Станд-ия, метрология, сертиф-ия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Станд-ия, метрология, сертиф-ия



60. Цели и задачи, объекты и правовая база станд-ии. Виды НД по станд-ии Станд-ия- это плановая деят-ть по установлению обязательных правил, норм и требований в целях обеспечения:- безоп-ти продукции, работ, услуг;- кач-ва и конкурентосп-ти про­д-ии. Объект – прод-ия, работа, процесс, услуги, подлежащие или подвергавшиеся станд-ии Цель: 1 Защита интересов потребителей по вопросам кач-ва прод-ии и услуг. 2 Повышение уровня безоп-ти жизни или здоровья граждан, экологической безоп-ти. 3 Повышение уровня безоп-ти объектов с учетом риска ч.п., природного и техно­генного характера (хим. Загрязнения). 4Повышение и обеспечение НТП, повышение конкур-ти прод-ии, работ, услуг; рациональное исп-ие ресурсов, сопоставимость рез-тов исследов-ий. Принципы: добровольное применение станд-ов, применение междунар ст-та как основы для разраб-ки нац-го; сбалансиров-ть интересов сторон; системность; динамичность и опережающее развитие ст-та; эффективность, пр. гармонизации; чёткость формулировок в станд-ах, комплексность, объектив-ть. Ф-ии: упорядочения, охранная, ресурсосберегающая, коммуникативная, информационная. Задачи: обеспеч-ие взаимопонимания м/у разраб-ками, изготов-лями и потреб-лями; устан-ие оптимал. Требов-ий к кач-ву; устан-ие метрологич. Норм, правил; норм-технич. Обеспечение контроля, серт-ии и оценки кач-ва прод-ии; устан-ие треб-ий к технологич. Процессам; содействие реализ-ии законодат-ва РФ методами и ср-вами ст-ии.*Разработка проектов перспективных и годовых планов гос. Стандартизации *Утверждение гос.ст-ов. *принятие мер по запрету выпуска и реализации продуктов изготовленных с нару­шениями. Состояние и основные направ-ия развития стандартизации. На основном этапе должен стать вопрос регулирования безопасности и качества товаров и услуг, ЗПП, гармонизация отечественных стандартов с аналогами международных и за­рубежными аналогами, выполнение условий присоединение в ВТО.

К док-там в области станд-ии, используемым на территории РФ, отн-ся: национал. ст-ты;
правила станд-ии, нормы и рекомендации в области станд-ии;
применяемые в установленном порядке классификации, общерос. классификаторы технико-экономич. и социальной инф-ии; ст-ты орг-ий.НД – док-т, устанавливающий правила, общие принципы или харак-ки, касающиеся различных видов деят-ти или их рез-тов. Ст-т – док-т, в к-ром в целях многократного добровольного исп-ия устан-ся харак-ки прод-ии, правила осуществления и харак-ки процессов пр-ва, хранения, перевозки, реализ-ии, вып-ия работ и оказания услуг. Различ-т по сфере действия: международ., регионал., национал. (прежнее название гос. Ст-т РФ (ГОСТ Р), межгос-ный ст-т(ГОСТ), ст-т орг-ии. Нац-ный ст-т – утверждённый нац-ным органом РФ по станд-ии. Регламент – док-т, сод-ий обязат. Правовые нормы и принятый органом власти. Классиф-р – НД, представляющий систематизированный свод наим-ий и кодов классиф. Гр и объектов клас-ии. Правила(нормы) по ст-ии – НД, устанавливающий обязат.для применения организац. – методические положения, к-рые доп-т и конкретизир-т отдельные положения основополаг. Нац. Станд-ов и опред-т порядок и методы вып-ия работ по ст-ии. Реком-ии по ст-ии – содержащий организац. – методич. Советы проведения работ по ст-ии. Норма- положение, устанавливающее колич и качеств критерии, к-рые д.б. удовл-ны.Ст-ты: основополагающие(сод-т общиеположения для опред. Отрасли), на прод-ию, на процессы, методы контроля, на услугу, на термины и определения.

См. 60.

