Методы исследования, используемые в дошкольной гигиене и педиатрии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования, используемые в дошкольной гигиене и педиатрии.



Задачи

А. изучение влияния факторов внешней среды на организм ребёнка с последующей разработкой мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей и гармоническому развитию детей в дошкольных учреждениях

Б. учитывая особенности каждого возрастного этапа, разрабатывать нормы и рекомендации, способствующие не только укреплению здоровья детей, но и правильному воспитанию детей

В. решение ряда проблем социального характера, т. к. состояние здоровья ребёнка и правильное его развитие значительно отражается на работоспособности, самочувствии взрослого человека

Г. воспитание здорового ребёнка (основная задача педиатрии и дошкольной гигиены)

Значение изучения педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста для работников дошкольных учреждений

Возникшие ранее два основных направления в педиатрии – проблема патологии у детей и учение о здоровом ребенке – получили свое максимальное развитие в настоящее время.

При изучении детских болезней становится ясной их роль в возникновении хронических форм болезней взрослых. Это послужило стимулом для развития профилактического направления в педиатрии и тесно связало педиатрию с гигиеной детей и подростков.

Гигиена изучает влияние различных факторов внешней среды на здоровье людей.

Дошкольная гигиена – наука об охране, укреплении и развитии здоровья детей раннего и дошкольного возраста.

Знание основ гигиены детей дошкольного возраста дает возможность педагогам, воспитателям и психологам пользоваться научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации всех составляющих учебно-воспитательного процесса: режима занятий и отдыха, питания детей, оборудования, планировки и благоустройства детских учреждений.

Предметом научного исследования дошкольной гигиены являются зрение, слух, органы дыхания, пищеварения, голосовой аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, костно-мышечная, мочеполовая и другие системы детского организма.

Значительное внимание уделяется также принципам планирования, строительства и оборудования дошкольных учреждений с оптимальным световым, воздушным и тепловым режимом.

 

Методы исследования, используемые в дошкольной гигиене и педиатрии.

А. МЕТОД ЕСТЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. С его помощью можно изучить влияние одного или целого комплекса исследуемых факторов внешней среды ребёнка в конкретной жизненной ситуации, в дальнейшем правильно нормировать условия жизни детей.

Б. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД. Изучаются функции здорового и больного организма.

В. МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ. Применяется при обработке полученных данных.

Г. САНИТАРНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Используется для динамических сдвигов в состоянии здоровья, а также для разработки стандартов.

Д. МЕТОД ЛАБОРАТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. Данный метод используется для уточнения и дополнения данных, полученных другими методами.

 

Охрана материнства и детства в России.

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 году. В настоящее время она носит имя Н. Ф. Филатова. К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе.

В медико-хирургической академии в 1870г. была создана первая самостоятельная кафедра детских болезней. С этого периода педиатрия выделяется как самостоятельная наука и начинается новый период ее развития: быстрое становление земской медицины, возникновение детских консультаций, молочных кухонь и яслей.

В конце XIX и начале XXв. отечественная педиатрия достигла наиболее высокого уровня, чему в значительной степени способствовала плодотворная деятельность Н. Ф. Филатова, Н. П. Гундобина, К. А. Раухфуса. Было открыто 30 детских больниц, организовано Всероссийское попечительство по охране метеринства и младенчества. Однако уровень детской смертности оставался высоким: в 1913 среди детей до 1 года умирало 273 ребенка на 1000 родившихся живыми, а 43% не доживали до 5 лет.

В нашей стране создана и функционирует уже много лет стройная система «Охраны материнства и детства» — это комплексная система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на снижение заболеваемости среди детей, достижение высокого уровня здоровья детей, снижение материнской и дет­ской смертности.

 

 

4. Типы дошкольных учреждений. Гигиенические требования к их размещению на территории.

Типы

А. ЯСЛИ-САД (дети ясельного возраста до 2 лет и от 3 до 7 лет). Предусматривается пребывание детей от 9 до 12 часов.

Б. ДЕТИ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (сочетание воспитательной работы с полноценным лечением и комплексом оздоровительных мероприятий, а также подготовка детей к обучению в школе).

В. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (дети с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). Пребывание детей может быть круглосуточное, круглогодичное или на 12 часов).

Г. ДОМ РЕБЁНКА И ДЕТСКИЙ ДОМ (дети без попечения родителей, дети из неблагополучных семей).

