I. Философско-нравственные проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Философско-нравственные проблемы



Справочник

«От проблемы – к аргументам»

 

Авторы проекта:

Арестова Екатерина,

Зайчикова Ольга.

 

Руководитель проекта:

Лобастова М.П.

 

 

Томск – 2012

I. Философско-нравственные проблемы

Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни.

(В чем заключается смысл жизни человека?)

Тезисы

- Смысл человеческой жизни заключается в самореализа­ции.

- Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.

- Служить делу жизни - вот главная цель человека.

- Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…

- Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.

Цитаты

- Надо жить!

У последней черты!

На последней черте…

(Р. Рождественский).

- «Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость» (Л. Толстой).

- «Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь» (М. Зощенко).

- «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» (Ф.М. Достоевский).

- «Жизнь, зачем ты мне дана?» (А.Пушкин).

- «Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский).

- «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф.М. Достоевский).

Литературные аргументы

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять ее трактовку, необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей… Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счастливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для них одних, что жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от их жизни, чтобы их жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе.

И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа», — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг... — того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» по­казал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что под­линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не уз­нав, что такое жизнь.

Многие герои русской литературы ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли человека в истории, о своем месте в жизни, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и пушкинского Онегина, и главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..» Трагизм их судьбы в ясном понимании «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский). Евгений Базаров (И.С. Тургенев. «Отцы и дети») идет дальше своих литературных предшественников: он отстаивает свои убеждения. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать верность своей теории. Что-то похожее есть и в герое романа М.Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов в поисках истины способен к внутренним изменениям. Его не удовлетворяют «простые ответы» на сложные вопросы» времени. Все эти герои, конечно, отличаются, но они близки своей неуспокоенностью, стремлением познать жизнь и определить свое место в ней.

В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!

А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев).

М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко).

И. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Возможный вариант вступления/заключения

Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.

 

Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

 

Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути. Проблема нравственного самосовершенствования. Проблема внутренней свободы (несвободы). Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.

Тезисы

- От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

- Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторож­ный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми не­предсказуемыми последствиями.

- Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

- Человека нельзя лишать свободы.

- Нельзя насильно сделать человека счастливым.

- Свобода – это осознанная необходимость.

- Мы несем ответственность за чужую жизнь.

- Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!

- Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

Цитаты

- Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский)

- Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

(Ф.И. Тютчев)

- «Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л.Н. Толстой).

- «Даже падать свободно нельзя, потому что мы падаем не в пустоте» (В.С.Высоцкий).

- «Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо» (Л.Н. Толстой).

- «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой» (Ф. М.Достоевский).

- «Свобода выбора не гарантирует свободы приобретения» (Ж. Вольфрам).

- «Свобода – это когда никто и ничто не мешает тебе жить честно» (С. Янковский).

- «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой).

Литературные аргументы

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» перед выбором стоит прокуратор Понтий Пилат: сохранить свою карьеру, а может быть, и жизнь, над которыми нависла тень дряхлеющей империи, казнив Иешуа, или пойти против власти кесаря и спасти философа Га-Ноцри. Он побоялся спасти Иешуа от смертной казни. Но только потом он понимает, что мог бы пожертвовать всем. Прокуратору снится сон, где казни, как ему кажется, вовсе не было. Здесь, во сне, он готов пойти на все, чтобы спасти ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. Очень и очень долго ждал Пилат прощения, страдая от мук совести «двенадцать тысяч лун», за свою трусость, но в результате, прощенный, он идет по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри.

В романе М.Булгакова «Белая гвардия» Най-Турс – «отец солдатам». Он не просто заботится о своих подчиненных, обеспечив их валенками, он совершает подвиг: спасает юнкеров в бою с петлюровцами на «мертвенном» перекрёстке Города, прикрывая их и сознательно принимая смерть. Для булгаковского героя нет иного выбора, чем сохранить жизни безусых юнцов, которые – и Най в этом уверен! – будут биться до последнего. Но никакая идея не способна оправдать гибель людей!

