Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Беларуси X-XIII вв. Фольклор и письменность, архитектура и живопись.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Истоки современного белорусского искусства следует искать в народной, восточно-славянской художественной культуре начиная с периода существования первых княжеств на территории Беларуси. Развитие культуры восточнославянского населения в X—XIII вв. находилось под влиянием процессов христианизации, начатых в конце X века. Христианство принесло новое мировоззрение, другую мораль и эстетику, совершенно новые виды искусства, в частности культовое зодчество, церковно-религиозную живопись и т. д. Оно способствовало вхождению наших предков в единое европейское сообщество, содействовало расширению и углублению политических и культурных связей с другими странами, и прежде всего с Византией, служило идеологическому укреплению политического объединения восточнославянских земель в государствах-княжествах. Культурное наследие белорусского народа в данный период особенно отчетливо прослеживается на развитии фольклора, который играл очень важную роль во всей духовной жизни населения, проживавшего на белорусских землях. Наиболее распространенными видами искусства в данный период были народные игры, хороводы, календарно-обрядовые песни, т. е. те виды искусства, которые в дохристианскую эпоху были непосредственно связаны с языческими обрядами и верованиями. Хоровод – это вид народной массовой игры, которая включала в себя хоровые песни, элементы танца и театральные действия. Он является одним из наиболее древних видов искусства, в котором еще песня не отделялась от танца, от действия. Первые летописные сведения о хороводах относятся к XI веку. Водили хороводы на лугу, возле качелей, на улице, в зимнее время — в доме. Участники хоровода держались за руки или за уголки платков и образовывали круг, который двигался по солнцу. Скорее всего, это было связано с тем, что когда-то хороводы посвящали солнцу и водили их в определенные дни. Во всяком случае круговые хороводы имитировали движение солнца, символизировали венок из живых цветов — девушек. Больше всего хороводов выпадало на весенний период. Из весенних наиболее типичными являются следующие: «Перапёлачка», «Ой, венча, мой венча» и др. Молодежь забавлялась хороводами и в другие поры года. В белорусском фольклоре обозначенного периода количественно преобладали песни и сказки. В них люди выражали свое отношение к окружающему миру, свои настроения, свои чувства и переживания. Большое значение для сельских забав имела также музыка. Первоначально использовались достаточно примитивные музыкальные инструменты, такие, как бруски, свистелки, дудки, жалейки, рог и даже деревянные гребешки. Одним из самых замечательных достижений культуры белорусских земель Х-ХШ веков являются памятники монументальной архитектуры. Их облик в значительной мере определили геополитические процессы, проходившие в общеславянском государстве — Киевской Руси. В этот период стали возникать города, являвшиеся центрами княжеств, в частности Полоцк, Туров, Берестье, Менск, Городня и другие. В общественном сознании жителей белорусских земель стали укореняться христианские ценности. Союз религии и власти князей нашел свое выражение в строительстве христианских храмов и одним из первых монументальных культовых сооружений на территории Беларуси стал Софийский собор, построенный в Полоцке в 50-е годы XI столетия. Это был третий по счету храм такого типа и названия на территории Восточной Европы после Киевской и Новгородской Софии. По своей форме Полоцкий собор напоминал квадрат, разделенный на пять нефов. Три его апсиды имели производную от деревянной архитектуры граненую форму, многочисленные фрески украшали интерьер. В соборе находился архив города, библиотека (погибла в годы Ливонской войны), государственная казна. В первой половине XII века в том же Полоцке зодчий Иоанн возвел собор Спасо-Ефросиньевского монастыря, представлявший собой шестистопную постройку с куполом. Приблизительно в это же время недалеко от Полоцка (в предместье Бельчицы) был построен Борисоглебский монастырь, ставший резиденцией полоцких князей, а около 1159 г. на берегу р. Палаты была возведена знаменитая Спасская церковь Ефросиньевского монастыря. Именно эта церковь отразила характерные для того времени черты местной школы архитектуры. Стены и столбы внутри церквей обычно расписывали фресками с изображением