Становление и развитие христианской традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие христианской традиции



В I в. н.э. в Римской империи сложилась и стала быстро распространяться новая религия — христианство. В развитии организации христиан обычно различаются два этапа: "апостольская церковь" (примерно I—II вв.) и пришедшая ей на смену (примерно во второй половине II в.) "епископальная церковь". Эволюция церковной организации сопровождалась, очевидно, изменением политико-правовой идеологии христиан, однако в книгах Нового завета содержатся как первоначальные, так и последующие идеи христианства I—II вв.

В произведениях раннехристианской литературы (Откровение Иоанна — "Апокалипсис") осуждались рабовладельческий Рим — "великий город, царствущий над земными царями", римские императоры (особенно "зверь-антихрист Нерон" — гонитель христиан), цари, вельможи, тысяченачальники, богатые, купцы. Христиане мечтали об уничтожении "великой блудницы вавилонской" — Римской империи, которую они называли "царством дьявола", "дьявольским миром зла и насилия": "Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! Ибо в один час пришел суд твой".

В ожидании мессии проповедовались смирение и непротивление злу насилием: "Никому не воздавайте злом за зло". В ожидании скорого пришествия мессии христиане стремились обособиться от царства зла в своих общинах. Христианство провозгласило равенство приверженцев новой религии. В дискуссиях христианских общин была преодолена идея богоизбранности только отдельных народов.

Общины были организованы на демократических началах. Не было духовенства, предметов культа, обрядов.

В христианском учении в религиозной форме были выражены некоторые общечеловеческие ценности, элементарные нормы нравственности и справедливости. "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними", — говорится в Новом завете. Там же содержатся заповеди: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, люби ближнего, как самого себя.

В I—II вв. сеть христианских общин раскинулась по всей Римской империи. Ряды приверженцев новой религии, дававшей духовное утешение и надежду, неуклонно росли. Со II в. христианские общины пополнялись выходцами из имущих и образованных слоев общества. Это привело к изменению социального состава, организационных принципов и идеологии христианских общин.

К середине II в. в христианстве берет верх то направление, которое делало упор на мистические стороны учения. Складывается отделенный от массы верующих церковный аппарат. Руководство общинами переходит в руки епископов, пресвитеров, дьяконов, образовавших стоящий над верующими клир (духовенство). Епископами назначались, как правило, состоятельные люди.

Епископы различных общин установили между собой прочные связи; таким образом была создана вселенская церковь.

В христианской литературе II—III вв. большое место занимает апологетика. Христианские авторы стремятся доказать римскому обществу и уверить императоров, что новая религия не только не опасна рабовладельческому государству, но и является его надежным союзником.

Первоначальное осуждение императорской власти уже во II в. свелось к религиозной оппозиции насаждавшемуся властью культу императоров, требованию поклоняться им, как богам. "Отдавайте кесарю кесарево, а Божие — Богу", — дальше призыва уклоняться от официального культа императоров, исправно уплачивая, однако, подати, церковь не шла.

В то же время эта оппозиционность компенсировалась отчаянными призывами подчиняться властям и начальствам. Церковь настойчиво стремилась к союзу с императорской властью.

С IV в. императоры уже вынуждены считаться с церковью и даже искать у нее поддержки. При императоре Константине христианство было объявлено равноправной с другими религиями (313 г.), а затем господствующей (324 г.) религией.

Эволюция христианства сопровождалась ожесточенной борьбой между церковью и различными ересями (ересь — вероучение, основанное на некоторых общих с официальной церковью догматах, но оппозиционное, отличное от церковного).

Так, во второй половине II в. в Малой Азии возникла секта монтанистов, продолжавших проповедовать ненависть к Римской империи, предвещать близкое пришествие мессии, конец мира зла и насилия, установление тысячелетнего царства: "Мы не хотим больше оставаться в рабстве, мы желаем скорее царствовать". В общинах монтанистов сохранялись общие трапезы, демократические порядки раннехристианских общин.

Тогда же возникли антицерковные секты гностиков (гносис — знание), соединявшие ряд положений христианства с учением о "логосе" в духе философии неоплатонизма и стоиков. Некоторые гностики (Эпифан) учили, что общественное неравенство противоречит божественному закону справедливости.

Еретики широко использовали апелляцию к текстам писания, отвечавшим настроениям масс. С IV в. в Северной Африке возникло движение рабов, колонов и свободных бедняков, называвших себя агонистиками (борцы, воины христовы).

В Северной Африке развивалось также движение донатистов — христиан, стремившихся сохранить чистоту церкви, почитавших мучеников, пострадавших во время императорских гонений на христиан, перекрещивавших отступников, отрекшихся от христианства во времена гонений, а затем возвращавшихся в общины. В середине IV в. донатисты объединились с агонистиками. Церковь взывала к императорам, требуя применения вооруженной силы против тех и других.