В романе М.Булгакова «Белая гвардия» полковник Малышев распускает защитников города, чтобы сохранить их жизни – таков его нравственный выбор. Ничего нет бесценнее человеческой жизни; вот почему с болью и трепетом воспринимаются слова полковника, по возрасту годившегося своим подчиненным в старшие братья: «Дети мои!.. на свою совесть беру и ответственность!.. Вас посылаю домой!!» За этим поступком – мужество человека и трагедия офицера.

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.

Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.

В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» на берегу Ангары власти собрались строить плотину, которая затопит близлежащий остров, поэтому население должно было переехать в другое место. Главной героине Дарье представляется право нравственного выбора: уехать или же отстаивать свое право на счастье, на жизнь на родной земле.

Яркий пример нравственного выбора можно найти в повести Василя Быкова «Сотников». Партизан Сотников, оказавшись перед выбором между жизнью и смертью, не побоялся казни.

Движение к нравственной высоте важнейший мотив биографии и творчества Л.Н. Толстого. В способности самосовершенствования писатель видел начало преобразования мира. По пути духовного преображения шел и герой «Войны и мира», Андрей Болконский, от ошибок и разочарований к евангельским истинам.

А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником).

А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов).

А. Геласимов. «Жанна».

Л. Петрушевская. «Глюк».

Тезисы

- Без прошлого нет будущего.

- Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени.

- Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа.

Цитаты

- Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу...

Но все, что было, не забыто,

Не шито-крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

А. Твардовский («По праву памяти»)

- «Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был» (В. Тальников, русский писатель).

- «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).

- «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мной…» (А.Ахматова).

Литературные аргументы

Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день…») рассказы­вает легенду о манкуртах. Maнкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать сына из плена беспамятства. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!»

Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель.

Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Па­риж. Он - живое воплощение беспамятства.

Базаров, который пренебрежительно относится к «ста­ричкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустя­ковой царапины. И этот драматический финал показывает без­жизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое­го народа.

В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не­ возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии.

А.Вознесенский. «Ров». Рефреном в поэме Вознесенского звучит вопрос: «Ты куда ведешь, ров?» И это не только ров, куда во время войны фашисты сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан, но и ров памяти, а точнее – беспамятства тех, кто в погоне за деньгами, поддаваясь «алчи», разрывает страшные захоронения, мародёрствует.

А. Ахматова «Реквием».

Тезисы

- Зависть еще непримиримее, чем ненависть.

- Зависть – губительный яд, отравляющий наши души.

- Эгоизм заставляет других жить по своим принципам.

- Трус - это тот, кто в минуту опасности думает ногами.

- Герои однажды свою жизнь теряют, а трусы в каждом бою умирают.

Цитаты

- «…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

- «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф. Достоевский).

- «Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду» (А.С. Пушкин).

- «Смотрите на то — любите ли вы других, а не на то — любят ли вас другие» (Н.В.Гоголь).

- Зато и впредь как были - будем, -

Какая вдруг ни грянь гроза -

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз, Глядят в глаза.

А. Твардовский («По праву памяти»)

- Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в чёрную долину

(А.Ахматова).

- «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л. Толстой).

Литературные аргументы

1) Проблема нравственной стойкости:

Алешка – герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев - персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.

Л.Н. Толстой наделил одного из главных героев «Войны и мира», Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое тот открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» Нечеловеческие муки пришлось пережить Андрею Соколову в плену, но главное, что он сумел сохранить свою честь, достоинство. Кульминационным моментом повествования является сцена у коменданта Мюллера, куда привели измученного, голодного героя, но и там он показал врагу силу русского солдата. Поступок Андрея Соколова (без закуски выпил три стакана водки: не хотел давиться подачкой) удивил Мюллера: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат».

Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая).

2) Проблема нравственного падения:

Примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».

В поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» остро стоит проблема нравственного падения русского человека, поставленного в ужасающее экономическое положение, в котором люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» перед выбором стоит прокуратор Понтий Пилат: сохранить свою карьеру, а может быть, и жизнь, над которыми нависла тень дряхлеющей империи, казнив Иешуа, или пойти против власти кесаря и спасти философа Га-Ноцри. Он побоялся спасти Иешуа от смертной казни. Но только потом он понимает, что мог бы пожертвовать всем. Прокуратору снится сон, где казни, как ему кажется, вовсе не было. Здесь, во сне, взвесив все, он готов пойти на все, чтобы спасти ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. Очень и очень долго ждал Пилат прощения, страдая от мук совести «двенадцать тысяч лун», за свою трусость, но в результате, прощенный, он идет по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри.

В повести Л. Андреева «Иуда Искариот» раскрывается тема предательства. Автор ищет ответ на вопрос, почему Иуда предал Христа? И среди мотивов этого поступка выделяет бунтарство, отверженность и безмерную гордыню героя. Л. Андреев сочувствует Иуде, но осуждает за содеянное. На мой взгляд, Иисус взял на себя все страдания человеческие, а Иуда добровольно принимает на себя все грехи.

Тезисы

- Люби, цени и защищай свою отчизну.

- Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.

- Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее.

Цитаты

- «Мужество есть великое свойство души» (Н.М. Карамзин).

- «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг; не за подвиг» (А. Бестужев-Мариинский).

Литературные аргументы

В.Некрасов «В окопах Сталинграда». Валега едва знаком с грамотой, путает таблицу умножения, толком не объяснит, что такое социализм, но за родину, за товарищей своих, за покосившую­ся хибарку на Алтае, за Сталина, которого никогда не видел, будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами. Выражение «народный характер» более всего соответствует Валеге. На войну пошёл добровольцем, к военным тяготам быстро приноровился, потому что и мирная его крестьянская жизнь была не мёд. В перерывах между боями ни минуты не сидит без дела. Он умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костёр под проливным дождём. Керженцев уверен, что такой солдат, как Валега, никогда не предаст, не оставит на поле боя раненого и врага будет бить нещадно.

В годы Великой Отечественной войны было написано немало лирических и лиро-эпических поэм. Наиболее значительным произведением военных лет по праву стала поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Эту книгу можно назвать поэтической энциклопедией Отечественной войны. Она выделяется особой полнотой и вместе с тем глубиной изображения народно-освободительной борьбы. Бедствия и страдания, подвиги и окопный быт достоверно изображены. Сложная внутренняя жизнь, помыслы и раздумья, чувства и переживания героя поэмы Василия Теркина, «русского труженика-солдата», олицетворяют собой весь народ.

Тезисы

- Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.

Цитаты

- «Злых людей нет на свете» (М. Булгаков «Мастер и Маргарита», слова Иешуа).

- «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Библия).

- «Милосердие есть постоянное состояние души нормального обыкновенного человека» (Н. Носов «Закон милосердия»).

Литературные аргументы

В рассказе «Наука ненависти» М. Шолохова лейтенант Герасимов вспоминает особенно запомнившуюся ему девочку, которую они нашли в помятой картофельной ботве. Она напоминает ему его дочку. Это наталкивает нас на мысль, что на войне чужих детей не бывает. Даже сами дети не оставались безучастными, равнодушными к горестям страны. Они пытались как-то помочь усталым, ослабленным, тяжело раненным солдатам, вынося на дорогу картофель, хлеб, кто что мог. Та картошка, которую подобрал герой рассказа и поделился с соседом, показалось ему самой вкусной из всех, которые он когда-либо ел.

В рассказе «Судьба человека» М. Шолохова повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме самопожертвования ради спасения чужой души, раскрывая её на примере образа Сонечки Мармеладовой. Соня - бедная девушка из неблагополучной семьи, которая отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его ношу. Из сострадания Соня идёт жить «по жёлтому билету», зарабатывая таким образом на хлеб своей семье.

В рассказе Максима Горького «Старуха Извергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Данко был «лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. Он преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Данко умер.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир», попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, жил со всеми мирно: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь.

А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (Самсон Вырин)

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин).

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Иешуа — Понтий Пилат; Маргарита — Фрида).

А. Геласимов. «Жанна».

