Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распределение сверхдоходов от экспорта нефти и газаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Недопустимы иллюзии в отношении масштаба задач, которые возможно решиить за счет использования сверхдоходов от экспорта нефти и газа. Эти ресурсы ограничены. В отличие от богатых нефтью стран Персидского залива или Норвегии, в каждой из которых проживает менее пяти миллионов человек (в некоторых – менее миллиона), население России составляет свыше 140 миллионов человек, и реальные величины прибыли от нефтегазового экспорта в расчете на душу населения в России невелики. В этих условиях масштабные задачи модернизации страны решить только за счет нефтегазовых доходов не удастся. Не принесут большого эффекта, например, предложения о зачислении крупных сумм доходов от нефтегазового экспорта на персональные счета россиян – даже при условии полной экспроприации всей прибыли нефтегазовых компаний и даже при текущих аномально высоких ценах на нефть поступления на такие счета составят чуть более 100 долларов в месяц. Вместе с тем, необходимо точечным образом использовать благоприятные возможности, складывающиеся благодаря притоку сверхдоходов от экспорта нефти и газа, на решение нескольких приоритетных задач социально-экономической политики. В частности, речь идет о целевом использовании этих сверхдоходов на создание в России эффективной пенсионной системы, возможности для чего были полностью упущены в 2000-2008 годах. 193. Направление на финансирование пенсий доходов от инвестирования средств Фонда национального благосостояния, сформированного за счет сверхдоходов от экспорта газа, нефти и других природных ресурсов, в совокупности с доходами от использования государственного имущества и приватизации, позволит решить задачу удвоения размера пенсий уже в ближайшее время. 194. «Цена отсечения» барреля нефти, устанавливаемая для целей отчисления средств в Фонд национального благосостояния, не должна составлять выше 40 долларов. Конкретная ее величина будет определяться парламентом в рамках конкурентного политического процесса. Бюджетная политика Сокращение расходов на госаппарат, спецслужбы и прямую государственную поддержку предприятий, а также мобилизация дополнительных бюджетных доходов за счет повышения эффективности использования государственного имущества и финансовой отдачи от крупных государственных компаний – вот основные источники финансирования мероприятий в области социальной политики, охраны окружающей среды, науки, которые были предложены для реализации ранее в настоящей Программе. Необходимо вернуться к более справедливому распределению бюджетных доходов между федеральным и региональными бюджетами. Сегодня это соотношение составляет 65/35, что лишает регионы финансовых возможностей для проведения политики, связанной с решением важных задач социальной поддержки населения и экономического развития, способствует усугублению регионального экономического неравенства. 195. Первоочередной мерой политики по наполнению бюджета должно стать резкое повышение эффективности управления государственной собственностью и рост доли доходов от использования государственного имущества в структуре доходов государственного бюджета. Доходы от использования государственного имущества в структуре доходов федерального бюджета должны вырасти с нынешнего 1% до 15-20%, в структуре консолидированного бюджета – с нынешних 4% также до 15-20%. Необходимо установить нормативы по выплатам государственными компаниями дивидендов в бюджет, с целью добиться того, чтобы они соответствовали уровню дивидендов, выплачиваемых частными компаниями (например, чтобы «Газпром» и «Роснефть» ежегодно платили в бюджет в виде дивидендов по несколько долларов с каждого барреля добытых нефти и газа, а не 30-70 центов, как они платят сегодня). Должны быть введены конкретные механизмы ответственности чиновников за провалы в деятельности во вверенных им сферах (принятие чиновниками заблаговременных обязательств об уходе с должности при срыве выполнения согласованных целей, ограничения на дальнейшее замещение государственных должностей и т.п.). 196. В структуре расходов федерального бюджета необходимо существенно сократить долю расходов на госаппарат и спецслужбы и урезать до минимума расходы на поддержку предприятий (сегодня в совокупности эти расходы составляют около 36% в структуре расходов федерального бюджета). Расходование средств бюджета на прямую поддержку предприятий и экономических проектов будет в основном прекращено – это дело частного сектора, и государство продолжит финансировать лишь мероприятия социального характера, связанные с ликвидацией последствий закрытия убыточных производств. 197. Необходимо увеличение расходов федерального бюджета на социальную политику с сегодняшних 4% до 10%), образование и здравоохранение (с 8% до 15%), охрану окружающей среды (с 0,1% до 3-4%), фундаментальную науку (с 0,9% до 3-4%). 