Юридическая ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации: общая характеристика. Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации: общая характеристика. Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения.



Основанием для применения мер юридической ответственности является совершение правонарушения. Однако далеко не все нарушения бюджетного законодательства, понятие которых установлено БК РФ, обладают признаками правонарушения. Такая неопределенность представляется вовсе не случайной, а прямым следствием отсутствия у законодателя убежденности в том, что все нарушения бюджетного законодательства по своей природе являются правонарушениями либо это просто не влекущие юридических последствий нарушения правил бухгалтерского учета.

Из сравнительного анализа БК РФ, УК РФ и КоАП РФ, можно сделать вывод, что правонарушениями являются не все указанные в БК РФ нарушения бюджетного законодательства, а лишь некоторые из них. В частности, административные санкции установлены лишь за такие нарушения бюджетного законодательства, как нецелевое использование бюджетных средств (статья 15.14 КоАП), за нарушение сроков возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (статья 15.15 КоАП), за нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (статья 15.16 КоАП). Имеется еще статья 19.7 КоАП, которая предусматривает административную ответственность за непредставление сведений в государственный орган, представление которых предусмотрено законом. Такая санкция может быть применена, например, за нарушение бюджетного законодательства, заключающееся в непредставлении отчетов об исполнении бюджетов в соответствии со статьей 292 БК РФ. Таким образом, КоАП РФ установлена административная ответственность только за четыре из всех нарушений бюджетного законодательство, несмотря на то, что во многих статьях БК РФ имеется прямая отсылка на применение административной ответственности. Уголовная ответственность, в соответствии со статьями 285.1, 285.2 УК РФ, предусмотрена лишь за нецелевое использование бюджетных средств.

Бюджетное нарушение - совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и договоров (соглашений), регулирующих бюджетные правоотношения, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов (источников финансирования дефицита) бюджета, за совершение которого БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Виды бюджетных нарушений:

- нецелевое использование бюджетных средств;

- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;

- неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;

- нарушение условий предоставления бюджетного кредита;

- нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Применение такой меры принуждения не освобождает его и от обязанности по устранению допущенных нарушений.

Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами (они же устанавливают порядок исполнения решения о применении таких мер) и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

К ним относятся:

- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

- бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;

- приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);

- передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Уведомление о применении бюджетных мер принуждения - документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения бюджетных мер принуждения.

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.

Бюджетные меры принуждения подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


49. Правовая характеристика государственного (муниципального) долга. Классификация долговых обязательств публично-правовых образований.

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед: физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации (субъектов РФ) могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно) (ст.97 БК РФ).

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Долговые обязательства Российской Федерации (субъекта РФ) могут существовать в виде обязательств по:

1) для РФ - кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; для субъектов РФ – кредитов, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций; для МО – от кредитных организаций;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации (субъекта РФ, муниципальным ценным бумагам);

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет (бюджета субъекта РФ, местный бюджет) из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации (субъекта РФ, муниципальным гарантиям);

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации (только РФ!).

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального долга) включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации (субъекта РФ, муниципальным ЦБ), обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией (субъектом РФ, МО) и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией (в региональный бюджет, в местный бюджет)

4) объем обязательств по государственным гарантиям (гарантиям субъекта РФ, муниципальным гарантиям), выраженным в валюте Российской Федерации;

5) для РФ - объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ;

6) для субъектов РФ - объем обязательств субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) + объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в валюте РФ (долговых обязательств МО)

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации (субъекта РФ) включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации (субъекта РФ), обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией (субъектом РФ) и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, только для РФ – также по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации (субъекта РФ), выраженным в иностранной валюте;

4) для субъекта РФ - объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.183.194 (0.385 с.)