Введение. Определение статистики. Виды медицинской статистики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Определение статистики. Виды медицинской статистики.



Раздел 1

Введение. Определение статистики. Виды медицинской статистики.

Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» – состояние, положение. Впервые это слово при описании состояния государства в середине XVIII века применил немецкий ученый Ахенваль. Как наука статистика возникла в Англии в XVIII веке в трудах «политических арифметиков». В настоящее время слово «статистика» употребляется в трех значениях.

- Первое значение: статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону общественных, массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

- Второе значение: статистика – это сбор цифровых, статистических данных, характеризующих то или другое общественное явление или процесс (статистическая технология).

- Третье значение: статистика – это сами цифры, характеризующие эти явления и процессы.

Таким образом, «статистические данные», или «данные статистики» – цифры, которые характеризуют количественные аспекты массовых явлений, процессов, состояний. Как наука статистика включает в себя общую теорию статистики, статистику народного хозяйства и различные отраслевые статистики. Как каждая наука, статистика имеет свой предмет исследования – массовые явления и процессы общественной жизни, свои методы исследования – статистические, математические, разрабатывает системы и подсистемы показателей, в которых отражаются размеры и качественные соотношения общественных явлений.

Статистика изучает количественные уровни и соотношения общественной жизни в неразрывной связи с их качественной стороной.

Статистика имеет и свои собственные методы. Это методы массового наблюдения, группировок, таблиц и графиков. Главная задача статистики, как и всякой другой науки, заключается в установлении закономерностей изучаемых явлений.

Статистические методы широко применяют в различных областях знаний: в математике, физике, астрономии, биологии, медицине и т.д.

Статистика — наука, изучающая количественную сторону массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. В зависимости от того, какую сторону явлений жизни изучает данная отрасль статистики, она получает специальное название. Так, существует промышленная, сельскохозяйственная, коммунальная, судебная статистика и другие.

Медицинская статистика рассматривает человека как социально обусловленное существо, занимается изучением не только показаьтелей здоровья, но и факторов его определяющих.


Статистический метод позволяет:

- познать действительность, выявить закономерности, установить связь между явлениями

- дать объективную оценку существующего положения

- составить прогноз, предвидеть развитие здравоохранения и показателей здоровья людей

Медицинская статистика делится на два основных раздела:

1. статистика здоровья населения

2. статистика здравоохранения.

Статистика здоровья населения изучает:

- санитарное состояние населения, т.е. здоровье населения с помощью показателей: заболеваемость и травматизм, инвалидность, физическое развитие, естественное движение населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, средняя продолжительность предстоящей жизни, брачность и др.).

- причины, которые приводят к отклонениям в состоянии здоровья людей (санитарная этиология)

- необходимость проведения лечебно-профилактических и социально-оздоровительных мероприятий

- санитарное состояние населения — это комплексная характеристика здоровья

 

Статистика здравоохранения изучает:

- сеть медицинских учреждений: их достаточность, профилизацию по отдельным специальностям, качество работы

- кадры медицинских работников, качество их деятельности

- вопросы планирования, финансирования и экономики здравоохранения

В медицине статистические приемы используют при клинико-гигиени­чес­ком нормировании факторов производственной среды, оценке эффективности примененных методов профилактики или лечения тех или иных заболеваний, при расчете доз лекарственных препаратов, определении стандартов физического развития и т. д. Статистический анализ позволяет обосновать ту или иную тактику врача в предупреждении или лечении заболеваний.

Таким образом, каждый врач должен хорошо знать теоретические основы статистики, уметь правильно использовать статистические методы и оценивать информацию, накопленную в различных областях его деятельности.


Раздел 2 Основные понятия в статистике

Статистическая совокупность

Статистической совокупностью называют группу, состоящую из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах времени и пространства. Статистическая совокупность — это объект наблюдения. Статистическая совокупность состоит из отдельных единиц наблюдения.