62 Ср-ва станд-ии – НД.. Правовая и нормативная база НД. Категории и виды ст-ов.. НД – док-т, устанавливающий правила, общие принципы или харак-ки, касающиеся различных видов деят-ти или их рез-тов. Ст-т – док-т, в к-ром в целях многократного добровольного исп-ия устан-ся харак-ки прод-ии, правила осуществления и харак-ки процессов пр-ва, хранения, перевозки, реализ-ии, вып-ия работ и оказания услуг. Различ-т по сфере действия: международ., регионал., национал. (прежнее название гос. Ст-т РФ (ГОСТ Р), межгос-ный ст-т(ГОСТ), ст-т орг-ии. Нац-ный ст-т – утверждённый нац-ным органом РФ по станд-ии. Регламент – док-т, сод-ий обязат. Правовые нормы и принятый органом власти. Классиф-р – НД, представляющий систематизированный свод наим-ий и кодов классиф. Гр и объектов клас-ии. Правила(нормы) по ст-ии – НД, устанавливающий обязат.для применения организац. – методические положения, к-рые доп-т и конкретизир-т отдельные положения основополаг. Нац. Станд-ов и опред-т порядок и методы вып-ия работ по ст-ии. Реком-ии по ст-ии – содержащий организац. – методич. Советы проведения работ по ст-ии. Норма- положение, устанавливающее колич и качеств критерии, к-рые д.б. удовл-ны.Ст-ты: основополагающие(сод-т общиеположения для опред. Отрасли), на прод-ию, на процессы, методы контроля, на услугу, на термины и определения.В завис-ти от сферы действия ст-ты в РФ делятся на след. категории: -международные стандарты (ИСО);-региональный (международный) стандарт; -межгос-ные (ГОСТ) ст-ты; -нац-ные (гос-ные) (ГОСТ Р);-отраслевые стандарты (ОСТ);-ст-ты научно-технических обществ (СТО);-стандарты предприятий (СТП); Междунар. Ст-т – ст-т, принятый международной орг-ей по станд-ии. Таковой является неправительственная организация ИСО. Поэтому статус ст-ов, принятых для применения в странах-членах ИСО, добровольный.

Междунар. ст-т регионального типа принимает международная региональная орг-ия. Так, существуют европейские стандарты CEN, которые принимаются межправительственной европейской орг-ей: Европейским комитетом по стандартам. В соотв-ии с директивами ЕС статус указанных стандартов для их применения в странах - членах ЕЭС обязательный. Региональные ст-ты разраб-ся на конкретную прод-ию (или гр. Прод-ии), произв-ные процессы и др., имеющие общемировое, региональное или преимущ-но нац. значение (применение). Межгос-ный ст- т – ст-т, принятый гос-вами, присоединившимся к Соглашению о проведении согласованной политики в обл-ти станд-ии, метрологии и сертиф-ии (1992 г.). Межгос-ные ст-ты явл-ся в наст. время междунар. Ст-ами регионального типа. Межгос-ные ст-ты вводятся в действие на территории гос-ва после их рег-ии нац-ным органом данной страны. При этом нац-ный орган устан-т для каждого ст-та дату введения его в действие на территории своего гос-ва и своевременно отменяет противоречащий ему (или дублирующий его) нац-ный ст-т. Нац-ный ст-т – ст-т, принятый нац-ным органом по станд-ии: Гос-ные ст-ты Рф (ГОСТ Р), Украины (ДСУ), Германии (DIN). Нац-ные ст-ты обязаны для всех предприятий, орг-ий и учреждений страны, независимо от форм собств-ти и подчинения, граждан, занимающихся индивидуально – трудовой деят-тью, министерств (ведомств), др. орг-ий гос. управления РФ, а также органов местного управ-ия в пределах сферы их деят-ти. Нац-ные ст-ты устан-т преимущ-но на прод-ию массового и крупносерийного пр-ва, изделия, прошедшие гос. аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и др. объекты межотраслевого применения, к-рые необходимы для обеспечения оптимал. Кач-ва прод-ии, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, пр-ва и др. В нац-ном ст-те сод-ся как обязат. для вып-ия требов-ия к объекту станд-ии, так и рекомендуемые. К обязат. Отн-ся: -безоп-ть прод-та для здоровья ч-ка, окр. среды, а также производств. Безоп-ть и санитарные нормы; - единство методов контроля; - единство маркировки и др. Отраслевой стандарт (ОСТ) разраб-т применительно к прод-ии опред. отрасли. Под отраслью в современных условиях хозяйствования в России понимают совокуп-ть субъектов хоз-ной деят-ти, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собств-ти, производящих прод-ию, к-рая имеет сходное целевое назначение. Требования ОСТ не должны противоречить обязат. Требов-ям гос. Ст-тов, а также правилам и нормам безоп-ти, устан-ным для отрасли. Утверждает, вводит в действие, изменяет и отменяет отраслевые стандарты гос. органы управ-ия (мин-ва или ведомства), являющиеся ведущими в пр-ве данного вида прод-ии и несущие отв-ть за соотв-ие требов-ий отраслевых станд-ов обязат. Требов-ям ГОСТ Р. Объектами отраслевой станд-ии в С\х явл-ся: материалы, сырьё и п/ф, применяемые и перерабатываемые в отрасли, их нормы кач-ва и методы испытаний; методы контроля и оценки кач-ва технологич. процессов в растениев-ве; типовые технологич. схемы возделывания к-р и система машин и орудий; методы внесения удобрений; основные параметры микроклимата в теплицах; правила метрологического обеспечения и др. Отраслевой ст-т может устан-ть ограничения или развивать гос-ные ст-ы применительно к особ-тям отрасли, если это не снижает качеств. Пок-лей, устан-ных гос. стандартами. Диапазон применяемости отраслевых ст-тов огранич-ся предпр-ями, подведомственными гос-ному органу управ-ия, принявшему данный ст-т. На добровольной основе возможно исп-ие этих ст-тов субъектами хоз-ной деят-ти иного подчинения. Степень обязат-ти соблюдения требований ст-та отрасли опред-ся тем предприятием, к-рое прим-т его, или по договору между произв-лем и потреб-лем. Контроль за вып-ем обязат. Требов-ий организует ведомство, принявшее данный стандарт. Ст-т предприятия (СТП) разраб-ся, утверждается и прим-ся предприятием. В России СТП утверждают по двум вариантам: - на уровне предпр-ий, не входящих или входящих в к.-либо хоз-ное объединение (концерн, холдинг, научно-технический комплекс, НПО и др.); - на уровне любых хоз-ных объединений (с любой системой собств-ти на ср-ва пр-ва). Объектами станд-ии в этом случае обычно явл-ся составляющие орг-ии и управ-ия пр-вом, совершенствование к-рых — главная цель станд-ии на данном уровне. На уровне с/х предприятия объектами станд-ии м. б.: - предписания структурным подразделениям, службам и отдельным работникам по вып-ию конкретных ф-ий управ-ия кач-вом; - порядок осущ-ния взаимосвязей производств. подразделений и служб; - технические, различного рода организационные нормативы, требования. Поскольку ст-т явл-ся док-том высокого авторитета и требования его обязат-ны к исп-ию, то комплекс СТП стан-ся по существу сводом законов предприятия (объединения) по орг-ии работ в области улучшения кач-ва прод-ии. Ст-т обществ. объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др.) Этот НД разраб-т, как правило, на принципиально новые виды прод-ии, или процессы; передовые методы испытаний, а также нетрадиционные технологии и принципы управ-ния пр-вом. Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель распр-ия ч/з свои ст-ты заслуживающих внимания и перспективных рез-тов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований. Как ст-ты предприятий, так и ст-ты общественных объединений не должны противоречить российскому законодат-ву, а если их сод-ие касается аспекта безоп-ти, то проекты этих стандартов д. б. согласованы с органами гос-ного надзора. Отв-ть за это несут принявшие их субъекты хоз. Деят-ти. Характерной особ-тью этой категории ст-тов явл-ся тот, что для субъектов хоз. Деят-ти они явл-ся добровольными (не обязательными для применения), т.е. рекомендуемыми.

