Проблема влияния искусства (литературы) на человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема влияния искусства (литературы) на человека.



Тезисы

- Литература служит познанию мира и человека.

- Литература, отражая действительность, раскрывает красоту жизни, красоту человека.

- Через образ положительного или отрицательного героя автор осмысливает действительность.

Цитаты

- «Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература» (Н. Евдокимова).

- «Искусство призвано сохранять человеческое в человеке» (Ю.Бондарев).

- «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное» (Ф. Достоевский).

Литературные аргументы

Вступление

Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок «Ленинградская». Но больше ей подходит название «Легендарная». Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста­ковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

 

IV. Экологические проблемы

Проблема пагубного влияния человека на природу

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
(Как уберечь мир от эко­логической катастрофы?) Проблема уничтожения природных богатств.

Тезисы

- Необходимо бережно относиться к природе.

- Природа для человека одновременно и храм, и мастерская.

- Изучение природы приучает подчиняться ее законам.

- Человек, равнодушный к природе, обкрадывает, обедняет себя.

- Насилие над природой вызывает возмущение стихийных сил.

Цитаты

- Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении (В.Распутин)

- Люди, которые не любят природы, - и не любят жизнь, оставаясь равнодушными к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мирозданья (Леонид Андреев).

- Человек должен уметь ценить природу… Относиться как к равному – разумно и вдохновенно (Чингиз Айтматов).

- Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа – это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери (Юрий Бондарев).

- Охранять природу – значит охранять Родину (Михаил Пришвин).

Литературные аргументы

Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Именно таким автор видит в нем «нового» человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.

В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.

М. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации.

«Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу!

Стругацкие «Пикник на обочине»
«Пикник. Представьте себе: лес, проселок, лужайка. С проселка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фото- и киноаппараты... Разжигается костер, ставятся палатки, включается музыка. А утром они уезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что же они видят? На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры…. консервные банки, пустые бутылки, …»

Ч. Айтматов в своей повести «После сказки» («Белый пароход») показал губительность, безысходность пути, если человек губит природу. Она мстит вырождением, бездуховностью. Эту же тему продолжает писатель и в последующих своих произведениях: «Буранный полустанок», «Плаха», «Тавро Кассандры». Особенно сильное ощущение производит роман «Плаха». На примере волчьей семьи автор показывает гибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. Становится страшно, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и «человечными», чем «венец творения». Так ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей?

Заключение

Когда мы разглядываем ночное небо, то пытаемся предположить, что в этой удивительно красивой бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется еще одна такая планета, которую бы так варварски уничтожали ее самые разумные обитатели.

 

Проблема благотворного влияния природы на человека (Почему не каж­дый человек воспринимает красоту природы?)

Тезисы

- Человек и природа – единое целое. Все мы – порождение природы, ее часть.

- Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым.

- Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу (Д.Лихачёв).

Цитаты

- Ты раскрой мне, природа, объятья,

- Чтоб я слился с красою твоей (И.А. Бунин).

- Природа – единое чудо и целый мир чудес…Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!.. (И.С. Тургенев).

Литературные аргументы

Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются изменением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви».

Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь при наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.

В рассказе «Бежин луг» природа для Тургенева двулика: она дает отраду тишины, просветления, чистоту, но она же заставляет человека чувствовать себя бесконечно малым перед ее простором, беспомощным перед ее таинственными силами.

Ивана Сергеевича Тургенева по праву называют певцом русской природы. Тургенев был сторонником «тайной психологии», раскрывая движение души своих героев с помощью пейзажа. В рассказе «Бежин луг» природа показана прежде всего как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показывать природу.

В произведении «Кладовая солнца» объединены правда и сказка. Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». Пришвин видит реальность, ее темные и светлые стороны, но наполняет ее новым смыслом и доносит до нас свои убеждения о возможности жить прекрасно.

В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего. Природа может отомстить. О справедливом возмездии взывает Царь-рыба, израненная человеком.

И. А. Бунин. Стихотворение «Вечер».

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (при виде зазеленевшего старого дуба князь Андрей обретает веру в возможность счастья).

А. Фет. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.052 с.)