правления тоталитарного коммунистического режима. Россия обязана безоговорочно признать преступления и ошибки прошлых лет, допущенные в отношении народов соседних стран, и солидаризироваться с окружающими нас нациями в осуждении этих преступлений и ошибок и скорби по их жертвам. Вместе с тем, новая демократическая Россия не должна нести ответственности за преступления и ошибки, допущенные в прошлые годы властями СССР, так как не имеет отношения к коммунистическому режиму.

257. Любые территориальные уступки недопустимы.

258. Россия несет непосредственную моральную ответственность за неурегулированные конфликты на постсоветском пространстве. Необходимо выработать конкретные планы дипломатического урегулирования замороженных конфликтов на постсоветском пространстве и приступить к их реализации, имея в виду достижение соглашений о статусе непризнанных территорий (Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха) в течение периода в 5-10 лет. Россия должна взять на себя инициативу в организации переговоров между представителями конфликтующих сторон. Дальнейшее сохранение непризнанных территорий с международно неопределенным статусом способствует поддержанию зон нестабильности, правового вакуума и бедности непосредственно у российских границ и напрямую угрожает национальной безопасности России.

Отношение к некоторым важнейшим международным проблемам

259. Одной из важнейших задач внешней политики России должно стать содействие успешному решению важнейших глобальных проблем современности. России необходимо перейти от пассивной роли на международной арене (критики позиций США и других стран Запада), предлагая эффективные решения таких проблем, как:

- ядерное разоружение и дальнейшее сокращение ядерных арсеналов, всеобщий запрет на проведение ядерных испытаний;

- борьба с распространением ядерного оружия;

- ограничение объемов мировой торговли оружием;

- создание новой конфигурации системы международной коллективной безопасности и противодействия терроризму;

- борьба за соблюдение прав человека;

- мирное разрешение региональных конфликтов;

- международные усилия по борьбе с бедностью.

260. Россия должна занимать более активную позицию в отношении нарушений прав человека в других странах, прежде всего (но не только) на постсоветском пространстве. Мы должны переходить от слов к делу в борьбе с нарушениями прав русскоязычных граждан в постсоветских странах, прежде всего странах Балтии и Центральной Азии. Здесь необходимо использовать как дипломатические инструменты, так и иски в международные суды с требованиями отмены противоречащих нормам международного права актов этих стран, нарушающих права отдельных категорий граждан, в том числе русскоязычных. Россия должна активнее сотрудничать по вопросам соблюдения прав человека с международными неправительственными организациями, специализирующимися в этой области.

261. Особая роль может быть внесена нашей страной в решение проблемы глобального изменения климата. Обладая первыми по величине в мире, уникальными запасами природного газа (а также, согласно международным оценкам, крупнейшими в мире потенциальными недоразведанными ресурсами природного газа), Россия имеет уникальный шанс внести лидирующий вклад в борьбу с глобальным изменением климата, одной из главных угроз нашей планете, связанных с деятельностью человека.

262. Важной международной проблемой является остро вскрывшееся противоречие между важнейшими международно-правовыми принципами территориальной целостности государств и правами наций на самоопределение. Россия не должна поощрять сепаратизм и должна продолжать занимать линию по отношению к косовскому прецеденту, основанному на необходимости возвращения ситуации вокруг Косово в международно-правовое поле и достижения компромиссного взаимоприемлемого решения между Сербией и Косово. Вместе с тем, России необходимо воздерживаться от поддержки только одной из сторон в конфликтах сепаратистской природы (в частности, в конфликтах между сербами и косовскими албанцами, жителями Грузии и Абхазии, Приднестровья и Молдовы) – такая односторонняя поддержка дискредитирует Россию как непредвзятого арбитра споров. Россия должна добиваться разрешения конфликтов путем переговоров и достижения взаимоприемлемых решений, не занимая ни одной из сторон в спорах.

263. Право наций на самоопределение не должно игнорироваться, однако необходимо противодействовать и практике получения территориями «легкой» независимости, избегающей детальных переговоров об альтернативных путях повышения самостоятельности территорий (в частности, широкой автономии). В таком ключе Россия, в частности, должна действовать в отношении урегулирования палестино-израильского конфликта.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.2.109 (0.004 с.)