Прямые и косвенные методы ГРЭ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прямые и косвенные методы ГРЭ



АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ГРЭ: В системе ГРЭ адм. методы продолжают оставаться доминирующими. Их сущность заключается в установлении администрацией гос-ва (региона) жестких правил и ограничений при осуществлении различных стадий хоз. деят-ти и мер ответственности за их нарушение. Они используют административные рычаги, позволяющие достичь желаемого результата гос рег-ния: 1. штрафы, 2. предписания на обязательное устранение нарушений средствами нарушителей, 3. закрытие п/п-ий и т.д.

Адм. средства подразделяются на 4 группы:

1) запрет;

2) разрешение;

3) принуждение;

4) санкции.

Как правило, они взаимосвязаны и составляют опр. последовательность их применения.

Адм. методы ГРЭ призваны:

1. установить границы частного п/п-тва с целью устранения объективно присущих ему недостатков;

2. регламентировать взаимоотношения между различными производителями, производителями и потребителями с целью защиты их интересов от недобросовестного бизнеса;

3. защитить от незаконного вмешательства гос. и общественных структур в п/п-кую деят-ть;

4. ввести обязательные эконом. и соц. стандарты и соц. нормы;

5. обеспечить антимонопольные меры.

 

Административные меры включают:

-экономические;

-правовые меры воздействия на соц.-эконом. процессы.

Административно-экономические меры представляют собой инструменты прямого воздействия гос-ва и предусматривают использование регуляторов, регламентирующих требования к организации хоз. деят-ти, качеству товаров, работ, услуг.

В числе адм.-эконом. мер выделяют:

- гос. заказ;

- лицензии и патенты;

- квоты;

- нормы и стандарты;

- санкции и штрафы.

Адм. правовыми называют меры, посредством которых устанавливаются жесткие правила и ограничения при осуществлении хоз. деятельности и меры ответственности за их нарушение. В их числе выделяют:

- антимонопольное законодательство;

- экологический, санитарный контроль;

- контроль за качеством продукции;

- трудовое законодательство;

- законодательство о банкротстве.

 

Гос. заказ по своей форме – это оговор, который заключается между гос-вом, от имени которого выступает опр. министерство или ведомство или администрация региона с п/п-ием (организацией) на пр-во или предоставление опр. объема и вида продукции и услуг. По своей сути гос. заказ – это способ прямого гос. регулирования хозяйственных связей между гос-вом-заказчиком и п/п-ием-исполнителем, форма сотрудничества гос-ва и п/п-ия.

Осн. особенности гос. заказа:

1) обычно финансируется из собственных источников п/п-ия;

2) гос-во предоставляет этим п/п-иям опр. привилегии и льготы (по налогообложению и кредитованию);

3) гос-во гарантирует реализацию изготовленной продукции.

ГОс. заказ финансируется из гос. бюджета.

Гос. заказы устанавливаются на производство, поставку для гос. нужд промышленной продукции, с/х сырья, выполнение работ, предоставление услуг, осуществление фундаментальных научных исследований, подготовку специалистов и т.д.

Осн. функциями гос. заказа явл.:

1. формирование гос. резервов и запасов;

2. выполнение межд. соглашений по вопросам эконом. и научно-технического сотрудничества;

3. удовлетворение потребностей обороны;

4. развитие приоритетных отраслей народного хоз-ва и внедрение новых технологий;

5. наращивание пр-ва дефицитной продукции, поддержание важнейших научных исследований.

Порядок формирования государственного заказа:

- заказчики, в качестве которых выступают министерства и ведомства определяют вид продукции природного - технического назначения, сырьё продовольствия, с\х продукции, свои предложения они отправляют в министерства экономики;

- министерство экономики обобщает экономические предложения, т.е. определяет потребности в производстве продукции о гос.заказе, согласовывает министерство финансов и отправляют в министерства экономики;

- Кабмин утверждает перечень продукции, услуг, которые в следующем году должны быть произведены по гос.заказу;

- определяется круг п\п, на которых будет размещён гос.заказ. Он размещается на конкурентных принципах и заключается с теми п\п, которые обеспечивают лучшие результаты;

- утверждены виды продукции и условия финансирования отрасл. министерства и ведомства доводится до п\п-исполнителя.