Вариант вступления/заключения

Во время войны каждому в отдельности и всему русскому народу в целом приходилось невероятно трудно. Что было бы, если бы люди в такой сложный момент в истории страны утратили такие нравственные качества, как милосердие и сострадание?

 

Милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет, это проявление человечности. Мир милосердного человека светел. Он всегда может найти повод для проявления любви, а потому жизнь его души очень богата.

Тезисы

- Благородно только то, что бескорыстно.

- Благородный всегда винит себя, малый человек винит других.

- Благородный человек спешит в делах, но медлит в речах.

- Высшая степень благородства — пожертвовать своим счастьем, ради счастья другого человека.

- Справедливость — это истина в действии.

- Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь.

Цитаты

- «Береги честь смолоду» (А.С. Пушкин).

- «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» (Э. Хемингуэй).

- «Благородные дела, которые совершаются в тайне, более всего достойны уважения»
(Б. Паскаль).

- «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами» (Ф. Петрарка).

- «Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти» (Платон).

- «Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее» (Ф. М. Достоевский).

- «Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? — Речь не должна идти о том, пока они страдают» (Н.Г. Чернышевский).

- «Справедливость есть моральная умеренность» (Л.Н. Толстой).

Литературные аргументы

Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев - персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.

Л. Толстой. «Война и мир». Если в обществе Шерер главное – карьеризм, то для Болконских превыше всего честь, честь собственная, честь семьи, честь Отчизны. Поэтому тец говорит сыну: «Если погибнешь, мне больно будет, а если поведёшь себя не как сын Болконского, мне стыдно будет».

В романе М.Булгакова «Белая гвардия» Най-Турс – «отец солдатам». Он не просто заботится о своих подчиненных, обеспечив их валенками, он совершает подвиг: спасает юнкеров в бою с петлюровцами на «мертвенном» перекрёстке Города, прикрывая их и сознательно принимая смерть. Для булгаковского героя нет иного выбора, чем сохранить жизни безусых юнцов, которые – и Най в этом уверен! – будут биться до последнего. Но никакая идея не способна оправдать гибель людей!

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Нечеловеческие муки пришлось пережить Андрею Соколову в плену, но главное, что он сумел сохранить свою честь, достоинство. Кульминационным моментом повествования является сцена у коменданта Мюллера, куда привели измученного, голодного героя, но и там он показал врагу силу русского солдата. Поступок Андрея Соколова (без закуски выпил три стакана водки: не хотел давиться подачкой) удивил Мюллера: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат».

Л. Н. Толстой. «Война и мир» (наказ старшего князя Болконского князю Андрею перед первой военной кампанией).

Возможный вариант вступления/заключения

Что такое благородство? По своему составу это слово строится из двух других: благой и род. И этим оно как бы само за себя говорит, что данное качество должно быть присуще человеку знатного происхождения. И это происхождение само по себе должно давать не только хорошее воспитание, но и чувство ответственности. Но времена и нравы меняются, в современном обществе в подавляющем большинстве своём практически нет такого деления людей по происхождению на аристократов и чернь. Так неужели от этого понятия ничего не осталось, и о нём было уместно рассуждать только древним мыслителям? Или всё же благородство может быть присуще и современному человеку?

 

Примеры благородства, верности, самоотверженности и мужества каждый из нас может привести и сегодня, надо только посмотреть вокруг. Одним словом всё, что «родственно благому» в поведении человека – всё это можно назвать благородством!

 

Тезисы

- Судьба помогает лишь смелым.

- Судьба никогда не принимает оправданий.

- В несчастье судьба всегда оставляет дверцу для выхода.

Цитаты

- «Наша судьба – в наших руках» (В. Суворов).

- «Каждый кузнец своей судьбы» (Юлий Цезарь).

- «Где розы - там и тернии - таков закон судьбы» (Н. Некрасов).

- «Каждый делает свою судьбу, и каждого она делает» (И. Тургенев).

