ТОП 10:

Прогнозирование и гос. регулирование объема и структуры промышленного производства



Предметом гос. регулирования в промышленности является пр-во промышленной продукции. Объем пр-ва пром. продукции может изменятся с помощью натуральных (номенклатура – перечень осн. видов пром. пр-ции с указанием их объема в нат. выражении) и стоимостных показателей.

Выделяют:

- номенклатуру базовых отраслей промышленности, т.е. тех видов пр-ции, которые явл. основой для выпуска др. видов пр-ции (электроэнергия, уголь, сталь);

- номенклатуру пром. пр-ции, кот. содействует развитию НТП (станки, компьютеры);

- номенклатуру пром. пр-ции, кот. входит в состав гос. заказа, гос. контракта (лекарства, тетради, учебники);

- номенклатуру пр-ции, кот. характеризует уровень жизни и благосостояния населения (квартиры, ТВ, машины и т.д.).

Стоимостными показателями явл.:

- валовая продукция;

- чистая продукция (ВП - затраты на пр-во);

- товарная продукция (та, которая готова к реализации);

- реализованная продукция.

Определение потребности гос-ва в пром. продукции осуществляется балансовым методом. При этом составляются 2 вида балансов: баланс ср-в пр-ва и баланс предметов потребления.

С помощью балансового етода определяется необходимый объем пр-ва пром. пр-ции.

Баланс ср-в пр-ва имеет точно такую же структуру, как пример однопродуктового баланса, баланс предметов потребления схож с балансом ср-в пр-ва, о различие между этими двумя балансами состоит в структуре их распределительных частей (РФ, нерыночный фонд, ЗГР, экспорт, остатки). При этом нерыночный фонд представлен пром. переработкой и пром. потреблением, что характеризует потребности произв. потребителей и рассчитывается как произведение объема пр-ва на норму затрат и потребности бюджетных организаций, др. организаций непроизв. сферы. Потребности непроизв. потребителей рассчитываются, исходя из численности обслуживающего контингента населения и норм потребления в расчете на 1 чел.

Фактический объем пр-ва пром. пр-ции зависит от наличия и степени использования всех пр-ных мощностей, тр. ресурсов, обеспеченности матер. и фин. ресурсами. При этом максимально возможный выпуск пр-ции определяется произв. мощностью, размер которой зависит от: 1) кол-ва оборудования, которым располагает данное п/п-ие (Nобор.), 2) производительности единицы оборудования в единицу времени (Аоб.), 3) времени исп-ия оборудования (tобор.), причем 1) – экстенсивный, а 2) и 3) – интенсивные факторы.

Определение возможного объема пр-ва пром. пр-ции осуществляется с помощью баланса пр. мощностей:

Показатели Усл.обозн.
1) ПМ на начало года Мвход (ПМн.г.)
2) Увел-ие мощности Мввод
3) Сокращение мощности  
4) ПМ на конец года Мисх (ПМк.г.)
5) Среднегодовая ПМ Мгод
6) Возм-ый Q в расч. году Qвозм
7) Коэффициент исп-ия ПМ  
1+2-3=4 1+Мср. ввод-Мср.выб.=5 5*7=6

 


10.5. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, которая благодаря своим физическим возможностям и трудовым навыкам принимает и может принимать участие в различных деятельностях.

В составе тр. ресурсов выделяют:

1) трудоспособное население в трудоспособном возрасте (М 16-60 лет, Ж 16-55 лет, за исключением инвалидов 1 и 2 групп, льготных пенсионеров) около 85%

2) лица, старше трудоспособного возраста (граждане пенсионного возраста, продолжающие работать) около 12%

3) лица, не достигшие трудоспособного возраста (работающие по особому разрешению соответствующего гос. органа подростки) около 3%.

 

Одним из инструментов регулирования использования тр. ресурсов в Украине явл. разработка различных видов тр. балансов, осн. их видами явл.: 1. сводный баланс тр. ресурсов; 2. баланс рынка труда; 3. баланс раб. силы.

Данные о составе тр. ресурсов, их распределении по видам занятости, сферам и отраслям экономики содержатся в сводном балансе тр. ресурсов.

Сводный баланс тр. ресурсов Украины – это прогнозно-аналитический документ, который состоит из четырех разделов: 1 и 2 разделы – ресурсная часть, 3 и 4 – распределительная. Он составляется каждые 5 лет министерством труда и социальной политики совместно с министерством эк-ки. Отчетный баланс составляется раз в 10 лет по результатам переписи населения.