 

 

Лицензия – это спец. разрешение, которое получают субъекты п/п-ой деят-ти на осуществление отдельных её видов; это документ гос. образца, удостоверяющий право лицензиата на осуществление отмеченного в нем вида хоз. деятельности на протяжении опр. срока при условии выполнения им лицензионных условий. Лицензированию подлежат опр. виды хоз. деят-ти, влияющие на здоровье человека, окр. среду и безопасность гос-ва. Среди них: разведка полезных ископаемых, пр-во и ремонт огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, холодного оружия; пр-во взрывчатых веществ; добыча драгоценных металлов, камней и изготовление изделий из них, пр-во и реализация медикаментов, хим. веществ, водочных изделий, табачной продукции, осуществление мед., ветеринарной, юридической практики и т.д.

Патент – это гос. свидетельство, удостоверяющее право субъекта п/п-ой деят-ти или его структурного подразделения заниматься деят-стью в сфере розничной торговли, предоставление платных услуг, по обмену наличных валютных ценностей в пунктах продажи иностранной валюты, а также деят-стью по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса.

В соответствии с проектом Налогового кодекса, размер месячной платы за патент устанавливается в процентах от размера прожиточного минимума в след. пределах:

- на территории Киева и областных центров – 45-75%

- на тер-ии Севастополя, городов областного подчинения (кроме обл. центров), районных центров – 30-60%

- на тер-ии др. населенных пунктов – до 25%.

В случае приобретения льготного патента, субъект п/п-ой дееят-ти вносит одноразовую плату в размере 1 прожиточного минимума (605 грн с 1 апреля) за весь срок действия патента (1 год).

Квотирование как инструмент ГРЭ вводится с целью прямого установления гос-вом для п/п-ий-монополистов их доли в пр-ве и реализации товаров.

Нормы и стандарты: Система норм и стандартов регулирует отношения в сфере качества продукции, охраны окр. среды, соц. защиты населения посредством устаовления требований к их состоянию.

Установление гос. стандартов и норм – это определение единых требований относительно химического состава, качества, физических свойств, веса, размеров, количества и т.п.

Различают:

- экономические стандарты и нормативы – воплощают показатели эффективности пр-ва: нормы рентабельности, энерго-, материало-, трудоёмкости продукции;

- соц. стандарты – это установленные гос-вом нормативы в сфере соц. отношений: пенсия, продолжительность раб. дня, прожиточный минимум и т.д.;

- пищевые стандарты – это требования относительно качества продуктов питания;

- фармацевтические стандарты – это нормативы изготовления врачебных препаратов, перечень лекарств, употребление и реализация которых официально разрешена гос-вом;

- экологические стандарты включают нормы безопасного выброса вредных веществ в воздух, водоемы и уровень радиационного загрязнения.

Административно-правовые методы: Антимонопольное законодательство призвано прекратить формирование монополий, регулировать деятельность монополистов, стимулировать конкуренцию.

В современном понимании, антимонопольное регулирование экономики представляет собой систему правил, установленных правительственными органами, за нарушение которых предусматривается наказание.

Антимонопольное регулирование может иметь место применительно к ценам, объему пр-ва продукции, норме прибыли, стандартам качества и т.д.

Необходимость в таком регулировании обусловлена стремлением гос-ва ограничить рыночную власть, повысить эффективность общественного пр-ва, защитить потребителя и поддержать качество и др. стандарты услуг.

Антимонопольное регулирование экономики призвано также ограничить ожесточенную конкуренцию, защитить поставщиков от непредсказуемых изменений спроса и внезапного падения цен.

 

Экологический санитарный контроль ставит своей целью ограничение развития частного п/п-тва, наносящего вред окружающей среде и здоровью людей. Основными его элементами являются:

1) установление предельно допустимых норм выброса вредных веществ;

2) установление размера штрафных санкций за нарушение экологического законодательства;

3) регламентирование процедуры проверки на безопасность продуктов, которые могут оказать влияние на здоровье человека;

4) оптимизация временного шага между принятием экономических ограничений и вводом в действие штрафных санкций;

5) экономическое стимулирование развития экологически чистых производств и технологий.

 

Бюджетный метод ГРЭ: Бюджетными называются методы регулирования экономики, основанные на использовании ресурсов Гос. бюджета в виде ассигнований в НЭ и социально-культурную сферу. Их главными функциями являются:

1. поддержка развития отраслей экономики, производств и сфер деятельности, невыгодных с точки зрения рынка, но необходимых для общества в целом;

2. обеспечение социальной стабильности общества через смягчение недостатков рыночной экономики, приводящие к имущественному расслоению общества (посредством пособий малоимущим, по безработице, дотаций на содержание объектов соц. сферы и т.д.);

3. стимулирование вложений частного капитала в пр-во и сферы деятельности, отвечающие интересам макроэкономической политики гос-ва (посредством субсидий на развитие НИОКР; на внедрение прогрессивных нововведений с большими сроками окупаемости и высокой степенью риска).

