ТОП 10:

V. Реформа системы государственного управления



Сегодняшняя властная вертикаль неспособна реализовать никакую программу позитивных изменений для граждан России и превращения страны в современное цивилизованное государство.

Система органов исполнительной власти нуждается в кардинальной реформе. Вместо сегодняшней бюрократической машины, паразитирующей на стране и глухой к нуждам российского народа, России необходимо человечное государство, дружественное своим гражданам. Система государственного управления должна перестать править, как она это делала в течение столетий и делает до сих пор, и должна встать на службу своим граждан.

При любой конфигурации высших органов государственного управления, сохранение действующей бюрократической касты у рычагов управления страной не позволит России двинуться вперед: бюрократия будет саботировать реформы и извращать их суть, как в 1990-е, и при малейшей возможности возьмет реванш, вернув страну под власть мафиозно-чиновничьей монополии.

Для обеспечения реализации программы позитивных изменений в стране России необходима «антибюрократическая революция», которая сможет повернуть государство лицом к гражданам, заставить его на практике служить людям, обеспечить реализацию принципа, заключающегося в том, что государство существует для человека, а не человек для государства.

Ниже приведен комплекс мер, который необходим для существенного обновления исполнительной власти в России и трансформации государственной машины из недружественной собственным гражданам в государство, способное выполнить делегированную ему россиянами задачу построения в России современного цивилизованного государства.

Реформа механизмов государственного управления

На предыдущих этапах реформы государственного аппарата, в 1991-2008 годах, основное внимание уделялось персоналиям руководителей и структуре органов власти (пересадке людей из одних кресел в другие. Общая система организации работы чиновничьего аппарата и система его мотивации оставались нетронутой. В течение постсоветских лет страной в значительной мере управляла не самая квалифицированная часть советской бюрократии (занимавшая откровенно второстепенные должности в системе государственного управления в РСФСР), работавшая по тем же принципам и законам, что и в 1965 году. В частности, сегодняшний Регламент Правительства России, устанавливающий порядок обсуждения и принятия важнейших решений в стране, является по сути клоном регламента Совета Министров СССР образца 1960-х годов. В соответствии с Регламентом Правительства и другими важнейшими инструктивными документами, главным критерием эффективности работы чиновника является своевременность выполнения текущих поручений руководства, а не достижение порядка во вверенных чиновникам сферах.

264. Мотивация действий государственных чиновников должна быть кардинально изменена. Основным при определении эффективности работы госслужащих должен стать мониторинг результата их деятельности. Необходимо разработать специальные инструкции по организации мониторинга результатов деятельности чиновников всех уровней. При этом надо отдавать себе отчет в том, что разрабатываемые сегодняшней властью «критерии оценки деятельности чиновников» - профанация. Предлагаемый администрацией Президента чрезмерно широкий круг «критериев» не вытекает из каких-либо целевых программ развития, не дает четкого представления о приоритетах политики, и нужен лишь для того, чтобы иметь возможность беспрепятственно «утопить» любого неугодного чиновника. На самом деле, критерии оценки результатов деятельности чиновников всех уровней должны быть не произвольными и общими («на все случаи жизни»), а вытекать из программ государственной политики, предлагаемых политическими партиями, победившими на выборах и формирующими исполнительную власть.

265. Текущая деятельность государственных органов должна подчиняться программно-стратегическим целям, определенным указанными выше программами, а любое текущее поручение – укладываться в рамки заданных программно-целевых ориентиров. Российские чиновники должны трансформироваться из исполнителей капризов руководства в отлаженный механизм по реализации программ долгосрочного развития страны.

266. Должны быть введены конкретные механизмы ответственности чиновников за провалы в деятельности во вверенных им сферах (принятие чиновниками заблаговременных обязательств об уходе с должности при срыве выполнения согласованных целей, ограничения на дальнейшее замещение государственных должностей и т.п.).

267. Для всех государственных служащих должны быть введены обязательные тесты на знание основ демократического устройства государства и конституционных прав граждан и на приверженность их соблюдению. Государственные чиновники, занимающие высшие и средние руководящие посты в системе государственного управления, должны приносить присягу на верность народу и демократическим устоям российского общества.

