НЭ как социально-экономическая система страны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НЭ как социально-экономическая система страны.



НЭ как социально-экономическая система страны.

НЭ – это сложная хозяйственная система (или хозяйство страны), представляющая собой взаимосвязанные сферы, отрасли, сектора.

Впервые было дано определение Леонтьевым.

В современном представлении под НЭ принято понимать народное хозяйство конкретной страны - это совокупность всех субъектов, которые объединены в единый организм многосторонними экономическими связями и интересами.

В НЭ в неразрывном комплексе выступает производство, реализация, обмен, и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она является продуктом исторического развития определенного общества и имеет свои сектора: государственный, частный и смешанный.

Как целостная система (единый организм) НЭ характеризуется следующими признаками:

1) общей экономической средой, в которой функционируют хозяйственные субъекты с единым законодательством, с единой денежной единицей, общей денежно-кредитной и финансовой системой;

2) наличие тесных экономических связей между субъектами хозяйствования, которые базируются на разделении труда;

3) территориальная определенность с общим политическим и экономическим центром, которая выполняет регулирующую и координирующую роль, т.е. координирует деятельность всех хозяйствующих субъектов (этим центром является государство)

4) общая система государственной защиты – это наличие своего рода экономических границ, в виде экспортно-импортных налогов, квот и т.д.

НЭ состоит из 2 сфер:

1. производственная:

a. сфера материального производства (явл наиболее крупной)(гр. А – ср-ва пр-ва, гр. В – пром, с\х, торговля, предметы потребления)

b. немат пр-во (наука, культура, образование)

2. непроизводственная (содержание армии, поддержка партий)

 

Основу НЭ составляют п/п, фирмы, организации, дом хоз-ва кот объединены эк взаимоотношениями, в единое целое, выполняет опред. функции в общественном разделении труда (выполняет работы, предоставляет услуги).

В НЭ каждый субъект включаясь в эк пространство, преследует свой интерес. Согласование интересов обуславливается объективными эк законами и находит свое воплощение в нац интересе.

НЭ стремится достигнуть след целей:

1. стабильный рост нац. объема пр-ва – это значит устойчивый рост пр-ва тов и услуг в данной стране без резких кризисов, спадов и изменений.

2. стабильный уровень цен – регулированное измерение.

3. высокий уровень занятости – природный уровень безработицы.

4. поддержание сбалансированного влияния – территориального баланса, на практике это означает достижение равновесия между экспортом и импортом, а также стабильным валютным курсом нац валюты на валюты др стран.

Вышеперечисленные цели достигаются благодаря использованию опред инструментов макроэк регулирования эк. Основными из которых явл:

- фискальная политика (оперирование гос бюджетом через налоговые сис-мы и расходы гос-ва)

- денежно-кредитная политика (контроль за предложение денег через ставку %, норму обязательного резерва и тд)

- полит регулирование доходов (от свободно установленной ЗП и цен, до их директивного контроля)

- внешнеэк политика

Общим и конечным результатом функционирования НЭ явл прирост нац богатства, объема прибыли, необходимых для об-ва тов и услуг, наиболее эф использование ограниченных ресурсов, как мат, так и людских.

 


Факторы функционирования НЭ

На функционирования НЭ оказывают влияние след факторы:

1. внешние (кот действуют из вне, не поддаются контролю гос-ва)

2. внутренние (особенности развития страны, поддаются контролю гос-ва)

Все внешние и внутренние факторы объединяют в опред группы:

ВНЕШНИЕ

1. экономические

- международное разделение труда

- доминирование той или иной страны на мировом рынке

- торговые войны

- мировая эк ситуация

2. политические

- внешняя политика гос-ва

- установление или разрыв полит отношений

- вхождение страны в военно-полит союзы

- участие гос-ва в торгово-полит союзах

- объявление эмбарго на поставку товаров

- состояние войны

3. демографические - миграция РС

4. культурные – проникновение в страну мировой культуры

ВНУТРЕННИЕ

1. эк-географические

- эк-географ положение страны

- физико-георгаф условия

- наличие природных ресурсов

2. экономические

- организационная структура эк

- соотношение различных форм собственности

- рыночную инфраструктуру

- консолидирующий бюджет страны

- внешне-эк связи гос

3. соц-демографические – характеризуют население страны как один из важных ел его эк потенциала.

