Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прямые и косвенные методы ГРЭСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ГРЭ: В системе ГРЭ адм. методы продолжают оставаться доминирующими. Их сущность заключается в установлении администрацией гос-ва (региона) жестких правил и ограничений при осуществлении различных стадий хоз. деят-ти и мер ответственности за их нарушение. Они используют административные рычаги, позволяющие достичь желаемого результата гос рег-ния: 1. штрафы, 2. предписания на обязательное устранение нарушений средствами нарушителей, 3. закрытие п/п-ий и т.д. Адм. средства подразделяются на 4 группы: 1) запрет; 2) разрешение; 3) принуждение; 4) санкции. Как правило, они взаимосвязаны и составляют опр. последовательность их применения. Адм. методы ГРЭ призваны: 1. установить границы частного п/п-тва с целью устранения объективно присущих ему недостатков; 2. регламентировать взаимоотношения между различными производителями, производителями и потребителями с целью защиты их интересов от недобросовестного бизнеса; 3. защитить от незаконного вмешательства гос. и общественных структур в п/п-кую деят-ть; 4. ввести обязательные эконом. и соц. стандарты и соц. нормы; 5. обеспечить антимонопольные меры.
Административные меры включают: -экономические; -правовые меры воздействия на соц.-эконом. процессы. Административно-экономические меры представляют собой инструменты прямого воздействия гос-ва и предусматривают использование регуляторов, регламентирующих требования к организации хоз. деят-ти, качеству товаров, работ, услуг. В числе адм.-эконом. мер выделяют: - гос. заказ; - лицензии и патенты; - квоты; - нормы и стандарты; - санкции и штрафы. Адм. правовыми называют меры, посредством которых устанавливаются жесткие правила и ограничения при осуществлении хоз. деятельности и меры ответственности за их нарушение. В их числе выделяют: - антимонопольное законодательство; - экологический, санитарный контроль; - контроль за качеством продукции; - трудовое законодательство; - законодательство о банкротстве.
Гос. заказ по своей форме – это оговор, который заключается между гос-вом, от имени которого выступает опр. министерство или ведомство или администрация региона с п/п-ием (организацией) на пр-во или предоставление опр. объема и вида продукции и услуг. По своей сути гос. заказ – это способ прямого гос. регулирования хозяйственных связей между гос-вом-заказчиком и п/п-ием-исполнителем, форма сотрудничества гос-ва и п/п-ия. Осн. особенности гос. заказа: 1) обычно финансируется из собственных источников п/п-ия; 2) гос-во предоставляет этим п/п-иям опр. привилегии и льготы (по налогообложению и кредитованию); 3) гос-во гарантирует реализацию изготовленной продукции. ГОс. заказ финансируется из гос. бюджета. Гос. заказы устанавливаются на производство, поставку для гос. нужд промышленной продукции, с/х сырья, выполнение работ, предоставление услуг, осуществление фундаментальных научных исследований, подготовку специалистов и т.д. Осн. функциями гос. заказа явл.: 1. формирование гос. резервов и запасов; 2. выполнение межд. соглашений по вопросам эконом. и научно-технического сотрудничества; 3. удовлетворение потребностей обороны; 4. развитие приоритетных отраслей народного хоз-ва и внедрение новых технологий; 5. наращивание пр-ва дефицитной продукции, поддержание важнейших научных исследований. Порядок формирования государственного заказа: - заказчики, в качестве которых выступают министерства и ведомства определяют вид продукции природного - технического назначения, сырьё продовольствия, с\х продукции, свои предложения они отправляют в министерства экономики; - министерство экономики обобщает экономические предложения, т.е. определяет потребности в производстве продукции о гос.заказе, согласовывает министерство финансов и отправляют в министерства экономики; - Кабмин утверждает перечень продукции, услуг, которые в следующем году должны быть произведены по гос.заказу; - определяется круг п\п, на которых будет размещён гос.заказ. Он размещается на конкурентных принципах и заключается с теми п\п, которые обеспечивают лучшие результаты; - утверждены виды продукции и условия финансирования отрасл. министерства и ведомства доводится до п\п-исполнителя.