СТО – док-ты по станд-ии, введёные ФЗ о ТР, они не должны противоречить нац. Ст-там и ТР, разраб-ся для соверш-ия пр-ва и обеспечения кач-ва прод-ии, распр-ие и исп-ие полученных рез-тов и разраб-к.

63. органы станд-ии. Орг-ию работ по станд-ии осущ-т национал. орган по станд-ии РФ. Эти ф-ии возложены Правит-вом РФ на Федеральное агентство по технич. Регулир-ию и метрологии (РОССТАНДАРТ), к-рое в наст. время входит в Мин-во пром-ти и энергетики. В структуре сущ-т подразделения: 19 НИИ, 13 опытных заводов, Издат-во стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров (ЦСМ). Ф-ии утверждение нац-ных стан-ов; принятие программы разработки станд-ов; орг-ия экспертизы проектов станд-ов; учет нац-ных станд-ов и др. док-тов по станд-ии; создание технич. комитетов по станд-ии и координацию их деят-ти; представление РФ в междунар. Орг-ях по станд-ии, осущ-т аккредитацию, контроль и надзор, следит за соблюдением ТР, разраб-т ТР. Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации. В структуру Росстандарта входят: Центральное МТУ (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Москва); Северо-Западное МТУ(г. Санкт-Петербург); Южное МТУ (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Ростов-на-Дону); Приволжское МТУ (г. Нижний Новгород);Уральское МТУ(г. Екатеринбург);

Сибирское МТУ (г. Новосибирск); Дальневосточное МТУ (г. Хабаровск).

ВНИИС основан 15 апреля 1965 года. ВНИИС разраб-т научно-методические и организационные основы подтверждения соотв-ия прод-ии и услуг, занимается разработкой и сертиф-ей СМК, аккредитацией.

Работу по орг-ии и разраб-ке нац-ных станд-ов, их согласование и экспертизу проводят технич. комитеты по станд-ии. Научно-технич. базой ТК обычно служат предпр-ия или орг-ии, деят-ть к-рых соотв-т специализ-ии ТК.