- влияние демограф ситуации на функционирование нац эк

- занятость нас

- безработица и трудоустройство населения

- уровень и качество жизни

4. инфраструктурные – комплекс производственных и непроизводственных отраслей обеспечивающих условия пр-ва: транспорт, связь, торговля.

5. общественно-полит

- полит партии

- влияние СМИ

6. организационно-управленческие

7. экологические

Предмет и метод НЭ

НЭ – сложная эк сис-ма кот включает комплекс взаимосвязанных между собой субъективных элементов (гос и юр лиц) и объективных элементов (те отношения кот возникают в процессе взаимодействия разных субъектов эк) и имеет опред особенности:

- структура

- целенаправленность

- самоорганизацию

- саморегуляцию

- наличие управленческого цеха

- целостность

- устойчивость развития

Целью изучения курса явл формирование целостного представления о нац сис-ме хозяйствования, содерание организационной, методологической и регулирующей деятельности органов гос власти, а также коммерческую структуру в сфере экономики.

 

 

Теоретические взгляды на характер, типы развития НЭ.

Первым этапом в развитии НЭ явл. меркантилизм. Основным источником богатства явл золото, драгоценные металлы. Они выдвигали рекомендации направленные на развитие внешней торговли, которые сводились к тому, чтобы увеличить экспорт и уменьшить импорт.

Следующими были физиократы. Основной источник богатства - земля, прод. земли. Рекомендации направлялись на развитие сел.хоз. Ярким представителем явл Фр. Кене. Гос-во не должно вмешиваться в эк жизнь, но принимать законы не противореч-ие естест-х законов.

Классическая теория рег. (Смит и Риккардо) в осн. Развит. Всех эк-их проц. Лежит рын-ый механизм. Эк-ка способна сама регулир-ся. Основным рычагом саморегулирования явл прибыль. Вмешательство гос-ва отвергается.

Марксизм (Карл Маркс) выступали за активное вмешательство гос-ва в эк-ку.

Возникает параллельно кейнсианская теория. Впервые было обосновано гос-ое регулирование эк-ки.

Неоклассическая теория: монетаризм, теория рац-ых ожиданий, теория эк-ки предложения.

Неоклассики считали, что гос-во должно вмешиваться в эк-ку косвенно.

В основе всех теорий лежат кейнсианс. и монет. теории.

Основные показатели кейнс-ой и монет-ой теории.

Кейнс-ая: -принцип эф-го совокупного спроса.

-значит. доля гос-ог сектора эк-ки

-содействие конкуренции

-рост налогообложения в инт-ах увелич. гос.спроса.

-орг-ия гос планир-ия и регулир-ия

-дефицитное финанс-ие и усиление инфл-ции

-расширение гос соц программ.

Монет-ая: -принцип эф-го совокупного предложения

-частичная приватиз-ия гос собственности

-сдерживание конкур-ии

-снижение налогов

-сокращение объемов макро-эконом-го планир. И огранич. Регулир-ия

-сокращ. Дефицита бюдж и стабилиз. ден оборота

-сокращщ гос соц программ.


Типы нац. эконом. систем.

Эк систему следует рассм-ть, как сложную сист, осн-ми сост-ми кот. явл:

-пр-ые отнош.

-прод-ые силы (люди и прод. их деят-ти, ср-ва пр-ва)

-природная среда(рес-сы пр-ва, терр-ия гос-ва и ее месторасполож)

ЭК, СИСТЕМА- это одна из подсистем общ-ва,кот объединяет в себе совок-ть всех компонентов эк-ки(отрасли,п/п, дом.хоз.), прир.среду и пр-ые отнош-ия.

Ф-ие и развит. эк.сист.определ.эк-у. жизнь общ-ва.

Выдел.след осн-ые типы эк.систем:

-традиционная

-рыночная

-админ-командная

-смешанная

-переходная

В основе ф-ния определения типа эк.системы лежат положения соот-ей гос.регул.эк.

