Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическая и культурная жизнь бсср в 1928-1939 гг.

Поиск

Политический режим, который был установлен в БССР в конце 20-х гг., характеризуется как сталинский тоталитарный режим. Это форма державной власти, при которой осуществляется полный (тотальный) контроль державы над всеми отраслями жизни общества. Такому политическому режиму присуще наличие всеобщей державной идеологии – системы взглядов, при которой отвергалась ценность одной человеческой жизни, объявлялся классовый подход в строительстве нового социалистического строя, связанный с теорией об обострении классовой борьбы по мере движения к социализму. В условиях, когда Советский Союз оставался единственной социалистической страной в мире, которая приводила в жизнь свой план модернизации общества (индустриализация, коллективизация, «культурная революция»), установился принцип подчинения центральной власти. Органы власти действовали только с помощью административно-командных методов управления. С середины 30-х гг. в республике резко усиливается режим единоличной власти, который связан с возникновением культа личности Сталина. В это время началось возвеличивание роли одного человека, приписывание ему главной роли в ходе исторических событий. Тоталитарный политический режим (или «сталинизм») обеспечил установление целостной общественной системы, которую историки характеризуют как державный социализм. При нём функции по распоряжению политической властью оказались отчуждёнными от большинства простых людей и осуществлялись партийно-державным аппаратом. В республике, как и в СССР в целом, был построен державный строй, при котором обеспечивался стабильный жизненный уровень простых людей за счёт использования их трудового энтузиазма, а также жёсткой производственной дисциплины. Репрессии соединялись с верой людей в правильность выбранного курса и безошибочность политики И. Сталина. Основные события общественно-политической жизни в конце 20-х начале 30-х гг. были связаны с остановкой НЭПа (новой экономической политики) и белорусизации, разворачиванием репрессий и обвинений. В этих условиях Советы, общественные организации утрачивали свою роль. В то же время увеличилась роль Народного коммисариата внутренних дел (НКВД), который стал использоваться для расправ с теми, чья позиция противопоставлялась или не совпадала со сталинской. В 1937 году была принята конституция БССР. В ней был отмечен ряд демократических прав и свобод, в том числе право выбирать и быть выбранным в державные органы власти. Однако, на самом деле, в условиях существования однопартийной политической системы попасть (быть выбранным) в органы власти (высшим из них являлся Верховный Совет БССР) могли по подготовленным спискам только члены Коммунистической партии или же беспартийные, которые поддерживали политику единой существующей партии. Такой безальтернативный порядок выборов органов власти, когда одна кандидатура, согласованная с местным партийным начальством, претендует на одно место, характеризуется историками как «выбор без выбора». Репрессии происходили в связи с проведением политики ликвидации кулаков как класса. С 1929 года началось «раскулачивание» и ссылка в отдалённые районы зажиточного крестьянства, которые выступали против принудительного создание колхозов. В связи с остановкой политики белорусизации были обвинены в «национальном демократизме» многие представители культуры Беларуси. В 1930 году была попытка самоубийства у Янки Купалы, который в предсмертной записке написал, что «лепш смерць фiзiчная, чым палiтычная». Пиком репрессий стал 1937 год. В это время была пущена версия о том, что в Беларуси действует разветвлённое антисоветское подполье национально-фашистская организация во главе с правителями республики М. Гикалом, А. Червяковым, М. Голодедом. В результате были репрессированы 99 первых секретарей райкомов КП(б)Б из 101, которые были в то время на территории Беларуси. Грубые нарушения прав человека объяснялись сталинской теорией об обострении классовой борьбы по мере движения к социализму. Жертвами репрессий стали многие жители Беларуси. Культурная жизнь БССР. В 1920-е гг. происходило становление белорусской науки. В 1922 г. был создан Институт белорусской культуры (Инбелкульт). В 1929 г. он был реорганизован в Белорусскую Академию наук, ставшую центром научной жизни республики. Ученые занимались поиском полезных ископаемых, гидроэнергетических ресурсов, исследованием проблем органической и неорганической химии, повышения урожайности. Они выводили новые сорта зерновых и бобовых культур, а также картофеля. Разрабатывались важные вопросы истории, белорусского языка и литературы, философии и экономики. Вместе с тем политические репрессии 1920—1930-х гг. вылились в расправу над представителями белорусской науки, литературы и искусства. Практически полностью были уничтожены научные кадры Белорусской Академии наук. В 1930-е гг. были репрессированы 26 академиков и 6 членов-корреспондентов академии. Более половины своего состава потерял в результате репрессий Союз писателей Беларуси. Апогеем репрессий в отношении национальной интеллигенции стало сфабрикованное в 