Схема. Структура статистической совокупности

 

Виды статистических таблиц

К статистической таблице предъявляют определенные требования, а именно: таблица должна иметь четкое заглавие, которое должно полностью отражать содержание таблицы; таблицы не должны быть очень громоздкими, наличие итоговых данных как по горизонтали так и по вертикали и т. д. В таблицах различают подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее это то, о чем говорится в таблице, это основной признак изучаемого явления.

Статистическое сказуемое — то, что характеризует подлежащее с помощью различных признаков.

 


1. Простая статистическая таблица — таблица, позволяющая анализировать данные по сказуемому, имеющему лишь один признак.

Число больных, признанных инвалидами, работающие на

химическом комбинате по классам болезней в данном году

Класс болезней Количество больных
1. Болезни нервной системы  
2. Злокачественные новообразования  
3. Психические расстройства  
4. Болезни системы кровообращения  
5. Болезни органов дыхания  
Итого:  

 

2. Групповая таблица — таблица, позволяющая анализировать данные по сказуемому, имеющему два и более признаков, не связанных между собой.

Распределение больных, признанных инвалидами,работающие
на химическом комбинате по классам болезней, полу, возрасту в данном году

Класс болезней пол возраст
М Ж до 20 21 -29 30 -39 40 -49 50 и ст. итого
1. Болезни нервной системы                
2. Злокачественные новообразования                
3. Психические расстройства                
4. Болезни системы кровообращения                
5. Болезни органов дыхания                
Итого:                

 

3. Комбинационная таблица — таблица, позволяющая анализировать данные по сказуемому, имеющему два и более признаков, связанных между собой.

Класс болезней возраст
до 20 21 -29 30 -39 40 -49 50 и ст. итого
М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж  
1. Болезни нервной системы                      
2. Злокачественные новообразования                      
3. Психические расстройства                      
4. Болезни системы кровообращения                      
5. Болезни органов дыхания                      
Итого:                      

Распределение больных, признанных инвалидами, работающие
на химическом комбинате по классам болезней, полу, возрасту в этом году

 

Проведение социально-гигиенических исследований и получение объективных результатов в значительной степени зависит от качества организационного плана. Организационный план — документ, в котором представлены вопросы организации и проведения статистического исследования с указанием конкретных сроков. В организационном плане указываются этапы статистического исследования, детали каждого этапа, сроки выполнения и условия при которых каждая конкретная задача может быть выполнена. В организационном плане должны найти свое отражение такие вопросы, как обеспечение информационными материалами, финансовыми и техническими средствами, кадрами.

Линейные диаграммы

Линейные диаграммы, или графики, строятся на прямоугольной системе координат. В таких диаграммах на оси абсцисс (горизонтальной линии) откладываются в виде равных отрезков слева направо числовые значения одного ряда величин (промежутки времени, возрастные периоды и т. п.), а на оси ординат (вертикальной линии) снизу вверх — значения другого ряда. Точка пересечения оси абсцисс и оси ординат соответствует нулевой точке обеих шкал. Из точек, отложенных на оси абсцисс, проводятся параллельные оси ординат линии, высота которых соответствует величине изображаемого явления. Конечные точки всех проведенных ординат соединяются ломаной линией, которая дает представление о динамике изучаемого явления.

Примером такой диаграммы является температурный лист, по оси абсцисс которого обозначены сроки измерения температуры, а на оси ординат — температура в градусах. Температурная кривая отражает динамику температуры у больного. При помощи линейных диаграмм можно также изображать взаимозависимость двух явлений.

В медицинской статистике при помощи линейных диаграмм целесообразно изображать динамику показателей движения населения, заболеваемости, изменение сети медико-санитарных учреждений и т. п. Для сравнительного исследования динамики нескольких однородных явлений на одной и той же диаграмме можно изобразить несколько линий, отличающихся друг от друга цветом, различной толщиной или различной формой пунктира.

