Феномен полиса и развитие политической культуры античности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен полиса и развитие политической культуры античности.



Полис часто характеризуют как город-государство. Плис нетождественен государству в современном понятии этого слова, он никогда не был особым институтом управления, он являлся лишь способом жизнедеятельности человека.

Особенности полиса:

1. Стремление к замкнутости и к самоизоляции в экономическом и культурном отношении

2. Полис - гражданская община, то есть коллектив свободных граждан.

3. Политика - естественное каждодневное проявление жизни.

4. Ключевое определяющее слово для полиса - общность. Индивид - личность, но в рамках общности. Противопоставление отдельного человека полису являлось недопустимым. Это каралось.

5. Идеализация полиса имеет место во всех учениях Античности (Аристотель - "человек-существо полисное", то есть его тяготит к общению, к политике, так он совершенствуется".)

6. Полис как замкнутая автономная община мог существовать только при небольшой численности населения (около 40 000 человек коренных жителей, также были и полусвободные лица). Полурабы исключались из полисной жизни. Поэтому всегда противопоставляется полис другим "варварским" формам общения.

7. Свобода полиса не столько индивидуальная, сколько коллективная ценность. Свободным был лишь тот, кто имел принадлежность к полису. Рабство - нормальная вещь, это природная необходимость.

8. Сама концепция полиса (существование коллектива) порождает концепцию равенства всех ее членов.

9. Цельность и совершенность полиса основывались на подчинении его существования и функционирования закону и право-справедливости. Полисные законы - олицетворение совершенства.

 

2. Мифологические истоки античного правосознания.

 

Другой фактор помимо полиса во многом определившее развитие Древнегреческой мысли - миф.

Религия и миф отличаются. Все религии основываются на мифологии. Отличия:

1) Образ божества. В мифологии боги - антропоморфны. То есть очень близки к людям физически и духовно. Модель поведения божества приближена к человеческой для лучшего понимания человеком должного поведения. Образ бога в религии совершенно другой - он поднимается на трансцендентный уровень и не доступен человеческому сознанию. Боги не посещают землю, они абстрактны.

2) Кроме того религия при всей казуистичности норм все-таки стремится к большему обобщению (абстрактности), нежели миф, в котором регулирование ситуитивно и смоделировано.

3) Из мифов вырастают идеи общего блага как целеполагание человеческой мысли. Сам образ носит идеологический характер, это обусловлено и мифологией и феноменом полиса, где все вопросы обсуждаются. Миф диспозитивен, компромисс возможен. Общие собрания всех граждан полиса и принятие решений на них - это нормально для полиса. Демократия. С другой стороны деологичность античного правосознания носит замкнутый вокруг корпоративной общины замкнутый характер, это и впитало аристократия. Мифологические истоки прав осознания порождали единство правового и морального компонента. Закон=справедливость.

 

Из античной мифологии произошли философские идеалы и категории, характерные для античности.

 

При этом не следует мифологизировать античное правосознание. Миф не проникал в сущностные аспекты правосознания. Это отличает запад от востока, где религиозные нормы были вплетены как в поддержание общественного правопорядка, так и в государственное управление.

 

Взаимодействие формирующейся политико-правовой теории с естественно-научными знаниями.

 

Начало формирования античной п-п теории приходится уже на ранний (космологический) период развития философии. Происходит постепенный переход от мифа к логико-понятийному мышлению.

Первоначально это проявляется в усложнении мифологической картины мира, когда наряду с мифами о сотворении мира и людей появляются мифы об отдельных законных установлений. Предметом размышлений древнегреческих философов была именно природа. Они задавались целью – познать первопричины бытия, стремясь при этом к поведению идеальных сущностей и объективных закономерностей. Сама древнегреческая мифология была мифологией природы, и вопрос о происхождении мира был в ней ключевым. Это обусловило последующую естественно-научную направленность мысли.

Проблема первоначал занимала значительное место в ранней философии. Н: Фалес считал первоначалом воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – Огонь, Пифагор – число. Но эти понятия наполнялись не только буквальным, но и символическим значением. Рационализм античной п-п мысли был обусловлен исходной философской посылкой. Натурфилософы считали окружающий мир обманчивым, а чувственный опыт недостаточным для познания, поэтому они стремились вывести первооснову бытия исходя из разума. Наиболее яркими примера взаимодействия п-п знания и естественно-научного являются учения Пифагора и Демокрита.

Пифагор (6 век до н.э.) первым назвал себя философом и ввел в оборот термин философия. Он использовал количесвенные свойства и характеристики, считая, что «все в мире есть число». Самый главный вопрос для него – вопрос о справедливости. Оно выводилось из математического равенства. В политике оно выражалось в равенстве имущества. Равенство в содержании справедливости проявляло себя как всеобщая взаимность, когда воздаяния за имущественный или физический вред должно быть равным причиненной ущербу. Он использовал понятия квадрат. Сама фигура квадрата олицетворяет равенство. И возведение числа в квадрат – принцип талиона.

Пифагор выводил геометрическую справедливость. Суть – воздаяние не поровну, а по достоинству.

Влияние естественно-научной концепции прослеживает в резком отношении пифагорейцев к анархии.

П-п учение Демокрита пронизано его концепцией «природности», когда самого человека общество и происходящие в нем процессы он рассматривает как часть естественного хода природной эволюции. Он считает несправедливым то, что противоречит природе и естественному порядку вещей. Общество и государство не даны природой, но их образование – результат природной закономерности. Поэтому именно в государстве ему видится справедливость. При таком подходе государство и его интересы начинают доминировать над частными интересами.

Понятие логоса как закона бытия, противопоставление полиса и законам природы бытия – проявления естественно-научной мысли.

Особенности философско-рационалистического подхода к проблемам политики, г-ва и п-ва.

Многие философские направления, в том числе и рационализм, берут начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, мечты и другими способами.

Задача философа — очистить иррациональную душу от связывающих ее пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.112 (0.006 с.)