Гигиенические требования к их размещению на территории.

А. ДДУ должны располагаться вблизи места жительства или определённого контингента

Б. ДДУ должны быть удалены на значительном расстоянии от шоссейных и железных дорог

В. ДДУ должны быть удалены от предприятий, загрязняющих воздух

Г. ДДУ должны располагаться вдали от пожарных депо и гаражей

Д. ДДУ должны иметь достаточный по размеру земельный участок

 

5. Гигиенические требования к зданию и оборудованию дошкольных учреждений.

Размер участка определяется из расчета на одно место. Земельный участок предназначен для учебно-воспитательной работы, трудового и психического воспитания, активного отдыха.

На земельном участке выделяются особые зоны: физкультурная площадка, огород-ягодник, хозяйственная площадка, зелёные насаждения. При планировании земельного участка определяется принцип групповой изоляции (огород-ягодник – 0,5 м2 на 1 место, физкультурная площадка – 150-250 м2)

Каждое детское учреждение должно иметь ограждение.

Здание не должно иметь более 2 этажей. Основной принцип – групповая изоляция.

Каждая группа имеет определённый набор помещений: раздевалка, групповая комната, спальня, туалетная, буфетная, музыкальный и гимнастический зал, комната для ручного труда, плавательный бассейн, пищеблок, медицинское помещение. Пищеблок не должен находиться под окнами групп и спален.

 

6. Понятие о микроклимате и важнейших его показателях (физические и химические свойства).

Микрокли́мат – это комплекс физических факторов внутренней среды помещений, оказывающий влияние на тепловой обмен организма и здоровье человека.

В результате длительного пребывания людей воздух помещений меняется: возрастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышается температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются летучие вещества, например аммиак, сероводород и др.

О микроклимате помещений принято судить по содержанию в воздухе легко определяемого углекислого газа. Установлено, что микроклимат помещений наиболее благоприятен, когда количество углекислого газа не превышает 0,1%. Обеспечение в дошкольных учреждениях доброкачественности воздуха достигается, с одной стороны, кубатурой, приходящейся на одного ребенка, с другой — правильным воздухообменом. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 2,5 м2 площади пола при высоте помещения 3 м; это составит 7,5—8 м3 воздуха.

Смена воздуха в помещениях происходит как естественным путем, так и при помощи специальной вентиляции. Естественный обмен воздуха происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях. Но этот обмен недостаточен. Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуют вытяжную вентиляцию и вентиляционные шкафы. Вытяжная вентиляция работает па естественной тяге за счет разности температур снаружи и внутри помещения. Вытяжные отверстия располагаются в верхней части степы и снабжаются специальными жалюзи для регулирования оттока воздуха из помещений. Вентиляцию в кухнях и санитарных узлах устраивают с побудительно-вытяжным вентилятором.

Местные вентиляционные приточные шкафы встраивают в одну из наружных стен групповой комнаты; внизу приточного шкафа находится отверстие для забора наружного воздуха, который обогревается радиатором, расположенным над отверстием. Вверху приточного шкафа имеется дырчатая филенка, через которую подогретый воздух поступает в помещение мелкими струйками. Приточное отверстие в шкафу имеет жалюзи для регулирования притока воздуха. Убирать приточные шкафы нужно ежедневно влажным способом с обязательным обтиранием внутренних стен и радиаторов. Категорически запрещается использование приточных шкафов не по назначению.

Организация проветривания

Если температура воздуха не ниже 0°С и нет сильного ветра, помещение проветривают в присутствии детей. Свежий воздух поступает через форточку, фрамуги и створки окон. Для хорошего проветривания за 10—20 мин общая площадь отверстий форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади комнаты. Так, в групповой комнате площадью 62,5 м2 общая площадь открытых форточек должна составлять 1,25 м2. Форточки (или фрамуги) устраивают в каждом втором окне; при трех окнах надо иметь две форточки.

Фрамуги всегда делают в верхней части окна. При открытых фрамугах создается большая разница наружной и внутренней температуры, что увеличивает скорость движения воздуха и объем проветривания по сравнению с проветриванием через форточки, расположенные, как правило, в средней или нижней части окна. Воздух, проникающий через фрамугу, опускаясь вниз в силу большего удельного веса, проходит через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает несколько нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой держать фрамуги открытыми в присутствии детей.