 


Столбиковые диаграммы

Диаграммы, построенные по такому же принципу, как и линейные, но в которых вертикально или горизонтально проводимым линиям соответствуют прямоугольники, являются простейшим примером столбиковых диаграмм.

Эти диаграммы особенно удобны при изображении не динамики явлений, а сравнительной величины их в какой-либо определенный промежуток времени.

Секторные диаграммы

Секторные диаграммы могут быть круговыми или полосовыми.

 

Секторные диаграммы круговые представляют собой круг, отдельные секторы которого соответствуют частям изображаемого явления. Такие круги удобно применять для изображения распределения явления на составные части, т. е. для графического отражения совокупности экстенсивных коэффициентов.

В круговых секторных диаграммах секторы, изображающие отдельные части изучаемого явления, располагаются в порядке их возрастания или уменьшения по движению часовой стрелки и покрываются красками различного цвета или различно заштриховываются.

При пользовании одновременно 2-3 секторными диаграммами, на которых изображено одно и то же явление, но за различное время или у различных групп населения, порядок чередования секторов может быть неодинаков, но необходимо, чтобы секторы различных кругов, отображающие относительные размеры одной и той же части явления за различные промежутки времени, имели одинаковый цвет или штриховку прямоугольниками, деля их на части, соответствующие по значению частям явления.

Кругами и прямоугольниками различной величины можно также изображать сравнительную величину двух или нескольких явлений. Следует только помнить, что площади прямоугольников при равных основаниях пропорциональны их высотам и прямоугольник, имеющий вдвое большую высоту, ограничивает и вдвое большую площадь; площади кругов пропорциональны не радиусам, а квадратам радиусов, и, следовательно, круг, имеющий вдвое больший радиус, будет иметь площадь, большую не в два, а в четыре раза.

Диаграммы на системе полярных координат (радиальные)

Диаграммы, построенные на системе полярных координат, пригодны для изображения сезонных (помесячного, подекадного, понедельного и т. п.) колебаний уровня заболеваемости какой-либо болезнью, размеров смертности, рождаемости и т. п. Для построения таких диаграмм круг делят на сектора. Длина радиуса круга соответствует среднему уровню.

На каждом радиусе откладывают и отмечают точкой величину, соответствующую уровню заболеваемости или смертности в данном месяце. Если в этом месяце заболеваемость или смертность была выше среднегодовой, ее отмечают за пределами круга на продолжении радиуса. Расположение месяцев года на радиусах круга соответствует движению часовой стрелки (сверху направо вниз и дальше налево вверх). Отмеченные точки соединяются ломаными линиями. Получаются характерные фигуры, наглядно изображающие сезонность.

Картограммы

Картограммами называются диаграммы, в которых изображено распределение какого-либо явления по территории. Например, если нужно распределить области Российской Федерации по величине коэффициентов рождаемости в 2004 г., то, определив коэффициенты рождаемости для каждой республики, края и области, покрывают на карте РФ эти регионы соответствующей раскраской или штриховкой, обозначающей различные размеры коэффициентов.

Картодиаграммы

Картодиаграммы также рисуются на карте (или схеме карты). В каждой части территории помещается диаграмма (столбиковая или секторная диаграмма), показывающая динамику или состав изображенного на картодиаграмме явления в различных частях данной территории.

Каждая диаграмма, к какому бы типу графических изображений она ни относилась, должна иметь четкую и ясную, по возможности краткую надпись, поясняющую изображение. Шкалы на диаграмме должны быть снабжены указателями размеров. Числа рекомендуется надписывать на самой диаграмме или в прилагаемой к ней таблице. Все условные обозначения должны быть объяснены.

3.5 Пятый этап — внедрение результатов исследования в практику и оценка эффективности.

Социально-гигиеническое исследование должно заканчиваться внедрением их результатов в практику. В зависимости от целей и задач исследования возможны различные варианты практического использования результатов работы.

