ТОП 10:

Распределение сверхдоходов от экспорта нефти и газа



Недопустимы иллюзии в отношении масштаба задач, которые возможно решиить за счет использования сверхдоходов от экспорта нефти и газа. Эти ресурсы ограничены. В отличие от богатых нефтью стран Персидского залива или Норвегии, в каждой из которых проживает менее пяти миллионов человек (в некоторых – менее миллиона), население России составляет свыше 140 миллионов человек, и реальные величины прибыли от нефтегазового экспорта в расчете на душу населения в России невелики. В этих условиях масштабные задачи модернизации страны решить только за счет нефтегазовых доходов не удастся. Не принесут большого эффекта, например, предложения о зачислении крупных сумм доходов от нефтегазового экспорта на персональные счета россиян – даже при условии полной экспроприации всей прибыли нефтегазовых компаний и даже при текущих аномально высоких ценах на нефть поступления на такие счета составят чуть более 100 долларов в месяц.

Вместе с тем, необходимо точечным образом использовать благоприятные возможности, складывающиеся благодаря притоку сверхдоходов от экспорта нефти и газа, на решение нескольких приоритетных задач социально-экономической политики. В частности, речь идет о целевом использовании этих сверхдоходов на создание в России эффективной пенсионной системы, возможности для чего были полностью упущены в 2000-2008 годах.

193. Направление на финансирование пенсий доходов от инвестирования средств Фонда национального благосостояния, сформированного за счет сверхдоходов от экспорта газа, нефти и других природных ресурсов, в совокупности с доходами от использования государственного имущества и приватизации, позволит решить задачу удвоения размера пенсий уже в ближайшее время.

194. «Цена отсечения» барреля нефти, устанавливаемая для целей отчисления средств в Фонд национального благосостояния, не должна составлять выше 40 долларов. Конкретная ее величина будет определяться парламентом в рамках конкурентного политического процесса.

Бюджетная политика

Сокращение расходов на госаппарат, спецслужбы и прямую государственную поддержку предприятий, а также мобилизация дополнительных бюджетных доходов за счет повышения эффективности использования государственного имущества и финансовой отдачи от крупных государственных компаний – вот основные источники финансирования мероприятий в области социальной политики, охраны окружающей среды, науки, которые были предложены для реализации ранее в настоящей Программе.

Необходимо вернуться к более справедливому распределению бюджетных доходов между федеральным и региональными бюджетами. Сегодня это соотношение составляет 65/35, что лишает регионы финансовых возможностей для проведения политики, связанной с решением важных задач социальной поддержки населения и экономического развития, способствует усугублению регионального экономического неравенства.

195. Первоочередной мерой политики по наполнению бюджета должно стать резкое повышение эффективности управления государственной собственностью и рост доли доходов от использования государственного имущества в структуре доходов государственного бюджета. Доходы от использования государственного имущества в структуре доходов федерального бюджета должны вырасти с нынешнего 1% до 15-20%, в структуре консолидированного бюджета – с нынешних 4% также до 15-20%. Необходимо установить нормативы по выплатам государственными компаниями дивидендов в бюджет, с целью добиться того, чтобы они соответствовали уровню дивидендов, выплачиваемых частными компаниями (например, чтобы «Газпром» и «Роснефть» ежегодно платили в бюджет в виде дивидендов по несколько долларов с каждого барреля добытых нефти и газа, а не 30-70 центов, как они платят сегодня). Должны быть введены конкретные механизмы ответственности чиновников за провалы в деятельности во вверенных им сферах (принятие чиновниками заблаговременных обязательств об уходе с должности при срыве выполнения согласованных целей, ограничения на дальнейшее замещение государственных должностей и т.п.).

196. В структуре расходов федерального бюджета необходимо существенно сократить долю расходов на госаппарат и спецслужбы и урезать до минимума расходы на поддержку предприятий (сегодня в совокупности эти расходы составляют около 36% в структуре расходов федерального бюджета). Расходование средств бюджета на прямую поддержку предприятий и экономических проектов будет в основном прекращено – это дело частного сектора, и государство продолжит финансировать лишь мероприятия социального характера, связанные с ликвидацией последствий закрытия убыточных производств.

197. Необходимо увеличение расходов федерального бюджета на социальную политику с сегодняшних 4% до 10%), образование и здравоохранение (с 8% до 15%), охрану окружающей среды (с 0,1% до 3-4%), фундаментальную науку (с 0,9% до 3-4%).

198. Дефицит федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов не должен превышать 5% ВВП. С учетом нефтегазовых доходов (кроме доходов, отчисляемых в Фонд национального благосостояния), федеральный бюджет должен быть бездефицитным.

