Предмет земельного права — общественные земельные отношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет земельного права — общественные земельные отношения.



Земля как объект общественных земельных отношений.

Система земельного права.

Соотношение земельного права с экологическим, гражданским, административным и другими отраслями права.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.

Письмо Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № Пр-1223 «О Земельном кодексе Российской Федерации».

 

 

Задача 1

В одном из проектов Земельного кодекса РФ земельные отношения были определены как общественные отношения между органами государственной и муниципальной власти, а также юридическими и физическими лицами по поводу владения, пользования, распоряжения землями и государственному управлению земельными ресурсами.

Проект был отклонен и направлен на доработку, в том числе, потому что в кодексе «неправомерно и неточно определены земельные отношения». Как указывалось, земельными отношениями следует считать отношения в области использования и охраны земель, а отношения, связанные с земельным участком, который признается недвижимым имуществом, являются имущественными отношениями.

 

Обоснована ли указанная мотивация отклонения проекта Земельного кодекса?

В чем заключается специфика общественных отношений, объектом которых является земля?

Дайте определение понятия «общественные земельные отношения».

Задача 2

Для разработки проекта Земельного кодекса Российской Федерации, альтернативного «думскому» проекту (далее — Кодекс), одним из федеральных министерств была приглашена группа экспертов.

Прежде чем приступить к написанию текстов статей Кодекса, эксперты сформулировали и предложили для обсуждения основные положения Концепции Кодекса. Исходным являлось положение, согласно которому предметом правового регулирования должны быть земельные общественные отношения, т.е. отношения по поводу использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации.

В силу этого предлагалось разрабатывать Кодекс как акт земельного законодательства, построенный на разграничении публично-правового и частноправового регулирования по следующим основным правилам:

- к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством;

- собственники земельного участка, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте;

-совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.

Какие нормы Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации составляют правовую основу понятия земельных отношений?

Каковы возможные критерии отграничения земельных общественных отношений от гражданских, административных и других?

Каковы принципы земельного права?

Дайте письменные заключения по этим вопросам.

Задача 3

При обсуждении основных подходов к разработке проекта Экологического кодекса Российской Федерации (ЭК РФ) возникла дискуссия по вопросу о предмете его правового регулирования. Сторонники разработки ЭК РФ утверждали, что общественные земельные отношения — разновидность общественных экологических отношений. Равным образом экологическими по своей сущности являются и другие природоресурсные отношения (горные, водные, лесные, фаунистические и др.). Следовательно, включение земельных отношений в предмет регулирования межотраслевого кодификационного акта — ЭК РФ (на базе и вместо земельного и других природоресурсных кодексов) возможно.

В обоснование приводились следующие доводы: а) общепризнанно, что термины, производные от слова «экология» (от греч. е!со8 — дом, жилище и 1о&о$ — знание), указывают на отношения живых организмов, включая человека с естественной средой своего обитания; б) сама эта среда состоит из компонентов, находящихся между собой в системе естественных связей; в) к числу таких компонентов относится и земля; одной из форм таких отношений является землепользование.

Сторонники традиционных взглядов на земельное право и законодательство, на формы кодификации последнего указывали на следующее: а) общественные экологические отношения понимаются только как отношения по охране природы (окружающей природной среды); б) сама окружающая природная среда в доктрине и законодательстве традиционно рассматривается как самостоятельный объект охраны наряду с такими природными объектами, как земля, недра, воды, леса, животный мир и др.; в) следовательно, общественные земельные отношения являются самостоятельным видом общественных отношений, однопорядковыми с общественными экологическими отношениями.

 

Каково соотношение понятий «общественные экологические отношения», «общественные природоохранительные отношения», «общественные природоресурсные отношения», «общественные земельные отношения», «общественные горные (по использованию и охране недр) отношения», «общественные водные отношения», «общественные лесные отношения», «общественные фаунистические (по использованию и охране животного мира) отношения»?

Сформулируйте (письменно) определение термина «общественные земельные отношения».

Тема II

Земельные правовые нормы (нормы земельного права) и земельные правовые отношения

(земельные правоотношения).

Механизм реализации норм земельного права

И земельных правоотношений

Понятие и виды земельных правовых норм.

Земельные правоотношения: понятие, виды, структура.

3. Механизм реализации норм земельного права и земельных правоотношений:

Понятие, структура, факторы эффективности.

Задача 1

Мурманская областная Дума обратилась в Конституционный Суд Российской

Федерации,оспаривая конституционность следующих положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс РФ), регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам: п. 3 ст. 15 (как допускающего в принципе право указанных лиц на приобретение в собственность земельных участков вне приграничных территорий); п. 12 ст.30 (как закрепляющего право указанных лиц получать земельные участки для строительства); п. 5 ст. 35; п. 9 ст. 36; cт. 38 и ст. 52 (поскольку содержащиеся в них нормы, хотя и не упоминают о каких-либо правах указанных лиц, но, учитывая значительно большие по сравнению с российскими гражданами и организациями финансовые возможности этих лиц, создают для них преимущество в приобретении права собственности на земельные участки посредством торгов).