Полученные данные могут быть использованы в докладах и лекциях, по материалам исследования можно подготовить приказ, методические рекомендации, инструкцию, положение и т. д. На основе результатов исследования может быть проведена реорганизация деятельности медицинского учреждения, результаты работы могут быть оформлены как рационализаторские предложения, изобретения, открытия, могут быть опубликованы в печати.

Внедрение результатов исследования в практику здравоохранения является нередко трудным и многоэтапным процессом.

 


3.6 Контрольные вопросы к разделам 1, 2, 3

1. Определение статистики

2. Медицинская статистика её рзделы и задачи

3. Понятие статистической совокупности

4. Дайте понятие единицы наблюдения

5. Генеральная и выборочная совокупность, ее свойства

6. Учетные признаки, их классификация по характеру и роли в совокупности

7. Понятие репрезентативности

8. Способы формирования выборочной совокупности

9. Как расчитывается необходимая численность выборки

10. Этапы статистического исследования

11. Содержание программы и плана исследования

12. Виды статистического наблюдения (сплошное, не сплошное, текущее, единовременное)

13. Виды статистических таблиц. Правила составления, и заполнения статистических таблиц

14. Виды графического изображения

15. Пути внедрения полученных результатов в практику здравоохранения

 


Динамические ряды

      Динамические ряды  
   
                             
I Виды динамических рядов     Простой   Сложный   Моментный   Интервальный  
                     
                           
II Способы выравнивания динамических рядов     Укрупнение интервалов   Вычисление групповой средней   Вычисление скользящей средней    
                     
                             
III Показатели динамического ряда     Абсолютный прирост   Темп прироста   Значение 1% прироста   Темп роста  

 

Для анализа изменения явления во времени (динамика явления) используются динамические ряды.

Динамическим рядом называется совокупность однородных статистических величин, показывающих изменения какого-либо явления на протяжении определенного промежутка времени. Динамический ряд может состоять из абсолютных или производных величин — относительных чисел и средних.

Числа динамического ряда принято называть уровнями ряда. Различают два основных типа динамических рядов в зависимости от того, из какого рода чисел состоит ряд.

Типы динамических рядов

Ряды могут быть простыми (состоят из абсолютных величин) и сложными (состоят из относительных или средних величин).

Простой динамический ряд может быть двух видов: моментный и интервальный

- Моментный, состоит из величин, характеризующих размеры явления на определенное время (например, численность населения РФ на конец соответствующего года).

- Интервальным, состоит из чисел, характеризующих величину явления не на какой-либо момент, а за определенный интервал времени (количество родившихся в РФ за год, количество умерших за год и т. п.).

 

Задача эталон

На основании приведенных данных необходимо вычислить:

1. Экстенсивный показатель (в %)

2. Интенсивный показатель (в ‰)

3. Показатель соотношения

4. Показатель наглядности

5. Показатели динамического ряда: абсолютный прирост, темп прироста, значение 1% прироста и темп роста.

 

Данные для решения задачи.

В городе А в 2004 году:

численность населения — 80.000 человек

число сделанных ими обращений в амбулаторно-поли­клини­чес­кие учреждения города — 90.000

число врачей — 160

число больничных коек — 900, в том числе терапевтических — 250 хирургических — 130

Число врачей на 10.000 населения

в 1980 г. — 17,6 в 1990 г. — 18,9 в 2000 г. — 20,0

1. Экстенсивный показатель — удельный вес терапевтических и хирургических коек среди всех коек.

Экстенсивный показатель = Размер части явления х 100%
Размер явления в целом

 

Удельный вес терапевтических= коек Количество терапевтических коек х 100%   250 х 100% =27,8%
Количество всех коек    

 

 

Удельный вес хирургических = коек Количество хирургических коек х 100%   130 х 100% =14,7%
Количество всех коек    

 

 

2. Интенсивный показатель — уровень обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения города (на 1000 человек)

Интенсивный показатель =   Абсолютный размер явления х 1000
Абсолютный размер среды, продуцирующей данное явление

 

Уровень обращаемости = Число обращений     90000 х 1000 =1125‰
Численность населения  