199. Любые незапланированные сверхдоходы от сырьевого экспорта должны автоматически передаваться в управление российскому Глобальному пенсионному фонду, без права правительства произвольно распоряжаться этими средствами.

200. Необходимы повышение качества контроля за расходованием бюджетных средств, борьба с коррупцией и бесконкурсным расходованием бюджетных средств, отмена последних решений о размещении средств бюджета в коммерческих банках.

201. Поскольку расходы на национальную оборону останутся крупнейшей статьей расходов федерального бюджета (не менее 15% в общей структуре федеральных бюджетных расходов), при сохранении верхнего предела военных расходов в размере 3% ВВП, ключевым фактором обеспечения эффективности военных расходов станет развитие конкуренции в государственных закупках вооружений. Недопустима ситуация, в которой рост цен на оборонную продукцию со стороны стремительно монополизирующегося ВПК приводит к снижению закупок современной военной техники и неконкурентоспособности вооружений отечественного производства по сравнению с импортными.

202. Необходимо установить соотношение бюджетных доходов между федерацией и регионами 50/50, закрепив не менее трети консолидированных бюджетов субъектов РФ за муниципальными бюджетами. С учетом повышения доли налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации, федеральные бюджетные трансферты региональным бюджетам должны быть заменены адресным финансированием конкретных статей социальных расходов и программ развития в депрессивных регионах. Поощрение регионального бюджетного иждивенчества недопустимо. Для обеспечения экономической самостоятельности регионов, при распределении квот и лицензий на разработку и добычу полезных ископаемых, восстановить принцип «двух ключей». (согласование вопросов недропользования на законодательных собраниях регионов).

Налоговая политика

Важнейшие задачи налоговой политики – с одной стороны, обеспечить стабильность налоговой системы и избежать ее радикальных изменений, с целью формирования благоприятных условий для инвестиций, а с другой – добиться адекватного соотношения между фискальной и стимулирующей ролью налогов. В последние годы, невзирая на прежние обещания властей, стимулирующая роль налоговой системы была полностью утрачена, уступив место исключительному доминированию фискальной составляющей.

203. В число мер налоговой политики, стимулирующих предпринимательскую активность, должны войти:

- снижение единого социального налога, призванное стимулировать развитие малого (в том числе инновационного) бизнеса с высокой долей расходов на оплату труда в структуре издержек (изменение механизма финансирования пенсий позволит осуществить снижение ЕСН);

- возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль.

204. При существующих высоких мировых ценах на нефть необходимо категорически отказаться от любого снижения налогов на нефтегазовую отрасль. Действующие власти объявили о намерении снизить налоги на нефтедобывающую отрасль начиная с 2009 года в объеме более 6 млрд долларов в год – эта мера является недопустимой и должна быть пересмотрена.Любые налоговые послабления для нефтегазовой отрасли должны быть исключительно адресными и предназначаться только новым месторождениям, для освоения которых необходимы большие капитальные затраты».

 

205. Должны быть резко повышены налоги на доходы «Газпрома». Сегодня эта компания получает огромные налоговые субсидии от государства, платя в виде налогов всего около 18% от своей выручки, или около 4 долларов за баррель добываемых нефти и газа. В условиях существующих международных цен на нефть и газ это недопустимо. Налоги на доходы «Газпрома» должны быть повышены до не менее 50% от выручки этой компании, что при действующих ценах на газ дополнительно принесет в бюджет не менее 25 млрд долларов в год.

206. Что касается вопроса о снижении НДС или замене его налогом с продаж, то этот вопрос должен обсуждаться в более долгосрочном контексте с участием широкого круга различных политических сил, после восстановления в стране полноценной политической конкуренции. Учитывая бюджетообразующую роль НДС, на данном этапе следует воздержаться от экспериментов с этим налогом. С другой стороны, необходимо резко повысить эффективность администрирования НДС и обеспечить безусловный и своевременный возврат этого налога экспортерам, для чего необходимо сформировать обособленную общенациональную эффективную систему сбора, учета и возмещения НДС, по аналогии с европейскими странами.

207. Необходимо упростить систему налогообложения общественных объединений, не приравнивая общественные объединения к субъектам предпринимательской деятельности. Надо усилить стимулирующую роль налоговой системы в благотворительной деятельности предпринимательских структур и их деятельности по поддержке общественных объединений.