Створка внутренней рамы правильно устроенной фрамуги Должна откидываться внутрь-вниз так, чтобы открытое отверстие было направлено вверх; одновременно створка в наружной раме открывается наружу-вверх, отверстие направлено вниз. Следовательно, наружная створка фрамуги становится козырьком над наружным отверстием, защищая межокопное пространство от попадания дождя и снега.

При низкой наружной температуре постоянный приток воздуха обеспечивается вентиляцией соседних помещений. В отсутствие детей (перед приходом или после длительного их пребывания) производят сквозное или угловое проветривание при помощи фрамуг или окон. При очень низкой температуре наружного воздуха (ниже —20° С) проветривание производят не более 2—3 мин во избежание переохлаждения помещения, а в более теплое время — в течение 10—15 мин. Во время проветривания производят влажную уборку помещения, которую следует заканчивать за 30 мин до прихода детей. К их приходу температура воздуха должна быть такой, какая установлена для помещений детских учреждений. Поэтому в каждой групповой комнате и спальне необходимо иметь настенный термометр, подвешенный на высоте 1,2—1,5 м от пола.

Борьба с пылью

Пыль заносится одеждой, обувью, проникает с наружным воздухом и скапливается на мебели, полах, окнах, перемещаясь с места на место при движениях и играх детей. Она опасна тем, что переносит микробы, попадающие в воздух при дыхании, разговоре, чихании, кашле и пр. Растения хорошо задерживают пыль и тем самым очищают воздух. Поэтому дошкольные учреждения обычно строят вблизи зеленых массивов, а при самом здании устраивают озелененный участок. Чтобы в помещение проникало меньше пыли, все ведущие к нему дорожки покрывают асфальтом или мостят булыжником, кирпичом.

Уборку мусора с участка производят ежедневно за 1—2 ч до прихода детей или после их ухода при закрытых окнах. В летнее время не менее двух раз в день, перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном, производят поливку участка.

У входа в детское учреждение снаружи ставят съемные скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. В тамбуре кладут маты, а в вестибюле половики для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. В вестибюле хранят платяные и сапожные щетки, метелки или веники для чистки одежды и обуви.

Уборку производят только влажным способом (сырые опилки, влажный веник или тряпка). Сухой мусор собирают в ведра, плотно закрывающиеся крышками, и выносят в мусороприемники на участок. При централизованной системе вывоза мусора дворовые мусороприемники регулярно освобождают (летом ежедневно), моют, обезвреживают 2%-ным раствором хлорной извести. При отсутствии такой системы мусор ссыпают в мусорные ямы, дно и стенки которых выложены из непроницаемого материала (бетон, кирпич). Яма должна плотно закрываться крышкой.

Отопление

Для детских учреждений установлены следующие нормы температуры воздуха: в палате новорожденных — 23—26°С, в комнате для детей до двух лет — 21—22° С, в комнате для детей 2—3 лет—19—20° С, в групповых комнатах детского сада — 18— 20° С. При этом относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 30—60%, скорость движения воздуха — не более 0,2 м/сек.

Для поддержания заданной температуры лучше всего пользоваться центральным отоплением, причем предпочтение следует отдать водяному отоплению низкого давления с температурой нагрева воды в котле не выше 90—95° С. При этом температура воды в радиаторах не превышает 70° С. Такое отопление безопасно в пожарном отношении и почти не изменяет химических и физических свойств воздуха, в частности его влажности. Все радиаторы должны быть закрыты деревянными решетками-экранами — во избежание ушибов и ожогов детей. В последнее время в детских учреждениях стали широко применять лучистое (панельное) отопление, при котором отопительные приборы скрыты в полу, потолке, стенах или плинтусах, что значительно улучшает санитарное состояние помещений.

Воздушно-тепловой режим

Воздушная среда характеризуется физическими показателями, химическими показателями и биологическими качествами.

За время пребывания в помещении воздушная среда изменяется: повышается температура, увеличивается концентрация углекислого газа, увеличивается количество бактерий. Изменение свойств воздуха неблагоприятно влияет на организм: уменьшается работоспособность, появляется вялость, головные боли, ухудшается внимание, появляются аллергии, повышается уровень заболеваемости.

Температура воздуха дифференцируется от назначения помещения, климатической зоны, возраста детей. Самая оптимальная температура – 20-22оС. Влажность (допустимая) должна составлять от 30 до 50%, допустимая от 25 до 60%.