Основными международ. Орг-ями, осуществляю-щими деят-ть в обл-ти междунар. Станд-ии, явл-ся ИСО и МЭК. 1. Междунар. Орг-ия по станд-ии ISO (ИСО) Создана в 1946 г.,

Административ. Центр – Женева, Швеция. ИСО занимается станд-ей во всех областях, кроме электротехники и электроники. В ИСО входят 120 стран, Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета – члена ИСО. Состоит орг-ия из руководящих (Генеральная ассамблея, Совет, Техническое руководящее бюро) и рабочих органов – тех. комитеты (ТК), подкомитеты (ПК), технические консультативные группы (ТКГ). Задачи ИСО – содействовать развитию станд-ии и смежных видов деят-ти с целью обеспечения междунар. обмена товарами и услугами, а также развитию сотруднич-ва в интеллектуальной, научно-технич. и экономич. областях. Основные объекты станд-ии: машиностроение, химия, руды и металлы, инф-ная техника, строит-во, медицина и здравоохранение, окр. среда, системы обеспечения кач-ва. Рез-том работы ИСО явл-ся разраб-ка и издание междунар. Ст-тов, к-рую ведут ТК и рабочие гр. по видам деят-ти. Сущ-т более 10 тысяч ст-тов ИСО, Они не имеют статуса обязат. Док-тов. В РФ применяются более половины станд-ов ИСО. Ст-ты ИСО представ-т собой тщательно отработан-ный вариант технич. Требов-ий к прод-ии (услугам), что существенно облегчает обмен товарами, услугами и идеями м/у странами. Основная масса НД касается требований безоп-ти, взаимозаменяемости, технич. совместимости, методов испытаний прод-ии. 2. Международная электротехнич. комиссия (МЭК) Создана в 1906 г. в Сант Луисе (США) и ее основная цель – содействие междунар. сотрудничеству по станд-ии в обл-ти электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения путем разраб-ки междунар. Ст-тов и др. док-тов. Членами МЭК являются 40 национальных комитетов, Официальные языки МЭК – англ., франц. и рус. Структура технич. органов МЭК,– это (ТК), (ПК) и раб. Гр. (РГ). В работе каждого ТК участвуют 15-25 стран. Россия ведет 6 секретариатов ТК и ПК.
Ст-ты МЭК можно разделить на 2 вида ст-тов: общетехни. (терминология, стандартные напряжения и частоты, виды испытаний и т.п.) и технич. требования к конкретной продукции (этот вид ст-тов охватывает диапазон от бытовых электроприборов до спутников). Принято более 2 тыс. стандартов МЭК, они более конкретны, чем стандарты ИСО, и более пригодны для прямого применения. В сферу деят-ти МЭК входят: травматич. опас-ть, опасность поражения током, взрывоопасность, опасность излучений оборудования, в т.ч. и от ионизирующих излучений, биологич. опасность и др. МЭК сотруд-ничает с ИСО, разрабатывая совместно Руководства ИСО/МЭК и директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам станд-ии. Др. междунар. орг-ции. Такие, как Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Продов-ная и с/х орг-ия ООН (ФАО), Всемирная орг-ия здравоохранения (ВОЗ) и др.

 

64. Структурные элементы сертификации. Подтверждение соотв-ия - документальное удостоверение соотв-ия прод-ии или иных объектов, процессов пр-ва, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, вып-ия работ или оказания услуг требованиям ТР, положениям станд-ов или условиям договоров; сертиф-ия - форма осуществляемого органом по сертиф-ии подтверждения соотв-ия объектов требов-ям ТР, положениям стандартов или условиям договоров;
Цели: 1удостоверение соотв-ия прод-ии и процессов ЖЦП, работ и услуг (или иных объектов) тех регламентам, станд-ам, условиям договоров;2повышение конкур-ти прод-ии, работ, услуг на рос и международ рынках;3содействие приобретателям в компетентном выборе прод-ии, работ, услуг,4создание условий для обеспечения свободного перемещения тов-в по территории РФ, а также осуществления международной торговли.

Задачи:1. Создание систем сертиф-ии однород прод-ии путем установления правил сертиф-ии прод-ии, с учетом ее пр-ва, поставки, требов-ий международных систем и соотв-щих соглашений.2.Определение перечня (номенклатуры) обязательных пок-лей. 3.Аккредитация действующих и создание новых лабораторий. 4.Подготовка и аккредитация экспертов. Принципы подтверждения соотв-ия. 1.доступность инф-ии о порядке осуществления подтверждения соотв-ия заинтересованным лицам; 2.установление в соответствующем ТР перечня форм и схем обязательного соотв-ия по отношению к объектам, определенным видам прод-ии; 3.ориентация на ум-ие срока проведения процедуры обязательного подтверждения соотв-ия и затрат заявителя4.недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соотв-ия 5.Недопустимость подмены обязат. подтверждения соотв-ия добровольной сертиф-ией; 6.защита имуществ. интересов заявителей, соблюдение коммерч. тайны в отношении сведений, полученных при проведении подтверждения соответствия 7.недопустимость применения обязательного подтверждения соотв-ия к объектам, в отношении к-рых не устан-ны требования ТР (указанный принцип будет реализ-ся в течение переходного периода по мере разработки ТР на соотв. объекты); 8. презумция соотв-ия прод-ии, маркированной знаком соответствия. Предполагаемое несоотв-ие должны доказывать инспектирующие орг-ии.