Натур-му хоз-ву соотв-ет классич-ая теория саморег-ия.

В осн-ве рын-ой – кейнсианская и неоклассич.

Регулиров адм-ком.осущ. в соотв-ии с марксист-ой т-ей.

Рын-ая эк-ка совр-ого типа – неоклассич синтеза и теория инстит-ых преобр-ия.

Каждый тип еэ.сист. имеет свой механизм регл-ия эк.процесса:

Регулятором рын-ой эк-ки явл. рын-ый механизм.

Админ-команд. – планово-централиз-ый мех.

Эк-ки смешанного типа – смешанная сист.регулр-ия.

Смешан-ое упр-ие эк-ки-это система, которая базируется на плюрализме, на разнообразии форм собственности и сочетает в себе преим-ва рын=ых и гос-х регл-ов эк-ки.

Хар-ми чератми смеш.системы упр-ия явл:

1) осн-ым регулятором рын-ых проц. выступает рын-ый мех-м, гос.регулир.эк-ки дополнит.рын-ые рычаги

2) сист.объедин. гибкость рын-ого саморегул-ия что обеспеч.высокую эк-ую эф-ть пр-ва, возм-ть удовлетворения разнообр-ые личные потребн-ти и устойч.гос.упр-ия необх-ого для удовл-ия соц=ых потреб-ей общ-ва.

3) Обеспечение реализ-ии высших макроэкцелей: макроэк.эф-ть и конкурентоспособность, соц.справедливость, стаб.эк.рост.

4) Наряду с рын-ым мех-ми и гос.макроэк.регул-ми формир.еще один эл-т упр-ия – институ соц.партнерства

5) В современ усл-иях упр-ия развит. НЭ учит-ся решения наднац-х, межгос-х органов и корпоративного упр-ия.

Сегодня выделяют 2 осн-ых вида и несколько моделей гос.регул-ия эк-ки смешанного типа.

Осн-ыми видами явл.: эк-ий либерализм и эк.дерижизм.

Эк.либерализм- это сист.соц-эк отношения, кот. доминир. рын-ые рег-ры, порой гос. сведено к min

Эк.дерижизм- это сист.соц-эк. отнош. Со значит-м влиянием гос.на соц-эк развитие.

Осн-ми моделями гос. регул-ияэк.смеш-ого типа явл. американская модель, немецкая, шведская, японская и европейская.

 

Национальное богатство (НБ)

НБ - это важнейший показатель экономической мощности страны, которая используется для характеристики имущественного положения страны в целом.

Показатели НБ это показатель запасов, кот. в течении года могут как увеличиваться, так и уменьшаться.

НБ - это совокупность накопительных в стране не финансовых и чистых финансовых активов по состоянию на определённый момент времени, иными словами НБ представляет собой совокупность потребительской стоимости накопленной за весь предшествующий период в денежном выражении и составляется на определённую дату.

НБ выступает в 2 основных формах: -материальное богатство; - нематериальное богатство.

Материальное НБ представляет собой совокупность накопленных рядом поколений и созданных в процессе производства, предметов потребления и природных ресурсов, исходя из вышесказанного в составе материального НБ выделяют: -общественное богатство; -естественное богатство.

Для подсчета НБ используют категории: -активы; - пассивы.

Все активы вкл.в состав НБ подразделяют на: а)финансовые: -золото и специальные права заимствования; -национальные деньги и депозиты; -ценные бумаги (за исключением акций); ссуды и прямые иностранные инвестиции. б)Нефинансовые: -производственные: материальные (основные фонды); нематериальные (программное обеспечение). –непроизводственные: материальные (природные ресурсы) и нематериальные (лицензии).

Пассивы сост.из фин.обязанностей и чистой стоимости собственного капитала, кот.расчитывается как фин.активы+нефин.активы-фин.обязательства.


Система потенциалов НЭ.

Понятие потенциал означает возможности, наличные производственные силы, которые в перспективе могут быть реализованы.