 

3. Показатель соотношения — обеспеченность населения города врачами и больничными койками (на 10000 человек)

Показатель соотношения =   Абсолютный размер явления х 10000
Абсолютный размер среды, не продуцирующей данное явление

 

Число врачей на 10000 населения = Число врачей     160 х 10000   =20 на 10000 населения
Численность населения  

 

Число коек на 10000 населения = Общее число больничных коек     900 х 10000   =112,5 на 10000 населения
Численность населения  

 

4. Показатель наглядности в процентах (по отношению к показателю соотношения обеспеченности населения врачами в 1980 г., принятому за 100%)

 

для 1980 г.   17,6 — 100% х= 18,9 х 100% =107,4%
18,9 — х 17,6

 

для 2000 г.   17,6 — 100% х= 20,0 х 100% =113,6%
20,0 — х 17,6

 

 

5. Показатели динамического ряда:

а) абсолютный прирост — разность между последующим и предыдущим уровнем.

 

1990 г. 18,9 2000 г. 20,0 2000 г. 20,0
1980 г. 17,6 1990 г. 18,9 1980 г. 17,6
Разность 1,3 1,1 2,4

 

б) темп прироста — процентное отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню.

 

1,3х100% =7,4% 1,1х100% =5,8% 2,4х100% =13,6%
17,6 18,9 17,6

 

в) значение 1% прироста – отношение абсолютного прироста к темпу прироста.

1,3 =0,17 1,1 =0,18 2,4 =0,18
7,4 5,8 13,6

 

г) темп роста – процентное соотношение последующего к предыдущему уровню.

18,9х100 =107,4% 20х100 =105,8% 20х100 =113,6%
17,6 18,9 17,6

 

4.7 Контрольные вопросы

1. Что такое абсолютные числа?

2. Можно ли на основании абсолютных данных провести статистический анализ того или иного явления?

3. Что такое относительные величины, общая методика их расчета?

4. Применение относительных величин в практике здравоохранения.

5. Какие различают виды относительных величин?

6. Что такое экстенсивный показатель и какова методика его расчета?

7. Что такое интенсивный показатель и какова методика расчета этого показателя?

8. Что такое показатель соотношения, как рассчитать показатель соотношения, его отличие от интенсивного показателя?

9. Что такое показатель наглядности и как его рассчитать?

10. Динамические ряды: определение и виды.

11. Какие показатели используются при анализе динамических рядов, их определение и методика расчета?

 

 

4.8 Задачи для самостоятельного решения

1. При решении задачи вычислить интенсивные и экстенсивные показатели, показатели соотношения, показатель наглядности, абсолютный прирост, темп прироста, значение 1% прироста, темп роста.

 

 

Вариант 1

В городе К в 2004 году

численность населения — 250000 человек

родилось — 4000 человек

умерло — 3200

врачей — 700 человек, из них:

терапевтов — 250

хирургов — 110

число больничных коек — 2900.

Число врачей на 10000 населения

в 1990 г. — 19,3

в 1995 — 24,1

в 2000 г. — 27,8.

 

Вариант 2

В районе Н. в 2004 году численность населения — 42000 человек. Число посещений жителей в амбулаторно-поликлинические учреждения района — 96000,

врачей — 45,

коек — 250, из них:

терапевтических — 60

хирургических — 30

педиатрических — 35

инфекционных — 25

родильных — 20

гинекологических — 20

травматологических — 15

прочих — 45

Число врачей на 10.000 населения

в 2001 г. — 8,4

в 2002 г. — 8,9

в 2003 г. — 9,6.

Вариант 3

Центральная районная больница обслуживает 42600 человек.

Сделано посещений жителями района в поликлиническое отделение — 448200, врачей — 35

коек в больнице — 150, из них

терапевтических — 40

хирургических — 30

педиатрических — 35

прочих — 45

Обеспеченность врачами на 10.000 населения

в 2002 г. — 7,5

в 2003 г. — 7,8

в 2004 г. — 8,0

Вариант 4

В городе Б в 2004 г. численность населения — 250000 человек, из них госпитализировано в стационары города — 53000 человек, врачей — 520, из них:

терапевтов — 160

хирургов — 40

прочих — 320.

