Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
НЭ как социально-экономическая система страны.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
НЭ как социально-экономическая система страны. НЭ – это сложная хозяйственная система (или хозяйство страны), представляющая собой взаимосвязанные сферы, отрасли, сектора. Впервые было дано определение Леонтьевым. В современном представлении под НЭ принято понимать народное хозяйство конкретной страны - это совокупность всех субъектов, которые объединены в единый организм многосторонними экономическими связями и интересами. В НЭ в неразрывном комплексе выступает производство, реализация, обмен, и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она является продуктом исторического развития определенного общества и имеет свои сектора: государственный, частный и смешанный. Как целостная система (единый организм) НЭ характеризуется следующими признаками: 1) общей экономической средой, в которой функционируют хозяйственные субъекты с единым законодательством, с единой денежной единицей, общей денежно-кредитной и финансовой системой; 2) наличие тесных экономических связей между субъектами хозяйствования, которые базируются на разделении труда; 3) территориальная определенность с общим политическим и экономическим центром, которая выполняет регулирующую и координирующую роль, т.е. координирует деятельность всех хозяйствующих субъектов (этим центром является государство) 4) общая система государственной защиты – это наличие своего рода экономических границ, в виде экспортно-импортных налогов, квот и т.д. НЭ состоит из 2 сфер: 1. производственная: a. сфера материального производства (явл наиболее крупной)(гр. А – ср-ва пр-ва, гр. В – пром, с\х, торговля, предметы потребления) b. немат пр-во (наука, культура, образование) 2. непроизводственная (содержание армии, поддержка партий)
Основу НЭ составляют п/п, фирмы, организации, дом хоз-ва кот объединены эк взаимоотношениями, в единое целое, выполняет опред. функции в общественном разделении труда (выполняет работы, предоставляет услуги). В НЭ каждый субъект включаясь в эк пространство, преследует свой интерес. Согласование интересов обуславливается объективными эк законами и находит свое воплощение в нац интересе. НЭ стремится достигнуть след целей: 1. стабильный рост нац. объема пр-ва – это значит устойчивый рост пр-ва тов и услуг в данной стране без резких кризисов, спадов и изменений. 2. стабильный уровень цен – регулированное измерение. 3. высокий уровень занятости – природный уровень безработицы. 4. поддержание сбалансированного влияния – территориального баланса, на практике это означает достижение равновесия между экспортом и импортом, а также стабильным валютным курсом нац валюты на валюты др стран. Вышеперечисленные цели достигаются благодаря использованию опред инструментов макроэк регулирования эк. Основными из которых явл: - фискальная политика (оперирование гос бюджетом через налоговые сис-мы и расходы гос-ва) - денежно-кредитная политика (контроль за предложение денег через ставку %, норму обязательного резерва и тд) - полит регулирование доходов (от свободно установленной ЗП и цен, до их директивного контроля) - внешнеэк политика Общим и конечным результатом функционирования НЭ явл прирост нац богатства, объема прибыли, необходимых для об-ва тов и услуг, наиболее эф использование ограниченных ресурсов, как мат, так и людских.