Лицензия – это спец. разрешение, которое получают субъекты п/п-ой деят-ти на осуществление отдельных её видов; это документ гос. образца, удостоверяющий право лицензиата на осуществление отмеченного в нем вида хоз. деятельности на протяжении опр. срока при условии выполнения им лицензионных условий. Лицензированию подлежат опр. виды хоз. деят-ти, влияющие на здоровье человека, окр. среду и безопасность гос-ва. Среди них: разведка полезных ископаемых, пр-во и ремонт огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, холодного оружия; пр-во взрывчатых веществ; добыча драгоценных металлов, камней и изготовление изделий из них, пр-во и реализация медикаментов, хим. веществ, водочных изделий, табачной продукции, осуществление мед., ветеринарной, юридической практики и т.д. Патент – это гос. свидетельство, удостоверяющее право субъекта п/п-ой деят-ти или его структурного подразделения заниматься деят-стью в сфере розничной торговли, предоставление платных услуг, по обмену наличных валютных ценностей в пунктах продажи иностранной валюты, а также деят-стью по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса. В соответствии с проектом Налогового кодекса, размер месячной платы за патент устанавливается в процентах от размера прожиточного минимума в след. пределах: - на территории Киева и областных центров – 45-75% - на тер-ии Севастополя, городов областного подчинения (кроме обл. центров), районных центров – 30-60% - на тер-ии др. населенных пунктов – до 25%. В случае приобретения льготного патента, субъект п/п-ой дееят-ти вносит одноразовую плату в размере 1 прожиточного минимума (605 грн с 1 апреля) за весь срок действия патента (1 год). Квотирование как инструмент ГРЭ вводится с целью прямого установления гос-вом для п/п-ий-монополистов их доли в пр-ве и реализации товаров. Нормы и стандарты: Система норм и стандартов регулирует отношения в сфере качества продукции, охраны окр. среды, соц. защиты населения посредством устаовления требований к их состоянию. Установление гос. стандартов и норм – это определение единых требований относительно химического состава, качества, физических свойств, веса, размеров, количества и т.п. Различают: - экономические стандарты и нормативы – воплощают показатели эффективности пр-ва: нормы рентабельности, энерго-, материало-, трудоёмкости продукции; - соц. стандарты – это установленные гос-вом нормативы в сфере соц. отношений: пенсия, продолжительность раб. дня, прожиточный минимум и т.д.; - пищевые стандарты – это требования относительно качества продуктов питания; - фармацевтические стандарты – это нормативы изготовления врачебных препаратов, перечень лекарств, употребление и реализация которых официально разрешена гос-вом; - экологические стандарты включают нормы безопасного выброса вредных веществ в воздух, водоемы и уровень радиационного загрязнения. Административно-правовые методы: Антимонопольное законодательство призвано прекратить формирование монополий, регулировать деятельность монополистов, стимулировать конкуренцию. В современном понимании, антимонопольное регулирование экономики представляет собой систему правил, установленных правительственными органами, за нарушение которых предусматривается наказание. Антимонопольное регулирование может иметь место применительно к ценам, объему пр-ва продукции, норме прибыли, стандартам качества и т.д. Необходимость в таком регулировании обусловлена стремлением гос-ва ограничить рыночную власть, повысить эффективность общественного пр-ва, защитить потребителя и поддержать качество и др. стандарты услуг. Антимонопольное регулирование экономики призвано также ограничить ожесточенную конкуренцию, защитить поставщиков от непредсказуемых изменений спроса и внезапного падения цен.
Экологический санитарный контроль ставит своей целью ограничение развития частного п/п-тва, наносящего вред окружающей среде и здоровью людей. Основными его элементами являются: 1) установление предельно допустимых норм выброса вредных веществ; 2) установление размера штрафных санкций за нарушение экологического законодательства; 3) регламентирование процедуры проверки на безопасность продуктов, которые могут оказать влияние на здоровье человека; 4) оптимизация временного шага между принятием экономических ограничений и вводом в действие штрафных санкций; 5) экономическое стимулирование развития экологически чистых производств и технологий.
Бюджетный метод ГРЭ: Бюджетными называются методы регулирования экономики, основанные на использовании ресурсов Гос. бюджета в виде ассигнований в НЭ и социально-культурную сферу. Их главными функциями являются: 1. поддержка развития отраслей экономики, производств и сфер деятельности, невыгодных с точки зрения рынка, но необходимых для общества в целом; 2. обеспечение социальной стабильности общества через смягчение недостатков рыночной экономики, приводящие к имущественному расслоению общества (посредством пособий малоимущим, по безработице, дотаций на содержание объектов соц. сферы и т.д.); 3. стимулирование вложений частного капитала в пр-во и сферы деятельности, отвечающие интересам макроэкономической политики гос-ва (посредством субсидий на развитие НИОКР; на внедрение прогрессивных нововведений с большими сроками окупаемости и высокой степенью риска).