Число коек на 10000 населения было:

в 1990 г. — 85,0,

в 1995 г. — 95,8

в 2000 г.— 103,5.

 

Вариант 5

Детская больница обслуживает детей до 14 лет — 13000, из них:

до 1 года — 870

1 года — 890

2 лет — 950

3 – 6 лет — 3340

7–14 лет — 6350

В больнице работают 53 врача, из них:

хирургов — 2

педиатров — 40

прочих — 11.

В больнице 155 коек.

Число коек на 10000 населения города

в 2002 г. — 125,4

в 2003 г. — 128,1

в 2004 г. — 129,3

 

Вариант 6.

В городе Л численность населения — 200000 человек, в лечебно-профилактических учреждениях города работает 320 врачей и 1000 средних медицинских работников. Число прошедших комплексные медицинские профилактические осмотры — 100000, из них:

работники промышленных предприятий — 40000

работники пищевых и коммунальных учреждений — 20000

работники детских и леч.-проф. учреждений — 10000

учащихся школ, техникумов и вузов — 30000

Обеспеченность врачами в городе на 10000 населения

в 2002 г.— 14,1

в 2003 г. — 15,0

в 2004 г. — 15,8.

 

Раздел 5 Средние величины

Значительная вариабельность медико-биологических, социально-гигиенических явлений определяет необходимость проведения тщательного, статистически достоверного анализа при оценке состояния здоровья населения, характеристики социально-гигиенических условий, обобщении результатов деятельности различных лечебно-профилактических учреждений.

Особое место в статистическом анализе принадлежит определению среднего уровня изучаемого признака или явления. Средние величины широко используются в медицинской научной и практической деятельности для оценки состояния здоровья населения (характеристика физического развития, выявление распространенности и длительности различных заболеваний, анализ демографических показателей), для изучения деятельности лечебно-профилакти­чес­ких учреждений, медицинских кадров и оценки качества их работы, планирования и определения потребности населения в различных видах медицинской помощи. Средние величины используются также для определения медико-физиологических показателей в норме и патологии, при обработке лабораторных данных, клинических и экспериментальных исследованиях.

Средняя величина — это типичная величина, которая характеризует среднее значение показателей, нивелируя максимальные и минимальные значения этих показателей. При работе со средними величинами необходимо соблюдать определенные условия.

Требования к средним величинам

- Качественная однородность совокупности для которой вычисляется средняя величина

- Средняя величина должна быть рассчитана на массовых материалах, на достаточно большом числе наблюдений.

Средняя арифметическая величина обладает тремя свойствами:

1. Занимает срединное положение в вариационном ряду;

2. Имеет абстрактный характер;

3. Сумма отклонений всех вариант от средней равна 0.

Задачи – эталоны

 

Пример 1: Из 120 детей, больных ревматизмом, состоящих под диспансерным наблюдением в ревматологическом кабинете, у 10% сформировался порок сердца.

Определить ошибку репрезентативности и доверительные границы показателя частоты формирования порока сердца у детей, больных ревматизмом к состоящих под диспансерным наблюдением.

1. Вычисляем ошибку репрезентативности

2. Определяем доверительные границы генеральной совокупности.

Задаем необходимую степень вероятности безошибочного прогноза. Для данного исследования достаточно P=95%. что при n > 30 соответствует значению критерия t = 2

Pген=Pвыб±tmP Pген=10±2∙2,7=10±5,4 то есть не более 15,4% и не менее 4,6%

Вывод: С вероятностью безошибочного прогноза равной 95% установлено, что частота формирования порока сердца у детей, больных ревматизмом и состоящих под диспансерным наблюдением составит не менее 4,6 и не более 15,4 случаев на 100 больных ревматизмом детей.