святых. Фрески чаще всего размещались на стенах в два ряда, цвета фресок — желтая и темная охра, красный и голубой, фон — синий или зеленый цвета. Искусство полоцких фресок очень подобно на живопись Новгорода и Киева и связано с византийскими традициями. Своеобразные каменные культовые сооружения (в основном церкви) были возведены в XII иске в ряде городов Беларуси, в том числе в Витебске, Новогрудке, Гродно, Турове. До наших дней сохранилась только Борисоглебская церковь в Гродно. Ее стены украшены вставками из цветного полированного камня и керамической плитки и покрыты зеленой и коричневой поливой. Памятником оборонительного зодчества на территории Беларуси является знаменитая башня в Каменце («Белая Вежа»), строительство которой относится к ХIII веку. Ее наружный диаметр составляет 13,6 м, толщина стен — 2,5 м. Башня состоит из пяти ярусов, разделенных узкими окнами-бойницами, что делает ее облик суровым и доминирующим над окружающим ландшафтом и селениями. Другим значительным достижением культуры белорусских земель X —XIII веков стала письменность. Ее памятники с характерными для белорусского языка чертами относятся к первой половине XIII века. Это договорная грамота смоленского князя Мстислава с Ригой, договор с Ригой неизвестного смоленского князя (около 1230 г.), грамота полоцкого князя Изяслава (1265 г.) и т.д. Все эти документы написаны кириллицей — шрифтом, который лежит в основе современного белорусского, русского, украинского языков. К полоцким памятникам письменности относится одна из очень немногих известных нам, так называемых деловых надписей XII века. Она сделана на кресте Ефросиний Полоцкой. В надписи отмечен год вручения креста Ефросинией Спасской церкви, стоимость материала и труда. Во второй части надписи посылается проклятие тому, кто унесет крест из Спасской церкви, Сам крест был сделан в 1161 году известным мастером-ювелиром Лазарем Бокшей. Основу креста составляло кипарисное дерево. Сверху и снизу крест окаймляли золотые пластины, а также многочисленные украшения из драгоценных камней и орнаментальные композиции. Стороны святыни были обложены серебряными пластинами с позолотой. На верхнем конце креста было помещено изображение Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя, в центре, в пяти квадратных гнездах, находились христианские реликвии — капли крови Христа, кусочек креста Господня, камешек из захоронения Девы Марии, фрагменты мощей св. Стефана и Пантелеймона, кровь св. Дмитрия. 9. Белорусские земли в конце XII-первой половине XIII вв. Предпосылки образования ВКЛ. Миндовг, Войшалк. Во второй половине XII в. в восточную Прибалтику стали проникать крестоносцы. Предки латышей и эстонцев к этому времени не имели своей государственности и были язычниками. Северная опасность со стороны немецких крестовых орденов была замаскирована миссионерской деятельностью. В 1186г. полоцкий князь Владимир разрешил немцу Мейнарду вести христианскую работу среди подчиненных Полоцку ливов. Крестоносцев интересовало не столько миссионерство, сколько завоевание новых земель в Прибалтике. В 1201 г. при епископе Асберте (с разрешения полоцкого князя) была построена крепость Рига. В 1202 г. здесь был создан при помощи римского папы орден меченосцев, который в 1237 г. стал называться Ливонским. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружина Полоцкого князя Владимира Всеславича осадила немецкие крепости Икскюль и Гольм. Но этот поход был неудачным. В 1208 г. крестоносцы захватили Кукенойс, в 1209 г. разграбили и сожгли Герцике. Чтобы противостоять опасности, Полоцк и Витебск установили связь с Новгородской землей, что позволило им нанести поражение шведам на Неве в 1240 г., и 5 апреля 1242 г. разбить немецких крестоносцев на Чудском озере. В 1260 г. литовцы вместе с русскими и белорусскими войсками нанесли поражение крестоносцам на озере Дурбе. Таким образом, коалиции всех сил северной части Европы удалось отстоять свою независимость. Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти и ее притоков. Столица княжества - город Туров упоминается в летописи под 980 г. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который вел борьбу за самостоятельность княжества. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло к наследникам В. Мономаха. В 50-е годы XII ст. Туровским княжеством овладел Юрий Ярославович, который вернул княжество династии князя Изяслава. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого.В это время жители Беларуси оказали упорное сопротивление монголо-татарам, когда они, опустошая Русь, двинулись в 1240 - 1242 гг. на Запад. Фланговые отряды Батыя прошли через южную часть Беларуси, опустошили и разграбили Мозырь, Туров, Пинск, Брест. В середине и второй половине XIII в. монголо-татары еще не раз осуществляли набеги на белорусские и литовские земли, но завоевать и подчинить их им не удалось. В конце XII - начале XIV в. Туровская земля была целиком присоединена к Великому княжеству Литовскому. Стремясь восстановить власть над своими традиционными данниками в Нижнем Подвинье, Володша не раз совершал походы на рыцарей, однако баланс сил был не в пользу Полоцка. Вначале вынужден был сжечь свой город и идти с дружиной в белый свет полоцкий вассал князь Вячка, который владел Кукенойсом. Затем войско рижского епископа Альберта взяло второй форпост полочан в балтских землях — город Герсику, где правил Всеволод из рода Рогволодовичей. Чтобы вернуть плененных немцами жену и детей, Всеволод признал себя вассалом Риги.Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья - Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель - был сложным и длительным по времени. Окончательно территориальные границы Великого княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток. Исторические реалии XIII - XIV вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению населения как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния агрессорам с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары). Известны совместные выступления балто-славянских дружин против крестоносцев и их союзника Конрада Мазовецкого. Чувствительными были и внутренние объединительные тенденции. Двадцать небольших удельных княжеств, которые образовались в результате распада Полоцкого и Туровского княжеств, вели междоусобную борьбу. На балтских землях государственности не было. Здесь возникают племенные союзы, появляются князья (кунигасы), которые имели сильные военные дружины. Они оказывали сопротивление крестоносцам и одновременно сами совершали набеги на земли ослабленной Руси. Внутренняя борьба между племенными союзами возвышала личности некоторых князей. Одним из таких князей был Миндовг. В такой ситуации ряд земель повели этнично-объединительную деятельность. Ее демонстрировали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Смоленская земли, а также земли балто-восточно-славянские. В середине XIII в. в балто-восточных землях происходит возвышение Новогрудка (совр. Новогрудок). Новогрудок был основан Ярославом Мудрым (1044 г.) и долго находился под влиянием Киева, а затем галицко-волынских князей. Урожайные земли Понеманья, относительно безопасное географическое положение в условиях постоянной внешней угрозы привлекли сюда переселенцев из других районов и обусловили подъем производительных сил. Первым князем - претендентом на роль создателя Литовской державы был литовский князь Миндовг. Летописная Литва располагалась на современных восточнолитовских и северозападных белорусских землях. Во второй половине 40-х гг. XIII в. Миндовг стал князем в Новогрудке, где, согласно Густынской летописи, принял в 1246 г. православную веру. В 1263 года Миндовг и два его малолетних сына были убиты в результате заговора князей жемайтского Треняты, нальшанского Довмонта и полоцкого Товтивила. Великим князем стал так и оставшийся язычником Тренята, но и он был в 1264 году убит слугами Миндовга, вероятно, по приказу Войшалка. В 1264 году великим князем стал старший сын Миндовга Войшелк (в 1267 году отказался от власти и удалился в православный (греческого обряда) монастырь в Угровеске). Войшалк - великий князь литовский в 1264—1267 годах. Сын Миндовга. В 1263 году после убийства Тройнатом (племянник Миндовга) Миндовга и Товтивила на короткое время бежал в Пинск. Но уже в 1264 году вместе с пинским войском возвратился в Новогородок, где соединился с дружинами новогородских бояр и пошёл устанавливать свою власть в Литве, уничтожив много своих врагов. Признал власть Василька Романовича и княжил вместе со Шварном Даниловичем, с помощью которых завоевал Нальшаны и Дзяволтву. В 1267 году оставил власть Шварну и ушёл в монастырь на Волыни. Между 18 и 23 апреля 1267 года был убит во время пребывания в гостях у галицко-волынского князя Василька Романовича претендентом на литовский престол Львом Даниловичем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.26 (0.014 с.) |