Объекты – Прод-ия, услуга, процесс. Субъекты: произв-ли прод-ии, поставщики, продавцы (при реализации товара). Заказчики, продавцы (как получатели продукции), пок-ли.Лицо или орган независимый ни от поставщика ни от покупателя (орган, производящий сертиф-ию соотв-ия).. Подтверждение соотв-ия может носить добровольный или обязательный хар-р. Добровольное –осущ-ся в форме добровольной сертиф-ии по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации в целях подтверждения соответствия прод-ии (услуг) национальным станд-ам, станд-ам орг-ий, системам добровольной сертиф-ии, условиям договоров. Обязательное -в формах: принятия декларации о соотв-ии (декларирование соотв-ия); обязат. сертификации. Обязательное проводится только в случаях, установленных соотв. ТР, и исключительно на соотв-ие требов-ям ТР.
Объектом м.б. только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Декларация о соотв-ии и сертификат соотв-ия имеют равную юрид. силу независимо от схем подтверждения соотв-ия и действуют на всей территории РФ. При обязательной сертиф-ии действие сертификата соответствия и знака соответствия распр-тся на всей территории РФ. Сертификат соотв-ия — док-т, удостоверяющий соотв-ие объекта требованиямТР, положениям станд-ов и условиям договоров. Срок действия сертификата устан-т ОС, но не более чем на три года. Действие сертификата на партию продукции, имеющей срок годности, должно распр-ся на срок не более срока годности прод-ии. Правовая основа сертиф-ии. 1.Закон «О ЗПП» - устан-т права пок-ля, механизм обеспечения этих прав, меру отв-ти лиц, ответственных за нарушение кач-ва. 2.Закон «О сертиф-ии» - определяет докум-цию, удостоверяющую кач-во, процедуру удостоверения кач-ва, ее соотв-ия опред. НД. 3.Закон «О единстве измерений» - создает материал. базу процессов сертиф-ии и станд-ии. 4.Закон «О кач-ве». 5.Закон «О безоп-ти потребит. Тов-в». Закон «О ЗПП» рег-т: -права потреб-ей на приобретение прод-ции и услуг надлежащего кач-ва; -безоп-ть жизни и здоровья потреб-лей; -получение инф-ии о прод-ии и ее изгот-лях; -гос. и обществ. защиту интересов. Законом предусм-ся, что реализация продукта без сертификата, подтверждающего соотв-ие прод-ии устан. требованиям, запрещается. Закон «О сертиф-ии» устан-т правовые основы обязат. и добровольной сертиф-ии прод-ии, а также права, обяз-ти и отв-ть участников процесса сертиф-ии. Главным органом является ГосстандартФ-ии Госстандарта: 1.формирует и реализ-т гос. политику в обл-ти сертиф-ии; 2.проводит гос. Рег-ию систем сертиф-ии и знаков соотв-ия; 3.публикует официальную информацию; 4.готовит положения по присоединению к междунар. системам сертификации; Знак соотв-ия - это зарег-ный, в устан. порядке знак, подтверждающий соотв-ие маркировочной им продукции, установ. требованиям. Обязательная сертификация возлагается на органы Госстандарта РФ. Может проводиться в 2-х формах:1.по документам системы сертиф-ии Гост Р и систем сертиф-ии соотв-щих гр. Однород. продукции; 2. по правилам сертиф-ии продукции, основанных на документах европ. сообщества.Добровол. Сертиф-ия предусматривает оформление договора, в к-ром фиксируют: 1.право изгот-ля исп-ть сертиф-ию по заявлению-декларации. 2.право территориального органа осущ=ть инспекц. контроль. 3.обязат-ва изготов-ля по оплате расходов на сертификацию. ВНИИС занимается разраб-кой всех актов, законов и т.д. В общем виде система сертиф-ии вкл-т: 1.центр. орган, к-рый управляет системой, проводит надзор за ее деят-тью и может передавать право на проведение сертиф-ии др. органам (Госстандарт). 2.правила и порядок сертиф-ии. 3.НД, на соотв-ие к-рых осущ-ся сертиф-ия. 4.процедуры (схема, по которой проводится сертификация). 5..порядок инспекц. контроля. Преимущ-ва торг. системы ВТО. 1.создание более благоприя. условий доступа на мировые рынки тов-в и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами, числами ВТО. 2.доступ к механизации, ВТО по разрешению споров, обеспечивающим защиту нац-ных интересов, если они ущемляются партнерами и таким образом устранение дискриминации. 3.возможность реализации своих текущих стратегических торгово-экономических интересов.