 

 

Банковская реформа

Создание конкурентоспособной и сильной банковской системы, обеспечивающей предпринимателям доступное кредитование на цели развития, - одна из ключевых задач экономической политики. Однако банковская реформа, декларировавшаяся властями в 2000 году в качестве приоритетной, была полностью провалена. Ситуация в банковском секторе свелась в основном к сокращению количества банков за счет роста доминирования госбанков. Такая модель развития банковского сектора нанесла серьезный удар по конкурентной среде, при этом качество банковских услуг остается неудовлетворительным – ставки по банковским депозитам по-прежнему ниже инфляции (т.е. сбережения граждан в нынешней банковской системе обесцениваются), банки не могут обеспечить предпринимателям достаточного доступа к долгосрочному финансированию («длинным деньгам»), реальные эффективные ставки кредитов (учитывающие включаемые в их цену «комиссии» и другие скрытые платежи) оказываются чрезмерно высокими.

России необходим высоко конкурентный банковский сектор, способный обеспечить предпринимателям доступ к кредиту, в том числе долгосрочному, на выгодных условиях. Развитие конкуренции в банковском секторе позволит существенно снизить процентные ставки по кредитам для предприятий и граждан и повысить – по вкладам, что позволит улучшить условия для инвестирования и мобилизовать сбережения граждан, капитализируя банковскую систему и формируя в стране мощный внутренний инвестиционный ресурс.

208. Необходим полный выход государства из капитала госбанков (кроме Сбербанка), с сохранением за государством только надзорно-страховочных функций (регулирование и банковский надзор, обеспечение функционирования системы страхования вкладов граждан, санация и реструктуризация обанкротившихся банков). Защита интересов вкладчиков будет обеспечиваться не через присутствие государства в капитале коррумпированных монополистов-госбанков, а через обеспечение эффективного функционирования системы страхования вкладов граждан.

209. Рост капитализации банковской системы должен достигаться за счет повышения конкурентоспособности банков и мобилизации сбережений граждан (значительную часть которых люди пока не доверяют банкам из-за низких процентных ставок и высоких рисков), а не за счет вытеснения с рынка конкурентов и установления доминирования нескольких банков, имеющих поддержку государства (сегодняшний путь).

210. Необходимо существенное повышение качества регулирования банковского сектора, создание единого регулятора финансовых рынков. Действующая система контроля и надзора в банковской сфере выстроена на принципах протекционизма по отношению к крупным государственным банкам и не обеспечивает достаточной эффективности борьбы с недобросовестной конкуренцией в банковской сфере и отмыванием денег.

Земельная политика

После принятия Земельного кодекса сложилась ситуация, в которой наибольшая часть земель оказалась в государственной или муниципальной собственности. Использование этих земель связано с ограничениями свободного вовлечения в рыночный оборот и высоким уровнем коррупции. Такое положение должно быть исправлено развитием конкурентных процедур предоставления земельных участков в собственность и аренду.

Необходимо в первоочередном порядке закончить работу по разграничению земель между федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Все расходы по организации кадастрового учета и регистрации земельных участков произвести за счет федерального бюджета.

 

211. Необходимо законодательно закрепить конкурсный порядок предоставления земельных участков в собственность и аренду, с предоставлением преференций малым и средним предприятиям, занятым в реальном производстве товаров и услуг (для того, чтобы стимулировать их развитие и исключить скупку земли узким кругом земельных спекулянтов). Это должно сопровождаться условиями многолетней аренды и сохранения заранее обговоренного профиля использования земли

212. Региональным и местным властям, отказывающимся приватизировать землю и передавать ее в долгосрочную аренду на справедливых и открытых условиях, необходимо урезать федеральную помощь. Неиспользование имеющихся в распоряжении регионов и муниципалитетов земельных ресурсов как источника наполнения соответствующих бюджетов не должно спонсироваться за счет федеральных средств.

213. Необходимо облегчение условий выкупа предприятиями в собственность земли под принадлежащими этим предприятиям объектами с учетом площадей санитарных и природо-рекреационных зон вокруг предприятий.

214. Необходимо вести мониторинг выкупа земель у граждан для государственных и муниципальных нужд и немедленно реагировать на все факты давления на граждан с целью принуждения их к продаже земельных участков по цене ниже рыночной, принимая меры к виновникам подобного принуждения вплоть до уголовной ответственности.

215. На федеральном уровне должна быть создана постоянно действующая Земельная комиссия, в функции которой войдет контроль за предоставлением земельных участков в собственность и аренду на региональном и местном уровнях и централизованное принятие мер реагирования при выявлении фактов коррупции и вымогательства средств у граждан, малых и средних предприятий (в том числе подача исков в суд от имени федеральных властей с исками о пересмотре коррупционных сделок либо понуждении региональных и местных властей к предоставлению участков земли в собственность и аренду на стандартных условиях).







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.007 с.)