1930 г. дело о «Союзе освобождения Беларуси», по которому было арестовано 108 лучших представителей белорусской интеллигенции. Бурное развитие белорусской советской литературы началось в 1920-е гг. В это время возникли литературные объединения «Маладняк», «Узвышша», «Полымя». Плодотворно работали белорусские писатели Я. Купала, Я. Колас, Т. Гартный, 3. Бядуля. В их произведениях отражались жизнь, работа и духовный мир простых людей дореволюционной Беларуси, строительство социалистического общества, стремление народа к новой жизни. В 1920—1930-е гг. творили такие белорусские писатели и поэты, как В. Дубовка, М. Чарот, К. Крапива, К. Чорный, М. Лыньков, П. Трус, П. Глебка, П. Бровка, П. Головач, А. Кулешов, Э. Самуйлёнок. Важную роль в становлении белорусского театрального искусства сыграл Белорусский первый государственный театр, открывшийся в Минске в сентябре 1920 г. Его режиссером стал Е. Мирович. Одновременно в Минске работала Труппа белорусских артистов под руководством В. Голубка. В 1926 г. она преобразована в Белорусский государственный передвижной театр, который в 1932 г. был реорганизован в Белорусский третий государственный театр с базой в Гомеле. Выдающемуся деятелю белорусского искусства, драматургу и режиссеру этого театра В. Голубку первому в республике было присвоено звание народного артиста БССР. В 1926 г. в Витебске открылся Белорусский второй государственный театр, основу которого составили выпускники Белорусской драматической студии, работавшей в Москве. В 1930-е гг. были созданы Государственный русский драматический театр БССР в Бобруйске (с 1947 г. — в Минске) и Белорусский театр юного зрителя имени И. К. Крупской в Минске, театры рабочей молодежи в Минске, Витебске и Гомеле, колхозно-совхозные театры в ряде городов республики. Всего в БССР в этот период работало 14 театров. Талантливые мастера сцены — В. Крылович, Б. Платонов, Г. Глебов, В. Владомирский, Ф. Жданович, П. Молчанов, А. Ильинский, Л. Ржецкая — внесли неоценимый вклад в развитие белорусского театрального искусства. Основателями белорусской советской оперы, симфонии, камерной музыки являются Н. Чуркин, Н. Аладов, Е. Тикоцкий. Все они были учениками русских композиторов. В 1932 г. в Минске открылась Белорусская государственная консерватория. На педагогическую работу в нее были приглашены преподаватели из Москвы и Ленинграда. В 1933 г. был создан Государственный театр оперы и балета БССР. В его репертуаре наряду с русской и западноевро-пейской классикой важное место заняли произведения национального искусства. Среди них — оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырёва (по повести Я. Коласа «Трясина»), первый национальный балет «Соловей» М. Крошнера (по одноименной повести 3. Бядули). Ведущими артистами театра оперы и балета стали Л. Александровская, М. Денисов, И. Болотин. В 1937 г. была создана Белорусская государственная филармония. Она играла важную роль в музыкальной жизни республики. В 1920—1930-е гг. происходило становление белорусского художественного кино. Первыми национальными картинами были «Лесная быль» (1926) режиссера Ю. Тарича по повести М. Чарота «Свинопас» и «Кастусь Калиновский» (1927) режиссера В. Гардина. Основные темы творчества белорусских кинематографистов того времени — революционная борьба белорусского народа и строительство социалистического общества. К числу лучших фильмов принадлежат «Первый взвод», «Золотые огни» В. Корш-Саблина, а также фильмы для детей «Полесские робинзоны» и «Концерт Бетховена». Об успехах белорусской живописи свидетельствуют произведения, появившиеся еще в 1920-е гг. Среди них — картины В. Волкова «Молотобоец», «Плотогоны», «Партизаны», М. Филипповича «Битва на Немиге», «Ночь на Ивана Купалу», «Восстание К. Калиновского», пейзажи В. Кудревича «Утро весны», «Над Свислочью», «На Соже». В конце 1920-х — 1930-е гг. белорусские художники создали много произведений, посвященных борьбе за власть Советов, героике гражданской войны и социалистического строительства. Наиболее известными из них являются картины И. Ахремчика «Подписание манифеста о создании БССР» и «Вступление Красной Армии в Минск», М. Моносзона «Встреча советских танкистов в Западной Белоруссии». Выдающимися архитектурными постройками 1920 1930-х гг. стали Дом правительства, Дом Красной Армии, здания Академии наук, Государственного театра оперы и балета (архитектор И. Лангбард), Белорусского театра юного зрителя, Дворца пионеров и школьников, гостиницы «Беларусь» (архитекторы А. Воинов, В. Вараксин) в Минске, а также новые здания в Могилеве, Витебске, Гомеле и других городах. В 1939 г. началось возведение здания Центрального Комитета Компартии (большевиков) Беларуси (сейчас резиденция Президента Республики Беларусь). Белорусские скульпторы создали ряд монументальных композиций, украсивших Дом правительства, Дом Красной Армии, Дворец пионеров и школьников. Достижения в области культурного строительства периода 1930-х гг.— это общецивилизационные ценности, настоящая культурная революция, обеспечившая качественно новый уровень интеллектуального потенциала Советской Беларуси.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.246 (0.009 с.)