Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, виды и ограничения проведения валютных операций на территории Российской Федерации.

Поиск

Валютные операции - урегулированные валютным законодательством или международными соглашениями сделки, предметом которых являются валютные ценности. Валютные ценности – это иностранная валюта и внешние ценные бумаги. (п.5 ст.1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»)

В соответствии с ФЗ«О валютном регулиро­вании и валютном контроле» к валютным операциям относятся:

- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

- перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

- перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

- перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

- перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого либо того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.

Анализ норм Закона о валютном регулировании позволяет выделить валютные операции, осуществляемые между резидентами и нерезидентами; валютные операции нерезидентов, а также валютные операции между резидентами, разрешенные к осуществлению (поскольку Закон о валютном регулировании в принципе содержит запрет на их проведение, за некоторыми исключениями).

В науке валютные операции принято подразделять на текущие и операции, связанные с движением капитала. Действующий Закон о валютном регулировании регулирует порядок осуществления капитальных валютных операций, но четкой классификации последних не содержит. Между тем в отдельных статьях упоминаются текущие валютные операции.

Валютные ограничения - своеобразные административные и экономические барьеры на пути проведения тех валютных операций, которые нежелательны для государства или невыгодны ему с позиций направления валютной политики.
Валютные ограничения - это проявление, форма валютного регулирования. Цель применения валютных ограничений - создание правового режима осуществления валютных операций, обеспечивающего интересы государства. В связи с этим правительства отдельных стран прибегают к установлению прямых запретов и ограничений на проведение валютных операций, т.е. используют административные способы воздействия на валютный рынок.

Однако по Закону о валютном регулировании некоторые валютные барьеры продолжают действовать, например:

1) запрет на осуществление валютных операций между резидентами (ст. 9);

2) количественное ограничение перемещения наличной валюты и валютных ценностей резидентами и нерезидентами (ст. 15);

3) репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (ст. 19).

1) Резиденты по общему правилу не вправе осуществлять валютные операции, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (при расчетах по некоторым гражданско-правовым сделкам, осуществлении обязательных выплат в бюджеты бюджетной системы РФ, операций с внешними ценными бумагами и иных случаях).

2) Статья 15 Закона устанавливает количественные ограничения на перемещение валюты в наличной форме и валютных ценностей в случае их перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации. Такие ограничения сопряжены с процедурой документального таможенно-банковского валютного контроля. Например, обязательному декларированию подлежит вывозимая валюта стоимостью, эквивалентной свыше 3 тыс. долл. США, но не превышающей 10 тыс. долл. США.

3) Репатриация представляет собой обязательство резидента зачислить валютную выручку от экспорта товаров, работ, услуг на счет, открытый в уполномоченном банке в России, в сроки, установленные во внешнеторговом контракте.

При осуществлении импортных операций на резидента возлагается обязанность по обеспечению возврата валюты, перечисленной в пользу нерезидента в виде предоплаты, если импортные товары (работы, услуги) не были доставлены на таможенную территорию государства (выполнены, оказаны) в контрактный срок.
Закон содержит и исключения из правила и устанавливает случаи, когда обязательство по перечислению валюты в уполномоченный банк резидентом может не соблюдаться, например, при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов при проведении строительных работ и др. (ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании).
80. Правовой режим валютных операций во внешнеэкономических сделках. Паспорт сделки.

ЦБ РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

1) номер и дата оформления паспорта сделки;

2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

Данные сведения отражаются в паспорте сделки на основании документов, представленных резидентами. Паспорт сделки используется органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля.

Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Положением Банка России №402-П от 21 июня 2013 года. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.

В российском праве не существует четкого определения термина «внешнеэкономическая сделка». Поэтому под внешнеэкономическими сделками следует понимать операции, обладающие следующими двумя признаками:

1. в сделке должны участвовать субъекты различной национальной принадлежности,

2. должен быть четко очерчен круг отношений, в сфере которых заключаются такого рода сделки (операции по экспорту-импорту товаров, услуг и др.).

Согласно данному определению, к внешнеэкономическим сделкам можно относить договора подряда, мены, договора на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов, а также договор внешнеторговой купли-продажи товара.

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Особое значение при заключении внешнеэкономических контрактов имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция), участницей которой (как правопреемник СССР) является и Российская Федерация. Конвенция содержит общие условия и порядок осуществления платежей. СССР присоединился к конвенции 23 мая 1990 г., а вступила в силу на территории России с 1 сентября 1994 г.

Следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством международные договоры (конвенции), в которых участвует Российская Федерация, рассматриваются как часть национальной правовой системы, имеющей приоритетное значение и обязательный характер. Это вытекает из п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, закрепившей правило, что: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Существует также ряд международных соглашений универсального уровня по регулированию внешнеэкономических сделок. Это, прежде всего, Гаагские конвенции 1964 г. «О единообразном законе о международной купле-продаже товаров» и «О единообразном законе о порядке заключения договоров о международной купле-продаже товаров». В силу ограниченного числа стран, подписавших эти конвенции, они не получили широкого распространения. СССР (и, следовательно, Россия) не является участником этих конвенций, однако, Гаагские конвенции 1964 г. по сути дела включены в Венскую конвенцию 1980 г.

Условия о платежах по внешнеторговым контрактам включены также и в принятый в 1994 году Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) документ «Принципы международных коммерческих контрактов» («Principles of International Commercial Contracts»), который также может быть использован при заключении контрактов.

Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи, играют международные обычаи. С тем, чтобы избежать противоречий между торговыми партнерами в понимании торговых обычаев, Международная торговая палата разработала и выпустила сборники их толкований - «Инкотермс» - в 1953 г. Со временем «Инкотермс» несколько раз переиздавали, внося дополнения и изменения. С правовой точки зрения «Инкотермс» представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.137 (0.009 с.)