198. Дефицит федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов не должен превышать 5% ВВП. С учетом нефтегазовых доходов (кроме доходов, отчисляемых в Фонд национального благосостояния), федеральный бюджет должен быть бездефицитным. 199. Любые незапланированные сверхдоходы от сырьевого экспорта должны автоматически передаваться в управление российскому Глобальному пенсионному фонду, без права правительства произвольно распоряжаться этими средствами. 200. Необходимы повышение качества контроля за расходованием бюджетных средств, борьба с коррупцией и бесконкурсным расходованием бюджетных средств, отмена последних решений о размещении средств бюджета в коммерческих банках. 201. Поскольку расходы на национальную оборону останутся крупнейшей статьей расходов федерального бюджета (не менее 15% в общей структуре федеральных бюджетных расходов), при сохранении верхнего предела военных расходов в размере 3% ВВП, ключевым фактором обеспечения эффективности военных расходов станет развитие конкуренции в государственных закупках вооружений. Недопустима ситуация, в которой рост цен на оборонную продукцию со стороны стремительно монополизирующегося ВПК приводит к снижению закупок современной военной техники и неконкурентоспособности вооружений отечественного производства по сравнению с импортными. 202. Необходимо установить соотношение бюджетных доходов между федерацией и регионами 50/50, закрепив не менее трети консолидированных бюджетов субъектов РФ за муниципальными бюджетами. С учетом повышения доли налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации, федеральные бюджетные трансферты региональным бюджетам должны быть заменены адресным финансированием конкретных статей социальных расходов и программ развития в депрессивных регионах. Поощрение регионального бюджетного иждивенчества недопустимо. Для обеспечения экономической самостоятельности регионов, при распределении квот и лицензий на разработку и добычу полезных ископаемых, восстановить принцип «двух ключей». (согласование вопросов недропользования на законодательных собраниях регионов). Налоговая политика Важнейшие задачи налоговой политики – с одной стороны, обеспечить стабильность налоговой системы и избежать ее радикальных изменений, с целью формирования благоприятных условий для инвестиций, а с другой – добиться адекватного соотношения между фискальной и стимулирующей ролью налогов. В последние годы, невзирая на прежние обещания властей, стимулирующая роль налоговой системы была полностью утрачена, уступив место исключительному доминированию фискальной составляющей. 203. В число мер налоговой политики, стимулирующих предпринимательскую активность, должны войти: - снижение единого социального налога, призванное стимулировать развитие малого (в том числе инновационного) бизнеса с высокой долей расходов на оплату труда в структуре издержек (изменение механизма финансирования пенсий позволит осуществить снижение ЕСН); - возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль. 204. При существующих высоких мировых ценах на нефть необходимо категорически отказаться от любого снижения налогов на нефтегазовую отрасль. Действующие власти объявили о намерении снизить налоги на нефтедобывающую отрасль начиная с 2009 года в объеме более 6 млрд долларов в год – эта мера является недопустимой и должна быть пересмотрена. Любые налоговые послабления для нефтегазовой отрасли должны быть исключительно адресными и предназначаться только новым месторождениям, для освоения которых необходимы большие капитальные затраты».
205. Должны быть резко повышены налоги на доходы «Газпрома». Сегодня эта компания получает огромные налоговые субсидии от государства, платя в виде налогов всего около 18% от своей выручки, или около 4 долларов за баррель добываемых нефти и газа. В условиях существующих международных цен на нефть и газ это недопустимо. Налоги на доходы «Газпрома» должны быть повышены до не менее 50% от выручки этой компании, что при действующих ценах на газ дополнительно принесет в бюджет не менее 25 млрд долларов в год. 206. Что касается вопроса о снижении НДС или замене его налогом с продаж, то этот вопрос должен обсуждаться в более долгосрочном контексте с участием широкого круга различных политических сил, после восстановления в стране полноценной политической конкуренции. Учитывая бюджетообразующую роль НДС, на данном этапе следует воздержаться от экспериментов с этим налогом. С другой стороны, необходимо резко повысить эффективность администрирования НДС и обеспечить безусловный и своевременный возврат этого налога экспортерам, для чего необходимо сформировать обособленную общенациональную эффективную систему сбора, учета и возмещения НДС, по аналогии с европейскими странами. 207. Необходимо упростить систему налогообложения общественных объединений, не приравнивая общественные объединения к субъектам предпринимательской деятельности. Надо усилить стимулирующую роль налоговой системы в благотворительной деятельности предпринимательских структур и их деятельности по поддержке общественных объединений.
