Проблема античеловечной сущности войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема античеловечной сущности войны.



Тезисы

- На войне осознается ценность человеческой жизни и неестественность смерти.

- В справедливой войне действия направлены на защиту, на прекращение военных действий.

- На войне помогает выстоять сила духа.

- Нравственные уроки войны не должны быть забыты.

Цитаты

- «Война не делает человека лучше. Только хуже» (Светлана Алексиевич).

- «На войне, в бою рождается самая сильная любовь и самая сильная ненависть» (Александр Бек).

- «Серп войны пожинает колосья жизни» (Артем Веселый).

- «Никто не забыт – ничто не забыто» (Ольга Берггольц).

- У войны – не женское лицо.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

(Ю. Друнина)

- «Враг ты мой родной» (М. Цветаева).

Литературные аргументы

Ключевое место в романе «Война и мир» занимает тема 1812 года. Война в целом подвергается анализу писателя. Толстой отрицает войну как явление противоестественное и бесчеловечное.

Пугачевский бунт показан в романе «Капитанская дочка» как национальная трагедия. Это беспощадная гражданская война, в которой бунтовщики не могут победить. Свою обреченность хорошо понимает и сам Пугачев. Не считают себя победителями и усмирители бунта: «Мы утешались в нашем бездействии мыслью о скором прекращении скучной и мелочной войны с разбойниками и дикарями». В этой войне есть только побежденные – русские люди, воюющие против таких же русских людей.

М. Шолохов. Рассказ «Родинка». Античеловеческая сущность войны проявляется в том, что сын встает против отца, в том, что отец убивает собственного сына, а значит, убивает самого себя.

Дж.Бойн «Мальчик в полосатой пижаме». «Мальчик в полосатой пижаме» - история о том, как распадается под напором общества, под напором нацизма, под напором страха обыкновенная семья. Это произведение обо всем - о детях и родителях, об одиночестве и страхе, о дружбе и о детской непосредственности. А самое главное о страшном времени: об ужасах фашизма, о жертвах холокоста, об абсолютной ужасающей бессмысленности и глупости войны и о ценности человеческой жизни.

 

Проблема добра и зла.

Тезисы

- Добро и зло – две стороны одной медали.

- Закон достойных — творить добро.

Цитаты

- «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (И. Гете «Фауст).

- «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В.О. Ключевский).

- «Что делало бы твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита).

- «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни» (Л.Н. Толстой).

- «Добро по указу — не добро» (И.С. Тургенев).

- «Доброта — она превыше всех благ» (М. Горький).

- «Путем зла не доходят до добра» (Вильям Шекспир).

- «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей» (Ф.М. Достоевский).

- …Мы в мир пришли, чтобы добро творить,

Чтоб злу дорогу в душу преградить.

Так почему ж бывает коротка

Тропинка от добра и зла?..

(Л. И. Новикова).

- «Высшая мудрость - различать добро и зло» (Сократ).

- «Зло тихо летать не может» (Пётр I).

- «Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра» (Б. Паскаль).

Литературные аргументы

В романе М. А Булгаков «Мастер и Маргарита» Воланд - воплощение зла, Иешуа – носитель идеи добра, он никому не причиняет зла. Но главное он не видит зла и в других людях. «Злых людей нет на свете», - утверждает бродячий проповедник. Но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол, говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников все свои преступления совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой. В романе Раскольников и Соня - это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.

Сюжет трагедии Гёте «Фауст» составляет борьба добра и зла, возвышенного и низменного, великого и ничтожного. Герой проходит испытание страстной любовью, славой, богатством, стремится служить людям, при этом жертвуя самими людьми.

Особое место в творчестве и духовной жизни Лермонтова занимал образ Демона, падшего ангела, изгнанного из рая за неповиновение, за жажду познания и сеющего «зло без наслаждения». Этот образ олицетворяет вечную борьбу добра и зла.

Вступление

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, справедливость, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...

III. Социально-философские проблемы

Проблема русского характера.

Тезисы

- Русскому сердцу воля ближе всего.

Цитаты

- «Мы - русские, какой восторг!» (А.В.Суворов).

- «Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот – лень» (Н.В. Гоголь).

- «Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится» (Н. В. Гоголь).

Литературные аргументы

Важной особенностью творчества Лескова является то, что он не скрывает мерзости в русском народе, не возводит в перл создания, но и не осуждает, скорее, старается понять его.