 

В практике ГРЭ различают след. меры бюджетного регулирования:

- дотации;

- субсидии;

- субвенции;

- прямое бюджетное финансирование;

- гос. контракты;

- гос. капиталовложения;

- гос. пособия.

Общим для всех явл. безвозмездный характер ассигнований.

Дотация: Преследуя цель соц. защиты населения, гос-во ставит задачу обеспечить уровень цен на отдельные виды товаров, доступный для всех категорий граждан. Для этого используется механизм прямого вмешательства гос-ва в процесс ценообразования (установление фиксированной цены).

Дотация – это выплаты из Гос. бюджета средств на покрытие убыточности отдельных видов продукции и услуг, а также целых видов отдельных отраслей.

Д=(Цр-Цо)*Q, где Цр и Цо – цена рыночная и отпускная за ед. товара, Q – объем пр-ва товара, подлежащий дотированию из бюджета.

 

Круг дотируемых п/п-ий, пр-в и отраслей в Украине ограничен. Таковыми являются: угольная пром-сть (дотации предусматриваются в Гос. бюджете); пр-о отдельных видов хлеба и в отдельных регионах (дотации предусмотрены в местном бюджете), некоторые виды жилищно-коммунальных услуг и отдельные виды с/х продукции.

Объемам дотаций есть естественный предел, который зависит от возможностей НЭ поддерживать дотируемые отрасли за счет налогов.

 

Субсидия – это выплаты средств из гос. или местного бюджета для оперативного решения финансовых проблем, как п/п-ия, так и населения.

Субсидия явл. либо единовременной выплатой (субсидия для п/п-ий), либо платежом, ограниченным во времени (для населения).

Сжку = Цжку н – 15% (20%)*ССД, где Цжку н – цена ЖКУ в пределах нормы потребления, ССД – среднемесячный совокупный доход семьи за последние 6 месяцев.

Если ССД на 1 чел меньше 50% прожиточного минимума, то 15%, если больше – 20%.

 

Расчеты по определению суммы субсидий на ЖКУ в месяц осуществляется в следующей последовательности:

1) определяем ССД за предыдущие 6 месяцев и ССД в расчете на члена семьи;

2) устанавливается предельная доля оплаты за ЖКУ в совокупном доходе семьи за месяц;

3) определяется общий месячный размер платы за ЖКУ в пределах установленной нормы потребления ЖКУ в конкретном населенном пункте;

4) рассчитывается размер субсидии.

 

Субсидия п/п-иям предназначена для оперативного решения фин. проблем п/п-ия, связанных с предупреждением банкротства, либо с проведением ширкомасштабной реконструкции и технического перевооружения.

 

Прямое бюджетное финансирование – это ассигнования из гос. бюджета средств на содержание неприбыльных п/п или организаций, полностью или частично находящихся на гос. обеспечении. В Украине таковыми являются: образование, здравоохранение, культурно-просветительские учреждения, органы гос. власти, обеспечивающие выполнение прямых функций гос-ва.

Субвенция – это средства, которые направляются конкретными п/п-ми по целевому назначению.

Гос. пособие – это выплаты из гос. бюджета средств для фин. поддержки отдельных категорий граждан; они не являются мерой соц. защиты населения.

Гос. капиталовложения – это ср-ва, которые выделяются на расширенное воспроизводство осн. фондов народного хозяйства, как производственного, так и непроизводственного предназначения, в расширении которых заинтересовано гос-во.