Факторы функционирования НЭ На функционирования НЭ оказывают влияние след факторы: 1. внешние (кот действуют из вне, не поддаются контролю гос-ва) 2. внутренние (особенности развития страны, поддаются контролю гос-ва) Все внешние и внутренние факторы объединяют в опред группы: ВНЕШНИЕ 1. экономические - международное разделение труда - доминирование той или иной страны на мировом рынке - торговые войны - мировая эк ситуация 2. политические - внешняя политика гос-ва - установление или разрыв полит отношений - вхождение страны в военно-полит союзы - участие гос-ва в торгово-полит союзах - объявление эмбарго на поставку товаров - состояние войны 3. демографические - миграция РС 4. культурные – проникновение в страну мировой культуры ВНУТРЕННИЕ 1. эк-географические - эк-географ положение страны - физико-георгаф условия - наличие природных ресурсов 2. экономические - организационная структура эк - соотношение различных форм собственности - рыночную инфраструктуру - консолидирующий бюджет страны - внешне-эк связи гос 3. соц-демографические – характеризуют население страны как один из важных ел его эк потенциала. - влияние демограф ситуации на функционирование нац эк - занятость нас - безработица и трудоустройство населения - уровень и качество жизни 4. инфраструктурные – комплекс производственных и непроизводственных отраслей обеспечивающих условия пр-ва: транспорт, связь, торговля. 5. общественно-полит - полит партии - влияние СМИ 6. организационно-управленческие 7. экологические Предмет и метод НЭ НЭ – сложная эк сис-ма кот включает комплекс взаимосвязанных между собой субъективных элементов (гос и юр лиц) и объективных элементов (те отношения кот возникают в процессе взаимодействия разных субъектов эк) и имеет опред особенности: - структура - целенаправленность - самоорганизацию - саморегуляцию - наличие управленческого цеха - целостность - устойчивость развития Целью изучения курса явл формирование целостного представления о нац сис-ме хозяйствования, содерание организационной, методологической и регулирующей деятельности органов гос власти, а также коммерческую структуру в сфере экономики.
Теоретические взгляды на характер, типы развития НЭ. Первым этапом в развитии НЭ явл. меркантилизм. Основным источником богатства явл золото, драгоценные металлы. Они выдвигали рекомендации направленные на развитие внешней торговли, которые сводились к тому, чтобы увеличить экспорт и уменьшить импорт. Следующими были физиократы. Основной источник богатства - земля, прод. земли. Рекомендации направлялись на развитие сел.хоз. Ярким представителем явл Фр. Кене. Гос-во не должно вмешиваться в эк жизнь, но принимать законы не противореч-ие естест-х законов. Классическая теория рег. (Смит и Риккардо) в осн. Развит. Всех эк-их проц. Лежит рын-ый механизм. Эк-ка способна сама регулир-ся. Основным рычагом саморегулирования явл прибыль. Вмешательство гос-ва отвергается. Марксизм (Карл Маркс) выступали за активное вмешательство гос-ва в эк-ку. Возникает параллельно кейнсианская теория. Впервые было обосновано гос-ое регулирование эк-ки. Неоклассическая теория: монетаризм, теория рац-ых ожиданий, теория эк-ки предложения. Неоклассики считали, что гос-во должно вмешиваться в эк-ку косвенно. В основе всех теорий лежат кейнсианс. и монет. теории. Основные показатели кейнс-ой и монет-ой теории. Кейнс-ая: -принцип эф-го совокупного спроса. -значит. доля гос-ог сектора эк-ки -содействие конкуренции -рост налогообложения в инт-ах увелич. гос.спроса. -орг-ия гос планир-ия и регулир-ия -дефицитное финанс-ие и усиление инфл-ции -расширение гос соц программ. Монет-ая: -принцип эф-го совокупного предложения -частичная приватиз-ия гос собственности -сдерживание конкур-ии -снижение налогов -сокращение объемов макро-эконом-го планир. И огранич. Регулир-ия -сокращ. Дефицита бюдж и стабилиз. ден оборота -сокращщ гос соц программ. Типы нац. эконом. систем. Эк систему следует рассм-ть, как сложную сист, осн-ми сост-ми кот. явл: -пр-ые отнош. -прод-ые силы (люди и прод. их деят-ти, ср-ва пр-ва) -природная среда(рес-сы пр-ва, терр-ия гос-ва и ее месторасполож) ЭК, СИСТЕМА- это одна из подсистем общ-ва,кот объединяет в себе совок-ть всех компонентов эк-ки(отрасли,п/п, дом.