Проблема трагедии эмиграции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема трагедии эмиграции.



Тезисы

- Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

- Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю.

- Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя.

Цитаты

- Когда я вернусь…

А когда я вернусь?

(А. Галич).

- «Дым отечества светлее огня на чужбине» (Лукиан).

- «Нельзя унести родину на подошвах своих сапог» (Ж.Дантон).

- «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись» (И.С. Тургенев «Рудин»).

- «Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю» (И.С. Тургенев).

Литературные аргументы

Действие романа В. Набокова «Машенька» происходит в Берлине. Главный герой – Лев Ганин, русский эмигрант. Узнав о приезде Машеньки, он погружается в мир воспоминаний не только о своей первой любви, но и о покинутой им России. Ганин мчится на вокзал, чтобы встретиться с Машенькой, но вскоре разворачивается. Четыре дня прекрасных воспоминаний воспринимаются читателем как прощание с Россией, с её прекрасным, чистым обликом, встретиться с ней теперь – значит разочароваться. Впереди целая жизнь, и герой готов на борьбу, при этом сохраняя в душе образ России-Машеньки.

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится!» - это слова одного из героев романа И.С. Тургенева «Рудин». В них отчетливо проступает гражданская позиция автора. Мы явственно слышим голос писателя: «Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю».

Рассказ «Косцы» И.А. Бунина, написанный в 1921 году, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.

Вступление

Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одни уезжают из-за сложившихся обстоятельств, другие ищут лучшей жизни, третьих - вынуждали уехать или высылали из страны власти. Но ни один человек никогда не забудет свое отечество, дом, где он родился, родную землю.

 

Проблема влияния личности на ход ис­тории.

Тезисы

- Человек - ось мира.

Цитаты

- На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

(Б. Пастернак «Доктор Живаго»).

Литературные аргументы

Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

«Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав свет­лые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое дви­жение за отмену крепостного права.

После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горь­кая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон о их реабилитации.

А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основан­ный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов в отчаянии покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

 

Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве

Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве.

Тезисы

Цитаты

- Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей…

(О. Мандельштам).

Литературные аргументы

А. Ахматова. Поэма «Реквием» написана по личным впечатлением
(неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и
под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме.

В повести А. Платонова «Котлован» раскрывается проблемы трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Так, в деревнях идёт страшный процесс коллективизации, уничтожения кулачества, ненавистного пролетариям только потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная собственность. Дома пусты, гуляет ветер, а на кузнице трудится за всех медведь-батрак, истинный пролетарий, полный ненависти к «хозяевам» и фанатичного, слепого трудолюбия. Одни запасаются гробами, других сажают на плоты и сплавляют в море, на страдания и гибель. Особенно страшна полная покорность крестьянства, лишь изредка меняющаяся на одиночные вспышки бунта.

Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в романе «Мы» в образе Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью почти уничтожен, сведен к «нумеру», где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Роман Е.3амятина прозвучал предупреждением, которое не дошло до советского читателя. Государство вскоре начало активно вмешиваться в его жизнь, в чем-то воплощая в жизнь мрачную фантазию Е. Замятина, в чем-то далеко от нее отступая. Общим было одно - отношение к личности как к строительному материалу, обесценивание человека, его жизни.

К проблеме бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве обращается писатель Варлам Шаламов, человек трагической судьбы, долгие годы проведший в страшных колымских лагерях. Писатель стал автором потрясающих по силе психологического воздействия произведений, своеобразного колымского эпоса, показавшего беспощадную правду о жизни людей в лагерях. Человек в нечеловеческих условиях - так можно обозначить сквозную тему «Колымских рассказов» В.Шаламова. Попадая в лагерь, человек теряет все, что связывает его с нормальной человеческой средой обитания, с прежним опытом, который теперь неприменим. Так, у В.Шаламова появляются понятия «первая жизнь» (долагерная) и вторая жизнь - жизнь в лагере.

В рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» показана картина тяжелой крестьянской доли при сталинском режиме. Но на фоне традиционной солженицынской темы стоит классический образ русской женщины, которая поддержит и поймет, смирится, примет и переживет все невзгоды. Смерть Матрены такая же трагическая, как и ее жизнь. Ее дом забрали, а сама она нелепо погибла под колесами поезда, отдавая его: дом неразрывно был связан с его хозяйкой, не стало дома — умерла и Матрена.

«Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына - это и красный террор гражданской войны, и сплошная коллективизация сопротивляющегося населения. Сюда входит все: начиная со лжи официальных властей и заканчивая пытками и расстрелами на Колыме. С дотошной точностью приводит Солженицына «психические» методы, нужные для того, чтобы сломить волю и уничтожить личность арестанта, не оставляя отпечатков на его теле. Подобно первооткрывателю, автор дает собственную классификацию арестов, среди которых выделяет арест «традиционный», «ночной», «дневной». Это садистская наука, направленная на то, чтобы сразу выбить из жертвы ощущения спокойствия, безопасности и справедливости, которые помогут истязателям до конца сломить сопротивление при прохождении последующих столь же традиционных процедур: следствия, суда, допросов, путевки в страну ГУЛАГ. Это крик писателя, направленный на то, чтобы люди услышали стоны из страны ГУЛАГ людей, жизни которых были принесены в жертву тоталитарной системы; почувствовать и ощутить человеческую боль и ужас раскаяния за то, что великий Архипелаг «простоял среди нас пятьдесят лет незамеченный».

А. И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича».

Б. Васильев. Повесть «Завтра была война».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.007 с.)