В практике ГРЭ различают след. меры бюджетного регулирования: - дотации; - субсидии; - субвенции; - прямое бюджетное финансирование; - гос. контракты; - гос. капиталовложения; - гос. пособия. Общим для всех явл. безвозмездный характер ассигнований. Дотация: Преследуя цель соц. защиты населения, гос-во ставит задачу обеспечить уровень цен на отдельные виды товаров, доступный для всех категорий граждан. Для этого используется механизм прямого вмешательства гос-ва в процесс ценообразования (установление фиксированной цены). Дотация – это выплаты из Гос. бюджета средств на покрытие убыточности отдельных видов продукции и услуг, а также целых видов отдельных отраслей. Д=(Цр-Цо)*Q, где Цр и Цо – цена рыночная и отпускная за ед. товара, Q – объем пр-ва товара, подлежащий дотированию из бюджета.
Круг дотируемых п/п-ий, пр-в и отраслей в Украине ограничен. Таковыми являются: угольная пром-сть (дотации предусматриваются в Гос. бюджете); пр-о отдельных видов хлеба и в отдельных регионах (дотации предусмотрены в местном бюджете), некоторые виды жилищно-коммунальных услуг и отдельные виды с/х продукции. Объемам дотаций есть естественный предел, который зависит от возможностей НЭ поддерживать дотируемые отрасли за счет налогов.
Субсидия – это выплаты средств из гос. или местного бюджета для оперативного решения финансовых проблем, как п/п-ия, так и населения. Субсидия явл. либо единовременной выплатой (субсидия для п/п-ий), либо платежом, ограниченным во времени (для населения). Сжку = Цжку н – 15% (20%)*ССД, где Цжку н – цена ЖКУ в пределах нормы потребления, ССД – среднемесячный совокупный доход семьи за последние 6 месяцев. Если ССД на 1 чел меньше 50% прожиточного минимума, то 15%, если больше – 20%.
Расчеты по определению суммы субсидий на ЖКУ в месяц осуществляется в следующей последовательности: 1) определяем ССД за предыдущие 6 месяцев и ССД в расчете на члена семьи; 2) устанавливается предельная доля оплаты за ЖКУ в совокупном доходе семьи за месяц; 3) определяется общий месячный размер платы за ЖКУ в пределах установленной нормы потребления ЖКУ в конкретном населенном пункте; 4) рассчитывается размер субсидии.
Субсидия п/п-иям предназначена для оперативного решения фин. проблем п/п-ия, связанных с предупреждением банкротства, либо с проведением ширкомасштабной реконструкции и технического перевооружения.
Прямое бюджетное финансирование – это ассигнования из гос. бюджета средств на содержание неприбыльных п/п или организаций, полностью или частично находящихся на гос. обеспечении. В Украине таковыми являются: образование, здравоохранение, культурно-просветительские учреждения, органы гос. власти, обеспечивающие выполнение прямых функций гос-ва. Субвенция – это средства, которые направляются конкретными п/п-ми по целевому назначению. Гос. пособие – это выплаты из гос. бюджета средств для фин. поддержки отдельных категорий граждан; они не являются мерой соц. защиты населения. Гос. капиталовложения – это ср-ва, которые выделяются на расширенное воспроизводство осн. фондов народного хозяйства, как производственного, так и непроизводственного предназначения, в расширении которых заинтересовано гос-во. Денежно-кредитные методы: Денежно-кредитное регулирование- это деят-ть гос-ва направленная на обеспечение экономически полноценной и стабильной нац.валютой и регулирование денежного обращения через влияние денежной массы и общественных предметов в соответствии с потребностями экономики. Все меры денежно-кредитного регулирования подразделяются на:1.мероприятия денежной и 2.мероприятия кредитной политики. 1.-денежная эмиссия; - денежная реформа; -операции на открытом рынке;- регулирование валютного курса(стабильный обменный курс, купли-продажи валюты). 2. общие(% ставка, норма обязательных резервов); выборочные(беспроцентные кредиты ср-ва для малообеспеченных семей. Налоговое регулирование представляет собой сов-ть мер воздействия гос-ва. Целью налогового регулирования является: -стимулирование деят-ти(ограничение деят-ти)отвечаем интересам полит.