Экономический потенциал – это совокупная способность имеющихся в наличии эконом. ресурсов обеспечить пр-во максимально возможного объема полезностей, составляющих потребности общества на данном этапе его развития.

Потенциал НЭ рассматривается как система, состоящая из подсистем и отдельных элементов. Подсистемами эконом. потенциала (его видами) является производственный, инвестиционный, трудовой, научно-технический, финансовый и природный потенциалы.

Производственный потенциал формируется основными производственными фондами.

Инвестиционный потенциал представлен средствами пр-ва, предназначенными для изготовления потребительных стоимостей.

Ресурсы трудового потенциала составляет экономически активное население страны. Под трудовым потенциалом понимается совокупная возможность ЭАН реализовать свои физические, интеллектуальные, социальные, духовные способности в процессе общественно-полезной деятельности в условиях достигнутого уровня НТП, производительных сил и производственных отношений. Тр. потенциал характеризуется количеством и качеством раб. силы. На его величину оказывает влияние совокупность различных факторов: демографических, социальных, экономических.

Среди демографических факторов наибольшее влияние на формирование и использование тр. потенциала оказывают:

1) численность ЭАН и его распределение по отраслям эк-ки;

2) продолжительность активного периода жизни;
3) продолжительная миграция населения;

4) незанятое население в трудоспособном возрасте.

К социальным факторам относятся:

1) образование;

2) здоровье;

3) культурный уровень;

4) состояние окружающей среды;

5) уровень развития социальной инфраструктуры.

Эти факторы влияют на качественную составляющую тр. потенциала.

К группе эконом. факторов относят:

1) доходы населения;

2) инфляция;

3) распределение доходов по группам населения;

4) предложение товаров и услуг и т.д.

Природный потенциал представлен всеми видами природных ресурсов, которые есть либо на территории данного гос-ва, либо в подконтрольной ему части мирового океана.

Под научно-техническим потенциалом понимается совокупная способность научно-технических знаний и практического опыта, которым располагает данная страна на опр. этапе своего развития обеспечить наиболее полное использование трудовых, инвестиционных, природных ресурсов. Количественно и качественно НТП представлен нововведениями в технической, организационной, управленческой и др. видах деятельности.

Финансовый потенциал определяется совокупностью денежных фондов п/п-ий, отдельных граждан и гос-ва.

В экономическом потенциале выделяют активную и пассивную части, характеризующие степень вовлечения отдельных элементов эконом. потенциала в хозяйственный оборот.

Активная часть представлена ресурсами, которые на момент оценки и учета вовлечены в эконом. деятельность и определяют результат использования эконом. потенциала. К активной составляющей относятся:

- действующие ОФ;

- занятая часть ЭАН;

- вовлеченные в хоз-ый оборот природные ресурсы;

- реализованная в технологиях и предметах труда научно-техническая информация.

Пассивная часть эконом. потенциала представлена ресурсами, которые имеются в наличии, учтены, но на момент оценки не вовлечены в хоз. оборот. К ней относятся:

- незавершенное капитальное строительство;

- неустановленное оборудование;

- незанятая часть тр. ресурсов;

- разведанные и учтенные, но не вовлеченные в хоз. оборот ресурсы;

- результаты фундаментальных научных исследований, находящиеся в форме научно-технической информации и проектных разработок.

Под оценкой эконом. потенциала понимается определение его величины, которая определяется максимально возможным объемом пр-ва матер. благ и услуг при данном кол-ве и качестве имеющихся эконом. ресурсов в условиях, обеспечивающих их наиболее полное использование.

 


Методология ГРЭ.

Методология ГРЭ – совокупность требований предъявляемых к влиянию органов государственной власти на социально-экономические процессы, она включает: подходы, принципы и формы воздействия государства на социально-экономическое развитие страны и формирует логику ГРЭ.

Совокупность приемов и способов воздействия государства на социально-экономические процессы, т.е. методов ГРЭ образуют его методику.

Логика государственного регулирования характеризует последовательность мероприятий государства, необходимых для управления социально-экономическим развитием страны. Она предусматривает: анализ исходного уровня развития НЭ, ее проблем, возможностей; формирование целей, приоритетов и конечных результатов ГРЭ.

