Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выравнивание уровней динамических рядовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Динамический ряд не всегда состоит из уровней, последовательно изменяющихся в сторону снижения или увеличения. Нередко уровни в динамическом ряду носят скачкообразный характер, имеют значительные колебания, что затрудняет возможность проследить основную закономерность, свойственную явлению в наблюдаемый период. В этих случаях для выявления общей динамической тенденции рекомендуется произвести выравнивание ряда. Выделяют следующие способы выравнивания динамического ряда: укрупнение интервалов, вычисление групповой средней, вычисление скользящей средней и т. п. Однако, следует осторожно применять метод выравнивания, его следует употреблять только после глубокого и всестороннего анализа причин, обусловивших колебания этих уровней. Механическое выравнивание может искусственно сгладить уровни и завуалировать причинно-следственные связи. 4.5.2.1 Укрупнение интервалов — применяется, когда явление в интегральном ряду выражено в абсолютных величинах, уровни которых суммируются по более крупным периодам. Применение возможно при кратном числе периодов. Например, зная помесячное число обращений по поводу того или иного заболевания, можно укрупнить период и анализировать поквартально. Укрупнение периодов может выявить сезонные колебания, определенные закономерности.
Пример: Сезонные колебания заболевания ангиной в населенном пункте Н.
Как видно из таблицы, помесячные числа заболеваний ангиной то увеличиваются, то уменьшаются. После укрупнения интервалов по кварталам года выявляется определенная закономерность: наибольшее число заболеваний приходится на летне-осенний период. 4.5.2.2 Вычисление групповой средней — применяется, когда уровни ряда выражены в абсолютных, средних или относительных величинах. При вычислении групповой средней смежные величины суммируются, а затем делятся на число слагаемых. Этот метод позволяет сгладить волнообразные изменения и получить более четкую картину изменений. Пример: Динамика процента расхождений клинических и патолого-анатомических диагнозов в областной больнице города Н. за 1997-2004 гг.
Уровни динамического ряда, представленных в таблице имеют волнообразные колебания. Выравнивание ряда путем вычисления групповой средней выявило четкую тенденцию к постепенному снижению процента расхождений диагнозов в областной больнице. 4.5.2.3 Расчет скользящей средней — применяется, когда явление выражено в абсолютных, средних или относительных величинах. Каждый уровень заменяется на среднюю из данного уровня и двух соседних с ним. Данный метод применяется, когда не требуется особой точности и когда имеется достаточно длинный ряд и можно пренебречь потерей двух значений ряда. Скользящая средняя вычисляется как средняя величина из данного уровня и двух соседних с ним. При вычислении скользящей средней каждый уровень ряда заменяется на среднюю величину из данного уровня и двух соседних с ним. Пример: Скользящая средняя
Пример расчета для 1998 г.: (12,0+10,8+9,0):3=10,6; для 1999 г.: (10,8+9,0+10,2):3=10,0. Частота расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов в областной больнице ежегодно колебалась. Ряд, выровненный с помощью скользящей средней, выявляет постепенное уменьшение частоты расхождения диагнозов. Для углубленного изучения процессов во времени рассчитывают показатели динамического ряда. Показатели динамического ряда.
1. Абсолютный прирост 2. Темп прироста 3. Значение 1 % прироста 4. Темп роста
Методики расчета показателей Абсолютный прирост — разность между последующим и предыдущим уровнями.
Темп прироста — процентное отношение абсолютного прироста к предыдущему у ровню.
Значение 1% прироста — отношение абсолютного прироста к темпу прироста.
Темп роста — процентное отношение последующего уровня к предыдущему.
Все показатели выражаются знаком «+» (прирост) или «–» (убыль).
Пример: Вычислить показатели динамического ряда Число коек для больных с челюстно-лицевой патологией было (на 10 000 населения) 1970 -1,1 1980 -1,4 1990 -1,6 2000 -1,7
Абсолютный прирост = последующий уровень – предыдущий уровень 1980 г. 1,4-1,1 = 0,3 1990 г. 1,6-1,4 = 0,2 2000 г. 1,7-1,6 = 0,1 2000 г. с 1970 г. 1,7-1,1-0,6
Задача эталон На основании приведенных данных необходимо вычислить: 1. Экстенсивный показатель (в %) 2. Интенсивный показатель (в ‰) 3. Показатель соотношения 4. Показатель наглядности 5. Показатели динамического ряда: абсолютный прирост, темп прироста, значение 1% прироста и темп роста.
Данные для решения задачи. В городе А в 2004 году: численность населения — 80.000 человек число сделанных ими обращений в амбулаторно-поликлинические учреждения города — 90.000 число врачей — 160 число больничных коек — 900, в том числе терапевтических — 250 хирургических — 130 Число врачей на 10.000 населения в 1980 г. — 17,6 в 1990 г. — 18,9 в 2000 г. — 20,0 1. Экстенсивный показатель — удельный вес терапевтических и хирургических коек среди всех коек.
2. Интенсивный показатель — уровень обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения города (на 1000 человек)
3. Показатель соотношения — обеспеченность населения города врачами и больничными койками (на 10000 человек)
4. Показатель наглядности в процентах (по отношению к показателю соотношения обеспеченности населения врачами в 1980 г., принятому за 100%)
5. Показатели динамического ряда: а) абсолютный прирост — разность между последующим и предыдущим уровнем.