Денежно-кредитные методы: Денежно-кредитное регулирование- это деят-ть гос-ва направленная на обеспечение экономически полноценной и стабильной нац.валютой и регулирование денежного обращения через влияние денежной массы и общественных предметов в соответствии с потребностями экономики. Все меры денежно-кредитного регулирования подразделяются на:1.мероприятия денежной и 2.мероприятия кредитной политики. 1.-денежная эмиссия; - денежная реформа; -операции на открытом рынке;- регулирование валютного курса(стабильный обменный курс, купли-продажи валюты). 2. общие(% ставка, норма обязательных резервов); выборочные(беспроцентные кредиты ср-ва для малообеспеченных семей. Налоговое регулирование представляет собой сов-ть мер воздействия гос-ва. Целью налогового регулирования является: -стимулирование деят-ти(ограничение деят-ти)отвечаем интересам полит.гос-ва; - перераспределение док-тов п/п, население и создание ВНП в целом; - стимулирование либо ограничение спроса посредствам изменения политических ставок. Инструментом налогового регулирования является: налоги и сборы. В зависимости от величины % ставок: - прогрессивный; -регрессивный; - пропорциональный. Регрессивные налоги - ставка их снижается по мере увеличения базы налогообложения. Прогрессивные – ставка повышается по мере повышения ставки налогообложения. Амортизационное регулирование реализуется в 3х основных формах: - стоимостная оценка основных фондов в течении их эксплуатации; - предоставление амортизационных льгот(установление более высоких нормативов амортиз. на технологии); - ускоренная амортизация(п/п по своему усмотрению необходимы; требования к оборудованию(новизна, произ-ть) может изменять порядок равномерного начисления амортизации.

Макроэкономическое регулирование -целенаправленная деят-ть органов госрегулирования по обеспечению пропорционального и динамического развития общества, определение основных нормативов экономики в будущем и достижение их с личными затратами общественного труда. Планирование предполагает разработку и обоснование плановых показателей, которые характеризуют развитие экономики в будущем и экон.нормативов, кот.определяют взаимоотношения гос-ва и фин-бюдж.системы, кот.охватывает все сферы. Макроэкономическое планирование как социальный инструмент ГРЭ выполняет след.ф-ии: - определение целей и приоритетов развития НЭ; - обеспечение оптимального варианта развития НЭ(наиболее эффективного и самого короткого способа достижения поставленной цели); - координация действий субъектов хоз-ия; - контроль за уходом реализации целей и задач, оперативное регулирование условий хоз-ния или изменений задач экон.политики гос-ва. Известны 2 основных вида макроэкон-го планирования: 1.директивное2. индикативное. Основные особенности директивного планирования: -плановое задание обязательно для выполнений; - доминирование вертикальных отношений в эк-ке; - п/п превращаются в простых исполнителей приказов. Недостатки:-диктат пр-ва; - игнорирование НТП; - снижение эффективности и качества пр-ва; - снижение ассортимента; - возникновение постоянного дефицита товаров; - порождение коррупции.

 


6.4. Индикативное планирование в системе ГРЭ

Индикативное планирование -адекватная рыночным отношениям форма макроэкономического регулирования, отличительной особенностью кот. является рекомендательный характер показателей разработанный на гос. уровне. Сущность индикативного планирования заключается в постановке целей, развитии приоритетов НЭ, а также использовании стимулов и создание таких условий, кот.побуждали бы субъектов хоз-вания достичь цель. Правовой основой индикативного планирования в Украине является принятый в 2000г.закон «О гос.прогнозиронии и разработке программ экономического и социального развития Украины». Разработка индикативных планов базируется на определенной методологии, кот.представляет собой совокупность методологических правил либо принципов положенных в основу разработки индикативных планов, а также методов используемых при этом. Основные методологические принципы: - анализ исходного уровня соц-экон.развития; - принципы: научности, объективности, изучения спроса и ориентация на его удовлетворение, приоритетности и предпочтительности, комплексности, учета имеющихся возможностей, эффективности, гласности. Виды индикативных планов:1. в зависимости от масштаба: -в масштабах гос-ва,т.е. народнохоз.индикативное планирование; - территориальные планы, программы развития регионов; - отраслевые планы, программы развития отдельных отраслей.2. в зависимости от календарного периода: - текущие планы(до 1 года)(оперативные); - перспективные планы: -краткосрочные(1-5лет)(тактические); - долгосрочные(более 5 лет)(стратегические). 3. в зависимости от объекта: -экономические; - социальные; - научно-технические; - экологические; - инвестиционные. Индикативный план – документ, содержащий систему взаимосвязанных эконом.показателей и заданий сгруппированных в отдельные разделы. Эконом.показатели – измеритель того или иного явления или процесса, кот. обладает 3 хар-ми: 1.название отражающее сущность измеряемого явления или процесса; 2. значение числовое, т.е. количественная оценка данного показателя.3. единица измерения соответствующая сути хар-го явления или процесса. В зависимости от сути отражаемого явления все показатели индикативного плана подразделяются на: - количественные, характеризующие масштабы развития эк-ки; - качественные, хар-щие эффективность используемых ресурсов как по отдельным видам так и в целом. В зависимости от применения единиц измерения различают: стоимостные и натуральные –абсолютные –показатели и относительные показатели. В индикативном плане содержаться как директивные показатели-обяз0ательные к выполнению после утверждения плана, так и рекомендуемые. В зависимости от порядка установления показатели делятся на прогнозные и расчетные. Программа эк. и соц. развития Украины разрабатывается Министерством эк-ки Украины. Программы развития регионов разрабатывают областные гос.организации управления экономикой: - программы развития города –гор.исполком; - программы развития района – районная администрация. Отраслевые программы эк.развития разрабатывают отраслевые министерства. Порядок разработки индикативного плана эк. и соц. развития Украины: 1. Каб.Мин. Украины принимает постановления о разработке индик.плана на определенные годы, в кот. определяет сроки разработки и дату представления в Каб.Мине проекта этой программы. поручает Мин. их росту эк-ки разрабатывать и утвердить порядок разработки планов. 2. Каб.Мин формирует концепцию макроэк. планирования в кот. отражается цель, задачи и приоритеты эк. развития страны. 3. Министерство эк-ки разрабатывает ориентиры развития эк-ки гос-ва и предоставляет их в отраслевые министерства и территориальные эк. органы. 4. Разрабатывается проект индикативного плана эк. и соц. развития отдельных районов, отраслей и направляется в Мин. эк-ки. 5. Мин. эк-ки сводит полученные данные в сводный документ – индик. план эк. и соц. развития Украины и передает его на рассмотрение и одобрение в Каб. Мин. 6. Одобренный Каб.Мином план выноситься на рассмотрение и удовлетворение в Верховную Раду Украины.