Банковская реформа Создание конкурентоспособной и сильной банковской системы, обеспечивающей предпринимателям доступное кредитование на цели развития, - одна из ключевых задач экономической политики. Однако банковская реформа, декларировавшаяся властями в 2000 году в качестве приоритетной, была полностью провалена. Ситуация в банковском секторе свелась в основном к сокращению количества банков за счет роста доминирования госбанков. Такая модель развития банковского сектора нанесла серьезный удар по конкурентной среде, при этом качество банковских услуг остается неудовлетворительным – ставки по банковским депозитам по-прежнему ниже инфляции (т.е. сбережения граждан в нынешней банковской системе обесцениваются), банки не могут обеспечить предпринимателям достаточного доступа к долгосрочному финансированию («длинным деньгам»), реальные эффективные ставки кредитов (учитывающие включаемые в их цену «комиссии» и другие скрытые платежи) оказываются чрезмерно высокими. России необходим высоко конкурентный банковский сектор, способный обеспечить предпринимателям доступ к кредиту, в том числе долгосрочному, на выгодных условиях. Развитие конкуренции в банковском секторе позволит существенно снизить процентные ставки по кредитам для предприятий и граждан и повысить – по вкладам, что позволит улучшить условия для инвестирования и мобилизовать сбережения граждан, капитализируя банковскую систему и формируя в стране мощный внутренний инвестиционный ресурс. 208. Необходим полный выход государства из капитала госбанков (кроме Сбербанка), с сохранением за государством только надзорно-страховочных функций (регулирование и банковский надзор, обеспечение функционирования системы страхования вкладов граждан, санация и реструктуризация обанкротившихся банков). Защита интересов вкладчиков будет обеспечиваться не через присутствие государства в капитале коррумпированных монополистов-госбанков, а через обеспечение эффективного функционирования системы страхования вкладов граждан. 209. Рост капитализации банковской системы должен достигаться за счет повышения конкурентоспособности банков и мобилизации сбережений граждан (значительную часть которых люди пока не доверяют банкам из-за низких процентных ставок и высоких рисков), а не за счет вытеснения с рынка конкурентов и установления доминирования нескольких банков, имеющих поддержку государства (сегодняшний путь). 210. Необходимо существенное повышение качества регулирования банковского сектора, создание единого регулятора финансовых рынков. Действующая система контроля и надзора в банковской сфере выстроена на принципах протекционизма по отношению к крупным государственным банкам и не обеспечивает достаточной эффективности борьбы с недобросовестной конкуренцией в банковской сфере и отмыванием денег. Земельная политика После принятия Земельного кодекса сложилась ситуация, в которой наибольшая часть земель оказалась в государственной или муниципальной собственности. Использование этих земель связано с ограничениями свободного вовлечения в рыночный оборот и высоким уровнем коррупции. Такое положение должно быть исправлено развитием конкурентных процедур предоставления земельных участков в собственность и аренду. Необходимо в первоочередном порядке закончить работу по разграничению земель между федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Все расходы по организации кадастрового учета и регистрации земельных участков произвести за счет федерального бюджета.
211. Необходимо законодательно закрепить конкурсный порядок предоставления земельных участков в собственность и аренду, с предоставлением преференций малым и средним предприятиям, занятым в реальном производстве товаров и услуг (для того, чтобы стимулировать их развитие и исключить скупку земли узким кругом земельных спекулянтов). Это должно сопровождаться условиями многолетней аренды и сохранения заранее обговоренного профиля использования земли 212. Региональным и местным властям, отказывающимся приватизировать землю и передавать ее в долгосрочную аренду на справедливых и открытых условиях, необходимо урезать федеральную помощь. Неиспользование имеющихся в распоряжении регионов и муниципалитетов земельных ресурсов как источника наполнения соответствующих бюджетов не должно спонсироваться за счет федеральных средств. 213. Необходимо облегчение условий выкупа предприятиями в собственность земли под принадлежащими этим предприятиям объектами с учетом площадей санитарных и природо-рекреационных зон вокруг предприятий. 214. Необходимо вести мониторинг выкупа земель у граждан для государственных и муниципальных нужд и немедленно реагировать на все факты давления на граждан с целью принуждения их к продаже земельных участков по цене ниже рыночной, принимая меры к виновникам подобного принуждения вплоть до уголовной ответственности. 215. На федеральном уровне должна быть создана постоянно действующая Земельная комиссия, в функции которой войдет контроль за предоставлением земельных участков в собственность и аренду на региональном и местном уровнях и централизованное принятие мер реагирования при выявлении фактов коррупции и вымогательства средств у граждан, малых и средних предприятий (в том числе подача исков в суд от имени федеральных властей с исками о пересмотре коррупционных сделок либо понуждении региональных и местных властей к предоставлению участков земли в собственность и аренду на стандартных условиях).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.69.83 (0.012 с.) |