б) темп прироста — процентное отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню.
в) значение 1% прироста – отношение абсолютного прироста к темпу прироста.
г) темп роста – процентное соотношение последующего к предыдущему уровню.
4.7 Контрольные вопросы 1. Что такое абсолютные числа? 2. Можно ли на основании абсолютных данных провести статистический анализ того или иного явления? 3. Что такое относительные величины, общая методика их расчета? 4. Применение относительных величин в практике здравоохранения. 5. Какие различают виды относительных величин? 6. Что такое экстенсивный показатель и какова методика его расчета? 7. Что такое интенсивный показатель и какова методика расчета этого показателя? 8. Что такое показатель соотношения, как рассчитать показатель соотношения, его отличие от интенсивного показателя? 9. Что такое показатель наглядности и как его рассчитать? 10. Динамические ряды: определение и виды. 11. Какие показатели используются при анализе динамических рядов, их определение и методика расчета?
4.8 Задачи для самостоятельного решения 1. При решении задачи вычислить интенсивные и экстенсивные показатели, показатели соотношения, показатель наглядности, абсолютный прирост, темп прироста, значение 1% прироста, темп роста.
Вариант 1 В городе К в 2004 году численность населения — 250000 человек родилось — 4000 человек умерло — 3200 врачей — 700 человек, из них: терапевтов — 250 хирургов — 110 число больничных коек — 2900. Число врачей на 10000 населения в 1990 г. — 19,3 в 1995 — 24,1 в 2000 г. — 27,8.
Вариант 2 В районе Н. в 2004 году численность населения — 42000 человек. Число посещений жителей в амбулаторно-поликлинические учреждения района — 96000, врачей — 45, коек — 250, из них: терапевтических — 60 хирургических — 30 педиатрических — 35 инфекционных — 25 родильных — 20 гинекологических — 20 травматологических — 15 прочих — 45 Число врачей на 10.000 населения в 2001 г. — 8,4 в 2002 г. — 8,9 в 2003 г. — 9,6. Вариант 3 Центральная районная больница обслуживает 42600 человек. Сделано посещений жителями района в поликлиническое отделение — 448200, врачей — 35 коек в больнице — 150, из них терапевтических — 40 хирургических — 30 педиатрических — 35 прочих — 45 Обеспеченность врачами на 10.000 населения в 2002 г. — 7,5 в 2003 г. — 7,8 в 2004 г. — 8,0 Вариант 4 В городе Б в 2004 г. численность населения — 250000 человек, из них госпитализировано в стационары города — 53000 человек, врачей — 520, из них: терапевтов — 160 хирургов — 40 прочих — 320. Число коек на 10000 населения было: в 1990 г. — 85,0, в 1995 г. — 95,8 в 2000 г.— 103,5.
Вариант 5 Детская больница обслуживает детей до 14 лет — 13000, из них: до 1 года — 870 1 года — 890 2 лет — 950 3 – 6 лет — 3340 7–14 лет — 6350 В больнице работают 53 врача, из них: хирургов — 2 педиатров — 40 прочих — 11. В больнице 155 коек. Число коек на 10000 населения города в 2002 г. — 125,4 в 2003 г. — 128,1 в 2004 г. — 129,3
Вариант 6. В городе Л численность населения — 200000 человек, в лечебно-профилактических учреждениях города работает 320 врачей и 1000 средних медицинских работников. Число прошедших комплексные медицинские профилактические осмотры — 100000, из них: работники промышленных предприятий — 40000 работники пищевых и коммунальных учреждений — 20000 работники детских и леч.-проф. учреждений — 10000 учащихся школ, техникумов и вузов — 30000 Обеспеченность врачами в городе на 10000 населения в 2002 г.— 14,1 в 2003 г. — 15,0 в 2004 г. — 15,8.
Раздел 5 Средние величины Значительная вариабельность медико-биологических, социально-гигиенических явлений определяет необходимость проведения тщательного, статистически достоверного анализа при оценке состояния здоровья населения, характеристики социально-гигиенических условий, обобщении результатов деятельности различных лечебно-профилактических учреждений. Особое место в статистическом анализе принадлежит определению среднего уровня изучаемого признака или явления. Средние величины широко используются в медицинской научной и практической деятельности для оценки состояния здоровья населения (характеристика физического развития, выявление распространенности и длительности различных заболеваний, анализ демографических показателей), для изучения деятельности лечебно-профилактических учреждений, медицинских кадров и оценки качества их работы, планирования и определения потребности населения в различных видах медицинской помощи. Средние величины используются также для определения медико-физиологических показателей в норме и патологии, при обработке лабораторных данных, клинических и экспериментальных исследованиях. Средняя величина — это типичная величина, которая характеризует среднее значение показателей, нивелируя максимальные и минимальные значения этих показателей. При работе со средними величинами необходимо соблюдать определенные условия. Требования к средним величинам - Качественная однородность совокупности для которой вычисляется средняя величина - Средняя величина должна быть рассчитана на массовых материалах, на достаточно большом числе наблюдений. Средняя арифметическая величина обладает тремя свойствами: 1. Занимает срединное положение в вариационном ряду; 2. Имеет абстрактный характер; 3. Сумма отклонений всех вариант от средней равна 0.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.26 (0.009 с.) |