 


6.5. Методы индикативного планирования

Метод индикативного планирования – метод расчета определенных показателей индикативного плана.

Применяют следующие методы: балансовый, нормативный, факторов, экспертных оценок, системный анализ, экон-матем методы.

Сущность балансового метода сводится к увязке потребностей всех потенциальный потребителей с ресурсами, которые можно получить для их удовлетворения от всех потенциальных поставщиков данного вида ресурса. Разработка которая требует использования нормативного метода.

Сущность нормативного метода заключается в использовании сист. норм и нормативов: посредством которых определяется потребность определенного вида продукции. Использ. Для расчета как количествен. Показателей, так и качеств; балансовый только для количеств.

Метод факторов широко применяется при расчете качеств. Покзателей. Его сущность заключается в определении влияния факторов-аргументов на ф-р- функцию. Для этого определяется степень и форма зависимости.

Среди стат. Методов наиб распространения получил метод экстраполяции основанный на изучении используемого явления в прошлом и переносит законом-ти и тенденции его развития на след. Период.

Баланс- это документ в виде табл. В котором одна часть характеризует ресурсы по источникам их поступления характеризующие распределение ресурсов по всем направлениям.

3 группы балансов:

1 отражает потребность в мат. Ресурсах и источн. Их возникновения. (баланс средств производства) предметов потребления

2 трудовые балансы. Позволяет охарактеризовать тр. Вопросы и отражает формирование и использ и распределение трудовых ресурсов и в сравнении тру рес-сы с потребностями в них и наличие

3 финансовые балансы. Они характеризуют соотношение и использование их потребностей Баланс доходов и расходов по министерствам, ведомствам.

 

Возможности (источн. Рес-в) Σ Потребности Σ
1.остатки на нач. периода 2.производство 3.импорт 4.РГР (распланирование гос. Резерва) 5.прочее   1.ПЭН (произв. Эксплутац. Нужды) 2.КС (капит. Строит-во) 3.РФ (рыночный фонд) 4.ЗГР (забронирование гос. Резерва) 5.экспорт 6.остатки на кон периода  
Итого   Итого  
Сальдо   Сальдо  
баланс   баланс  

ПЭНi = Σ Q*N

Q – объем продукции

N – норма затрат есурса на производство единицы продукции

KC = Qсмр*N

РФ = Т*N

Гос. Резерв- это неприкосновенный запас. Определ. С помощью нормативов

ГРn =((ПЭН+КС+РФ)*Nф)/100

ЗГРрасч = ГРn - ГРн.г.

Ок.г. = Псредн. Суточн. *N

N - норматив запасов дня

Производство = ПМср. *Kисп

Баланс используют в след. Случаях: 1) для определения возм. Об-ма пр-ва; 2) для определения экспорта. Для этого используют принцип балансовой увязки

Пр-во наиб. = ΣРаспред. Части баланса – (ост. На нач. г. + импорт + РГР +прочее)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.15.46 (0.071 с.)