Скорость воздуха должна быть не менее 0,3 м/с. Для подержания оптимального климата воздуха служат разовые системы отопления и вентиляционные приборы. При нагревательных приборах температура воздуха остаётся низкой и происходит отрицательная радиация. Более выгодными являются лучистые системы отопления. Они являются трубами, по которым проходит вода или воздух.

Преимущества лучистой системы

А. равномерное распределение тепла по помещению

Б. проветривание более лучше

В. отсутствие пригорания пыли

Вентиляционный режим

Вентиляция

 

 


естественная искусственная

(предусматривает поступление (усиливает кратность обмена и

наружного воздуха под влиянием бывает трёх видов: приточная,

ветрового напора, норма 1:50 – вытяжная, приточно-вытяжная.

коэффициент аэрации – отношение Требование: создание правильного

площади всех форточек к площади направления движения воздуха и

пола) предотвращение обратного тока)

Наиболее эффективным является сквозное проветривание. Оно должно проходить в отсутствии детей.

 

8. Освещение в ДДУ, его основные показатели. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению.

Свет имеет огромное значение зрительному утомлению.

Водоснабжение

Детское учреждение должно обеспечиваться достаточным количеством воды для приготовления пищи, питья и гигиенических целей.

В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды составляет 75 л на одного ребёнка в сутки, с круглосуточным – 100 л.

В групповых комнатах (в туалетных при группах), в изоляторе, в кабинете врача, в местах, предназначенных для мытья посуды, в прачечной должно быть холодное и горячее водоснабжение.

Температура воды, подводимой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 35о. К системе горячего водоснабжения присоединяются нагревательные приборы в шкафах для сушки верхней одежды детей (в приемных и раздевальных), а также полотенцесушители в туалетных.

В каждой группе детского учреждения должна быть свежая питьевая вода. Её хранят в закрытой стеклянной посуде (графин, кувшин). Для детей в старших группах на подносе, рядом с водой, должны быть опрокинутые вверх дном чистые чашки. После питья чашки ставят на дно в стороне от чистой посуды, регулярно их убирают и промывают горячей водой, невыпитую воду к концу дня выливают. Посуду, в которой она хранилась, тщательно промывают и оставляют до следующего дня без воды.

Водоснабжение дошкольных учреждений обеспечивается через городские (в городах) и поселковые (в сельской местности) центральные водопроводы. Там, где нет центрального водопровода, детские ясли и сады снабжаются водой ближайшим предприятием или учреждением, имеющим водопровод. Только в крайних случаях для детских учреждений строят местный водопровод или берут воду из колодцев.

Уборка

Надворные уборные делают с водонепроницаемыми выгребными ямами. Их располагают на расстоянии не менее 25 м от жилья и производственных построек, 50 м от источника водоснабжения. Стены и крыша надворной уборной должны быть без щелей, полы устойчивые, двери плотно пригнанными и самозакрывающимися. Уборные должны иметь вытяжную трубу с дефлектором наверху, естественное и искусственное освещение. Проем для естественного освещения должен быть закрыт мелкой сеткой. Туалеты оборудуют из расчета 1 очко на 15-20 человек. Мусор и кухонные отбросы собирают в эмалированные или оцинкованные ведра с крышками, а затем ссылают в мусоросборник или выгребные ямы. Выгребы делают водонепроницаемыми из камня, кирпича, бетонных блоков на цементном связующем. Люки для очистки выгребов снабжают хорошо пригнанными двойными крышками, закрывающимися на замок. Компостную кучу размещают на территории хозяйственного двора вблизи сельскохозяйственного участка.

Во всех помещениях ежедневно проводят уборку влажным способом при открытых окнах или фрамугах. Полы следует мыть не менее двух раз в день, при этом один раз с обязательным протиранием мебели, а также радиаторов, подоконников и детских шкафчиков. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборка должна проводиться после каждого занятия. Влажную уборку осуществляют с применением моющих средств (мыло, кальцинированная сода, синтетические моющие порошки).

Генеральная уборка всех помещений должна проводиться ежемесячно и по эпидемиологическим показаниям: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, стен с применением моющих и дезинфицирующих средств

Постельное бельё

Постельное белье меняют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Белье и пеленки после употребления складывают в специальный бак, ведро с крышкой или клеенчатый мешок. В конце дня грязное белье в клеенчатых мешках поставляется в постирочную. Матерчатые мешки сдают в стирку, клеенчатые - обрабатывают горячим мыльным или содовым раствором. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла, спальные мешки следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Раз в год постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке.