Упрощенная схема сводного баланса тр. ресурсов:

Показатели баз.год план
всего город село
1. Население        
2. Тр. ресурсы:        
всего        
2.1 трсп. нас. в трсп. возрасте        
2.2. старше трсп. возраста        
2.3 не достигш. трсп. возраста        
3. Распределение тр. ресурсов по видам занятости (2=3)        
3.1 занятые в разл. сферах эк. деят-ти        
3.2 обучающиеся с отрывом от пр-ва        
3.3 незанятые тр. ресурсы (2-3.1-3.2) всего в т.ч. безработные        
4. Распределение тр. ресурсов по сферам и отраслям эк-ки:        
4.1 работающие в сфере пр-ва: -промышленность -с/х стр-во и т.д.        
4.2 работающие в сфере услуг: -наука -образование -культура и т.д.        

Баланс явл. инструментом и информационной базой гос. регулирования тр. отношений. Целью разработки баланса как инструмента гос. регулирования явл. определение ожидаемой численности незанятого населения (расчет пункта 3.3)

Важнейшими показателями количественной оценки занятости населения явл. численность занятых, уровень занятости населения, численность безработных и уровень безработицы.

Абсолютным показателем занятости выступает численность занятых, которая определяется на основе численности групп экономически активного населения, которые отнесены к занятым.

Относительным показателем явл. уровень занятости, который рассчитывают как отношение численности занятого населения на общую численность населения, и уровень занятости трудоспособного населения, как отношение численности занятого к численности трудоспособного населения.

Абсолютными показателями безработицы явл. общая численность безработных, средняя продолжительность безработицы, ср. продолжительность поиска работы.

Относительным показателем безработицы является уровень безработицы. По методологии МОТ, он определяется как отношение кол-ва безработных в возрасте от 15 до 70 лет к экономически активному населению указанного возраста.

Уровень зарегистрированной безработицы определяется как отношение кол-ва зарегистрированных в гос. службе занятости безработных к трудоспособному населению трудоспособного возраста.

Основой гос. регулирования рынка труда явл. расчет потребности или избытка раб. силы. С этой целью составляется баланс раб. силы.

Показатели Значение
1. Общ. потребность в раб. силе в пл. периоде  
2. Наличие раб. силы на начало пл. периода  
3. Прирост (уменьшение) раб. силы 3=1-2
4. Выбытие раб. силы из наличного состава  
5. Доп. потребность (избыток) раб. силы 5=3+4

Если имеет место избыток раб. силы, анализируются всевозможные направления по его сокращению (отправить на пенсию и т.д.). Если же наблюдается доп. потребность в раб. силе, то анализируются все источники покрытия этой потребности.

Исходным показателем баланса раб. силы явл. общая потребность в раб. силе, которая зависит от объема производства продукции или услуги, изменения производительности труда (для произв. сферы) и от изменения нормы обслуживания (для сферы услуг).

Тппп=Q/Ур.ПТ

Однако, общая численность Ра. силы в пром-сти включает также непромышленный персонал, доля которого в общ. численности раб. силы колеблется от 5 до 10%. Их при определении общ. численности раб. силы в промышленности следует добавить к численности ППП.

Тпром.=(Тппп/dТппп)*100%

В сфере услуг численность раб. силы определяется как произведение численности населения (контингента обслуживания) на норму обслуживания. Данная норма явл. социально-экономическим нормативом и определяется, как правило, в расчете на 10 000 населения.

Например, если численность населения 1 млн. чел, а норма обслуживания 20 врачей на 10 тыс. населения, то численность будет: (1 000 000*20)/10 000 = 2 000 врачей.

 

Различают гос. регулирование ОТ и договорное. Договорное регулирование осуществляется на основе системы тарифных соглашений, которые заключаются на межотраслевом, отраслевом производственном уровнях. Такое регулирование осуществляется в соответствии с Законом Украины «О кол. договорах и соглашениях».

Гос. регулирование может быть прямым и косвенным. Прямое предполагает установление минимальной ЗП, условий и размеров ОТ в бюджетных организациях, минимальных размеров должностных окладов руководителям гос. п/п-и. Методами косвенного регулирования явл. регулирование фонда потребления и налогообложения доходов работников. Гос. регулирование осуществляется в соответствии с Конституцией, КЗОТом и Законом «Об ОТ».

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.008 с.)