И. С. Шмелев. Роман «лето господне». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. С. Шмелев. Роман «лето господне».



В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

Возможный вариант вступления/заключения

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».

 

Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твоё имя?»

 

Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.)

Тезисы

- Зависть еще непримиримее, чем ненависть.

- Зависть – губительный яд, отравляющий наши души.

- Эгоизм заставляет других жить по своим принципам.

- Трус - это тот, кто в минуту опасности думает ногами.

- Герои однажды свою жизнь теряют, а трусы в каждом бою умирают.

Цитаты

- «…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

- «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф. Достоевский).

- «Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду» (А.С. Пушкин).

- «Смотрите на то — любите ли вы других, а не на то — любят ли вас другие» (Н.В.Гоголь).

- Зато и впредь как были - будем, -

Какая вдруг ни грянь гроза -

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз, Глядят в глаза.

А. Твардовский («По праву памяти»)

- Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в чёрную долину

(А.Ахматова).

- «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л. Толстой).

Литературные аргументы

1) Проблема нравственной стойкости:

Алешка – герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев - персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.

Л.Н. Толстой наделил одного из главных героев «Войны и мира», Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое тот открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» Нечеловеческие муки пришлось пережить Андрею Соколову в плену, но главное, что он сумел сохранить свою честь, достоинство. Кульминационным моментом повествования является сцена у коменданта Мюллера, куда привели измученного, голодного героя, но и там он показал врагу силу русского солдата. Поступок Андрея Соколова (без закуски выпил три стакана водки: не хотел давиться подачкой) удивил Мюллера: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат».

Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая).

2) Проблема нравственного падения:

Примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».

В поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» остро стоит проблема нравственного падения русского человека, поставленного в ужасающее экономическое положение, в котором люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» перед выбором стоит прокуратор Понтий Пилат: сохранить свою карьеру, а может быть, и жизнь, над которыми нависла тень дряхлеющей империи, казнив Иешуа, или пойти против власти кесаря и спасти философа Га-Ноцри. Он побоялся спасти Иешуа от смертной казни. Но только потом он понимает, что мог бы пожертвовать всем. Прокуратору снится сон, где казни, как ему кажется, вовсе не было. Здесь, во сне, взвесив все, он готов пойти на все, чтобы спасти ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. Очень и очень долго ждал Пилат прощения, страдая от мук совести «двенадцать тысяч лун», за свою трусость, но в результате, прощенный, он идет по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри.

В повести Л. Андреева «Иуда Искариот» раскрывается тема предательства. Автор ищет ответ на вопрос, почему Иуда предал Христа? И среди мотивов этого поступка выделяет бунтарство, отверженность и безмерную гордыню героя. Л. Андреев сочувствует Иуде, но осуждает за содеянное. На мой взгляд, Иисус взял на себя все страдания человеческие, а Иуда добровольно принимает на себя все грехи.

М.А. Булгаков (предательство Иуды).

А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая Дама» (Германн).

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов, Раскольников до духовного воскрешения).

А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (Швабрин).

М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).

 

Проблема нравственной силы простого солдата.

Тезисы

- Люби, цени и защищай свою отчизну.

- Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.

- Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее.

Цитаты

- «Мужество есть великое свойство души» (Н.М. Карамзин).

- «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг; не за подвиг» (А. Бестужев-Мариинский).

Литературные аргументы

В.Некрасов «В окопах Сталинграда». Валега едва знаком с грамотой, путает таблицу умножения, толком не объяснит, что такое социализм, но за родину, за товарищей своих, за покосившую­ся хибарку на Алтае, за Сталина, которого никогда не видел, будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами. Выражение «народный характер» более всего соответствует Валеге. На войну пошёл добровольцем, к военным тяготам быстро приноровился, потому что и мирная его крестьянская жизнь была не мёд. В перерывах между боями ни минуты не сидит без дела. Он умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костёр под проливным дождём. Керженцев уверен, что такой солдат, как Валега, никогда не предаст, не оставит на поле боя раненого и врага будет бить нещадно.

В годы Великой Отечественной войны было написано немало лирических и лиро-эпических поэм. Наиболее значительным произведением военных лет по праву стала поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Эту книгу можно назвать поэтической энциклопедией Отечественной войны. Она выделяется особой полнотой и вместе с тем глубиной изображения народно-освободительной борьбы. Бедствия и страдания, подвиги и окопный быт достоверно изображены. Сложная внутренняя жизнь, помыслы и раздумья, чувства и переживания героя поэмы Василия Теркина, «русского труженика-солдата», олицетворяют собой весь народ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.006 с.)