65. Метрологическое обеспечение в РФ: объекты, субъекты, цели и задачи. Государственная система обеспечения единства измерений(ГСИ) – это система обеспечения ед-ва измер. в стране, реализуемая, управляемая и контролируемая федерал. органом исполнит. власти по метрологии – агентством Ростехрегулир-ие. Деят-ть по обеспечению ед-ва измерений направ-на на охрану прав и закон. интересов граждан, установленного правопорядка и экономики путем защиты от отрицат. последствий недостоверных рез-тов во всех сферах жизни общ-ва на основе конституц. норм, законов, постановлений Правительства РФ и НД. Деят-ть по обеспеч-ию ед-ва измер-ий в стране осущ-ся:-на гос. уровне; - уровне федерал. органов исполнит. власти;- уровне юр. лиц. Цель ГСИ – создание общегос-ных правовых, норматив., организац., технич. и экономич. условий для решения задач по обеспеч-ию ед-ва измерений и предоставление всем субъектам деят-ти возможности оценивать правильность выполняемых измерений. Задачи ГСИ: -разраб-ка оптимал. Принципов управ-ия деят-тью по ОЕИ; -устан-ие системы единиц величин; - создание, применение и соверш-ие гос. Эталонов; -осущ-ие гос. Метролог. Контроля и надзора; -аттестация методик вып-ия измерений; - аккредитация лабор-ий; -участие в работе междунар. Орг-ий.Субъекты метрологии: Органы по метрологии. Гос. политика и нормативно-правовое рег-ие в сфере обеспечения ед-ва измерений осущ-ся федерал. органом по технич. Рег-ию — Мин-вом пром-ти и энергетики РФ (Минпромэнерго Р.). Указанный федерал. орган принимает в обл-ти метрологии след. нормативные правовые акты:1.правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; 2.метрологич. правила и нормы;3порядок представления ср-в измерений на поверку и испытания, а также устан-ия интервалов м/у поверками;4руков-во деят-тью Гос. Метрологич. службы и гос. справочных метрологич. служб; Действующее в рамках Минпромэнерго агенство по тех. Рег-ию и метрологии – Ростехрег-ие осущ-т руков-во деят-тью Гос метролог службы и гос справоч метролог служб; оред-ие общих метролог требов-ий к ср-вам, методам и рез-там измер-ий; гос метрол надзор. Службы по метрологии. Обеспеч. Ед-ва измер. в стра­не осущ-ся след. субъектами метрологии: Гос. Метрологич. службой (ГМС), справочными метрологич. службами (CMC); метрологическими службами федерал. органов исполнит. власти; метрологич. службами орг-ий (МСО). Цели: разраб-ка общих вопросов законодат. метрологии, в т. ч. Устан-ие классов точности ср-в измерений; обеспечение единообразия опред-ия типов, образцов и систем измерит. приборов; порядок поверки и калибровки ср-в измерений; оказание научно-технич. содействия развивающимся странам в создании и орг-ии работ метрологич. служб и их оснащение надлежащим оборудованием; установление единых принципов подготовки кадров в области метрологии с учетом различных уровней квалификации.