 

Особенности

Первое и самое главное в подборе рациона – это правильное сочетание белков, жиров и углеводов. Для ребенка школьного возраста на каждый грамм белка должен быть один грамм жира и четыре грамма углеводов. Такое соотношение способствует наиболее оптимальному росту и развитию. Так же в рационе здорового ребенка должно быть достаточное количество фруктов и овощей. Недостаток витаминов для растущего организма крайне нежелателен. Тридцать процентов от общей массы пищи должны составлять именно фрукты и овощи. Очень важны для сбалансированного рациона белки. Их можно получить из мяса (лучше куриного или телятины), а также из яиц. Они очень полезны для растущего организма и способствуют более активному метаболизму (обмен веществ). В тоже время желательно исключить из рациона детей грибы, или хотя бы свести их до минимума, ведь эти продукты не желательны в больших количествах даже для здорового взрослого человека.

Очень важны для здорового питания детей и правильные соки. Большинство того, что предлагают магазины за своими пищевыми качествами не слишком отличается от газированных напитков, польза которых для ребенка весьма сомнительна. Так что лучше готовить соки или компоты из сухофруктов самим. Это будет полезной альтернативой магазинным напиткам. Также важно заменить разнообразные конфеты сухофруктами. Изюм, чернослив, сушенные бананы и яблоки лучше подойдут Вашему ребенку, чем искусственные сладости. Так же советуем заменить сахар медом. Последней намного полезней. Он вообще является наиболее экологически чистым продуктом, ведь пчела не возьмет нектар из плохого цветка. Но используя мед, важно помнить, что его нельзя заливать кипятком. Это плохо влияет на питательные свойства.

Очень важны в рационе ребенка и различные молочные продукты. Но здесь нужно быть особо осторожными. Во-первых, следует проверить индивидуальную переносимость ребенка к этим продуктам. Во-вторых, не покупать те из них, у которых срок годности больше восьми дней. Это значит, что они были обработаны химическими веществами.

 

Белки

Белки – это структурные элементы новых клеток и тканей. Они являются незаменимыми ингредиентами в то время, как сами могут замещать жиры и углеводы. Белки входят в состав ферментов. Белки являются строительным материалом организма. При белковой недостаточности у детей отмечаются серьёзные нарушения с задержкой роста и развития, малокровие, авитаминоз, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Избыток белка также негативно влияет на детский организм, способствует обмену веществ, что приводит к ожирению, нарушению функции почек, повышает предрасположенность к аллергическим заболеваниям. Детский организм чувствителен не только к количеству белка, но и его качеству. В желудочно-кишечном тракте белки расщепляются на аминокислоты, которые всасываются в кровь и идут на образование специфических белков ткани. Белки содержат заменимые и незаменимые аминокислоты. Наиболее важное значение имеют незаменимые аминокислоты, которые в организме не синтезируются. Особую ценность приобретают белки животного происхождения. Для детей раннего возраста особую ценность представляют молочные белки. В суточном рационе должно быть правильное соотношение между растительными и животными белками. Чем младше ребёнок, тем в большем количестве животных белков он нуждается. В первые месяцы жизни белки должны составлять 100% от общего количества, к 6 месяцам – 90%, к одному году – 75%, в период от 1 года до 7 лет – 60-65%.

Жиры

Жиры входят в состав клеток организма, регулируют процессы роста и развития, участвуют в обмене веществ, обеспечивают нормальный уровень иммунитета, играют роль запасного минерального вещества, играют защитную функцию, являются теплоизоляционным материалом. Жиры дают энергию для жизнедеятельности организма, являются носителями жирорастворимых элементов. При недостатке жиров нарушается обмен веществ, нарушаются процессы роста и развития, повышается утомляемость организма, возникает авитаминоз и может ухудшаться состояние кожи. Чрезмерное употребление жиров приводит к ожирению и вызывает глубокое нарушение обменных процессов. Должно быть сочетание растительных и животных жиров. Не рекомендуется вводить в питание детей твёрдые жиры, т.к. они практически не усваиваются организмом. Наиболее ценными для детей являются молочные жиры.

