ТОП 10:

Экономическое развитие и экономический рост



Экономическое развитие общества – это эволюция его производительных сил и отношений обычно идущей на базе расширенного воспроизводства.

Экономический рост – это расширение масштабов производства, рост выпуска продукции, увел. национального дохода или валового национального продукта.

Для изучения динамики экономического роста испол.3основных показателя:

-коэф.роста: Кр=У! 0 -темп роста: Тр=Кр*100%; -темп прироста: Тпр=Тр-100%.

В мировой практике для измерения экономического роста испол.след.показатели:

1.годовай темп роста реального ВВП на определенный период времени; 2.Годовой темп роста ВВП в расчете на душу населения; 3.производство и потребление основных видов продукции на душу населения; 4.уровень и качество жизни населения.

Одной из важнейших функций Министерства экономики Украины явл.прогнозирование темпов экон.роста. Расчет прогнозирования темпов роста базируется на след.основных положениях: 1)создание макроэкономических показателей участвует как сфера производства так и сфера услуг; 2)объем и темп роста показателя за месяц зависит от совокупного влияния как экстенсивных так и интенсивных факторов; 3)эконом.рост зависит от структуры эконом.регулирования, темпов роста отраслей.

Алгоритм макроэкономических показателей достигнутый в базисном периоде:

1.Анализ макроэк.показ.достигнутый в базисном периоде: ВВПо=ВВ-ЧМЗ; ВНПо=ВВП+Д(П)рез-Д(П)нерезд.; ЧНПо=ВНП-АО; dЧНПо сп= (ЧНПо сп/ЧНПо)*100%

о-базисный год; р-расчетный (плановый).

2.Анализ влияния факторов на макроэк.показ.: ЧНПр сп=ЧНПо * іптт;

іпт- індекс производительности труда; іт- індекс численності робочих.

3.Расчет удельного веса расчетного ЧНП созданного в производственной сфере. Испол.метод экстраполяции: dЧНПр сп= ЧНПо сп + ∆ dЧНПсп

4.Определением размера ЧНП в расчетном году созданного в общих сферах НЭ:

ЧНПр= (ЧНПр сп/ dЧНПр сп)*100%;

5. Амортизационное отчисление расчетного периода: АОр =АОо*іАО

6.Определить величину ВНП: ВНПо=ЧНПр+АОр

7.Расчет макроэк.показ.в расчете на душу населения: ВНПрр; ЧНПрр;

Тр-численность населения в расчетном году

8. Определение темпа роста основних макроэк.показат.: Трвнп=(ВНПр/ВНПо)*100%

 

5.1. Необходимость и сущность ГРЭ.

ГРЭ по своей сути представляет собой форму целенаправленного воздействия государства на социально-экономические процессы происходящие в обществе, направленную на достижение целей и приоритетов государственной социально-экономической политики.

РЭ со стороны государства должно заключаться в воздействии на экономические процессы органов государственной власти и управления с целью поддержания их на определенном уровне, предотвращение либо подавление неблагоприятных явлений.

Во многих странах с рыночной экономикой ГРЭ осуществляется в тех сферах, где рыночные механизмы не обеспечивают достижения поставленных стратегических целей.

Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлено: 1) созданием условий для эффективного функционирования самого рыночного механизма; 2) ликвидация негативных процессов; 3) защита национальных интересов на Мировом рынке; 4) решением тех проблем, которые рыночный механизм не может решить или решает не удовлетворительно.

Государство может воздействовать на социально-экономические процессы с помощью правовых и экономических регуляторов. С помощью правовых регуляторов государство устанавливает правила игры на рынке, соответствующие поставленной цели. Экономические регуляторы действуют через рыночный механизм, нацеливая его на достижение стратегической цели.

Необходимость ГРЭ предопределена экономической предпосылкой и вытекает из закономерности развития производительных сил и связывается с отраслевым и территориальным разделение труда. Однако чтобы стать реальным процессом, должны быть созданы определенные политические условия воздействия ГРЭ.

Политическая предпосылка – приход к власти людей, понимающих необходимость ГРЭ, желающих внедрить его в экономическую политику и имеющих для этого возможности образовательного уровня.