 

Новозаветное учение о власти и законе

Основой христианского вероучения является Библия (состоящая из Ветхого и Нового завета). Значимость Ветхого не принижается, попытки согласования их.

Эти части имеют различия. Например, в образе бога. Бог ветхого - более жесток (Всемирный потоп...), и вообще более радикальные меры. Это один из древнейших правовых источников, там есть четкие правовые нормы (Например, принцип талиона; убийство умышленное или неумышленное делилось; принцип ответственности за вину; смертная казнь). В противоположность этому, Новый завет пропагандирует принцип Бог - есть любовь. Несмотря на признание ветхого, он ориентируется на смягчение.

 

Новый не политизирован. Там мало о власти и законе, там нет правовых норм, там есть образы, притчи.

Апостол Павел: "Всякая душа да будет покорна внешним властям, так как всякая власть от бога...".

Основным было противоборство власти светской и церковной. Здесь высказывается мысль о том, что покорно надо следовать светской власти, необходимость подчинения ей, не задумываясь о ее происхождении...

Правильно надо понимать так: государственность у древних евреев возникает по воле бога и с его согласия, первоначально, существовала теократия, которая была закреплена богом и Авраамом. Между ними был договор. Но сначала у них не было царей, властителей, и они подвергались набегам. Духовные лидеры (судьи). К судье Самуилу пришли люди и пожаловались чтобы назначили им светских властителей. Договор был буквально без посредников. Были жесткие условия. Но евреи согласились. Саул был назначен первым царем. Но Саула развратила власть. И был назначен Давид, который сверг его. Поэтому род евреев от колена Давидова. Поэтому слова Павла основаны на этом.

Единственное изречение касающееся власти (кесарю - кесарево). Каждому свое. Из этого следует вывод о разделении сфер влияния религии и государственности. Церковь - духовное воспитание населения; а забота о материальных сторонах - светское.

 

Ветхозаветные идеи архаичны. Часто там жестокость и талион. В новый сменяет наказания и активно отказывается от талиона.

Последующие правовые взгляды христианства отражены в каноническом праве.

 

Юриспруденция средневековья

На развитие средневековой политико-правовой мысли оказали влияние появившиеся в 11 веке университеты. Стали возникать по сути первые юридические школы. Формирование по причинам: обнаружение свода законов Юстиниана в монастырской библиотеке. Европейцы обрадовались почему? На тот момент право западной Европы представляло совокупность коллизионных норм. Это были многочисленные сборники обычного права.

Так же еще причина: особенность развития социально-экономических отношений. Товарооборот требовал единства и совершенствования правового регулирования.

 

Изучение текста Юстиниана вылилось в целенаправленную деятельность. Текст был сложен. Это было совокупностью казусов. Поэтому средневековые юристы давали толкование (пояснения) - делали ГЛОССЫ на полях.

 

Основной метод школы глоссатых (балонская школа) - сравнение и сопоставление различных мест акта, чтобы понять и уяснить смысл его и устранить противоречия. То есть они систематизировали. Текст дигест толковался "сам из себя".

 

«Может ли человек, у которого вещь отнята силой, может ли вернуть ее силой». Использовался прецедент. Дело было о земельном участке. И претор постановил, что не может вернуть силой. Глоссаторы делали вывод, что норму можно распространить на всю собственность. Для этого они использовали текст Соборов (изгнанный из епархии епископ не может возвратиться туда силой). Поэтому толковать можно расширительно. Нарушенные права должны восстанавливаться в судебном порядке.

 

Глоссаторы возвели казуистичные нормы в абстрактные. Юриспруденция возникает в эпоху университетов.

Интерпритационная деятельсноть глоссаторов была прервана постглоссаторами (комментаторами). К тому времени Юстиниан был изучен от и до. Поэтому на сей раз объект толкование - баллонский текст. Толкование предыдущего толкования. В отличие от глоссаторов, которые доходчиво излагали, комментаторы были более практически ориентированными юристами. Они старались преломить нормы римского права сквозь феодальные отношения.

В своих исследования они были подвергнуты схоластике. Догматика - глоссаторы. Стараясь возвысить Юстиниана до свободного познания, они старались сделать свои принципы права. Необходимость была вызвана также противоборством светской и духовной власти. Требовалось провести разграничение между двумя этими юрисдикциями.

 

Комментаторы пользовались тем, что были институты близкие к искам о правах собственности. Они защищались и виндикациоными исками. Короче, с использованием мнимого дуализма, право собственности было разделены на основное и переносное. Это означало наличие основного права собственности за сюзереном и второстепенное право вассалов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.112.220 (0.013 с.)