«Очарованный странник» Н.С. Лескова – хроника скитаний богатыря Ивана Флягина по родной земле. В фигуре этого скитальца сочетаются противоречивые черты: с одной стороны, могучие, неуемные силы духа, неугасимая жизненность, высокое благородство, нежная и привязчивая душа; с другой стороны, необузданная страстность широкой натуры иногда толкает его на жестокие выходки, даже на преступление. Но через все свои странствия и злоключения герой проносит нетронутыми сердечность, отзывчивость, постоянную готовность к самопожертвованию ради своей отчизны и своих близких. В тяжелых многолетних скитаниях как бы воплощаются трудности исторического пути русского народа.

В «Левше» Н. С. Лескова запечатлена талантливость, творческая одаренность русского народа. В этом несколько затейливом сказе вскрыта подлинная трагедия русских талантов из народа в условиях самодержавно-крепостнического строя, часто обрекавшего эти таланты на жалкое существование и смерть в безвестности. Чтобы выразить горькую мысль о «ненужности» дарований, писатель в основу сюжета кладет такую «нелепость», как подковывание стальной блохи, на что бессмысленно тратятся силы русского мастера.

Сквозная тема рассказа «Матрёнин двор» А.И. Солженицына – личность и судьба главной героини Матрены. Главным является мотив неузнанного и непонятного праведника. На это указывает даже первоначальное название произведения: «Не стоит село без праведника». Именно Матрена, нищая и физически немощная, оказалась тем самым праведником, без которого не может стоять село – а в целом и весь мир. Благодаря свой духовной чистоте, бессознательному следованию законам гуманизма и христианской доброты, Матрена стала тем столпом, который удерживает окружающий мир от окончательного разрушения, вызванного алчностью и взаимным недоброжелательством.

Цикл «Записки охотника» И.С. Тургенева – галерея народных характеров. Эту галерею открывают образы Хоря и Калиныча. Первый символизирует собой недюжинный ум, достоинство, практическую сметку. Второй – добродушие, бескорыстие и поэтичность. Хозяйственный, неуступчивый подчас Хорь и веселый, открытый Калиныч представляют собой два коренных типа русского характера.

В рассказе «Певцы» И.С. Тургенева, являющимся сосредоточением авторской мысли о народном характере, воспевается красота русского человека. В запущенном и бесприютном селе Колотовка в кабачке, названном Притынным, собираются на состязание несхожие между собою люди. Во время пения Якова-Турка присутствующие да и сам певец забыли о состязании, всеми овладело упоение, «русская душа, правдивая, горячая душа звучала и дышала» в песне Якова и «хватала… за сердце, хватала за его русские струны». Все, что есть сокровенного отразилось в пении Якова Турка, исповедь целого народа, разговор души с душой о самом главном.

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов)

А. И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича».

Вступление

Довольно часто мы слышим пословицы, крылатые выражения о русском национальном характере. Например: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «И какой же русский не любит быстрой езды!» (Н. В. Гоголь) и т.д. Есть фильм — «Любить по-русски»… Когда иностранцы говорят о загадочной русской душе, то, в первую очередь, имеют в виду, что в русском характере уживаются самые разные черты. Да, много непонятного для других народов таит в себе русский характер, однако всему миру известны такие наши замечательные качества, как щедрость, гостеприимство, смекалка.

 

Проблема отношений художника и власти (свободы творчества). Проблема внутренней, духовной свободы писателя.

Тезисы

Цитаты

- «Служить бы рад – прислуживаться тошно» (А.С. Грибоедов).

- «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» (А.С. Пушкин).

- О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомиллионный народ.

(А.Ахматова).

Литературные аргументы

Проблема отношений художника и власти с предельной четкостью раскрыта в стихотворении А. С. Пушкина «Из Пиндемонти». «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» — эти слова являются определяющими для настоящего художника. Они дают ответ на вопрос, почему, например, многие произведения соцреализма оказались в забвении, а творения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и многих других талантливых художников слова стали гордостью русской литературы XX века.

Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) — каждый из них ощутил «заботу» государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.

А. С. Пушкин. Стихотворение «Пророк».

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Мастер).

Е.Замятин «Мы»: люди – нумера, имели всего 2 свободных часа.

Вступление/заключение

Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.016 с.)