66. упр-ие кач-ом: контроль кач-ва, понятия, цели, классиф-ия. Контроль кач-ва имеёт большое значение для успешного бизнеса организации. Система административных мероприятий, которые направлены на производство продукции, кот. должна полностью соответствовать требованиям НТД называют организация контроля кач-ва. Целью контроля качества является проверка ограниченного числа показателей и установление сорта изделия. Объектами технического контроля явл.: прод-ия, процесс её создания, применение, хранение, ремонт, транспортирование, а т.ж. соответствие технических док-ов. При контроле технич. процессов глав, внимание надо уделять проверке соблюденияи технологич. дисциплине. Под методом контроля понимают правило применения опред. принципов и ср-в контроля. В метод контроля входят: 1. точность контроля; 2.средство контроля; 3. технология- проведения контроля. В процесс контроля включены: 1. объект контроля; 2. метод контроля; 3.документация на проведение контроля; 4. испытатели контроля. Виды контроля кач-ва: 1. по цели контроля: - приемочный контроль продукции; контроль кач-ва прод-ии для оценки состояния технологических
процессов; 2.. по V контролируемой прод-ии: сплошной; выборочный (лучше) 3. по хар-ру контроля: -летучий;- инспекционный. 4.по исп-ию контролируемой прод-ии: разрушающий; не разрушающий 5.по ср-вам контроля: органолептический; инструментальный;визуальный 6. по принимаемым решениям:-активный;-пассивный 7. по стадиям произ-ого процесса: -входной; - операционный; хранение прод-ии; транспортирование прод-ии 8. по хар-ру поступления продукции на контроль: непрерывная контроль партии прод-ии 9. по контролируемому параметру: по колич-ому признаку; по кач-ому признаку. Этапы жизненного цикла: 1. качество планирования. Заключается в том, на сколько качественно будет выполнено планирование на столько меньше будут издержки производства на корректировку качества на следующих этапах. 2 качество разработки качество разработки тем будет выше чем меньше корректировок они будут претерпевать. З. качество процесса производства процесс произ-ва в большей степени зависит от качества разработки. Контроль производства позволяет выявить источник изменчивости процесса таким образом, чтобы новые источники изменчивости не появились. 4.качество эксплуатации. Требует: а) эксплуатацию продукции в соответствии с требованиями и инструкцией производителей. б) внимание со стороны производителя к качеству после продажного обслуживания и качеству информации по мнению потребителей относятся ценности производства в процессе его эксплуатации 5. качества утилизации и переработки после использования является не только экономическим вопросом связанным с утилизацией производства при его воспроизводстве. Петля качества и спираль каче­ства - это концептуальная модель взаимо­связанных видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от опре­деления потребности до оценки их удовле­творения. Петля качества: Маркировка и исследования, планирование продукции, планирование и разработка, закупки, производство, проверка, yпаковка, продажа, монтаж и наладка, облуживание.

 

67. управление кач-ом: понятие, цели, задачи, подходы к управлению кач-вом. Управление кач-вом -- это установ-, обеспеч- и поддержание необх- ур кач-ва прод-ии при ее разра-ке, произв-ве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематич контроля кач-ва и целенаправ возд-ия на условия и ф-ры, влияющие на него Управление кач-вом – методы и виды деят-ти оперативного хар-ра, используемые для выполнения требований к кач-ву. Цель: опред-ть уровень и состояние кач-ва прод-ии с учётом эконом. Интересов произв-лей и потреб-лей и требов-ий безоп-ти и экологич-ти; совокуп-ть св-в и уровень качва, к-рое следует задать, достичь и обеспечить, чтобы они соотв-ли хар-ру потреб-тей, обеспечивали эффектив-ть произв-ва, доступность цены для потреб-ля, нормал. Себест-ть и достаточ. Прибыльность. Задачи: 1. Определить правильность цели в обл-ти кач-ва; 2. Достичь цели оптимал. Исп-ия ресурсов;т 3.установить и поддержать соотв. Отношения м/у людьми в процессе труда; 4. Обеспечивать пост. Улучшение. Административ подход. Предполаг-ся повыш кач-в выпускаемой прод-ии до 100%. Кач-во прод-ии расчленяете по стадиямЖЦП,. Ц Ж изделия нач-ся с маркетинг исследов-ий и разраб-к, вкл-т произв-во, реализ-ию, эксплуатацию и утилизацию или потребление. Выдел-ся и исслед-ся этапы и операции, наиб способствующие образованию дефектов. Возникающие дефекты разбив-ся по видам. Для всех видов предлаг-ся меры по предотвращению образования дефектов и| доведению уровня качества до100%. При администрат подходе получение брака рассм-ся как чрезвычайное происшествие, к-рое необх-мо устранить любой ценой.

Экономич подход к проблеме кач-ва основ-ся на экономич точке зрения. Работа по предотвращению образов-ия дефектов пров-ся примерно так же, однако при этом расчет уровень кач-ва прод-ии ставится в завис-ть от экономически целесообразной величины затрат для его достижения. Руб, вложенный в обеспеч-ие кач-ва, может на каком-то начальном этапе работы принести десятки, а то и сотни руб дохода. По мере дальнейшего увел-ия затрат на обеспечение кач-ва происходит снижение соотв отдачи на вложенную денеж ед. Увел-ие затрат на обеспеч. Кач-ва приводит к тому, что на каждый вложенный руб полученный эффект также будет равен одному рублю доп дохода. Этот предел при экономическом подходе позволяет выбрать оптимал уровень кач-ва.