Генеральной целью на данном этапе развития экономики является экономическая стабильность государства и социальная стабильность общества.

Основными целями ГРЭ подчиненными генеральной являются: рациональное использование ресурсов и достижение макроэкономической эффективности; обеспечение стабильного развития НЭ; обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке; полное и оперативное удовлетворение социально-экономических потребностей общества; реализация социальных целей.

Определение задач ГРЭ, т.е. тех условий, которые должно создать государство для достижения поставленных целей.

Главными задачами ГРЭ являются: стабильность ГРЭ на основе рационального использования ограниченных ресурсов; обеспечение высоких и стойких темпов развития экономики; создание условий для повышения уровня жизни населения; создание благоприятных условий для развития форм и видов предпринимательства.

Формирование необходимых ресурсов, прогнозирование рисков и определение всех последствий управленческих решений.

Логика ГРЭ: цель – задачи ГРЭ – формы ГРЭ (экономическая политика) – методы – инструменты.

Государственное регулирование базируется на определенных правилах, т.е. принципах ГРЭ: 1) принцип приоритетности права над экономикой; 2) принцип системности государственного воздействия; 3) принцип оптимального сочетания административно-правовых и экономических рычагов воздействия; 4) принцип стабильности; 5) принцип справедливости ГРЭ; 6) принцип эффективности воздействия на социально-экономические процессы.


Методы гос. управления НЭ

Метод ГРЭ – это конкретный способ, посредством которого осуществляется воздействие на социально-экономические процессы.

Многообразие целей и задач регулирования экономики диктует необходимость использования различных методов воздействия на социально-экономические процессы. Многообразие этих методов привело к необходимости их систематизации и классификации. В настоящее время все методы регулирования экономики классифицируют по различным признакам:

1) по субъектам воздействия методы рег-ния эк-ки делятся на:

- методы ГРЭ;

- методы общественного рег-ния эк-ки;

2) Методы ГРЭ по способу воздействия делятся на:

-прямые;

-косвенные;

3) по своему функциональному назначению:

прямые делятся на:

-административные;

-бюджетные;

косвенные на:

-налоговый;

-денежно-кредитный;

-амортизационное регулирование.

 

Налоговая сис-ма

Налоговая сис-ма- это совокупность налогов, сборов и др.платежей, принципов установления налоговых ставок, форм и методов их формирования, контроль, ответственность за нарушение налогового законодательства.

Основное назначение налоговой сис-мы- анализирование средств в руках гос-ва для выполнения им общественно полезных функций.

Основными элементами налоговой сис-мы явл.:

Налог -обяз. взнос определ. суммы денег; плательщик налога -физ. и юр. лицо на кот.

возложено обязат.платить; объект налогооблажения - может быть доход, прибыль п/п, операц. с ценными бумагами и т.д.; налоговая база -сумма с кот. мы уплачиваем налоги;

налоговая ставка -относит.увел.,% кот.начисляется для оплаты налога; налоговые льготы -уменьш.налоговых ставок,освобождение от оплаты налогов.

В основе построения налоговой сис-мы лежит ряд принципов, основными из кот.явл.

-налоговая сис-ма должна строится с учётом возможностей налогоплательщиков и уровня доходов

-налогооблажение прибыли должно носить однократный хар-р

-налоги должны уплачиваться в простой и удобной форме

-налоговая сис-ма должна быть гибкой и адаптированной к меняющимся условиям внешней среды.

Сис-ма налоговых органов определена в законодательном порядке и включает:

1.главную гос. налоговую администрацию.2.госуд.налоговая администр. В АР Крым, Киеве, Севастополе и областях.3.госуд. налоговые инспекции в районах и городах.

 


Пропорции НЭ

Макроэкономические пропорции – это количественное соотношение между различными подразделениями и сферами общественного производства, отрасями, территориально-производственными частями НЭ..

 

Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой выделяют следующие виды продукции:

- общеэкономические (народно-хозяйственные) – между сферами пр-ва;

- отраслевые – между отдельными отраслями (внутриотраслевые – между отдельными составными частями общества);

- межрегиональные;

- межгосударственные.