хоз.), прир.среду и пр-ые отнош-ия. Ф-ие и развит. эк.сист.определ.эк-у. жизнь общ-ва. Выдел.след осн-ые типы эк.систем: -традиционная -рыночная -админ-командная -смешанная -переходная В основе ф-ния определения типа эк.системы лежат положения соот-ей гос.регул.эк. Натур-му хоз-ву соотв-ет классич-ая теория саморег-ия. В осн-ве рын-ой – кейнсианская и неоклассич. Регулиров адм-ком.осущ. в соотв-ии с марксист-ой т-ей. Рын-ая эк-ка совр-ого типа – неоклассич синтеза и теория инстит-ых преобр-ия. Каждый тип еэ.сист. имеет свой механизм регл-ия эк.процесса: Регулятором рын-ой эк-ки явл. рын-ый механизм. Админ-команд. – планово-централиз-ый мех. Эк-ки смешанного типа – смешанная сист.регулр-ия. Смешан-ое упр-ие эк-ки-это система, которая базируется на плюрализме, на разнообразии форм собственности и сочетает в себе преим-ва рын=ых и гос-х регл-ов эк-ки. Хар-ми чератми смеш.системы упр-ия явл: 1) осн-ым регулятором рын-ых проц. выступает рын-ый мех-м, гос.регулир.эк-ки дополнит.рын-ые рычаги 2) сист.объедин. гибкость рын-ого саморегул-ия что обеспеч.высокую эк-ую эф-ть пр-ва, возм-ть удовлетворения разнообр-ые личные потребн-ти и устойч.гос.упр-ия необх-ого для удовл-ия соц=ых потреб-ей общ-ва. 3) Обеспечение реализ-ии высших макроэкцелей: макроэк.эф-ть и конкурентоспособность, соц.справедливость, стаб.эк.рост. 4) Наряду с рын-ым мех-ми и гос.макроэк.регул-ми формир.еще один эл-т упр-ия – институ соц.партнерства 5) В современ усл-иях упр-ия развит. НЭ учит-ся решения наднац-х, межгос-х органов и корпоративного упр-ия. Сегодня выделяют 2 осн-ых вида и несколько моделей гос.регул-ия эк-ки смешанного типа. Осн-ыми видами явл.: эк-ий либерализм и эк.дерижизм. Эк.либерализм- это сист.соц-эк отношения, кот. доминир. рын-ые рег-ры, порой гос. сведено к min Эк.дерижизм- это сист.соц-эк. отнош. Со значит-м влиянием гос.на соц-эк развитие. Осн-ми моделями гос. регул-ияэк.смеш-ого типа явл. американская модель, немецкая, шведская, японская и европейская.
Национальное богатство (НБ) НБ - это важнейший показатель экономической мощности страны, которая используется для характеристики имущественного положения страны в целом. Показатели НБ это показатель запасов, кот. в течении года могут как увеличиваться, так и уменьшаться. НБ - это совокупность накопительных в стране не финансовых и чистых финансовых активов по состоянию на определённый момент времени, иными словами НБ представляет собой совокупность потребительской стоимости накопленной за весь предшествующий период в денежном выражении и составляется на определённую дату. НБ выступает в 2 основных формах: -материальное богатство; - нематериальное богатство. Материальное НБ представляет собой совокупность накопленных рядом поколений и созданных в процессе производства, предметов потребления и природных ресурсов, исходя из вышесказанного в составе материального НБ выделяют: -общественное богатство; -естественное богатство. Для подсчета НБ используют категории: -активы; - пассивы. Все активы вкл.в состав НБ подразделяют на: а)финансовые: -золото и специальные права заимствования; -национальные деньги и депозиты; -ценные бумаги (за исключением акций); ссуды и прямые иностранные инвестиции. б)Нефинансовые: -производственные: материальные (основные фонды); нематериальные (программное обеспечение). –непроизводственные: материальные (природные ресурсы) и нематериальные (лицензии). Пассивы сост.из фин.обязанностей и чистой стоимости собственного капитала, кот.расчитывается как фин.активы+нефин.активы-фин.