Новая политика 100%-го кач-ва В основе лежит известноесоотношение затрат, связанных с обеспеч-ем кач-ва: необх.затраты возр-т на порядок с каждым этапом продвижения отпроектирования к произв-ву, установке оборудования, а затем к егоэксплуатации. Т.е. если предотвращение или устранение ошибки настадии проектиров-ия стоит 1000 рублей, то на стадии произв-вамашины оно обойдется в 10 тыс. рублей, на стадии монтажа и наладки узаказчика — 100 тыс. рублей, в процессе эксплуатации оно будет стоить 1млн. руб., если вообще окажется возможным.Тактич подход к качествуво многом опред-ся видом произв-ва и выпускаемой прод-ии, соотношением спроса и предложения, конкурентной борьбой основ произв-лей данной прод-ии. В соотв-ии с этим изыскиваются пути и ср-ва достижения заданного уровня качества. американские компании, разраб-ли единые для них десять основных направ-ий в обл-ти управ-ия кач-вом:1. Достижение заинтересов-ти руков-ва высшего звена.2. Создание руководящего совета по улучшению кач-ва.3. Вовлечение всего руководящего состава.4. Обеспечение коллектив участия в повыш-ии кач-ва.5. Обеспеч-ие индивид участия в повыш-ии кач-ва.6. Создание групп совершенствования систем, регулиров-ияпроцессов.7. Более полное вовлечение поставщиков в борьбу за кач-во.8. Меры обеспечения кач-ва функциониров-ия системы управления.9. Краткосроч. планы и долгосрочная стратегия улучшения работы.10. Создание системы признания заслуг.

Билет.2

68. Упр-ие кач-ом: объекты, субъекты, принципы и функции. Объект управ-ия – кач-во прод-ии, совокуп-ть её св-в или какая-то их часть. Субъект управ-ия – это управляющий орган или лица, призванные обеспечить достижение и поддержание планируемого уровня кач-ва прод-ии. Для эффектив орг-ии управ-ия кач-вом необх-мо, чтобы не только был выделен объект управ-ия, но и чётко определены др категории, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс произв-ва. Принципы УК: 1.целенаправ-ть – необх-ть чёткой цели в обл-ти кач-ва; 2.плановость: применение методов планиров-ия, прогнозиров-ия и оптимизации; 3. Системности: системный подход к определению кач-ва; 4.комплексность: проблема обеспечения кач-ва решается через уделения внимания всем аспектам, от к-рых она зависит; 5. Непрерыв-ть; 6.пост. совершенствование; 7. Интенсивности: инновации ориентированы на интенсивное развитие кач-ва; 8. Оптимальности СМК ориентир-на на оптимал. Удовлетворение запросов потреб-лей. функции качества.Управление качеством предусматривает ф-ции в рамках системы кач-ва всех подразделений предприятий и охват данной системой всех этапов жизни продукции.1функция общей организации системы качества. А управление разработкой и совершенствованием системы кач-ва. Б упр-ие инф-цией. В упр-ие эффект-стью. Г упр-ие персоналом. 2упр-ие кач-ом маркетинга. А изучение рынков сбыта. Б изучение требований к цели и качеству потребностей. В прогноз-ие потр-стей. Г этикетирование и реклама. 3 управление кач-ом проект-ия и разр-ки. А планирование кач-ва. Б нормирование треб-ий к кач-ву. В разр-ка и постановка на производство новой прод-ции. 4 управление качеством обеспечения производства. А технологическая подготовка к производству. Б материально-техническое снабжение. В метрологическое обеспечение. 5 управление качеством производства. А обеспечение стабильности кач-ва. Б внешняя проверка кач-ва. В контроль и испытание. Г выявление отклонение. Д устранение отклонений. 6 упр-ие кач-ом товародвижения. А обеспечение кач-ва упаковки. Б обеспечение качества хр-ия. В - транспортирования. Г - реализации. З упр-ие запасами. 7 упр-ие кач-ом эксплуатации. А обеспечение кач-ва монтажа и наладки. Б - гарантийного ремонта. В послегарантийного обслуживания. Г анализ кач-ва при эксплуатации. Д утилизация.

 

69. Упр-ие кач-ом: TQM понятия и хар-ка. Total Quality Management — философия всеобщего управ-ия кач-вом, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего кач-ва производимой прод-ии. Всеобщее управление качеством – это подход к управ-ию орг-ей, нацеленный на кач-во, к-рый основ-ся на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организац. структуры) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потреб-ля, так и выгоды для членов орг-ии и общ-ва. Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством орг-ии работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих: кач-ва прод-ии, кач-ва орг-ии процессов, уровня квалиф-ии персонала — позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Кач-во опред-ся след категориями: степень реализации требований клиентов, рост финансовых показателей компании, повышение удовлетворенности служащих компании своей работой. Это менедж-т кач-ва орг-ии охватывает всю орг-ию, т.е. ТМК д. б. основан на участии всех членов орг-ий и направление на достижение успеха, приносящего выгоды для всех заинтересованных сторон орг-ии. 8 принципов, которые чаще всего фигурируют как основополагающие особенности TQM:Ориентация организации на потребителя, Роль руководства, Вовлечение сотрудников, Процессный подход, Постоянное совершенствование, Участие в улучшении качества продукции всего персонала ор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.022 с.)