Организационная предпосылка состоит в наличие соответствующего государственного аппарата. На который возложены функции регулирования, а так же в разработке методологии и методик регулирования ГРЭ.


Функции государства в регулировании экономики. Объекты и субъекты ГРЭ.

Основными функциями ГРЭ являются: разработка правовых основ развития экономики; определение целей и приоритетов макроэкономического развития; регулирование макроэкономических процессов и пропорций; регулирование внешних экономических связей; защита товаропроизводителя от иностранных производителей; разработка и регулирование региональной политики; стабилизация экономики; социальная защита населения; содержание и обеспечение эффективной работы органов государственной власти; разработка и регулирование научно-технической, инвестиционной, социальной политики.

Выбор функций ГРЭ зависит от социально-экономического и политического уровня развития государства, компетенции органов ГРЭ, уровня развития рыночного хозяйства, от модели развития НЭ.

Различают объекты ГРЭ в узком и широком смысле этого слова. В широком понимании объектом ГРЭ является экономика государства в целом, в узком – это условия, процессы, отношения, элементы и сектора народного хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще.

Конкретные объекты ГРЭ: экономический цикл, структура экономики, накопление капитала, денежное обращение, блок социальных проблем (занятость, доходы населения и т.д.), окружающая среда, инфляция и т.д.

Объекты ГРЭ различают по уровню решаемых задач и проблем: 1) общехозяйственные процессы и отношения; 2) крупные сектора экономики; 3) фирмы и корпорации, как частные элементы народного хозяйства; 4) комплексное развитие регионов страны; 5) внешнеэкономические связи государства; 6) глобальные проблемы.

Субъекты ГРЭ – носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители: социальные группы, рабочие, владельцы предприятий, фермеры, управленцы, акционеры, владельцы земли и т.д.

Выразители: объединения, ассоциации, профсоюзы, союзы предприятий, политические партии и т.д.

Исполнители: государство в лице органов государственной власти, органов местного самоуправления, национальный банк.

Методология ГРЭ.

Методология ГРЭ – совокупность требований предъявляемых к влиянию органов государственной власти на социально-экономические процессы, она включает: подходы, принципы и формы воздействия государства на социально-экономическое развитие страны и формирует логику ГРЭ.

Совокупность приемов и способов воздействия государства на социально-экономические процессы, т.е. методов ГРЭ образуют его методику.

Логика государственного регулирования характеризует последовательность мероприятий государства, необходимых для управления социально-экономическим развитием страны. Она предусматривает: анализ исходного уровня развития НЭ, ее проблем, возможностей; формирование целей, приоритетов и конечных результатов ГРЭ.

Генеральной целью на данном этапе развития экономики является экономическая стабильность государства и социальная стабильность общества.

Основными целями ГРЭ подчиненными генеральной являются: рациональное использование ресурсов и достижение макроэкономической эффективности; обеспечение стабильного развития НЭ; обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке; полное и оперативное удовлетворение социально-экономических потребностей общества; реализация социальных целей.

Определение задач ГРЭ, т.е. тех условий, которые должно создать государство для достижения поставленных целей.

Главными задачами ГРЭ являются: стабильность ГРЭ на основе рационального использования ограниченных ресурсов; обеспечение высоких и стойких темпов развития экономики; создание условий для повышения уровня жизни населения; создание благоприятных условий для развития форм и видов предпринимательства.

Формирование необходимых ресурсов, прогнозирование рисков и определение всех последствий управленческих решений.

Логика ГРЭ: цель – задачи ГРЭ – формы ГРЭ (экономическая политика) – методы – инструменты.

Государственное регулирование базируется на определенных правилах, т.е. принципах ГРЭ: 1) принцип приоритетности права над экономикой; 2) принцип системности государственного воздействия; 3) принцип оптимального сочетания административно-правовых и экономических рычагов воздействия; 4) принцип стабильности; 5) принцип справедливости ГРЭ; 6) принцип эффективности воздействия на социально-экономические процессы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.005 с.)