обязательства. Система потенциалов НЭ. Понятие потенциал означает возможности, наличные производственные силы, которые в перспективе могут быть реализованы. Экономический потенциал – это совокупная способность имеющихся в наличии эконом. ресурсов обеспечить пр-во максимально возможного объема полезностей, составляющих потребности общества на данном этапе его развития. Потенциал НЭ рассматривается как система, состоящая из подсистем и отдельных элементов. Подсистемами эконом. потенциала (его видами) является производственный, инвестиционный, трудовой, научно-технический, финансовый и природный потенциалы. Производственный потенциал формируется основными производственными фондами. Инвестиционный потенциал представлен средствами пр-ва, предназначенными для изготовления потребительных стоимостей. Ресурсы трудового потенциала составляет экономически активное население страны. Под трудовым потенциалом понимается совокупная возможность ЭАН реализовать свои физические, интеллектуальные, социальные, духовные способности в процессе общественно-полезной деятельности в условиях достигнутого уровня НТП, производительных сил и производственных отношений. Тр. потенциал характеризуется количеством и качеством раб. силы. На его величину оказывает влияние совокупность различных факторов: демографических, социальных, экономических. Среди демографических факторов наибольшее влияние на формирование и использование тр. потенциала оказывают: 1) численность ЭАН и его распределение по отраслям эк-ки; 2) продолжительность активного периода жизни; 4) незанятое население в трудоспособном возрасте. К социальным факторам относятся: 1) образование; 2) здоровье; 3) культурный уровень; 4) состояние окружающей среды; 5) уровень развития социальной инфраструктуры. Эти факторы влияют на качественную составляющую тр. потенциала. К группе эконом. факторов относят: 1) доходы населения; 2) инфляция; 3) распределение доходов по группам населения; 4) предложение товаров и услуг и т.д. Природный потенциал представлен всеми видами природных ресурсов, которые есть либо на территории данного гос-ва, либо в подконтрольной ему части мирового океана. Под научно-техническим потенциалом понимается совокупная способность научно-технических знаний и практического опыта, которым располагает данная страна на опр. этапе своего развития обеспечить наиболее полное использование трудовых, инвестиционных, природных ресурсов. Количественно и качественно НТП представлен нововведениями в технической, организационной, управленческой и др. видах деятельности. Финансовый потенциал определяется совокупностью денежных фондов п/п-ий, отдельных граждан и гос-ва. В экономическом потенциале выделяют активную и пассивную части, характеризующие степень вовлечения отдельных элементов эконом. потенциала в хозяйственный оборот. Активная часть представлена ресурсами, которые на момент оценки и учета вовлечены в эконом. деятельность и определяют результат использования эконом. потенциала. К активной составляющей относятся: - действующие ОФ; - занятая часть ЭАН; - вовлеченные в хоз-ый оборот природные ресурсы; - реализованная в технологиях и предметах труда научно-техническая информация. Пассивная часть эконом. потенциала представлена ресурсами, которые имеются в наличии, учтены, но на момент оценки не вовлечены в хоз. оборот. К ней относятся: - незавершенное капитальное строительство; - неустановленное оборудование; - незанятая часть тр. ресурсов; - разведанные и учтенные, но не вовлеченные в хоз. оборот ресурсы; - результаты фундаментальных научных исследований, находящиеся в форме научно-технической информации и проектных разработок. Под оценкой эконом. потенциала понимается определение его величины, которая определяется максимально возможным объемом пр-ва матер. благ и услуг при данном кол-ве и качестве имеющихся эконом. ресурсов в условиях, обеспечивающих их наиболее полное использование.
