Проблема воспитания. Проблема обучения. (Какова истинная цель обучения? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема воспитания. Проблема обучения. (Какова истинная цель обучения?



Каким должен быть хо­роший учитель (ученик)?)

Тезисы

- Детство как почва, в которую падают семена.

- Учитель - проводник истины.

- Семья – лучшая школа.

- Лучшие учителя поднимаются на уровень искусства и делятся с нами собой.

- Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.

- Всё начинается с учителя.

Цитаты

- «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель» (Л. Толстой).

- «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль).

- «Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником» (М.Горький).

- «Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей» (М.Горький).

- «Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить» (А.Т. Твардовский).

- «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться» (Л.Н. Толстой).

Литературные аргументы

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Болконские привыкли жить по заведённому порядку, на первое место старый князь ставит воспитание и образование, не желая, чтобы княжна Марья была глупа, как великосветские барышни.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» обычного сельского мальчика нелегкая судьба и голод заставляют связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги. Выяснив, что ребенок недоедает, и у него нет другого способа раздобыть необходимые ему средства, молодая учительница французского языка Лидия Михайловна приглашает мальчика заниматься дополнительно. Но это только благовидный предлог. В действительности она стремится как-нибудь помочь ребенку, попавшему в сложную ситуацию, но тот из гордости отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. Тогда она предлагает играть с ней на деньги, точно зная, что он обыграет ее, получит свой заветный рубль и купит молоко, которое так необходимо ему. Она сознательно идет на преступление с точки зрения педагогики, нарушает все действующие правила ради своего ученика, проявляя неподдельное человеколюбие. Директор школы, однако, посчитал игру с учеником преступлением и уволил Лидию Михайловну. Уехав к себе на Кубань, женщина не забыла мальчика и прислала ему в школу посылку с яблоками, которые мальчик никогда до этого не пробовал, а видел только на картинках.

А.П. Чехов. «Человек в футляре». В рассказе А.П. Чехова представлен сатирический образ учителя Беликова. Главное в нем - отчужденность от жизни, панический страх перед какими-либо изменениями. «Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера, то это было для него ясно, определенно: запрещено - баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный». Казенный язык с претензией на высокопарность обнажал уродство этой личности. На педсоветах он «угнетал» своею мнительностью, давил на всех, и они уступали, «сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и, в конце концов, исключали и Петрова, и Егорова».

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в самом названии пьесы «Недоросль» Д.И. Фонвизина. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр I. Простакова не скрывала этого «... ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..»

И А. Гончаров. «Обломов». В главе «Сон Обломова» раскрываются проблемы воспитания, мы видим, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.

«Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние. Так, в «Поучении» В. Мономаха говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру Гринёву).

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (воспитание в семье Ростовых, Болконских).

А. Геласимов «Нежный возраст».

Вступление

Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прора­стать. Биография человеческой души, человеческого сердца -­ это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие расте­ния. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, неко­торые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом.

 

Проблема равнодушия, чёрствого и бездушного отношения к человеку

Тезисы

- Равнодушие так просто не скроешь.

- Грубость — это духовная слабость.

- Черствость, равнодушие - запуск бумеранга.

- Равнодушие — тяжкая болезнь души.

Цитаты

- «Моральное равнодушие - болезнь слишком образо­ванных людей» (В. Г. Белинский).

- «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судь­бам ближнего» (М. Е. Салтыков-Щедрин).

- «Быть грубым — значит забывать собственное достоинство» (Н. Г. Чернышевский ).

- «Грубость — такое же уродство, как горб» (М. Горький).

- «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть» (А.П. Чехов).

- «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека» (М. Горький).

- «Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует » (В. И. Ленин).

- Так многие сидят в веках

На берегах — и наблюдают

Внимательно и зорко, как

Другие рядом на камнях

Хребты и головы ломают.

(В. Высоцкий)

Литературные аргументы

А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч», «Человек в футляре». Герои Чехова -«люди в футлярах», «довольные собой люди», привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами. Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет «на тройке с бубенчиками пухлый, красный» Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, «тоже пухлый и красный», кричит: «Прррава держи!» «Прррава держи» — это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском «как бы чего не вышло» мы видим только равнодушное отношение к проблемам других людей. Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту — мещане, обыватели, возомнившие себя «хозяевами жизни».

В рассказе А. Чехова «Ионыч» изображено превращение человека с хорошими задатками в эгоиста, показана гибель души, её творческих начал. Произошла деградация, превращение доктора Старцева в Ионыча – человека «без мыслей, без впечатлений», без мечты.

В. Шукшин. «Чудик». Чудики Шукшина - люди, стремящиеся создать «праздник души», живущие просто, естественно, не делая другим зла. Таковы герои рассказов «Чудик», «Микроскоп», «Мастер». Но их стремления сделать «людям как лучше» постоянно наталкиваются на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность.

В атмосферу равнодушия и черствости попадаешь, читая рассказ А. Геласимова «Жанна». Юная мама, сама оставшаяся сиротой, ежедневно, как умеет, борется за свою жизнь и за жизнь своего ребенка и ежедневно, словно в стену. Упирается в людское безразличие. Отказ взять на работу – плохой пример для школьниц, упреки врача, обвинения в смерти матери, жестокость… Попытка откупиться от собственного ребенка. Но с каждым днем Жанна становится сильнее, она знает, что без нее Сережке не выжить. Поняв это, она в свои 17 лет взрослее и мудрее всех, кто пытается учить жизни.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека)

Тезисы

- Любить человека – вот главный принцип гуманизма.

Цитаты

- «Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием» (В.Г. Белинский)

- «Для человека нет и не может быть ничего ближе человека» (М. Горький).

- «Самопожертвование всего себя в пользу всех есть признак высочайшего развития личности» (Ф.М. Достоевский).

- «Человека не уважаете – себя обижаете» (слова Разумихина, «Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский).

- «Человек вообще очень любит быть оскорблённым» (слова Свидригайлова, «Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский).

- «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть» (А. П. Чехов).

- «Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием» (В.Г. Белинский).

- «Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства» (В. Г. Белинский).

- «Гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть.» (Ф.М. Достоевский).

Литературные аргументы

А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и самого себя, и других людей.

На страницах романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» мы знакомимся с целым рядом теорий, раскрывающих взгляды героев на человека. Так, Лужин высказывает теорию «целых кафтанов», согласно которой достигнуть «всеобщего преуспеяния» можно, «возлюбив одного себя». Свидригайлов провозглашает вседозволенность, говоря, что единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша. Раскольников совершает убийство, чтобы доказать самому себе, что «необыкновенный человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия». Но все перечисленные теории обречены, главные слова автор вкладывает в уста Разумихина: «Человека не уважаете – себя обижаете!»

К. Г. Паустовский «Телеграмма». Героиня рассказа, живя в Ленинграде, получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, задерживают Настю. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж – дезертир! Как Настёне вести себя? Пожалеть, простить, спасти или отказаться, предать, забыть? Героиня выбирает первое, она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.012 с.)