Углеводы

Углеводы – основной источник энергии. Они принимают участие в водном обмене, способствуют правильному значению белка и жира. При недостатке углеводов нарушается деятельность пищеварения, снижается работоспособность, появляется вялость, ухудшается настроение. При избытке ухудшается деятельность пищеварительных желёз, снижается аппетит, происходит усиленное образование жира. Жиры бывают лёгкоусвояемые. Они должны составлять 20% от общего количества углеводов. К углеводам относятся балластные вещества. К баласным веществам относится клетчатка. Она предупреждает запоры, усиливает желчеотделение, стимулирует явление холестерина, нормализует микрофлору кишечника. К балластным также относятся и пептиновые вещества. Они защищают слизистую оболочку пищеварительного тракта. Пептиновые вещества связывают химические вещества и гнилостные вещества и выводят их из организма.

 

Особенности

Самым полезным для пищеварения является естественное вскармливание материнским молоком, т.к. оно содержит в оптимальном количестве полезные для ребёнка питательные вещества. Грудное молоко хорошо усваивается детским организмом на 96%.

Принципы

А. наличие оптимального двигательного режима с учётом биологической потребности растущего организма

Б. дифференцированное применение средств и форм, в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей

В. систематичность занятий с постепенным увеличением нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания

Г. создание благоприятных условий окружающей среды во время занятий спортом

Понятие

Закаливание – это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов.

Биологическое значение

Закаливанием организма называют повышение его устойчивости по отношению к резким колебаниям температуры и другим метеорологическим условиям. Естественные силы природы — солнце, воздух и вода,— действуя на поверхность тела, вызывают интенсивное размножение клеток основного слоя надкожицы, что ведет к ее утолщению и усиленному образованию биологически активных веществ. Эти вещества с кровью разносятся по всем органам, стимулируя их функции. Еще большее значение для стимулирующего влияния на функции всего организма имеет местное раздражение кожных рецепторов, особенно холодовых и тепловых.

Поток возникающих при этом афферентных импульсов становится источником рефлексов, связанных преимущественно с терморегуляцией, и ведет к повышению возбудимости центральной нервной системы, а тем самым к общему усилению процессов обмена.

Систематическое (но не чрезмерное) использование естественных сил природы увеличивает физическую и умственную работоспособность, снижает восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Приучение организма к колебаниям внешней температуры, особенно к ее понижению, представляет собой своеобразную тренировку сосудистых реакций кожи. Изменения, происходящие в организме в результате закаливания, развиваются медленно и постепенно. Максимальных успехов можно добиться, если начинать закаливание организма с раннего детства. Закаленные дети, как правило, обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высо-кой работоспособностью.

Одежда

А. Одежда малыша должна быть удобной, сшита из натуральных тканей.

Б. Нужно отдавать предпочтение таким вещам, большинство из которых ребенок сможет одеть самостоятельно (это удобно не только ребенку, но и воспитателю, т.к. значительно облегчает процесс переодевания).

В. Пуговицы на одежде лучше исключить, отдать предпочтение липучкам и кнопкам.

Г. Одежда должна быть как можно меньше украшена различными бусинками и мелкими деталями, прежде всего, в целях безопасности.

Обувь

А. Следует покупать обувь известных фирм, имеющую сертификаты качества.

Б. Верх обуви должен быть сделан из материалов, пропускающих воздух.

В. Обращайте особое внимание на наличие супинатора.

Г. Подошва обуви должна быть плотной, не гибкой, но податливой для амортизации при ходьбе.

Д. Задник должен быть высоким, плотным и сплошным, без швов и складок.

Е. Малышам нельзя носить шлепанцы любых видов, мягкие, свободные тряпичные тапочки.

 

Понятие о школьной зрелости и методах её оценки. Индивидуальный подход к детям в зависимости от уровня школьной зрелости. Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе (задачи воспитателя).

Школьная зрелость - это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье. Определение школьной зрелости необходимо для установления оптимального возраста начала школьного обучения, разработки индивидуального подхода в обучении, своевременного выявления возможных отклонений в развитии ребенка.

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе (задачи воспитателя)

А. выработать у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя)

Б. развить настойчивость, ответственность, самостоятельность, старательность. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия

В. воспитать у дошкольника опыт деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоить способы активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (уметь оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки)

Г. сформировать у детей навыки организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам

 

Характерные черты

А. специфичность

Б. все инфекционные болезни обладают заразительностью, но в разной степени

В. цикличность течения – последовательная смена периодов:

1) инкубационный – скрытый период. Период от момента заболевания до первых признаков. Происходит размножение микробов и перестройка защитных механизмов

2) продромальный – период, когда проявляются первые симптомы, но нет специфических проявлений. Этот период может отсутствовать.