Методология ГРЭ. Методология ГРЭ – совокупность требований предъявляемых к влиянию органов государственной власти на социально-экономические процессы, она включает: подходы, принципы и формы воздействия государства на социально-экономическое развитие страны и формирует логику ГРЭ. Совокупность приемов и способов воздействия государства на социально-экономические процессы, т.е. методов ГРЭ образуют его методику. Логика государственного регулирования характеризует последовательность мероприятий государства, необходимых для управления социально-экономическим развитием страны. Она предусматривает: анализ исходного уровня развития НЭ, ее проблем, возможностей; формирование целей, приоритетов и конечных результатов ГРЭ. Генеральной целью на данном этапе развития экономики является экономическая стабильность государства и социальная стабильность общества. Основными целями ГРЭ подчиненными генеральной являются: рациональное использование ресурсов и достижение макроэкономической эффективности; обеспечение стабильного развития НЭ; обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке; полное и оперативное удовлетворение социально-экономических потребностей общества; реализация социальных целей. Определение задач ГРЭ, т.е. тех условий, которые должно создать государство для достижения поставленных целей. Главными задачами ГРЭ являются: стабильность ГРЭ на основе рационального использования ограниченных ресурсов; обеспечение высоких и стойких темпов развития экономики; создание условий для повышения уровня жизни населения; создание благоприятных условий для развития форм и видов предпринимательства. Формирование необходимых ресурсов, прогнозирование рисков и определение всех последствий управленческих решений. Логика ГРЭ: цель – задачи ГРЭ – формы ГРЭ (экономическая политика) – методы – инструменты. Государственное регулирование базируется на определенных правилах, т.е. принципах ГРЭ: 1) принцип приоритетности права над экономикой; 2) принцип системности государственного воздействия; 3) принцип оптимального сочетания административно-правовых и экономических рычагов воздействия; 4) принцип стабильности; 5) принцип справедливости ГРЭ; 6) принцип эффективности воздействия на социально-экономические процессы. Методы гос. управления НЭ Метод ГРЭ – это конкретный способ, посредством которого осуществляется воздействие на социально-экономические процессы. Многообразие целей и задач регулирования экономики диктует необходимость использования различных методов воздействия на социально-экономические процессы. Многообразие этих методов привело к необходимости их систематизации и классификации. В настоящее время все методы регулирования экономики классифицируют по различным признакам: 1) по субъектам воздействия методы рег-ния эк-ки делятся на: - методы ГРЭ; - методы общественного рег-ния эк-ки; 2) Методы ГРЭ по способу воздействия делятся на: -прямые; -косвенные; 3) по своему функциональному назначению: прямые делятся на: -административные; -бюджетные; косвенные на: -налоговый; -денежно-кредитный; -амортизационное регулирование.
Налоговая сис-ма Налоговая сис-ма- это совокупность налогов, сборов и др.платежей, принципов установления налоговых ставок, форм и методов их формирования, контроль, ответственность за нарушение налогового законодательства. Основное назначение налоговой сис-мы- анализирование средств в руках гос-ва для выполнения им общественно полезных функций. Основными элементами налоговой сис-мы явл.: Налог -обяз. взнос определ. суммы денег; плательщик налога -физ. и юр. лицо на кот. возложено обязат.платить; объект налогооблажения - может быть доход, прибыль п/п, операц. с ценными бумагами и т.д.; налоговая база -сумма с кот. мы уплачиваем налоги; налоговая ставка -относит.увел.,% кот.начисляется для оплаты налога; налоговые льготы -уменьш.налоговых ставок,освобождение от оплаты налогов. В основе построения налоговой сис-мы лежит ряд принципов, основными из кот.явл. -налоговая сис-ма должна строится с учётом возможностей налогоплательщиков и уровня доходов -налогооблажение прибыли должно носить однократный хар-р -налоги должны уплачиваться в простой и удобной форме -налоговая сис-ма должна быть гибкой и адаптированной к меняющимся условиям внешней среды. Сис-ма налоговых органов определена в законодательном порядке и включает: 1.главную гос. налоговую администрацию.2.госуд.налоговая администр. В АР Крым, Киеве, Севастополе и областях.3.госуд. налоговые инспекции в районах и городах.
Пропорции НЭ Макроэкономические пропорции – это количественное соотношение между различными подразделениями и сферами общественного производства, отрасями, территориально-производственными частями НЭ..
Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой выделяют следующие виды продукции: - общеэкономические (народно-хозяйственные) – между сферами пр-ва; - отраслевые – между отдельными отраслями (внутриотраслевые – между отдельными составными частями общества); - межрегиональные; - межгосударственные. Все макроэкономические пропорции по форме отображения, делятся на: натурально – вещественные; стоимостные и пропорции разделения трудовых ресурсов.
Классификация прогнозов 1. по масштабу либо по уровню прогнозирования: - макроэконом. -прогнозы развития народно- хозяйственных комплексов -отраслевые -региональные -микропрогнозы -суперпрогнозы 2. по сроку реализации -краткосрочные(1 год),в том числе оперативные -среднесрочные -долгосрочные -дальносрочные(свыше 25 лет),только качественная оценка. 3. по направлению прогнозирования -поисковый -нормальный. Поисковый базируется на условном пересение но будущее тенденций, которые сложились в прошлом и действуют в настоящем, абстрагируясь от факторов способных изменить эти тенденции. Его цель – выяснить как будут развиваться события при сохранении существующих тенденций. Нормативный разрабатывается на основе заранее определенных целей и задач и предполагает определение путей и способов их достижения. 4. по содержанию -экономические -социальные -демографические -научно технические. Обьектом соц. экономич. прогноза является потенциал Украины.В частности,изучение эконом. и соц потенциала, научно технического, промышленно- производственного,с/х-го потенциала и потенциала соц. развития.
Программирование НЭ Сущность программирования заключается в анализе состояния НЭ, выявлении проблем, которые не могут быть решены рыночным механизмом, разработке и реализации отдельных эконом. программ. Цель гос. программирования – достижение наиболее благоприятного для гос-ва варианта развития эк-ки. Как форма ГРЭ программирование обладает следующими особенностями: 1) вмешательство гос-ва в экономику не ликвидирует стихийность в рыночных преобразованиях, а только корректирует этот процесс; 2) программирование явл. элементом современной рыночной организации экономики, поскольку государство не руководит агентами рынка, а только направляет их деятельность; 3) программирование, как форма влияния на экономику является системным и комплексным. Осн. формами прог-ия явл. разработка и реализация специализированных программ гос. уровня и целевых комплексных программ. Программа гос. уровня – это документ, определяющий стратегию освоения важнейших проблем наиболее эффективными путями, имеющая адресный характер (Гос. программа занятости населения, приватизации и др.) Целевая комплексная программа – это гос. адресный плановый документ, в котором предусмотрен комплекс экономических, технико-производственных, организационных и др. мероприятий; ресурсы, исполнители и сроки реализации программы, объединенные в отдельные блоки с целью решения глобальной народно-хозяйственной проблемы. Показатели целевых комплексных программ содержатся и в индикативном плане, это: пр-во осн. видов продукции для потребностей программы, лимиты капиталовложений и объем СМР на реализацию программы, затраты валютных ресурсов и расходы гос. бюджета на реализацию целевых комплексных программ.
