Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 8. Метод стандартизацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В практической и научно-практической деятельности врачи любой специальности при изучении какого-либо явления, закономерностей и особенностей его распространения в различных совокупностях используют сравнение интенсивных показателей. Это относится, например, к сравнению показателей заболеваемости населения двух районов города, или производственного травматизма среди рабочих двух цехов, или летальности в двух больницах и т.д. При этом важно не только констатировать больший или меньший уровень одного из показателей, но и выяснить причины этой разницы. И прежде всего надо иметь в виду, что нередко состав совокупностей, для которых рассчитаны сравниваемые показатели, отличаются по какому-либо признаку (полу, возрасту, профессии, стажу работы и др.), что в свою очередь, может повлиять на различие показателей. Установить это и позволяет метод стандартизации. Метод стандартизации применяется при сравнении интенсивных показателей, рассчитанных для совокупностей (групп), отличающихся по своему составу по какому-то признаку (полу, возрасту, профессии и т.д.). Сущность метода стандартизации состоит в том, что он позволяет устранить возможное влияние различий в составе совокупностей по какому-либо признаку на величину сравниваемых интенсивных показателей. Это достигается путем условного уравнивания составов этих совокупностей по данному признаку и расчета при этом стандартизованных показателей. Стандартизованные показатели — это условные величины, не дающие представления об истинном размере явления, а указывающие лишь на то, какова была бы величина сравниваемых интенсивных показателей, если бы они были бы вычислены для однородных по своему составу (по данному признаку) совокупностей. Существуют различные способы расчета стандартизованных показателей: прямой, косвенный, обратный. Наиболее распространенным является прямой метод стандартизации. Этапы прямого метода стандартизации I этап. Расчет интенсивных показателей в отдельных группах, по признаку различия (полу, возрасту, стажу работы и т.д.) и по совокупностям в целом. II этап. Выбор и расчет стандарта, то есть одинакового для сравниваемых совокупностей численного состава по данному признаку. За стандарт принимается сумма, полусумма численностей соответствующих групп или численный состав одной из сравниваемых групп. III этап. Расчет «ожидаемых величин» для каждой группы стандарта. IV этап. Вычисление стандартизованных показателей для сравниваемых совокупностей. V этап. Сопоставление соотношений стандартизованных и интенсивных показателей. Выводы. Прямой метод стандартизации
Примеры решения типовых ситуационных задач
Пример 1 Вычислить стандартизованные показатели летальности в больницах А и Б. Сравнить их с интенсивными показателями и сделать выводы. За стандарт принять полусумму больных, прошедших по каждому отделению в двух больницах.
Распределение больных и умерших по отделениям больниц А и Б
I этап. Вычисление интенсивных показателей в отделениях и по больницам в целом
II этап. Определение стандарта. За стандарт принимаем полусумму больных, прошедших по каждому отделению в двух больницах.
III этап. Определяем ожидаемое количество умерших больных в стандарте по каждому отделению в больницах А и Б.
IV этап. Определяем общие стандартизованные показатели летальности в больницах А и Б.
Больница A
Больница Б
V этап. Сопоставляем интенсивные и стандартизованные показатели в больницах А и Б.
Выводы: 1. Уровень летальности в больнице А выше, чем в больнице Б. 2. Показатели летальности по отделениям, напротив, выше в больнице Б. 3. Однако, если бы состав больных в отделениях был одинаков, то летальность была бы выше в больнице Б. Следовательно, на различия в уровнях летальности оказала влияние неоднородность больных в больницах А и Б, а именно, неодинаковое число прошедших больных по терапевтическому отделению больницы А и Б, поскольку большинство умерших больных приходится на это отделение.
Пример 2. Используя метод стандартизации при сравнении уровней, производственного травматизма в цехах №1 и №2, сделайте соответствующие выводы. За стандарт принять сумму рабочих по каждой группе в обоих цехах.
Уровень производственного травматизма в цехах № 1 и № 2.
I этап. Вычисление интенсивных показателей в группах и в целом по цехам
II этап. Определяем стандарт. За стандарт принимаем сумму рабочих по каждой группе в обоих цехах.
III этап. Определяем ожидаемое число травм в стандарте по каждой стажевой группе для цехов № 1 и № 2.
IV этап. Определяем общие стандартизованные показатели травматизма в цехах № 1 и № 2.
75,0x100 Цех № 1 ————— = 5,0 на 100 работающих
92,4x100 Цех № 2 ————— = 6,2 на 100 работающих
V этап. Сопоставляем интенсивные и стандартизованные показатели травматизма в цехах № 1 и № 2.
Выводы: 1. Уровень производственного травматизма в цехе № 1 выше, чем в цехе № 2. 2. Показатели травматизма по стажевым группам, напротив, выше в цехе № 2. 3. Однако, если бы состав рабочих по стажу в этих цехах был одинаков, то травматизм был бы выше в цехе № 2. Следовательно, на различия в уровнях травматизма оказала влияние неоднородность стажевого состава рабочих, а именно, преобладание в цехе № 1 рабочих со стажем до 1 года, имеющих высокие показатели травматизма, а в цехе № 2 — рабочих со стажем 5 лет и более, имеющих низкие показатели травматизма
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.014 с.) |