Названные нормы Земельного кодекса РФ, по мнению заявителя, по своему содержанию противоречат Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), так как:

— земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федерации;

— закон не может ограничивать и перераспределять эту основу,

право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации;

— из Конституции РФ следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения;

— предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства

и иностранным юридическим лицам права собственности

на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу создает

жизни и деятельности народов Российской Федерации,

возможность отторжения земли иностранному государству

посредством сделок или предъявления территориальных претензий

к Российской Федерации, может привести к нарушению

суверенитета Российской Федерации.

 

В чем заключается специфика статуса иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц как субъектов земельных правоотношений?

Оцените позицию Мурманской областной Думы.

Задача 2

Гаражно-строительный кооператив (далее - ГСК) заключил с Департаментом земельных ресурсов г. Москвы договор аренды земельного участка, на котором находились гаражи кооператива, а также хозяйственные постройки, принадлежащие другим лицам.

Предметом договора аренды является земельный участок общей площадью 1200 кв. м относительно которого арендатору распоряжением префекта Западного административного округа г. Москвы установлена доля в размере 1/10 в праве аренды указанного участка. Гаражно - строительный кооператив представил договор на государственную регистрацию в Управление Федеральной регистрационной службе по г. Москве, однако получил отказ в государственной регистрации данного договора (далее -Управление). В обоснование отказа Управление указало на то, что договор, представленный на регистрацию, не соответствует по форме и содержанию требованиям земельного законодательства.

Гаражно-строительный кооператив обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Управлению о признании незаконным отказа и в государственной регистрации договора аренды земельного участка и об обязании ответчика совершить такую регистрацию. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил иск ГСК и обязал ответчика зарегистрировать представленный договор аренды, поскольку, по мнению суда, доводы ответчика, приведенные в обоснование отказа в регистрации, основаны на ошибочном толковании Земельного кодекса Российской Федерации.

 

Может ли доля в праве являться объектом договора аренды?

Обосновано ли решение арбитражного суда?

Задача 3

Гражданин К. при проведении работ по строительству жилого дома осуществил несанкционированную порубку дерева на земельном участке, находящемся в его пользовании, что было обнаружено государственным инспектором спустя несколько месяцев. Гражданин был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности. Однако впоследствии он обжаловал постановление по причине истечения срока давнос-ти. Суд отменил постановление, сославшись на то, что давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области землепользования составляет два месяца со дня совершения правонарушения.

Правонарушение какого вида совершил гражданин?

Как соотносятся земельно-правовые нормы с нормами законодательства о природопользовании и об охране окружающей среды?

Согласны ли вы с решением суда?

В компетенцию каких органов власти входит обнаружение подобных нарушений и привлечение к ответственности за их совершение?

Зависит ли правовая оценка ситуации от категории земель, в пределах которой расположен земельный участок гражданина?

 

Задача 4

Общество с ограниченной ответственностью «ГлобалДарИнвест» в 2005 г. на основании своего заявления получило Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области о переоформлении в собственность за плату земельного участка площадью 4 га, находившегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования, в Одинцовском районе Московской области. В 2007 г. оно обратилось в орган по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок на основании Распоряжения. В регистрации было отказано на том основании, что к Распоряжению должен быть дополнительно приложен заключенный с Министерством имущественных отношений договор купли-продажи земельного участка.

В этой связи ООО «ГлобалДарИнвест» вновь обратилось в областное Минимущество с заявлением о заключении договора купли-продажи во исполнение ранее принятого Распоряжения. Однако оно и здесь получило отказ с той мотивацией, что поскольку с 1 июля 2006 г. полномочия по предоставлению земельных участков переданы оhганам местного самоуправления, то и ранее изданное Распоряжение автоматически утратило силу. Заявителю было рекомендовано заново начать процедуру переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, но только через орган местного самоуправления.

 

Какие правоотношения можно выделить в изложенной ситуации?

Требуется ли заключение договора во исполнение акта органа государственной власти для возникновения права собственности на землю?

Правомерна ли позиция областного Министерства имущественных отношений относительно недействительности собственного Распоряжения в связи с изменениями в законодательстве в части перераспределения компетенции по предоставлению земельных участков?

 

Задача 5

Самарский областной стрелковый клуб обратился в арбитражный суд области с иском о понуждении Самарского городского фонда имущества заключить договор купли-продажи участка земли площадью 0,3 га, на котором было расположено здание клуба.

Согласно уставу названный клуб является учебно-спортивной общественной организацией Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), созданной для развития стрелковых, технических и прикладных видов спорта, подготовки кадров массовых технических профессий, проведения оборонно-спортивных мероприятий.

Свидетельство на постоянное пользование спорным участком земли было выдано до создания Самарского областного стрелкового клуба Куйбышевскому стрелково-спортивному клубу, входившего в состав бывшего ДОСААФ СССР.

Решением арбитражного суда в иске было отказано на том основании, что истец не является субъектом права на приобретение в собственность спорного земельного участка.

 

Является ли Самарский областной стрелковый клуб субъектом права приобретения в собственность спорного земельного участка?

Решите дело.

Тема III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.022 с.)