Все макроэкономические пропорции по форме отображения, делятся на: натурально – вещественные; стоимостные и пропорции разделения трудовых ресурсов.

 

Классификация прогнозов

1. по масштабу либо по уровню прогнозирования:

- макроэконом.

-прогнозы развития народно- хозяйственных комплексов

-отраслевые

-региональные

-микропрогнозы

-суперпрогнозы

2. по сроку реализации

-краткосрочные(1 год),в том числе оперативные

-среднесрочные

-долгосрочные

-дальносрочные(свыше 25 лет),только качественная оценка.

3. по направлению прогнозирования

-поисковый

-нормальный.

Поисковый базируется на условном пересение но будущее тенденций, которые сложились в прошлом и действуют в настоящем, абстрагируясь от факторов способных изменить эти тенденции. Его цель – выяснить как будут развиваться события при сохранении существующих тенденций.

Нормативный разрабатывается на основе заранее определенных целей и задач и предполагает определение путей и способов их достижения.

4. по содержанию

-экономические

-социальные

-демографические

-научно технические. Обьектом соц. экономич. прогноза является потенциал Украины.В частности,изучение эконом. и соц потенциала, научно технического, промышленно- производственного,с/х-го потенциала и потенциала соц. развития.

 


Программирование НЭ

Сущность программирования заключается в анализе состояния НЭ, выявлении проблем, которые не могут быть решены рыночным механизмом, разработке и реализации отдельных эконом. программ.

Цель гос. программирования – достижение наиболее благоприятного для гос-ва варианта развития эк-ки.

Как форма ГРЭ программирование обладает следующими особенностями:

1) вмешательство гос-ва в экономику не ликвидирует стихийность в рыночных преобразованиях, а только корректирует этот процесс;

2) программирование явл. элементом современной рыночной организации экономики, поскольку государство не руководит агентами рынка, а только направляет их деятельность;

3) программирование, как форма влияния на экономику является системным и комплексным.

Осн. формами прог-ия явл. разработка и реализация специализированных программ гос. уровня и целевых комплексных программ.

Программа гос. уровня – это документ, определяющий стратегию освоения важнейших проблем наиболее эффективными путями, имеющая адресный характер (Гос. программа занятости населения, приватизации и др.)

Целевая комплексная программа – это гос. адресный плановый документ, в котором предусмотрен комплекс экономических, технико-производственных, организационных и др. мероприятий; ресурсы, исполнители и сроки реализации программы, объединенные в отдельные блоки с целью решения глобальной народно-хозяйственной проблемы.

Показатели целевых комплексных программ содержатся и в индикативном плане, это: пр-во осн. видов продукции для потребностей программы, лимиты капиталовложений и объем СМР на реализацию программы, затраты валютных ресурсов и расходы гос. бюджета на реализацию целевых комплексных программ.

 


НЭ как социально-экономическая система страны.

НЭ – это сложная хозяйственная система (или хозяйство страны), представляющая собой взаимосвязанные сферы, отрасли, сектора.

Впервые было дано определение Леонтьевым.

В современном представлении под НЭ принято понимать народное хозяйство конкретной страны - это совокупность всех субъектов, которые объединены в единый организм многосторонними экономическими связями и интересами.

В НЭ в неразрывном комплексе выступает производство, реализация, обмен, и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она является продуктом исторического развития определенного общества и имеет свои сектора: государственный, частный и смешанный.

Как целостная система (единый организм) НЭ характеризуется следующими признаками:

1) общей экономической средой, в которой функционируют хозяйственные субъекты с единым законодательством, с единой денежной единицей, общей денежно-кредитной и финансовой системой;

2) наличие тесных экономических связей между субъектами хозяйствования, которые базируются на разделении труда;

3) территориальная определенность с общим политическим и экономическим центром, которая выполняет регулирующую и координирующую роль, т.е. координирует деятельность всех хозяйствующих субъектов (этим центром является государство)

4) общая система государственной защиты – это наличие своего рода экономических границ, в виде экспортно-импортных налогов, квот и т.д.