гос-ва; - перераспределение док-тов п/п, население и создание ВНП в целом; - стимулирование либо ограничение спроса посредствам изменения политических ставок. Инструментом налогового регулирования является: налоги и сборы. В зависимости от величины % ставок: - прогрессивный; -регрессивный; - пропорциональный. Регрессивные налоги - ставка их снижается по мере увеличения базы налогообложения. Прогрессивные – ставка повышается по мере повышения ставки налогообложения. Амортизационное регулирование реализуется в 3х основных формах: - стоимостная оценка основных фондов в течении их эксплуатации; - предоставление амортизационных льгот(установление более высоких нормативов амортиз. на технологии); - ускоренная амортизация(п/п по своему усмотрению необходимы; требования к оборудованию(новизна, произ-ть) может изменять порядок равномерного начисления амортизации. Макроэкономическое регулирование -целенаправленная деят-ть органов госрегулирования по обеспечению пропорционального и динамического развития общества, определение основных нормативов экономики в будущем и достижение их с личными затратами общественного труда. Планирование предполагает разработку и обоснование плановых показателей, которые характеризуют развитие экономики в будущем и экон.нормативов, кот.определяют взаимоотношения гос-ва и фин-бюдж.системы, кот.охватывает все сферы. Макроэкономическое планирование как социальный инструмент ГРЭ выполняет след.ф-ии: - определение целей и приоритетов развития НЭ; - обеспечение оптимального варианта развития НЭ(наиболее эффективного и самого короткого способа достижения поставленной цели); - координация действий субъектов хоз-ия; - контроль за уходом реализации целей и задач, оперативное регулирование условий хоз-ния или изменений задач экон.политики гос-ва. Известны 2 основных вида макроэкон-го планирования: 1.директивное2. индикативное. Основные особенности директивного планирования: -плановое задание обязательно для выполнений; - доминирование вертикальных отношений в эк-ке; - п/п превращаются в простых исполнителей приказов. Недостатки:-диктат пр-ва; - игнорирование НТП; - снижение эффективности и качества пр-ва; - снижение ассортимента; - возникновение постоянного дефицита товаров; - порождение коррупции.
6.4. Индикативное планирование в системе ГРЭ Индикативное планирование -адекватная рыночным отношениям форма макроэкономического регулирования, отличительной особенностью кот. является рекомендательный характер показателей разработанный на гос. уровне. Сущность индикативного планирования заключается в постановке целей, развитии приоритетов НЭ, а также использовании стимулов и создание таких условий, кот.побуждали бы субъектов хоз-вания достичь цель. Правовой основой индикативного планирования в Украине является принятый в 2000г.закон «О гос.прогнозиронии и разработке программ экономического и социального развития Украины». Разработка индикативных планов базируется на определенной методологии, кот.представляет собой совокупность методологических правил либо принципов положенных в основу разработки индикативных планов, а также методов используемых при этом. Основные методологические принципы: - анализ исходного уровня соц-экон.развития; - принципы: научности, объективности, изучения спроса и ориентация на его удовлетворение, приоритетности и предпочтительности, комплексности, учета имеющихся возможностей, эффективности, гласности. Виды индикативных планов:1. в зависимости от масштаба: -в масштабах гос-ва,т.е. народнохоз.индикативное планирование; - территориальные планы, программы развития регионов; - отраслевые планы, программы развития отдельных отраслей.2. в зависимости от календарного периода: - текущие планы(до 1 года)(оперативные); - перспективные планы: -краткосрочные(1-5лет)(тактические); - долгосрочные(более 5 лет)(стратегические). 3. в зависимости от объекта: -экономические; - социальные; - научно-технические; - экологические; - инвестиционные. Индикативный план – документ, содержащий систему взаимосвязанных эконом.показателей и заданий сгруппированных в отдельные разделы. Эконом.показатели – измеритель того или иного явления или процесса, кот. обладает 3 хар-ми: 1.название отражающее сущность измеряемого явления или процесса; 2. значение числовое, т.