3) период активного проявления болезни (резкое повышение температуры)

Стадии: начальная, разгар, стадия патологических болезней.

Г. восстановление нормальных функций в организме

Д. быстрое распространение

Е. возможность выработки иммунитета

Ж. возможность появления бациллоносительства

 

Источники

А. больной человек

Б. человек-бациллоноситель – здоровые люди, в организме которых паразитируют патогенные микробы

В. больное животное (зоонозы)

Г. грызуны (возникают болезни: чума, бешенство, туляремия, лейшманиоз)

Пути передачи

А. 1) воздушно-капельный (во время разговора, чихания, кашля)

2) воздушно-пылевой

Б. контактный (прямой и контактно-бытовой)

В.фекально-оральный (через загрязнённую воду, пищу)

Г. трансмиссивный (переносчики на механические и биологические)

Д. путь медицинских манипуляций (СПИД, малярия, грипп)

 

Меры профилактики

А. вакцинация

Б. соблюдение гигиенических и санитарных норм

В. повышение сопротивляемости организма к разного рода инфекциям

Г. карантин (комплекс мероприятий, способствующих предотвращение распространения инфекции: изоляция уже заболевших, тщательная дезинфекция места жительства и выявление контактов с больными)

Механизм формирования

А. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ обуславливает однотипные реакции на любые чужеродные антигены

Б. Если же вещество молекулярно-дисперсное (например: белок, полисахарид, вирус), и при этом не токсичное и не обладает физиологической активностью - оно не может быть нейтрализовано и выведено организмом по вышеописанной схеме. В этом случае реакцию обеспечивает СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ

В. Первое взаимодействие антигена (бактерии или вируса) с лимфоцитом вызывает реакцию, названную ПЕРВИЧНЫМ ИММУННЫМ ОТВЕТОМ, в ходе которого лимфоциты начинают развиваться (пролиферировать) в виде клонов

Г. ВТОРИЧНЫЙ ИММУННЫЙ ОТВЕТ развивается при последующем контакте с тем же самым антигеном

Д. К факторам ЕСТЕСТВЕННОГО ИММУНИТЕТА относят иммунные и неиммунные механизмы

Е. ИСКУССТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ вырабатывает при введении в организм вакцины или иммуноглобулина

Ж. АКТИВНАЯ ИММУНИЗАЦИЯ стимулирует собственный иммунитет человека, вызывая выработку собственных антител

З. ПАССИВНЫЙ ИММУНИТЕТ: в организм вводятся уже готовые антитела (гамма-глобулин)

И. После заболевания в некоторых случаях иммунитет сохраняется пожизненно. Например корь, ветряная оспа. Это СТЕРИЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ

К. В некоторых случаях иммунитет сохраняется только до тех пор, пока в организме есть возбудитель (туберкулез, сифилис) – НЕСТЕРИЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ

Виды

А. ВРОЖДЁННЫЙ ИММУНИТЕТ человек получает с момента зачатия, ещё находясь в материнском животе. Этот вид иммунитета передается по наследству, работа его зависит от множества факторов на уровне клеток и неклеточном уровне – гуморальном.

Б. ПРИОБРЕТЁННЫЙ ИММУНИТЕТ, как следует из его названия, «приобретается» то есть формируется в организме человек в течение всей его жизни. Он не передается по наследству. Приобретенный иммунитет – это выработка антител, специальных молекул, которые уничтожают попадающие в организм антигены (чужеродные агенты).

Этиология

Возбудитель - Mycobacterium tuberculosis (сокращенно БК - бактерия Коха) имеет вид тонких палочек, плохо поддающихся окраске основными красителями. Однако окрашенные бактерии стойко ее удерживают.

Рост микобактерий туберкулеза на питательных средах замедлен - колонии появляются через несколько недель. Если в материале имеется небольшое количество БК, то культуры вырастают лишь на средах, содержащих сложные органические вещества.

Различают несколько видов (типов) туберкулезных палочек: человеческий, бычий, птичий, мышиный. Заболевания человека легочным туберкулезом в 95% случаев вызываются палочками человеческого вида, в 5% - бычьего. Заболевания, обусловленные птичьим видом, единичны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.169.50 (0.126 с.)