268. Важнейшим элементом обеспечения эффективности деятельности власти в интересах общества является общественный контроль. При всех органах исполнительной власти необходимо создать наблюдательные советы из представителей гражданского общества, состав которых будет определяться парламентом (такая же схема должна быть внедрена на региональном уровне), на обсуждение которых должны будут выноситься принимаемые решения по принципиальным вопросам, и которые должны будут иметь доступ к документам по более широкому кругу принимаемых решений.

269. Необходимо ввести в практику проведение парламентских расследований различных аспектов деятельности исполнительной власти и принять соответствующий закон о статусе парламентских расследований и обязательности участия в них государственных чиновников.

Реформа структуры федеральных органов исполнительной власти

270. Должны быть ликвидированы теневые органы политического управления, не предусмотренные Конституцией, – Администрация Президента и Аппарат Правительства. Технические функции по обеспечению деятельности Президента и Правительства будут выполняться единой Службой технического обеспечения деятельности Президента и Правительства Российской Федерации, лишенной прав участия в процессе принятия политических решений и состоящей исключительно из технических работников, численность которых будет ограничена одной тысячей человек.

271. Необходимо ликвидировать отраслевые хозяйственные министерства, сохранившиеся в России с советского времени. Потребности в их наличии в условиях современной рыночной экономики нет. Приоритет при формировании новой структуры федеральных органов исполнительной власти должен быть отдан новым агентствам, отражающим приоритетные направления государственной политики – федеральному антимонопольному, экологическому регуляторам, национальной службе поддержки малого предпринимательства.

Кадровая реформа

Необходима полная ротация кадров руководящего и среднего управленческого звена исполнительной власти. Многочисленная каста чиновников, монополизировавшая управление страной и заставляющая Россию жить по навязанным ей правилам и законам, должна быть отстранена от управления страной и заменена новым классом государственных управленцев, приверженных идеям построения в России современного цивилизованного демократического государства, целью которого должно быть создание в стране комфортных условий жизни для всех граждан.

Старая бюрократическая каста пронизана специальными интересами и административной круговой порукой, негодными для современных условий традициями и культурой управления. России необходим качественно новый класс чиновников.

272. Политическим силам, получившим места в парламенте в результате проведения будущих свободных выборов, необходимо будет предложить делегировать кадры для замещения должностей руководящего и среднего управленческого звена исполнительной власти (кроме высших политических должностей, которые должны занимать представители политических сил, набравших наибольшее число голосов на парламентских выборах).

273. Необходимо введение бессрочных ограничений на будущее замещение государственных должностей для лиц, непосредственно причастных к попранию конституционных прав и свобод граждан, если подобная причастность будет доказана в судебном порядке по итогам работы специального Общественного трибунала по расследованию массовых нарушений конституционных прав и свобод граждан в период правления второго президента России В.Путина. Распространить деятельность трибунала и на судей Конституционного суда РФ, виновных в попрании Конституции.

 

274. Должен быть значительно обновлен кадровый состав руководства силовых структур и дипломатической службы.

275. Постоянную кадровую ротацию необходимо возвести в число главных принципов формирования персонального состава органов исполнительной власти. Государственные должности должны быть разделены на два типа – политические (руководство вплоть до среднего звена – руководители департаментов и управлений федеральных органов исполнительной власти, руководители территориальных управлений, их заместители) и профессиональные (более низкий уровень). Требования об обязательной 4-годичной кадровой ротации должны распространяться на политические должности.

276. В результате предлагаемой системы государственные служащие и работники правоохранительных органов будут получать весьма высокую зарплату, но находиться под постоянным, пристальным и серьезным контролем общества. Общее число федеральных чиновников должно сократиться в три-четыре раза, при этом должны существенно повыситься производительность и уровень оплаты труда. Существенное повышение оплаты труда позволит нанимать на работу более квалифицированных служащих, а сокращение аппарата позволит массово избавиться от наследия устаревших традиций бюрократического управления.

277. Целесообразность люстрации должна быть отдельно обсуждена обществом после восстановления в России полноценной политической конкуренции и возможностей для ведения открытой публичной дискуссии по данному вопросу.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.007 с.)