 

Пример 2: Обследовались 25-летние мужчины и женщины. В группе мужчин:

средняя величина спирометрии M1 = 3400 см2

средняя ошибка m1 = 250,0 см2

В группе женщин:

средняя величина спирометрии М2 = 2600 см2

средняя ошибка m2 = 150,0 см2

Определить достоверность различия полученных результатов.

Вывод: Значение t=2,76 что соответствует вероятности безошибочного прогноза более 95%. Следовательно, различие в средних величинах спирометрии у мужчин и женщин достоверно.

 

Пример 3: При изучении показателей летальности в двух городских больницах были получены следующие данные: в больнице А показатель летальности P1 был равен 3,2% (m1= ±0,04%), в больнице Б — P2 = 2,7% (m2 = ±0,07%). Состав больных по отделениям был примерно одинаковым.

Оценить достоверность разности показателей летальности в больницах А и Б.

 

Вывод: Статистически достоверно (t > 2), летальность в больнице А показатель выше, чем в больнице Б.

 

6.7 Контрольные вопросы

1. Что такое средняя ошибка средней арифметической, ее определение и применение?

2. Как определяется достоверность различий средних величин, для каких целей?

3. Как рассчитать ошибку репрезентативности?

4. Как определяются доверительные границы для генеральной совокупности?

5. Как определяется достоверность разности относительных показателей?

6. Что такое «вероятность безошибочного прогноза»?

7. Что означает понятие «нулевая гипотеза»?

8. Можно ли оценить величину хи квадрат без таблицы? Каковы критерии оценки?

6.8 Задачи для самостоятельного решения

Требуется оценить достоверность разности между двумя относительными и средними величинами.

 

Вариант 1 В детской больнице А из 1600 оперированных умерло 16 больных, в детской больнице Б из 1800 оперированных умерло 24 больных.

 

Вариант 2 При изучении заболеваемости по обращаемости в районе Н. с численностью населения 250000 человек, по полу получены следующие данные: показатели заболеваемости у мужчин составили 504,7 на 1000 населения, у женщин — 529,4 на 1000 населения.

Вариант 3 Показатели послеоперационной летальности в двух больницах (P1 и Р2), где распределение больных по видам операций было примерно одинаковым, составили

в больнице А — 2,0% (m1 = ± 0,3%)

в больнице Б — 1,5% (m2 = ± 0,2%)

 

Вариант 4 Частота кариеса зубов среди населения, использующего питьевую воду с пониженным содержанием фтора, составила 380 случаев на 1000 человек (m =± 10‰), в то время как пораженность кариесом зубов населения, потребляющего воду с нормальным содержанием фтора, составляет 200 случаев на 1000 населения (m = ± 15‰).

Вариант 5 Максимальное артериальное давление у студентов до сдачи экзаменов в среднем составило 127,2 мм рт. ст. (m1= ± 3,0 мм рт. ст), после сдачи экзамена 117,0 мм рт. ст. (m2= ±4,0 мм рт. ст.) Можно ли на основании этих данных считать, что действительно до сдачи экзамена у студентов отмечается некоторое повышение максимального артериального давления?

 

Вариант 6 В стационаре лечилось 40 больных с анемией. До лечения препаратами железа среднее количество гемоглобина в крови было 92,3 ± 2,2 г/л. После лечения препаратами железа среднее количество гемоглобина в крови стало 124,7 ± 5,6 г/л.

Можно ли на основании этих данных считать, что действительно после лечения больных анемией препаратами железа отмечается повышение количества гемоглобина в крови?

 

Вариант 7 При изучении частоты пульса у детей 3-х лет двух детских садов обнаружено, что в детском саду А частота пульса в среднем составила 80,0 ± 2,0 ударов в минуту, а в детском саду Б — 78,0 ± 2,0 ударов в минуту.

Можно ли на основании этих данных говорить о большей частоте пульса у детей детского сада А?


Прямой метод стандартизации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.247 с.)