Литературные аргументы

М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» Повесть «Фаталист» занимает важное место в романе «Герой нашего времени». Фаталист – человек, верящий в предопределенность всех событий в жизни, в неотвратимость судьбы, рока, фатума. В споре о предопределении, с которого начинается глава «Фаталист», заключен главный вопрос жизни для Печорина. Он ясно и недвусмысленно сформулирован: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» Вот что мучит Печорина, вот что заставляет его превращать жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими.

Л. Андреев «Жизнь Василия Фивейского». Драма Василия Фивейского — еще одно страшное доказательство бесплодности попыток человека противостоять Року. За всеми действиями героя следила «зловещая маска» идиота — символ «злой преднамеренности жизни».

 

Тезисы

- Дружба - это братство.

- Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.

- Настоящая дружба соединяет лишь достойных людей.

- Без истинной дружбы жизнь - ничто (Цицерон).

Цитаты

- «Друг - это одна душа, живущая в двух телах» (Аристотель).

- «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л.Н. Толстой).

- «Искренность отношений, правда в общении — вот дружба» (А.В. Суворов).

- «Настоящий друг — не матрац, но положиться на него можно» (А.В. Суворов)

- Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал,

Если шел за тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,-

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

(В. Высоцкий)

- Виноградную косточку в теплую землю зарою,

и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

и друзей созову, на любовь свое сердце настрою.

А иначе зачем на земле этой вечной живу.

(Б. Окуджава).

Литературные аргументы

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой помогает понять читателю, что такое истинная дружба. Предельная откровенность и честность между двумя людьми, когда ни у одного даже не может возникнуть мысли о предательстве или отступничестве, — между князем Андреем и Пьером складываются именно такие отношения. Они глубоко уважают и понимают друг друга, в самые трудные моменты сомнений и неудач приходят за советом. Не случайно князь Андрей, уезжая за границу, говорит Наташе, чтобы она обращалась за помощью только к Пьеру. Пьер давно любит Наташу, но у него даже не возникает мысли воспользоваться отъездом князя Андрея, чтобы ухаживать за ней. Напротив. Хотя Пьеру очень трудно и сложно, он помогает Наташе в истории с Анатолем Курагиным, он считает за честь и обязанность защищать и оберегать невесту своего друга.

И. Гончаров «Обломов. Характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц - это своеобразное «противоядие» Обломову. Гончаров писал: «Их связывало детство и школа - две сильные пружины». Обломов и Штольц - совершенно разные герои. Но не только детство и школа, как писал Гончаров, соединили их. Штольц и Обломов взаимодополняют друг друга.

В «Отцах и детях» И.С. Тургенева основная история дружбы, проходящая через весь роман – это история дружбы главного героя Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Аркадий очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Базаров старше и опытнее своего товарища. У него сформировавшиеся взгляды на жизнь, порой очень жесткие и циничные. Аркадий — абсолютная противоположность. Все, к чему он стремится, — уют и покой, а это противоположно жизненной установке Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться. По ходу действия романа мы видим, что Базаров осмеивает то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, наслаждение поэзией. Аркадий привязан к Базарову, но назвать это дружбой нельзя. У Евгения нет друзей. Нет того человека, который не спасовал бы перед ним и мог бы общаться на равных. В конце романа Аркадий это понимает, и практически без сожаления они расстаются.

Фронтовая служба – выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми нет. Литературных примеров тому множество. В повести Гоголя «Тарас Бульба» один из героев восклицает: «Нет уз светлее товарищеских!». Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой Отечественной войне. В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. В романе К. Симонова «Живые и мёртвые» капитан Синцов выносит с поля боя раненого товарища.

Л.Улицкая «Глюк»

Тезисы

Цитаты

- «Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей» (Ф.М. Достоевский).

- «От природы люди вовсе не враги друг другу» (Ж.Ж. Руссо)

- «Бесконечно вражды не держи — ты смертен» (А. Фет).

Литературные аргументы

В повести «Дубровский» А.С. Пушкина вскользь брошенное слово привело к вражде и многим бедам для бывших соседей.

В «Ромео и Джульетте» У Шекспира вражда семейств закончилась смертью главных героев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.138 с.)