НЭ как социально-экономическая система страны. НЭ – это сложная хозяйственная система (или хозяйство страны), представляющая собой взаимосвязанные сферы, отрасли, сектора. Впервые было дано определение Леонтьевым. В современном представлении под НЭ принято понимать народное хозяйство конкретной страны - это совокупность всех субъектов, которые объединены в единый организм многосторонними экономическими связями и интересами. В НЭ в неразрывном комплексе выступает производство, реализация, обмен, и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она является продуктом исторического развития определенного общества и имеет свои сектора: государственный, частный и смешанный. Как целостная система (единый организм) НЭ характеризуется следующими признаками: 1) общей экономической средой, в которой функционируют хозяйственные субъекты с единым законодательством, с единой денежной единицей, общей денежно-кредитной и финансовой системой; 2) наличие тесных экономических связей между субъектами хозяйствования, которые базируются на разделении труда; 3) территориальная определенность с общим политическим и экономическим центром, которая выполняет регулирующую и координирующую роль, т.е. координирует деятельность всех хозяйствующих субъектов (этим центром является государство) 4) общая система государственной защиты – это наличие своего рода экономических границ, в виде экспортно-импортных налогов, квот и т.д. НЭ состоит из 2 сфер: 1. производственная: a. сфера материального производства (явл наиболее крупной)(гр. А – ср-ва пр-ва, гр. В – пром, с\х, торговля, предметы потребления) b. немат пр-во (наука, культура, образование) 2. непроизводственная (содержание армии, поддержка партий)
Основу НЭ составляют п/п, фирмы, организации, дом хоз-ва кот объединены эк взаимоотношениями, в единое целое, выполняет опред. функции в общественном разделении труда (выполняет работы, предоставляет услуги). В НЭ каждый субъект включаясь в эк пространство, преследует свой интерес. Согласование интересов обуславливается объективными эк законами и находит свое воплощение в нац интересе. НЭ стремится достигнуть след целей: 1. стабильный рост нац. объема пр-ва – это значит устойчивый рост пр-ва тов и услуг в данной стране без резких кризисов, спадов и изменений. 2. стабильный уровень цен – регулированное измерение. 3. высокий уровень занятости – природный уровень безработицы. 4. поддержание сбалансированного влияния – территориального баланса, на практике это означает достижение равновесия между экспортом и импортом, а также стабильным валютным курсом нац валюты на валюты др стран. Вышеперечисленные цели достигаются благодаря использованию опред инструментов макроэк регулирования эк. Основными из которых явл: - фискальная политика (оперирование гос бюджетом через налоговые сис-мы и расходы гос-ва) - денежно-кредитная политика (контроль за предложение денег через ставку %, норму обязательного резерва и тд) - полит регулирование доходов (от свободно установленной ЗП и цен, до их директивного контроля) - внешнеэк политика Общим и конечным результатом функционирования НЭ явл прирост нац богатства, объема прибыли, необходимых для об-ва тов и услуг, наиболее эф использование ограниченных ресурсов, как мат, так и людских.
Факторы функционирования НЭ На функционирования НЭ оказывают влияние след факторы: 1. внешние (кот действуют из вне, не поддаются контролю гос-ва) 2. внутренние (особенности развития страны, поддаются контролю гос-ва) Все внешние и внутренние факторы объединяют в опред группы: ВНЕШНИЕ 1. экономические - международное разделение труда - доминирование той или иной страны на мировом рынке - торговые войны - мировая эк ситуация 2. политические - внешняя политика гос-ва - установление или разрыв полит отношений - вхождение страны в военно-полит союзы - участие гос-ва в торгово-полит союзах - объявление эмбарго на поставку товаров - состояние войны 3. демографические - миграция РС 4. культурные – проникновение в страну мировой культуры ВНУТРЕННИЕ 1. эк-географические - эк-географ положение страны - физико-георгаф условия - наличие природных ресурсов 2. экономические - организационная структура эк - соотношение различных форм собственности - рыночную инфраструктуру - консолидирующий бюджет страны - внешне-эк связи гос 3. соц-демографические – характеризуют население страны как один из важных ел его эк потенциала. - влияние демограф ситуации на функционирование нац эк - занятость нас - безработица и трудоустройство населения - уровень и качество жизни 4. инфраструктурные – комплекс производственных и непроизводственных отраслей обеспечивающих условия пр-ва: транспорт, связь, торговля. 5. общественно-полит - полит партии - влияние СМИ 6. организационно-управленческие 7. экологические Предмет и метод НЭ НЭ – сложная эк сис-ма кот включает комплекс взаимосвязанных между собой субъективных элементов (гос и юр лиц) и объективных элементов (те отношения кот возникают в процессе взаимодействия разных субъектов эк) и имеет опред особенности: - структура - целенаправленность - самоорганизацию - саморегуляцию - наличие управленческого цеха - целостность - устойчивость развития Целью изучения курса явл формирование целостного представления о нац сис-ме хозяйствования, содерание организационной, методологической и регулирующей деятельности органов гос власти, а также коммерческую структуру в сфере экономики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.43 (0.011 с.) |