НЭ состоит из 2 сфер:

1. производственная:

a. сфера материального производства (явл наиболее крупной)(гр. А – ср-ва пр-ва, гр. В – пром, с\х, торговля, предметы потребления)

b. немат пр-во (наука, культура, образование)

2. непроизводственная (содержание армии, поддержка партий)

 

Основу НЭ составляют п/п, фирмы, организации, дом хоз-ва кот объединены эк взаимоотношениями, в единое целое, выполняет опред. функции в общественном разделении труда (выполняет работы, предоставляет услуги).

В НЭ каждый субъект включаясь в эк пространство, преследует свой интерес. Согласование интересов обуславливается объективными эк законами и находит свое воплощение в нац интересе.

НЭ стремится достигнуть след целей:

1. стабильный рост нац. объема пр-ва – это значит устойчивый рост пр-ва тов и услуг в данной стране без резких кризисов, спадов и изменений.

2. стабильный уровень цен – регулированное измерение.

3. высокий уровень занятости – природный уровень безработицы.

4. поддержание сбалансированного влияния – территориального баланса, на практике это означает достижение равновесия между экспортом и импортом, а также стабильным валютным курсом нац валюты на валюты др стран.

Вышеперечисленные цели достигаются благодаря использованию опред инструментов макроэк регулирования эк. Основными из которых явл:

- фискальная политика (оперирование гос бюджетом через налоговые сис-мы и расходы гос-ва)

- денежно-кредитная политика (контроль за предложение денег через ставку %, норму обязательного резерва и тд)

- полит регулирование доходов (от свободно установленной ЗП и цен, до их директивного контроля)

- внешнеэк политика

Общим и конечным результатом функционирования НЭ явл прирост нац богатства, объема прибыли, необходимых для об-ва тов и услуг, наиболее эф использование ограниченных ресурсов, как мат, так и людских.

 


Факторы функционирования НЭ

На функционирования НЭ оказывают влияние след факторы:

1. внешние (кот действуют из вне, не поддаются контролю гос-ва)

2. внутренние (особенности развития страны, поддаются контролю гос-ва)

Все внешние и внутренние факторы объединяют в опред группы:

ВНЕШНИЕ

1. экономические

- международное разделение труда

- доминирование той или иной страны на мировом рынке

- торговые войны

- мировая эк ситуация

2. политические

- внешняя политика гос-ва

- установление или разрыв полит отношений

- вхождение страны в военно-полит союзы

- участие гос-ва в торгово-полит союзах

- объявление эмбарго на поставку товаров

- состояние войны

3. демографические - миграция РС

4. культурные – проникновение в страну мировой культуры

ВНУТРЕННИЕ

1. эк-географические

- эк-географ положение страны

- физико-георгаф условия

- наличие природных ресурсов

2. экономические

- организационная структура эк

- соотношение различных форм собственности

- рыночную инфраструктуру

- консолидирующий бюджет страны

- внешне-эк связи гос

3. соц-демографические – характеризуют население страны как один из важных ел его эк потенциала.

- влияние демограф ситуации на функционирование нац эк

- занятость нас

- безработица и трудоустройство населения

- уровень и качество жизни

4. инфраструктурные – комплекс производственных и непроизводственных отраслей обеспечивающих условия пр-ва: транспорт, связь, торговля.

5. общественно-полит

- полит партии

- влияние СМИ

6. организационно-управленческие

7. экологические

Предмет и метод НЭ

НЭ – сложная эк сис-ма кот включает комплекс взаимосвязанных между собой субъективных элементов (гос и юр лиц) и объективных элементов (те отношения кот возникают в процессе взаимодействия разных субъектов эк) и имеет опред особенности:

- структура

- целенаправленность

- самоорганизацию

- саморегуляцию

- наличие управленческого цеха

- целостность

- устойчивость развития

Целью изучения курса явл формирование целостного представления о нац сис-ме хозяйствования, содерание организационной, методологической и регулирующей деятельности органов гос власти, а также коммерческую структуру в сфере экономики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (1.063 с.)