е. количественная оценка данного показателя.3. единица измерения соответствующая сути хар-го явления или процесса. В зависимости от сути отражаемого явления все показатели индикативного плана подразделяются на: - количественные, характеризующие масштабы развития эк-ки; - качественные, хар-щие эффективность используемых ресурсов как по отдельным видам так и в целом. В зависимости от применения единиц измерения различают: стоимостные и натуральные –абсолютные –показатели и относительные показатели. В индикативном плане содержаться как директивные показатели-обяз0ательные к выполнению после утверждения плана, так и рекомендуемые. В зависимости от порядка установления показатели делятся на прогнозные и расчетные. Программа эк. и соц. развития Украины разрабатывается Министерством эк-ки Украины. Программы развития регионов разрабатывают областные гос.организации управления экономикой: - программы развития города –гор.исполком; - программы развития района – районная администрация. Отраслевые программы эк.развития разрабатывают отраслевые министерства. Порядок разработки индикативного плана эк. и соц. развития Украины: 1. Каб.Мин. Украины принимает постановления о разработке индик.плана на определенные годы, в кот. определяет сроки разработки и дату представления в Каб.Мине проекта этой программы. поручает Мин. их росту эк-ки разрабатывать и утвердить порядок разработки планов. 2. Каб.Мин формирует концепцию макроэк. планирования в кот. отражается цель, задачи и приоритеты эк. развития страны. 3. Министерство эк-ки разрабатывает ориентиры развития эк-ки гос-ва и предоставляет их в отраслевые министерства и территориальные эк. органы. 4. Разрабатывается проект индикативного плана эк. и соц. развития отдельных районов, отраслей и направляется в Мин. эк-ки. 5. Мин. эк-ки сводит полученные данные в сводный документ – индик. план эк. и соц. развития Украины и передает его на рассмотрение и одобрение в Каб. Мин. 6. Одобренный Каб.Мином план выноситься на рассмотрение и удовлетворение в Верховную Раду Украины.
6.5. Методы индикативного планирования Метод индикативного планирования – метод расчета определенных показателей индикативного плана. Применяют следующие методы: балансовый, нормативный, факторов, экспертных оценок, системный анализ, экон-матем методы. Сущность балансового метода сводится к увязке потребностей всех потенциальный потребителей с ресурсами, которые можно получить для их удовлетворения от всех потенциальных поставщиков данного вида ресурса. Разработка которая требует использования нормативного метода. Сущность нормативного метода заключается в использовании сист. норм и нормативов: посредством которых определяется потребность определенного вида продукции. Использ. Для расчета как количествен. Показателей, так и качеств; балансовый только для количеств. Метод факторов широко применяется при расчете качеств. Покзателей. Его сущность заключается в определении влияния факторов-аргументов на ф-р- функцию. Для этого определяется степень и форма зависимости. Среди стат. Методов наиб распространения получил метод экстраполяции основанный на изучении используемого явления в прошлом и переносит законом-ти и тенденции его развития на след. Период. Баланс- это документ в виде табл. В котором одна часть характеризует ресурсы по источникам их поступления характеризующие распределение ресурсов по всем направлениям. 3 группы балансов: 1 отражает потребность в мат. Ресурсах и источн. Их возникновения. (баланс средств производства) предметов потребления 2 трудовые балансы. Позволяет охарактеризовать тр. Вопросы и отражает формирование и использ и распределение трудовых ресурсов и в сравнении тру рес-сы с потребностями в них и наличие 3 финансовые балансы. Они характеризуют соотношение и использование их потребностей Баланс доходов и расходов по министерствам, ведомствам.
ПЭНi = Σ Q*N Q – объем продукции N – норма затрат есурса на производство единицы продукции KC = Qсмр*N РФ = Т*N Гос. Резерв- это неприкосновенный запас. Определ. С помощью нормативов ГРn =((ПЭН+КС+РФ)*Nф)/100 ЗГРрасч = ГРn - ГРн.г. Ок.г. = Псредн. Суточн. *N N - норматив запасов дня Производство = ПМср. *Kисп Баланс используют в след. Случаях: 1) для определения возм. Об-ма пр-ва; 2) для определения экспорта. Для этого используют принцип балансовой увязки Пр-во наиб. = ΣРаспред. Части баланса – (ост. На нач. г. + импорт + РГР +прочее)
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.8 (0.015 с.) |